Внеклассное мероприятие
классный час на тему

Лихоманова Инна Владимировна

Цикл классных часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnye_chasy.doc298 КБ

Предварительный просмотр:

ДОБРО И ЗЛО

Цель: на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло».

Ход классного часа

1. Обсуждение понятия «хороший».

Целесообразно предложить детям порассуждать о смысле слова «хороший».

В о п р о с ы:

– Проанализируйте, когда человеку хорошо?

– Подберите синоним к слову «хорошо». (Добро.)

– Как вы понимаете смысл этого слова? (Это все хорошее, полезное, положительное.)

2. Инсценировка сказки В. А. Сухомлинского.

КАК БЕЛОЧКА ДЯТЛА СПАСЛА

Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.

Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

– Почему это ты, Дятел, плачешь?

– Нечего есть, Белочка…

Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.

Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.

В. А. Сухомлинский

В о п р о с ы  для анализа:

– Какое чувство у вас возникло к героям сказки?

– Почему радуются Белочка и бельчата?

– Какое дело совершила Белка?

– Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось?

Учитель. Значит, любой из вас имеет право выбора. Вы можете сами решить, как вам поступить. Но всегда нужно просчитать на два шага вперед.

3. Чтение и анализ рассказов.

ЧТОБЫ БАБОЧКА НЕ УКОЛОЛАСЬ

Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации острые-острые колючки.

Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку, что же тогда будет?

Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью.

Мама увидела и спрашивает:

– Что же ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?

– Чтобы бабочка не укололась, – ответила Зоя.

В. А. Сухомлинский

В о п р о с ы для анализа рассказа:

– Как вы оцениваете поступок Зои?

– Поразмыслите, добро или зло принесла Зоя акации? бабочке?

– Как бы вы поступили в таком случае?

– Какие добрые дела может сделать человек?

Учитель. Свершив добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», – гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – богатый человек.

Далее учитель читает другой рассказ, показывает иллюстрации к нему.

ЖУК НА НИТОЧКЕ

Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личинки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у деревьев корни.

В общем, вредят как могут.

Мы этих майских жуков ловим хитрым способом.

Рано утром, пока еще прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких березках, оцепенели.

Тряхнешь дерево – и жуки вниз посыплются, только собирай. Вот мы их и собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел.

Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь, а ниточка не пускает.

Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело.

Вдруг дедушка как крикнет:

– Сейчас же бросьте! Нашли забаву!

Мальчишка, который жука привязал, даже обиделся.

– Это же вредитель!

– Знаю, что вредитель.

– Чего же вам жалко?

– Мне, – отвечает дедушка, – тебя жалко!

– Меня?!

– Тебя. Хоть ты не жук, а человек.

– Чего же меня жалеть, если я человек?

– А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы. Даже таких вот жуков. Даже вредителей?

Э. Шим

В о п р о с ы для анализа рассказа:

– Какие чувства возникли у вас после прочтения?

– Поразмышляйте о поступке мальчика.

– Прокомментируйте последнюю фразу дедушки.

– Какой смысл вы вкладываете в слово «зло»? (Нечто дурное, вредное.)

– Какие антонимы у этого слова? (Беда, несчастье, неприятность.)

4. Слово учителя.

В каждом из вас есть маленькая частичка доброты. Как маленькое солнышко. Добрый человек – тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Добрый человек любит природу. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

Дидактический материал

ДОБРОТА

Сл. Н. Тулуповой                                                Муз. И. Лученка

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость,

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

ДОБРОТА

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты,

Что от этой доброты

Распускаются цветы,

Приживаются коты,

Рыбки, ежики, птенцы?

Я тебе отвечу прямо:

Это – мама, мама, мама!

Л. Николаенко

ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

Цели: объяснить роль сказок в нашей жизни; сопоставить волшебное (чудеса) и реальное (изобретения современности), приведя примеры из сказок и их аналогов в жизни.

Ход классного часа

1. Слово учителя.

Давным-давно, когда не было реактивных самолетов и вертолетов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических кастрюль и чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама домой пришла, а горшок без огня кашу варил. Шло время... Сказки стали былью, и чудеса превратились в умные машины, в помощников людей.  И никого не удивляет теперь, что вода сама приходит домой, что в аэросани не надо впрягать лошадь, что один человек при помощи динамита может целую гору своротить, что телевизор передает изображение на далекое расстояние. Все эти чудеса стали для нас обычными. Наша действительность великими достижениями науки и техники осуществила давние мечты людей.

Нет, волшебные русские сказки не лгали,

Про Кощееву смерть, про ковер-самолет.

Нет, не праздные люди те сказки слагали,

А провидцы, в чьих замыслах правда живет.

Разве сказки не справдились те в самом деле,

Что светили когда-то, как звезды в ночи?

Мы кощеево царство разрушить сумели,

Мы от тайн вековых отыскали ключи.

Н. Рыленков

2. Анализ сказок: волшебное чудо и его реальное воплощение.

Учитель. Вы, ребята, читали и знаете русские народные сказки, знакомы и с новейшими достижениями нашей науки и техники. Попробуйте их сопоставить.

– Посмотрите на сказочные чудеса и назовите сказку:

1. Конек-Горбунок.

2. Ковер-самолет.

3. Золотой Петушок.

4. Сани-самокаты.

5. Чудо-зеркальце.

6. Перо Жар-птицы.

7. Клубок ниток, указывающий путь.

8. Садко с гуслями на дне морском.

– Молодцы, сказки вы знаете все. А теперь посмотрите на изобретения, машины и приборы.

1. Телевизор.

2. Радиолокатор.

3. Аэросани.

4. Космическая ракета.

5. Воздушный лайнер (самолет).

6. Прожектор.

7. Водолаз в скафандре.

8. Компас.

– Попробуйте против сказочного чуда поставить соответствующее ему изобретение. Объясните.

– Подумайте, в каких еще сказках есть чудо и какому изобретению соответствует.

1. Назовите сказки, в которых есть цифры в названии. («Три поросенка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Три медведя».)

2. Назовите сказки, в которых три раза свершалось чудо, превращение или три раза что-то делали. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (копытце), «Сказка о царе Салтане» (три чуда), «Три медведя» (кушали), «Кот, Лиса и Петух» (три раза выманивали), «Сказка о мертвой царевне» (ходил к солнцу, месяцу, ветру), «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».)

О ЛЕНИ И ЛЕНТЯЯХ

Цели: обсудить проблему человеческой лени; сделать выводы, как преодолеть собственную лень; учить рассуждать.

Подготовительная работа: подготовка группой учащихся инсценировки «Сказки про лентяя Ваню»; рисунки «Лень и лентяи».

Ход классного часа

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Нас ждет одна очень удивительная страна – Лентяйдия. А живут в ней … (лентяи). Правильно!

2. Инсценирование и анализ сказки.

Учитель. Сейчас мы познакомимся с одним из жителей этой страны. Впрочем, смотрите, все поймете.

Группа учащихся показывает инсценировку.

СКАЗКА ПРО ЛЕНТЯЯ ВАНЮ

Действующие лица: ведущие (два ученика), Ваня, Света,

 Русский, Литература, Задачник.

1-й ученик.  Вот послушайте, ребята,

Буду сказку сочинять:

Жил да был на свете Ваня,

Любил лодыря гонять.

