ФГОС. Внеурочная деятельность. "Театральные ступеньки"
рабочая программа по теме

Иващенко Татьяна Алексеевна

Театральный кружок в школе предназначен обучать и воспитывать одаренных к творчеству детей и подростков. Даная программа базируется на психологических особенностях детей 11-17 лет. Темы программы сочетают в себе определенный понятийный материал с многообразными формами практической творческой работы. При этом программа предусматривает развитие театрально-творческой активности учащихся в едином процессе освоения ими знаний и представлений об искусстве театра. Вместе с тем эти темы могут помочь учителю в подготовке литературно - драматических композиций, театрализованных программ и спектаклей. 

    В занятиях с данной возрастной группой первостепенное значение имеет опора на имеющийся уже у учащихся опыт общения с театральным искусством. Задача учителя – мобилизовать этот заранее приобретенный опыт, помочь им заново его осмыслить, чтобы на этой основе пробуждать их творческую активность, эмоциональную память и воображение.

    Структура программы предполагает возможность творческой интерпретации ее содержания. Учитель вправе выстраивать свою работу, исходя из потребностей и возможностей данного школьного коллектива. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_teatralnogo_kruzhka.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Ястребовская средняя школа»

Рассмотрено:

На заседании ШМО

Протокол № 1

От «28»  августа 2017 г.

Согласовано

зам. дир. по УВР

_________  /А. Н. Козлова

Утверждаю:

Директор МКОУ

«Ястребовская СШ»

_____ /Т. А. Безбокова /

от 30.08.2017 № 03-02-45

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Театральные ступеньки»

Возраст: 11-17

Тип: модифицированная

Иващенко Татьяна Алексеевна

учитель начальных классов

2017 – 2018  учебный год

Пояснительная записка

Театральный кружок в школе предназначен обучать и воспитывать одаренных к творчеству детей и подростков. Даная программа базируется на психологических особенностях детей 11-17 лет. Темы программы сочетают в себе определенный понятийный материал с многообразными формами практической творческой работы. При этом программа предусматривает развитие театрально-творческой активности учащихся в едином процессе освоения ими знаний и представлений об искусстве театра. Вместе с тем эти темы могут помочь учителю в подготовке литературно - драматических композиций, театрализованных программ и спектаклей.  

    В занятиях с данной возрастной группой первостепенное значение имеет опора на имеющийся уже у учащихся опыт общения с театральным искусством. Задача учителя – мобилизовать этот заранее приобретенный опыт, помочь им заново его осмыслить, чтобы на этой основе пробуждать их творческую активность, эмоциональную память и воображение.

    Структура программы предполагает возможность творческой интерпретации ее содержания. Учитель вправе выстраивать свою работу, исходя из потребностей и возможностей данного школьного коллектива.

   

Общие методические принципы работы педагога по программе театрального кружка:

Занятия проводятся с обучающимися 5-11 классов. Оптимальное количество обучающихся на занятиях 15 человек. Занятия проводятся после школьных занятий в просторном помещении, рекреация 2 этажа (сцена).

Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей  детей.

Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности обучающегося, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в обучающихся самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности обучающихся, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получать они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир

Программа реализуется в течение одного года по одному часу в неделю.

Цели и задачи:

Данная программа не предполагает буквального выполнения, она ориентирует педагога на создание условий для активации у обучающегося эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать обучающихся к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным  рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Обучающийся учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Основными задачами курса являются:

- развитие эстетических способностей;

- развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;

- активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;

- овладение навыками общения и коллективного творчества;

 Основная цель заключается  в следующем:

Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека готового к творческой деятельности в любой области.

 Программные задачи

·        развивать чуткость к сценическому искусству;

·        воспитывать готовность к творчеству;

·        развивать умение владеть своим телом;

·        развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

·        оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;

·        развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

·        развивать воображение и веру  в сценический вымысел;

·        учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;

·        развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по разному;

·         развивать умение осваивать сценическое пространства, обретать  образ и выражение характера героя;

·        дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;

·        привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;

·        научить  осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

  Обучающиеся получают необходимые азы актёрского мастерства, законов драматургии, стилей и жанров музыкальных произведений, а также познакомятся с профессиями художественного направления в театре.

