Цена ломтика
классный час (3 класс) на тему

Никифорова Людмила Аркадьевна

   yesРасширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности; о людях, растящих хлеб; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsena_lomtika.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  «ЦЕНА  ЛОМТИКА»

Цели: расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности; о людях, растящих хлеб; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.

Оборудование: презентация « Откуда к нам хлеб пришел», картины И. Шишкина «Рожь», А. Пластова «Жатва»; разные виды хлеба.

Ход праздника:

Звучит песня Л. Зыкиной

- Сегодня классный час на тему « Цена ломтика»

Отгадайте загадку:

Широко, а не море,

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

             А завтра – на столе.( Хлеб)

Будем говорить о хлебе.

Вот такие хлебобулочные изделия можно увидеть на столе.

                (Рисунки хлебобулочных изделий)

А сейчас, послушайте легенду о том, как человек научился печь хлеб.

Слово учителя.

Это было давно во времена каменного века. Когда на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна удобно было есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды, в одной из каменных пещер, человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положил кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил печь хлеб.

Впервые слово « хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы- и « клибанос». Оно созвучно с нашим словом « хлеб». Хлебу нет цены. Его стоимость копейками измерить.

( Рисунок выпечки хлеба).

Ведущий. А сейчас мы прочитаем стихотворение о хлебе.

  1. В нём здоровье. Наша сила.

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило.

Охраняло. Берегло!

  1. Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом- тем. Что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

  1. Вот об этом – то как раз

Начинается рассказ .

Подымались трактористы,

Умывались чисто, чисто.

  1. В степь весеннюю с утра

Выводили трактора.

Продолжается рассказ

Урожай поспел у нас.

  1. Выплывают на просторы,

Ветер песню им поёт,

Капитаны- комбайнёры.

Смотрят с мостиков вперёд

  1. Как из колоса тугого

Выбивается зерно

Как пожалуйста - готово,

В ящик сыплется оно

.

  1. Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут,

В порошок её сотрут.

  1. На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука,

Тесту тесно, мало места,

« Ох, пустите»,- шепчет тесто.

  1. Ладно, пустим

В печь давай-

Нарядился каравай.

  1. Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

- Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благотворением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом-солью. Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый и чёрный.

-Почему один хлеб чёрный, другой- белый? (Пшеничная и ржаная мука).

-Из чего готовят отрубной хлеб?

Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито. Остаются отходы - оболочка зерна. Это – отруби. Прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий. Кормят животных.

Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам,  хлеб- голодным» Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему-125 г хлеба, рабочему-200 г и ещё 3 макаронины. Длиною в тетрадь, серые, глинистые. Но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

Во время Великой Отечественной войны в городе Ленинграде взрослые и дети голодали. Не было хлеба, воды, тепла. Люди жили без хлеба 900 дней. Это 2 года и 200 дней. А теперь посмотрите рисунки тех времён.

(Рисунки Блокады Ленинграда).

Люди бережно относились к каждому кусочку хлеба, крошке хлеба.

-А вы бережно относитесь к хлебу?

-А сколько нужно хлеба для вашей семьи?

Рассказ учителя:

-Какие вы знаете правила пользования хлебом?

Ответы детей.

Ведущий: Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя чёткие правила:

- Бери хлеб столько, сколько съешь.

-Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда.

- Знаете ли вы, что из одного зёрнышка получается 20 миллиграммов муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется мука от помола 10 тысяч зёрен.

Викторина « Мозговой штурм».

1)В чём разница между озимой и яровой пшеницей?

(яровую сеют весной, озимую – осенью).

2)Куда зерно везут после уборки?

(на элеватор- хранилище для зерна)

3) Где зерно превращают в муку?

( на мельнице)

4) Что такое квашня?

(Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)

5) Как называют ещё дрожжевое, забродившее тесто?

( опара)

Работа с пословицами.

А теперь, вспомним народную мудрость о хлебе- пословицы.  Доскажите вторую часть пословицы.

- Не шуба греет, а …( хлеб)

-В дороге хлеб не…( помеха)

-Не будет хлеба,…( не будет и обеда) ( Пословицы на

-Без соли не вкусна, а без хлеба…( несытно) доске)

-У кого хлебушко. У того и ….( счастье)

-Хлеб всему …( голова)

-Без печки холодно- без хлеба…( голодно)

Заключительная часть.

( На руках вынесут хлеб с солью).

Читают стихотворения дети.

Руки человека.

Склонила тяжёлую голову рожь:

« Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле,

Что была моим домом,

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

Я помню. Как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зёрна,

А нынче они урожай уберут,

Спасибо вам. Руки.

За добрый ваш труд!

Я долгую зиму в земле пролежала.

Ютилась под снегом.

От стужи дрожала.

Но солнце меня отогрело давно.

И я принесла золотое зерно!

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного,

И если меня вы посеете снова.

Я снова под снегом дорогу найду,

И колосом стану,

И к людям приду».

О хлебе.

Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: « Берегите,

Берегите хлеб родной!»

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

« Берегите хлеб вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!»

Слово учителя.

И всегда будем помнить мудрые изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рождённые народным опытом: « Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба! »

Придержимся русской традиции гостеприимства.

 Чаепитие.