2-й ученик.  Ваня был ленивый очень –

Чем учиться, лучше спать.

И об этом, между прочим,

Мы хотим вам рассказать.

Ваня.            Чем задачи мне решать,

Лучше бы часок поспать.

1-й ученик.  Ваня спит и вдруг во сне

Видит Светку на окне.

Отличница Светка –

Ванина соседка –

Говорит придирчиво.

Света.                  Ты уроки выучил?

Задание домашнее велели к сроку сдать.

Про картошку нам сегодня сказали написать.

Ваня.              Про картошку?

Ерунда, не составит и труда.

Очень вкусная картошка

Выросла у нас.

Мы и жарим, мы и парим,

Едим ее и хвалим.

1-й ученик.    Отличница Светка –

Ванина соседка –

Открыла рот от удивленья

И сказала вдруг с волненьем.

Света.            Про картошку?

Ерунда, написать можно всегда.

А задачу ты решил?

Помнишь, двойку получил?

Единицу по письму?

Я вот за тебя возьмусь!

Будешь не со скуки

Ты учить науки.

2-й ученик.    И тут внезапно Светка –

Ванина соседка –

Оглянулась, покосилась

И в задачник превратилась.

1-й ученик.    А за нею со стола

     вскочили «Русский» и «Литература».

Русский.        Плохо он

Просклонял вчера «вагон».

Выражу я мнение:

Он не знает ударения.

Задачник.      Это просто ерунда,

Я так думаю, что Ваня

Будет двоечник всегда.

Литература.  Что же делать?

Как нам быть?

Как же Ваню убедить,

Что учиться надо лучше,

Клякс не ставить,

Не черкать,

Чтоб в тетрадях и в журнале

Красовалась цифра «5»?

Русский.         Для начала тебя, Ваня,

Превращу я в старика,

Потому что не достоин

Званья ты ученика.

Ваня.              Что за шутки,

Не хочу я никуда!

Литература.  Вот так да!

И к лицу тебе, смотри-ка,

Седая борода!

1-й ученик.    Ваня так перепугался,

Так со страха задрожал,

Извинялся, плакал, клялся,

А потом вдруг побежал.

2-й ученик.    Он бежал, бежал, бежал,

Оглянулся и споткнулся,

Так упал, что вдруг проснулся.

1-й ученик.    Для себя решил наш Ваня:

Клякс не ставить, не лениться

И в тетрадях не черкать.

Быть прилежным и учиться только на…

Ученики (хором). «Четыре» и на «пять»!

2-й ученик.    Дорогие зрители, вы такое видели?

Мы вам сказку рассказали,

Вы, надеюсь, не скучали?

Но пора сказку кончать.

1-й ученик.    Лишь осталось пожелать

Всем учиться, не лениться,

Чтоб отметками гордиться,

Чтобы в дневнике страницы

Украшала цифра «пять».

В о п р о с ы для анализа:

– Кто же может быть жителем этой удивительной страны Лентяйдии?

– Да, конечно, только лентяи, лодыри.

– Кто же такие лентяи? Отчего человек становится ленивым? (Ответы детей.)

3. Выставка рисунков.

Дети рассматривают выставленные рисунки к теме «Лень и лентяи», задают вопросы авторам тех или иных рисунков.

4. Чтение стихотворения и коллективное обсуждение.

Учитель или заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Кот и лодыри» С. Я. Маршака.

– Какие советы можно дать лентяям? (Воспитывать силу воли, стараться соблюдать режим дня и т. п.)

5. Чтение памятки.

Учитель. В конце классного часа я каждому хочу подарить памятку, в которой есть рекомендации, как выполнять домашнее задание. Старайтесь их придерживаться, и тогда у вас не будет возможности проявлять свою лень.

П а м я т к а «КАК ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»

1. Проветри свою комнату до начала выполнения домашнего задания.

2. Выполняй задания в одно и то же время.

3. Просмотри записи в дневнике. Определи, какие задания ты должен выполнить на следующий день.

4. Приготовь все принадлежности, которые необходимы тебе для выполнения домашних заданий.

5. Подумай, какое задание ты будешь выполнять первым. Начни с самого трудного, более легким заверши свою работу.

6. Отмечай карандашом в своем школьном дневнике выполненное задание.

7. Делай 10-минутный перерыв между каждым выполненным заданием.

8. После подготовки уроков сложи книги и тетради в свой портфель. Проверь, все ли ты положил.

– Всего доброго. До следующего классного часа!

«ТЕРПЕНЬЕ И ТРУД ВСЕ ПЕРЕТРУТ»

Цель: ознакомить с русскими народными пословицами, литературными произведениями, раскрывающими понятие «труд» и дающими представление о том, что всё в жизни достигается трудом.

Ход классного часа

1. Чтение стихотворения.

Читает учитель.

Единое счастье – работа,

В полях, за станком, за столом!

Работа до жаркого пота,

Работа без лишнего счёта –

Часы за упорным трудом.

Посеянный хлеб разойдется

По миру; с гудящих станков

Поток животворный польется

Во глуби бессчётных умов.

Работай! Незримо, чудесно

Работа, как сев, прорастёт.

Что станет с плодами, – безвестно,

Но благостно влагой небесной

Труд всякий падёт на народ.

Великая радость – работа,

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта –

Все счастье земли – за трудом.

В. Брюсов

2. Знакомство с пословицами о труде, их анализ.

Учитель. Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете все добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда.

Русские народные пословицы во главу всегда ставят труд.

– Послушайте  п о с л о в и ц ы:

• Будешь трудиться, будешь кормиться.

• Все надоедает, кроме работы.

• Дело мастера боится.

• Каков мастер, такова и работа.

• Труд кормит, а лень портит.

• Глаза страшатся, а руки делают.

• Скучен день до вечера, коли делать нечего.

• Без труда человек не познает счастья.

• Труд – радость жизни.

– Объясните смысл каждой пословицы.

В ы в о д. Какой вы человек, в обществе судят по результатам труда, по отношению к труду.

3. Чтение и анализ текстов из литературных произведений.

Учитель. Послушайте притчу.

При постройке Шартрского собора во Франции трем разным рабочим задали один вопрос: Что ты здесь делаешь? Один процедил: «Камни таскаю, будь они не ладны!» Второй ответил: «Деньги зарабатываю для семьи». А третий ответил: «Я строю Шартрский собор».

– Проанализируйте работу каждого строителя.

К сожалению, сегодня навсегда из нашего лексикона исчезли слова «труд», «рабочий». А с экранов телевизоров к вам взывают: «Выиграй миллион», «О, счастливчик», «Слабое звено» и т. д. То есть преподносят, что в жизни все богатства лежат на блюде с голубой каемочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о желании. Увы, это не имеет ничего общего с настоящей жизнью.

Учитель читает текст.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить.

Л. Н. Толстой

– Благодаря чему птице удалось исполнить желание?

– Для чего вы учитесь в школе?

Учитель читает стихотворение.

БУКВАРИНСК

Есть на речке на Чернильной

Город маленький, непыльный.

С незапамятных времен

«Букваринск» зовется он.