По окончании обучения обучающиеся получат возможность:

-узнать    - специфику работы следующих цехов в театре: музыкальном, декораторском, костюмном и реквизиторском.

-научиться  -  вести свою линию роли в совместном проекте (небольшом драматургическом произведении, написанном самими учащимися); соподчинять свои творческие амбиции общему замыслу спектакля.

-овладеть  -  навыками репетиционной работы.

Способами определения результативности являются участие в праздниках, проводимых учреждением. Успехи, достигнутые обучающимися, демонстрируются во время проведения творческих мероприятий и оцениваются сообучающимися, педагогами и родителями. В течение всего курса обучения ведется наблюдение и корректировка усвоенного материала.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются праздники и спектакли, на которых дети представляют свое творчество.

Личностные УУД

  • Интерес к новым театрализованным представлениям, понимание причин успеха/неудач в театрализованной деятельности.
  • Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
  • Установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Использовать предложения и оценки для создания нового, боле совершенного результата.

Познавательные УУД

Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД

Допускать возможность существования у людей других точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой общения.

Календарно-тематическое планирование

занятий кружка «Театральная студия»

(1 час в неделю)

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

Раздел 1. Мастерство актёра (12 час).

1

Основные принципы воспитания актёра.

1

07.09

2

Актёр как материал для режиссёра

1

14.09

3

Актёр как творец и инструмент своего искусства.

1

21.09

4

Управление и владение своим вниманием – главнейшее условие работы актёра.

1

28.09

5

Внимание произвольное и непроизвольное, активное и пассивное.

1

05.10

6

Объекты непроизвольного внимания актёра. Внимание формальное и творческое.

1

12.10

7

Сценическая свобода. Физическая сторона творческой свободы.

1

19.10

8

Вера актёра в правду вымысла. Вера зрителя в то, во что верит актёр. Пробы на роль.

1

26.10

9

Путь к образу. Сценические отношения – основа актёрского искусства. Репетиции отдельных сцен спектакля.

1

09.11

10

Работа над ролью. Физические и психические действия, предлагаемые обстоятельства и сценический образ. Репетиции сцен спектакля.

1

16.11

11

Виды психических действий: мимические и словесные. Внешние и внутренние действия. Словесное действие.

1

23.11

12

Презентация творческих работ учащихся: письменный разбор пьесы, актёрские этюды, небольшие сценические представления.

1

30.11

Раздел 2. Основы сценарного мастерства (11 часов).

13

Сценарий как предметно-изобразительная и композиционная основа сценического представления.

1

07.12

14

Компилятивный сценарий. Специфика работы сценарно-авторских групп.

1

14.12

15

Сценарный замысел и его компоненты.

1

21.12

16

Идея замысла. Проверка собранного материала идеей и сверхзадачей. Корректировка замысла.

1

28.12

17

Органическое слияние компонентов сценария. Поиск сквозного образного решения. Работа с ведущими.

1

11.01

18

Организация эпизодов. Структура каждого эпизода.

1

18.01

19

Сценарный ход. Его поиск. Репетиция  сценария «Ночь перед Рождеством».

1

25.01

20

Описательная часть сценария. Текстовая часть оформления. Световые эффекты.

1

01.02

21

Монолог – наиболее распространённая текстовая часть сценария. Направленность речи героя  к зрителю.

1

08.02

22.

Промежуточные действия между эпизодами. Включение в текст сценария текста концертных номеров.

1

15.02

23

Диалог как форма раскрытия темы. Направленность диалогов на аудиторию.

1

22.02

Раздел 4. Культурно-досуговая деятельность (11часов).

24

Разнообразие театрализованных вечеров по форме, структуре, содержанию, методике и др.

1

01.03

25

Поиск образного решения при подготовке вечера. Репетиция по программе вечера.

1

15.03

26

Понятие композиции. Виды композиций.

1

22.03

27

Роль музыки в композиции. Искусство композиции как метод  мышления.

1

05.04

28

Приёмы творческого монтажа.