В этом городе живет

Удивительный народ,

Хлебосольный, незлобливый,

Дружный и трудолюбивый:

А – аптекарь,

Б – бочар,

В – валяльщик,

Г – гончар,

Д – дробильщик здоровенный,

Е – ефрейтор, он военный,

Ж – жестянщик-простачок,

З – закройщик-старичок,

И – историк бородатый,

К – красильщик франтоватый,

Л – лудильщик,

М – маляр,

Н – носильщик,

О – овчар,

П – писатель,

Р – радист,

С – сапожник,

Т – турист,

У – бесстрашный укротитель,

Ф – чудак-фотолюбитель,

Х – художник-баталист,

Ц – известный цимбалист,

Ч – чудесный часовщик,

Ш – шофер, большой шутник,

Щ – щенок его, Букетик,

Э – электрик-энергетик,

Ю – юрист, а дальше

Я – это я, мои друзья.

И. Токмакова

В о п р о с ы:

– О ком пишет поэтесса в стихотворении?

– А кем вы станете, когда вырастите?

– Что для этого необходимо предпринять?

– А если, скажем, не дается в школе математика. Как быть?

КАК БЫТЬ ПРИЛЕЖНЫМ И СТАРАТЕЛЬНЫМ*

Цели: на примерах из литературных произведений, доступных для детского восприятия, сформировать понятия «прилежный», «старательный», дать положительную оценку данным качествам.

Ход классного часа

1. Знакомство с новыми понятиями.

Н а  д о с к е написаны русские народные пословицы:

* Знания не кошель: за плечами не носить.

* Не на пользу читать, коли только вершки хватать.

* Корень учения горек, да плод его сладок.

В о п р о с ы:

– О чем эти пословицы?

– Нужно ли учиться? Зачем? Чему?

– Какое значение имеет учеба в жизни человека?

Учитель. Учение – это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда легко все дается. Если математика дается вам без труда, то, наверное, выводить каллиграфически письмо вам потребуется определенное время. Или, к примеру, ну, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримете?

«Терпение и труд все перетрут», – гласит народная мудрость. Трудолюбие – это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми. Великий полководец А. В. Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым. Валентина Терешкова путем изнуряющих тренировок, учебы стала известной всему миру первой женщиной-космонавтом.

– А какой смысл вы вкладываете в слова «старательный» и «прилежный»?

Если заглянем в толковый словарь С. И. Ожегова, то найдем пояснение: старательный – делающий что-нибудь хорошо и добросовестно; прилежный – отличающийся усердием в труде, учении.

– Каким вы представляете прилежного, старательного человека? Опишите.

– Часто учителя обращаются к ученику с просьбой: старайся. Что это значит? (Значит, выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил всем радость.)

2. Чтение рассказа В. Осеевой.

СЫНОВЬЯ

Две женщины брали воду из колодца.

Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушке отдохнуть пришел.

Вот говорит одна женщина другой:

– Мой сынок ловок да силен – никто с ним не сладит.

– А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.

А третья молчит.

– Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают ее соседки.

– Что же сказать, – говорит женщина. – Ничего в нем особенного нету.

Набрали женщины полные ведра и пошли. А старичок за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещет вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит. Любуются им женщины. Другой песню поет, соловьем заливается – заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

– Ну, что? Каковы наши сыновья?

– А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу.

В. Осеева

– Почему старичок так ответил женщинам? (Ответы детей.)

Учитель. Старательный человек бережет время свое и чужое. У него все четко в жизни распределено. Такие люди планируют свои дела на день, неделю. Когда человек придерживается в жизни определенного режима, то у него всегда хватает времени и на отдых.

3. Чтение и анализ стихотворения.

О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО ЧАСАХ

Ведут часы секундам счет,

Ведут минутам счет.

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть,

Успеет встать и за станок,

За парту в школе сесть.

С часами дружба хороша!

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книг не забывай!

Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

Хороший был денек!

С. Баруздин

– Поделитесь с одноклассниками, если у вас удачно получается распределять время.

– Часто слышишь от людей: я ничего не успеваю делать. Таких людей, как правило, удача не посещает. Почему это происходит?

4. Обобщение.

Учитель. Чтобы любое начинаемое вами дело приносило радость, давайте вместе сформулируем п р а в и л а, которые будем соблюдать:

  • Придерживаться распорядка дня.
  • Доводить начатое до конца.
  • 7 раз отмерь, один отрежь.
  • Отдыхать с удовольствием.

ОТКУДА ПРИШЛА КНИГА

Цели: познакомить детей с процессом изготовления книги; воспитывать чувство бережливого отношения к книгам.

Ход классного часа

1. Чтение стихотворений. Загадки по теме.

Учитель. Угадайте: Не куст, а с листочками,

 Не рубаха, а сшита,

 Не человек, а рассказывает.

(Книга.)

– Назовите ваши любимые книги.

Учитель (ученик) читает стихотворение.

МОЙ ДРУГ

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоем,

И наш разговор потихоньку ведем…

Ты мне говоришь про дела смельчаков,

Про злобных врагов и смешных чудаков,

Про тайны Земли и движенья планет –

С тобой ничего непонятного нет,

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу,

Без книги хорошей я жить не могу.

Н. Найдёнова

2. Рассказ учителя с использованием иллюстраций.

Все эти книжки родились в дремучем лесу. Сначала была маленькая сосенка, потом она стала сосной, шли годы, верхушки сосны тянулись к солнцу. Но вот однажды в лесную чащу пришли лесорубы и спилили это могучее дерево. На помощь лесорубам спешит трактор, в тайге его называют лесным вездеходом. Лесорубы обрубают ветви, вяжут, крепко стягивают стволы железными  канатами – тросами. Вздрогнет, запыхтит лесной вездеход и потянет тяжелую ношу к реке.

Река – самая просторная дорога для леса. Точно огромные рыбины плывут по ней бревна вниз по течению. Кажется, будто вся река загружена лесами. Порой бревна сталкиваются, цепляются друг за друга, образуют заторы. А чтобы заторов не было, за движением леса зорко следят сплавщики. Сильные, храбрые, умелые люди. Они подплывают к лесному затору в моторных лодках и длинными баграми с острыми наконечниками расталкивают, разгоняют сцепившиеся бревна. И вот стволы вновь продолжают свой путь по глубокой широкой дороге. Голубая дорога приведет стволы на комбинат. Из них будут делать бумагу. Вот стволы переходят из цеха в цех. Деревья там распиливают и измельчают в опилки. Дальше – варят, чтобы получить волокнистую массу, похожую на жидкое тесто. Машины разливают и раскатывают бумажное тесто, потом из полос получается бумага. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и сматывается в огромные бумажные рулоны.

– А как же из рулонов книгу надо сделать?

– Книгу надо написать. Кто будет писать книгу?

Писатели должны много знать, чтобы писать интересную книгу. А чтобы книжка была очень красочной, необходимо поработать еще профессионалам.

– Кому?

Давным-давно, в прежние времена книга писалась от руки. Была редкостью и ценилась очень дорого. Тогда люди задумались: «Ведь книгу хотят прочесть многие. Как помочь размножить книгу?»

Теперь книгу не переписывают от руки, а печатают в типографии. У вас есть учебники. Все одинаковые. Сделаны они в типографии.

Типография – книжная фабрика. Как на любой фабрике, здесь много цехов. В одном цехе подготавливают бумагу, в другом – краски, и в каждом цехе – машины. Теперь книгу делают при помощи машин. В печатную машину подается чистая белая бумага, а выходит с текстами и картинками. Далее необходимо сложить листы в тетрадь – сфальцевать, как говорят в типографии, правильно подобрать их, странички должны идти одна за другой. Еще долгий путь пройдет книга, пока не окажется у машины, которая делает на нее обложку.

Потом книги попадают в книжный магазин, в библиотеку.

Вот такой долгий путь проходит книга, чтобы из дерева превратиться в книгу. Это очень большой труд людей, и мы должны уважать этот труд, беречь книгу.

3. Инсценировка басни.

ДВЕ КНИЖКИ

Однажды встретились две книжки,

Разговорились меж собой.

– Ну, как твои делишки? –

Одна спросила у другой.

– Ох, милая, мне стыдно перед классом,

Хозяин мой обложки вырвал с мясом!

Да что обложки… Оборвал листы!

Из них он делает кораблики, плоты

И голубей…

Боюсь, листы пойдут на змей,

Тогда лететь мне в облака!

А у тебя целы бока?

– Твои мне не знакомы муки,

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

Сел ученик читать меня!

А посмотри-ка на мои листочки,

На них чернильной не увидишь точки.

Про кляксы я молчу, –

О них и говорить-то неприлично…

Зато и я его учу

Не как-нибудь, а на «отлично».

– Ну, мой на тройках едет еле-еле

И даже двойку получил на той неделе…

В басне нет загадки: расскажут напрямик

И книжки и тетрадки, какой ты ученик.

ВОЛШЕБНИКИ ДОБРА

Цель: прививать детям нравственные нормы цивилизованного общества.

Ход классного часа

С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать классный час с чтения стихотворений или рассказов по теме. Предложить детям порассуждать, отвечая на вопросы.

1. Чтение стихотворений, рассказов по теме. Обсуждение понятия «доброта».

Читает ученик.

ДОБРОТА

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта,

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

– И откуда, – спросишь ты, –

В доме столько доброты?

Л. Николаенко

– Как вы понимаете слово «добрый»? Каков его смысл?

– Можно ли человека заставить быть добрым?

– Можно ли стать добрым на время?  Поразмышляйте.

– Проанализируйте жизнь нашего класса за последнее время. Какие произошли изменения? Определите, под влиянием чего они произошли?

Читает ученик.

Чтобы стало в этом мире

Завтра лучше, чем вчера,

Есть на свете командиры

И волшебники добра.

Мы счастье всем добудем,

Волшебники Удачи…

Дарите радость людям,

Дарите радость людям!

Чтоб стать самим богаче,

Дарите радость людям!

Н. Добронравов

Учитель. Народная мудрость гласит, что доброта рождает чуткость и бережность. Как вы это понимаете?

– Согласны ли вы со словами Л. Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого»? Порассуждайте.

– Кто же из друзей будет надежным: добрый или злой?

– Послушайте рассказ К. Д. Ушинского «Сила – не право». Подумайте, почему у рассказа такое название.

СИЛА – НЕ ПРАВО

Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.

Миша побежал жаловаться отцу, а отец сидел у окна и все видел.

К. Д. Ушинский

– Рассудите, что сказал Мише отец?

– Как должен был поступить старший брат Сережа?

– Правы ли оба мальчика?

– Сформулируйте главную мысль рассказа?

– Подумайте, где и как вы проявляете свою доброту?

2. Объяснение смысла пословиц, комментирование.

На  д о с к е  записаны пословицы:

* Добро век не забудется.

* Доброе дело само себя хвалит.

* Себялюб никому не люб.

* Доброму человеку бывает стыдно и перед собакой.

* От добра добра не ищут.

* Худо тому, кто добра не делает никому.

– Как вы понимаете смысл народной пословицы «За добро добром и платят»? А если не заплатили, тогда как поступать?

– Легко ли быть добрым?

3. Инсценировка рассказа В. Сухомлинского.

РАССКАЗ

У маленькой Кати большая радость – поправился ее папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес. Мама и Катя горевали. Не раз бывало проснется ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.

А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый!

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:

– Наш папа выздоровел.

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.

Катя пошла к девочкам, игравшим в «классики».

– Наш папа выздоровел, – сказала она.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

– Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатил тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому дереву и заплакала.

4. Анализ рассказа.

– Какие качества проявились у Пети, Гриши и девочек, когда Катя поделилась с ними радостью?

– Почему Катя заплакала?

– Приходилось ли вам в жизни встречаться с такими людьми? Как вы себя чувствовали бы, окажись на месте Кати?

– Какие советы вы дали бы ребятам?

– Как вы поступили бы на месте Пети, Гриши и девочек?

Слово учителя. Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружен искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнить ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за деньги. Добрый всегда найдет поддержку и утешение в радости других людей. Доброта – это как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему.

Дети исполняют песенку Кота Леопольда.

ЕСЛИ ДОБРЫЙ ТЫ

Сл. М. Пляцковского                                       Муз. Б. Савельева

Дождик по земле

Босиком прошел,

Клены по плечам хлопал,

Если ясный день – это хорошо,

А когда наоборот, – плохо.

Слышишь, как звенят

В небе высоко

Солнечных лучей струны?

Если добрый ты,

Это хорошо.

А когда наоборот, – плохо.

С каждым поделись

Радостью своей,

Рассыпая смех звучный.

Если песни петь,

С ними веселей,

А когда наоборот, – скучно.

5. Практическое задание: письмо маме…

Учитель. Мы сегодня в роли волшебников добра приступим к практической деятельности незамедлительно. Предлагаю вам написать письмо своему близкому человеку (маме, бабушке, папе, другу). Но письмо не простое, слова и текст надо продумать, чтобы они были частичкой вашей души, добра, а человеку после прочтения вашего послания стало тепло.

Дидактический материал

ДАРИТЕ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ

Сл. Н. Добронравова                                 Муз. А. Пахмутовой

Чтобы стало в этом мире

Завтра лучше, чем вчера,

Есть на свете командиры

И волшебники добра.

Припев:      Мы счастье всем добудем,

Волшебники Удачи…

Дарите радость людям,

Дарите радость людям!

Чтоб стать самим богаче,

Дарите радость людям!

Чтоб была светлее старость.

Чтоб не плакать малышам,

Мы разносить людям радость

По забытым адресам.

Припев.

Двери, окна и калитки

Открываешь сердцем ты…

Платят золотом улыбки

За волшебные труды.

Припев.

ЦЕНА ЛОМТИКА

Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.

Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей или иллюстрации; разные виды хлеба (по возможности): булочки, белый хлеб, ржаные изделия, пряники и т. д.

Ход классного часа

С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать классный час с чтения стихотворений или предложить детям отгадать загадки.

1. Вступительная часть.

– Отгадайте:

Широко, а не море,

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра – на столе.

(Хлеб.)

Слово учителя. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».

Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.

Дети читают поочерёдно стихотворения о хлебе.

В нем – здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом – тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Вот об этом-то как раз

Начинается рассказ.

Подымались трактористы,

Умывались чисто-чисто.

В степь весеннюю с утра

Выводили трактора.

Продолжается рассказ,

Урожай поспел у нас.

Выплывают на просторы,

Ветер песню им поет,

Капитаны-комбайнеры

Смотрят с мостиков вперед.

Как из колоса тугого

Выбивается зерно,

Как пожалуйста – готово,

В ящик сыплется оно.

Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот ее берут,

В порошок ее сотрут!

На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места,

«Ох, пустите», – шепчет тесто.

Ладно, пустим,

В печь давай –

Нарядился каравай.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

2. Рассказ учителя.

Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью. Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый и черный.

– Почему один хлеб черный, другой – белый? (Пшеничная и ржаная мука.)

– Из чего готовят отрубной хлеб?

Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболочка зерна. Это – отруби, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных.

Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб – голодным». Паек в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125 г хлеба, рабочему – 200 г (показать кусочек в 125 г) и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

Читает ученик.

ВОЕННЫЙ ХЛЕБ

Я помню хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой крошке,

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешан круто

Нелегкий хлеб нелегких дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел, а мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе было гостем частым

(Им были детства дни полны),

Особо помню  я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

А. Морозов

– А сколько нужно хлеба для вашей семьи?

– Если хлеб остался, что с ним можно сделать? (Сбрызнуть буханку с боков водой и поставить в духовку на 5 мин или над кипящей кастрюлькой с водой. Посушить сухарики, сделать гренки.)

3. Викторина «Мозговой штурм».

В о п р о с ы  в и к т о р и н ы:

1) В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму.)

2) Куда зерно везут после уборки? (На элеватор – хранилище для зерна.)

3) Где зерно превращают в муку? (На мельнице.)

4) Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто.)

5) Как называют еще дрожжевое, забродившее  тесто? (Опара.)

4. Рассказ учителя (продолжение).

– Какие вы знаете правила пользования хлебом? (Ответы детей.)

Учитель. Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие п р а в и л а:

 Бери хлеба столько, сколько съешь.

 Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.

– Знаете ли вы, что из одного зернышка получается около 20 млг муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется мука от помола 10 тыс. зерен.

5. Работа с пословицами.

Учитель. Вспомним народную мудрость о хлебе – пословицы. (Ответы детей.)

З а д а н и е: доскажите вторую часть пословицы.

  • Не шуба греет, а … (хлеб).
  • В дороге хлеб не … (помеха).
  • Не будет хлеба, … (не будет и обеда).
  • Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно).
  • У кого хлебушко, у того и … (счастье).
  • Хлеб всему … (голова).
  • Без печки холодно – без хлеба … (голодно).

6. Заключительная часть.

Слово учителя. И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»

Придержимся русской традиции гостеприимства.

На рушнике на блюде выносят сухарики, угощают всех.

Дидактический материал

О ХЛЕБЕ

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: «Берегите,

Берегите хлеб родной!»

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!»

Н. Тихонов

РУКИ ЧЕЛОВЕКА

Склонила тяжелую голову рожь:

«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле,

Что была моим домом,

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна,

А нынче они урожай уберут,

Спасибо вам, руки,

За добрый ваш труд!

Я долгую зиму в земле пролежала,

Ютилась под снегом,

От стужи дрожала,

Но солнце меня отогрело давно,

И я принесла золотое зерно!

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного,

И если меня вы посеете снова,

Я снова под снегом дорогу найду,

И колосом стану,

И к людям приду».

Я. Дегутите

КАК ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИХОДИТ

Есть пословица в народе –

«Хлеб – на стол,

                и стол расцвел».

Ну а все же как приходит

Этот хлеб к тебе на стол?

Он рождается в бороздках.

Посмотри-ка на поля,

Ведь земля –

                земля не просто,

А кормилица-земля!

Зеленеют дружно всходы.

Присмотрись:

                                увидишь тут

Самый главный труд народа,

Самый нужный в мире труд.

Хлеб созрел.

В полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выводят хлеборобы

Полевые корабли.

Из машин рекой струится

На совхозное гумно

Наше золото – пшеница,

Золотистое зерно.

Стал ветряк уже не годен –

Староват и маловат.

Заменил его сегодня

Мукомольный комбинат.

По цехам пройдешь – порядок:

Закрома полны муки,

Зерна мелют автоматы –

Очень умные станки.

Автомат замесит тесто,

Автомат развесит тесто,

Автомат нарежет тесто

И отправит тесто в печь.

Есть пословица в народе:

«Хлеб – на стол,

                и стол расцвел».

Хлеб нелегкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда.

ЗАВИСТЬ

Цель: воспитывать у учащихся положительные качества характера.

Ход классного часа

1. Инсценировка и анализ рассказа.

Учитель читает рассказ или дети, заранее подготовленные, показывают инсценировку рассказа.

Спросила Молния у Солнца:

– Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, ведь я тоже очень яркая?

– Они любят тепло и ласку, – отвечало Солнце.

– От моих пожаров, бушующих на Земле, много тепла, но это их не успокаивает!

– Все дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку. А все беды от зависти.

В о п р о с ы  для анализа рассказа:

– Кому из участников этого разговора вы больше симпатизируете: Молнии или Солнцу? Почему?

– Какова основная мысль рассказа?

– Как вы понимаете значение слова «зависть»? (Ответы детей.)

2. Знакомство с понятием «зависть».

Учитель. В словаре С. И. Ожегова читаем: «Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого».

Поделитесь с нами, кому и чему вы завидовали. (Ответы детей.)

Завидуют все без исключения, но многие не понимают этого, ибо не умеют наблюдать своих мыслей и душевных состояний. Мы боимся признаться в том, что испытываем зависть к кому-либо. Ведь признаться, что завидуешь, – значит согласиться с тем, что другой человек лучше, интереснее и удачливее. Зависть родилась вместе с нами. Возникает она из-за соперничества с одноклассниками, с братьями-сестрами. Всегда в жизни есть кто-нибудь красивее, сильнее, умнее и богаче. Возникает зависть, когда сравниваешь себя с кем-нибудь.

Вспомним сказку А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».

– Чему учит нас А. С. Пушкин?

Зависть ведет нас к «разбитому корыту».

Вот как Александр Дольский пишет об этом чувстве:

Но исходим мы слезами –

Никнут крылья от тоски.

Это зависть. Это зависть.

Рвется сердце на куски…

Объект зависти – человек, который имеет что-то такое, чего нет у тебя. Когда едешь в маршрутном такси, завидуешь тому, кто едет в «Жигулях», едешь в «Жигулях» – завидуешь тому, кто в «БМВ». Толстый завидует худому, голодный – сытому, старый – молодому.

Русский народ не обошел вниманием это человеческое чувство, создал много п о с л о в и ц  и  п о г о в о р о к. Разберем их.

  • Кто чужое желает – тот свое потеряет.
  • Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.
  • Где счастье, там и зависть.
  • Всех сластей не переешь, всего добра не переносишь.
  • Дай душе волю, захочется поболе.

В древности язычники считали, что счастье – это привилегия богов, а людей, желавших того же, нужно наказывать, чтоб было неповадно.

Итак, от зависти приходят к человеку:

смерть        болезнь

ложь        горе

– Подумайте, зависть – это положительное или отрицательное чувство? Почему?

Наверняка вы от взрослых когда-нибудь слышали термины «черная зависть» и «белая зависть». Черная зависть – самая страшная. Это удел неудачников. Человек озлобляется, старается что-то предпринять, чтобы объект зависти потерпел неудачу. Эта зависть провоцирует драки, склоки, войны и ведет к смерти.

– Как вы понимаете выражение «белая зависть»?

Эта зависть помогает приложить человеку немало усилий и труда, чтобы достичь того же успеха.

– О какой зависти поет Александр Розенбаум?

Она чернеет с каждым часом…

Калечит души, мысли травит,

Переиначивает сны.

3. Чтение и анализ сказки Л. Н. Толстого.

Учитель. Послушайте сказку Л. Толстого.

– Какие чувства у вас возникают?

БЕЛКА И ВОЛК

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

– Пусти меня.

Волк сказал:

– Хорошо, я пущу тебя, только скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала:

– Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Л. Толстой. Рассказы из «Азбуки»

– На какие размышления наводит вас сказка?

– В чем поучительный смысл сказки?

4. Обобщение.

Слово учителя. Если зависть рождает в нашем теле болезни, то какое чувство подарит вдохновение?

Искреннее восхищение. Это радость за чужие победы и достижения. Восхищение подарит нам положительные эмоции. Но искренне восхищаться могут не все. На это способны лишь добрые, великодушные люди.

Урок хочется закончить афоризмом Л. Толстого: «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки».

ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ

Цели: показать учащимся различные способы тренировки памяти; объяснить необходимость развития памяти для успешного обучения в школе.

Форма занятия: комбинированная (беседа и практикум).

Ход классного часа

I. Вступительная часть.

Слово учителя. Наш классный час посвящен памяти.

– Память. Что это такое?

– Как понимаете вы? Зачем она нужна? (Ответы учащихся.) Вот девиз нашего классного часа. (Показывает на доску.)

На д о с к е записано:                                                         

«Память человеку необходима для всех проявлений души» (Паскаль).

1-й ученик. Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно запоминать

Должен научиться.

2-й ученик. Сколько в школе мы узнаем!

Сколько книжек прочитаем!

Нам по этому пути

Много лет еще идти!

Учитель. Действительно, вам еще долго учиться. И сегодня на классном часе мы с вами познакомимся с различными способами тренировки памяти. Мы все знаем, что память бывает слуховая и зрительная. Проверим для начала зрительную память.

2. Выполнение заданий с целью проверки зрительной и слуховой памяти детей.

З а д а н и е 1. (У каждого ученика листок со списком слов.)

Прочитайте внимательно список слов, который перед вами. Затем переверните страницу и на обратной стороне листа запишите еще раз слова, которые вы только что прочли.

С л о в а: мак, ежевика, лимонад, манго, пирожное, слива, фундук, тесто, креветка, овсянка, яйцо, молоко, майонез, колбаса.

(Норма запоминания – 8–10 слов.)

З а д а н и е 2.

Проверим вашу слуховую память. Внимательно вслушайтесь в следующие десять слов. Каждое слово читается 1 секунду. Все запомнившиеся слова запишите.

С л о в а: ветер, снег, термометр, велосипед, экскаватор, воспитатель, дневник, ручка, автомат, ученик.

(Норма запоминания – 8–10 слов по порядку.)

Учитель. Снова проверка зрительной памяти. Внимательно прочитайте слова на доске. Затем доску я закрою, а вы запишите запомнившиеся слова вместе с порядковым номером.

С л о в а:         1) зима                6) василек

                2) малина                7) ответ

                3) буфет                8) магазин

                4) водопровод        9) анализ

                5) яблоко                10) милиционер

3. Выполнение рисунков к выражениям.

Учитель. Теперь я предлагаю вам проверить, как вы умеете фантазировать, умеете ли составлять ассоциации. Объясняю, что будем делать. Я вам зачитываю 10 выражений, а вы их не записываете, а только делаете рисунок на каждое выражение.

В ы р а ж е н и я:         1) туманное утро

                        2) дорогой подарок

                        3) ласковый май

                        4) день рождения

                        5) кривое зеркало

                        6) плечо друга

                        7) трудное задание

                        8) безбилетный проезд

                        9) постельный режим

                        10) открытая книга

Теперь, когда вы нарисовали рисунки к каждому выражению, предлагаю вам вспомнить это выражение и записать его рядом с рисунком.

(Дети должны вспомнить порядка 7–8 выражений для среднего уровня памяти.)

4. Заключительная часть.

В конце занятия подводятся общие итоги и выводятся п р а в и л а тренировки памяти.

 Ставь цель: запомнить надолго.

 Пользуйся смысловыми опорами, смысловой группировкой.

 Заучивай с желанием знать и помнить.

 Тренируй внимание и наблюдательность. Вспоминая предмет, вспоминай его детали.

 Короткие стихи учи целиком, длинные – разбивай на отрывки.

 Заучивай и повторяй небольшими частями – лучше учить по одному часу 7 дней, чем семь часов подряд в один день.

 Начинай повторять до того, как материал начал забываться.

 Повторяя, не заглядывай поминутно в книгу, а старайся больше припомнить.

 Ничего не учи накануне, лучше понемногу, но каждый день.

В заключение классного часа учащимся можно предложить различные задания для развития, тренировки памяти.

Например.

З а д а н и е 1: закрой глаза, поставь палец на какое-нибудь число в календаре прошлого месяца. Открой глаза, посмотри, какое это число, представь этот прожитый тобою день в деталях. Можешь записать на листок.

З а д а н и е 2: посмотри внимательно на карту знаков и символов в течение 10 секунд. Постарайся запомнить количество объектов, их расположение, последовательность. Нарисуйте еще одну карту и точно такую же, не подсматривая в свой лист.

9

2

В

Д

А

VII

6

4

С

5

Х

В

З а д а н и е  3: в течение 2 минут прочитай короткий рассказ, закрой его и запиши себе в тетрадь в той логической последовательности, в которой его читал. Подсматривать нельзя.

ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВЕЖЛИВОСТЬ!

Цели: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; составить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов.

Ход классного часа

1. Чтение и анализ стихотворений по теме.

Учитель читает.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о мальчике одном:

Его зовут... а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «здорово!»

Он вместо «здравствуй!» говорит.

А вместо слова «до свидания!»

Не говорит он ничего

Иль заявляет на прощание:

«Ну, я пошел... Пока! Всего!»

А. Барто

– Каких слов не знает этот мальчик?

– Как ему помочь?

На п л а к а т е нарисовано дерево. Учитель предлагает на листочках написать волшебные слова приветствия, просьбы, разрешения, извинения и приклеить их на ветки этого дерева. Подводится итог, какой ряд знает больше слов.

Читает ученик.

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Устýпите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме,

И помощь ей предлóжите

Без просьбы – то есть сами...

И ежели вы вежливы, –

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником.

Пред сильным не робея.

С. Я. Маршак

– Какой смысл вы вкладываете в понятие «вежливый человек»?

– Какие «вежливые» слова знаете?

Читает ученик.

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов.

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Правило запомни,

Знаешь – повтори.

Старшим это слово

Первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»

Повторить с утра.

2. Анализ ситуаций.

– Решим вместе задачи. Подумайте, как бы вы поступили в данных ситуациях:

1) Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

– Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Найдите их.

2) Приходит утром Максим в школу. У дверей его класса стоит учитель. Максим, увидев его, обрадовался, подбежал к нему и начал рассказывать, какую он вчера интересную кинокартину смотрел.

– Какую ошибку допустил Максим?

3) Девочка жалуется возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежа, зовет меня: «Ритка». «А как ты его зовешь?» – спросила мама. «Я его вообще никак не зову, – ответила Рита, – я ему просто кричу: «Эй, ты!»

– Права ли Рита?

– Всегда ли человека, который знает все вежливые слова, можно назвать воспитанным?

3. Инсценировка и анализ стихотворения.

ВЕЖЛИВ ЛИ ВИТЯ?

Малыша обидел Витя,

Но пред школою в строю

Витя просит:

«Извините, я ошибку признаю».

На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал,

Следом Витя:

«Извините, я немного опоздал».

– Тихомиров!

Покажите нам на карте город Псков.

– Извините, – шепчет Витя, –

Я к уроку не готов!

Мы поспорили с Наташей:

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в нашем споре

И пришлите нам ответ.

– Как вы считаете, вежлив ли Витя? Почему?

– Скажите, с какими словами вы утром встречаете взрослых?

– С какими словами приветствия обращаетесь к товарищам? к соседям?

– Что говорите перед сном родным?

– Почему мы говорим именно эти слова?

Слово учителя. Эти слова выражают пожелание того, чтобы любой день, даже хмурый, дождливый, принес родным и знакомым людям радость в выполнении работы на службе и дома, чтобы в этот день и у мамы, и у папы не было никаких неприятностей; чтобы в семье все было спокойно и радостно. Да и себе говорящий создаст день добрым.

– Каким тоном надо произносить приветствие?

– Когда говорим слова «простите», «извините»?

– Познакомимся с интересным явлением – интонацией. Когда мы говорим, важно не только то, что говорим, но и с какой интонацией.

4. Инсценировки.

Автор. Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ее пальто.

Старушка.  Девочка, сиди, пожалуйста, спокойно! Так нельзя себя вести.

Автор.  Заметила старушка, сидевшая напротив.

Лена. А что я сделала? Подумаешь! Пожалуйста! Буду сидеть спокойно.

Автор. И Лена, надувшись, стала смотреть в окно.

– И девочка, и старушка произнесли одно и то же слово «пожалуйста», но с одинаковым ли выражением лица и тембром голоса было произнесено это слово?

Слово учителя. Лена с недовольным лицом и презрительным тоном произнесла это слово. Она не извиняется за то, что побеспокоила соседку, а ведет себя так, словно делает одолжение взрослым, говоря: «Да, я знаю ваши вежливые слова, но они для меня ничего не значат».

***

Учитель. Отправимся с вами в аптеку к доктору Айболиту. На полочках у него волшебные лекарства. Подумайте, от каких недостатков вы хотели бы излечиться. Сказочных богатств у вас нет. Поэтому доктора необходимо убедить дать вам лекарство, используя при этом только лексикон вежливых слов.

У доски стоит доктор Айболит (ученик в белом халате). Рядом импровизированные полочки с лекарствами. На склянках названия: «от жадности», «от скупости», «от безразличия», «от лени», «от грубости», «от невежества» и т. д. Доктор отдает лекарство после убедительной и вежливой просьбы ребенка.

Читает ученик.

Настанет, друзья,

Счастливое время,

Настанут чудесные дни.

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Пусть грубость исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей

Появятся в каждой аптеке

Лекарства для грубых детей.

***

Учитель. А сейчас мы посмотрим мексиканскую сказку «Вежливый Кролик». Она поможет ответить на вопрос: Для чего нужно быть вежливым?

Автор. Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды шел он домой и вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая опасность – в пещере жила Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить нельзя.

Кролик. Нужно поздороваться, но с кем? С пещерой, конечно! (Садится на задние лапки и вежливо просит.) Здравствуйте, дорогая Пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

Автор. До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

Змея. Входите, пожалуйста.

Автор. Змея желала обмануть Кролика, но он прекрасно понял, с кем имеет дело.

Кролик. Простите, что побеспокоил вас. Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха. До свидания!

Автор. И бросился Кролик бежать прочь со всех ног. Прискакал к своему дому и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила.

5. Заключительная часть.

– Кто такой невежа? (Кто знает правила, но не применяет их в жизни.)

– Напомним друг другу о  п р а в и л а х ведения беседы:

 Надо смотреть на того, с кем разговариваешь, невежливо смотреть в сторону, отворачиваться.

 Нельзя говорить только о себе, надо уметь слушать других.

 Не следует во время разговора размахивать руками, теребить одежду собеседника.

 Во время разговора не стараться перекричать другого собеседника.

Слово учителя. Вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Не обижаться на взрослых, если те делают замечание. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Дидактический материал

1. А. Барто. Медвежонок-невежа.

2. М. Бартенев. Самый вежливый.

3. В. Осеева. Волшебное слово.

ДОБРЫЕ ДЕЛА

Цель: научить детей выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков.

Ход классного часа

1. Вступление.

Слово учителя. Вспомним великолепное стихотворение В. В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Человек так устроен, что умеет анализировать, отделять плохое от хорошего. Главное умение – научиться слушать себя и не давать волю злым чувствам, учиться их подавлять. Воспитывать твердый характер очень важно.

Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, делающим вам добро. Не даром гласит русская пословица: «Доброе дело два века живет».

2. Анализ ситуаций.

Ситуации:

1) Ученик, возвращаясь из школы, увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.

2) Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить в магазин и купить ей хлеба, он согласился, но заявил, что за это она должна его чем-то отблагодарить.

– Почему мальчик из первого рассказа так поступил?

– Кого из героев можно охарактеризовать как бескорыстного? Почему?

– Какая пословица подходит к данному рассказу? (От добра добра не ищут. Скромность украшает героя.)

– Сформулируйте главную мысль рассказа. (Всякая помощь хороша вовремя.)

Учитель. В заключение анализа этих рассказов хочется вспомнить народную мудрость: «Самое подлое дело, имея возможность, не хотеть сделать добро тому, кто в нем нуждается».

3. Инсценировка рассказа или иллюстрации.

ПЛОХО

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

– Как вам не стыдно!

– А что – стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.

– Вот это и плохо, – гневно ответила женщина.

В. Осеева

– Что показалось вам в рассказе самым главным?

– Предложите свой заголовок к рассказу.

– На какие размышления наводит этот рассказ?

Учитель. Доброта, добрые поступки, взаимопомощь, милосердие, внимание друг к другу, толерантность в нашем обществе живут по сей день. Часто по радио и телевидению звучат имена людей, которые не имеют возможности перечислить средства на благотворительные цели, но готовы поделиться последним, таких людей становится всё больше. Кто-то купит пушистую сосенку и отнесет в подарок детям детского дома, кто-то от души принесет баночки варенья жителям дома престарелых. Знаменитые музыканты проводят благотворительные концерты.

– Вспомните и приведите примеры из личной жизни о взаимопомощи, о добрых делах.

– Какую оценку вы можете дать себе?

4. Анализ качеств человека.

На д о с к е таблички со словами:

тактичность, вежливость, пунктуальность, услужливость, скромность, бестактность, обидчивость, тщеславие, честолюбие.

– Что означает каждое слово?

– Представьте весы с двумя чашами. Распределите эти качества: на одну чашу поместите положительные качества, на другую – отрицательные (распределите по столбикам).

– Какой же вывод из этого вы сделали? (Ответы детей.)

5. Обобщение.

Слово учителя. Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее – Доброту.

Добрые люди, ничто нас не остудит,

И не захлопнуть распахнутых дверей!

Добрыми будем, и мир добрее будет,

Добрыми будем, и будет жизнь добрей.

Р. Казакова

Дидактический материал

КАК МАША СТАЛА БОЛЬШОЙ

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Все перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И прическу, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.

Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.

Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:

– Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-чисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла ее, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

– Мы и не заметили, как Марья выросла. Не только пол метет, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называли большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без прически. Без бус. Без часов.

Не они, видно, маленьких большими делают.

***

РАССКАЗ ИЗ «НОВОЙ АЗБУКИ»

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка».

Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Л. Н. Толстой

ЧАСТУШКИ

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка, три струны.

Запевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

Тетя Сима попросила

Слазить Витю на чердак.

– Извините, тетя Сима,

Я вам вовсе не батрак.

Говорит лентяйке мать:

– Убери свою кровать.

– Я бы, мама, убрала,

Только я еще мала.

А наш Гриша ходит гордо,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

Витя очень умный парень,

Может все он смастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВЕЖЛИВОСТЬ!

Цели: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; составить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов.

Ход классного часа

1. Чтение и анализ стихотворений по теме.

Учитель читает.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о мальчике одном:

Его зовут... а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «здорово!»

Он вместо «здравствуй!» говорит.

А вместо слова «до свидания!»

Не говорит он ничего

Иль заявляет на прощание:

«Ну, я пошел... Пока! Всего!»

А. Барто

– Каких слов не знает этот мальчик?

– Как ему помочь?

На п л а к а т е нарисовано дерево. Учитель предлагает на листочках написать волшебные слова приветствия, просьбы, разрешения, извинения и приклеить их на ветки этого дерева. Подводится итог, какой ряд знает больше слов.

Читает ученик.

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Устýпите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме,

И помощь ей предлóжите

Без просьбы – то есть сами...

И ежели вы вежливы, –

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником.

Пред сильным не робея.

С. Я. Маршак

– Какой смысл вы вкладываете в понятие «вежливый человек»?

– Какие «вежливые» слова знаете?

Читает ученик.

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов.

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Правило запомни,

Знаешь – повтори.

Старшим это слово

Первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»

Повторить с утра.

2. Анализ ситуаций.

– Решим вместе задачи. Подумайте, как бы вы поступили в данных ситуациях:

1) Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

– Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Найдите их.

2) Приходит утром Максим в школу. У дверей его класса стоит учитель. Максим, увидев его, обрадовался, подбежал к нему и начал рассказывать, какую он вчера интересную кинокартину смотрел.

– Какую ошибку допустил Максим?

3) Девочка жалуется возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежа, зовет меня: «Ритка». «А как ты его зовешь?» – спросила мама. «Я его вообще никак не зову, – ответила Рита, – я ему просто кричу: «Эй, ты!»

– Права ли Рита?

– Всегда ли человека, который знает все вежливые слова, можно назвать воспитанным?

3. Инсценировка и анализ стихотворения.

ВЕЖЛИВ ЛИ ВИТЯ?

Малыша обидел Витя,

Но пред школою в строю

Витя просит:

«Извините, я ошибку признаю».

На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал,

Следом Витя:

«Извините, я немного опоздал».

– Тихомиров!

Покажите нам на карте город Псков.

– Извините, – шепчет Витя, –

Я к уроку не готов!

Мы поспорили с Наташей:

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в нашем споре

И пришлите нам ответ.

– Как вы считаете, вежлив ли Витя? Почему?

– Скажите, с какими словами вы утром встречаете взрослых?

– С какими словами приветствия обращаетесь к товарищам? к соседям?

– Что говорите перед сном родным?

– Почему мы говорим именно эти слова?

Слово учителя. Эти слова выражают пожелание того, чтобы любой день, даже хмурый, дождливый, принес родным и знакомым людям радость в выполнении работы на службе и дома, чтобы в этот день и у мамы, и у папы не было никаких неприятностей; чтобы в семье все было спокойно и радостно. Да и себе говорящий создаст день добрым.

– Каким тоном надо произносить приветствие?

– Когда говорим слова «простите», «извините»?

– Познакомимся с интересным явлением – интонацией. Когда мы говорим, важно не только то, что говорим, но и с какой интонацией.

4. Инсценировки.

Автор. Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ее пальто.

Старушка.  Девочка, сиди, пожалуйста, спокойно! Так нельзя себя вести.

Автор.  Заметила старушка, сидевшая напротив.

Лена. А что я сделала? Подумаешь! Пожалуйста! Буду сидеть спокойно.

Автор. И Лена, надувшись, стала смотреть в окно.

– И девочка, и старушка произнесли одно и то же слово «пожалуйста», но с одинаковым ли выражением лица и тембром голоса было произнесено это слово?

Слово учителя. Лена с недовольным лицом и презрительным тоном произнесла это слово. Она не извиняется за то, что побеспокоила соседку, а ведет себя так, словно делает одолжение взрослым, говоря: «Да, я знаю ваши вежливые слова, но они для меня ничего не значат».

***

Учитель. Отправимся с вами в аптеку к доктору Айболиту. На полочках у него волшебные лекарства. Подумайте, от каких недостатков вы хотели бы излечиться. Сказочных богатств у вас нет. Поэтому доктора необходимо убедить дать вам лекарство, используя при этом только лексикон вежливых слов.

У доски стоит доктор Айболит (ученик в белом халате). Рядом импровизированные полочки с лекарствами. На склянках названия: «от жадности», «от скупости», «от безразличия», «от лени», «от грубости», «от невежества» и т. д. Доктор отдает лекарство после убедительной и вежливой просьбы ребенка.

Читает ученик.

Настанет, друзья,

Счастливое время,

Настанут чудесные дни.

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Пусть грубость исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей

Появятся в каждой аптеке

Лекарства для грубых детей.

***

Учитель. А сейчас мы посмотрим мексиканскую сказку «Вежливый Кролик». Она поможет ответить на вопрос: Для чего нужно быть вежливым?

Автор. Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды шел он домой и вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая опасность – в пещере жила Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить нельзя.

Кролик. Нужно поздороваться, но с кем? С пещерой, конечно! (Садится на задние лапки и вежливо просит.) Здравствуйте, дорогая Пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

Автор. До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

Змея. Входите, пожалуйста.

Автор. Змея желала обмануть Кролика, но он прекрасно понял, с кем имеет дело.

Кролик. Простите, что побеспокоил вас. Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха. До свидания!

Автор. И бросился Кролик бежать прочь со всех ног. Прискакал к своему дому и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила.

5. Заключительная часть.

– Кто такой невежа? (Кто знает правила, но не применяет их в жизни.)

– Напомним друг другу о  п р а в и л а х ведения беседы:

 Надо смотреть на того, с кем разговариваешь, невежливо смотреть в сторону, отворачиваться.

 Нельзя говорить только о себе, надо уметь слушать других.

 Не следует во время разговора размахивать руками, теребить одежду собеседника.

 Во время разговора не стараться перекричать другого собеседника.

Слово учителя. Вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Не обижаться на взрослых, если те делают замечание. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Дидактический материал

1. А. Барто. Медвежонок-невежа.

2. М. Бартенев. Самый вежливый.

3. В. Осеева. Волшебное слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.

Цели занятия:1.    Познакомить детей с правилами дорожного движения.2.    Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.

Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...

"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....