1

12.04

29

Конкурсно – игровые программы. Из истории КВН и других игровых программ. Учёт  интересов зрителей.

1

19.04

30

Активизация зрительских аудиторий. Организация конкурсов болельщиков.

1

26.04

31

Этапы работы  над конкурсной программой.

1

03.05

32

Создание сценария конкурсно-игровой программы.

1

10.05

33

Репетиции спектакля для малышей, басни. Создание образов.

1

17.05

34

Подведение итогов. Круглый стол.

1

24.05

План работы кружка

«Театральная студия»

Театральная деятельность

Время подготовки

Итоговое выступление

1

Постановка «мини-спектакль "Школа чародейства и волшебства"

Сентябрь

Выступление

ко Дню Знаний 5-11 классы

2

Литературная композиция «Большая перемена»

Сентябрь-октябрь

Концерт ко
Дню учителя

5-11 классы

5

Литературная композиция ко Дню Матери «Все мамы хороши!»

Октябрь-ноябрь

Ко дню Матери

5-11 классы

6

Спектакль «Ночь перед Рождеством»

Декабрь-январь

К Рождественским праздникам

7

Концертная деятельность

Февраль-Март

23 Февраля

8 марта

8

День смеха, конкурс капустников

Март-Апрель

1 Апреля

9

Постановка басни

Апрель

1 Мая

10

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Апрель-Май

9 Мая

11

«Этот школьный вальс»

Концерт

Апрель-Май

К последнему звонку

Материально-техническое оснащение занятий:

Сценическая площадка;

Музыкальный центр;

Стулья или скамейки;

Форма учащегося.

Список литературы:

1.) Е.И.Косинец «Практика театра» для учащихся учебных заведений культуры и искусств (Москва, МИОО, 2009).

2.) Фоминцев А. И.»Уроки основ театрального искусства в начальных классах общеобразовательной школы», изд. «Буква», Красноярск, 2000 г.

3.)Программа тетральной студии составлена с учетом рекомендаций корифеев отечественного театра К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, М. Чехова, П.М.Якобсона,  А.Мессерера, М.Мейерхольда.

Абдуллин Э. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. — М., 1983.
4.) Алеев В. Сказка в музыке. Времена года (природа) в музыке: Пособие для учителя. — М., 1991.
5.) Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. — М., 1983.
6.) Арчажникова Л. Профессия — учитель музыки. — М., 1984.
7.) Блауберг И. Целостность и системность Системные исследования. Ежегодник. — М., 1977.
8.) Булатова Б., Миронова Н., Тевосян А. Комплексный подход к воспитанию и обучению музыканта и «системное» движение в музыкальном образовании// Музыкальное образование: Проблемы и перспективы. — М., 1966.
9.) Васнецов В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. — М., 1966.
10.) Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968.
11.)Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. — М., 1980.
12.) Дмитриева Л. Творческое развитие школьников на уроке музыки. — М.,
1981.
13.) Изобразительное искусство: программа средней школы (начальные классы 1 - 4). - М., 1988.
14.) Каган М. Музыка в мире искусств.Советская музыка. — 1987. — № 1.
15.) Комплексное использование искусств в эстетическом воспитании// Обзорная нформация. — Вып. 2. — М., 1984.
16.) Печко Л. Эстетическая культура и воспитание человека. — М., 1991.
17.) Терентьева Н. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. — М., 1990.
18.) Художественное творчество и ребенок/Под общ. ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1972.
19.) Шацкая В. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М., 1975.
20.) Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А.А. Беляева и др. — М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Театральная студия"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральная студия" (1-4кл.)...

Программа по внеурочной деятельности "Театральный калейдоскоп"

Программа по внеурочной деятельности "Театральный калейдоскоп" разработана для учащихся 1-4 классов.Состоит из четырёх частей: 1 год - театр на фланелеграфе, 2 год - театр на картоне,3 год - театр игр...

Программа внеурочной деятельности "Театральный калейдоскоп"

Программа внеурочной деятельности разработана для учащихся начальной школы. В ней содержится тематическое планирование занятий,  список литературы для учащихся, формы и методы работы. Дана темати...

Открытое мероприятие по внеурочной деятельности «Театральная мастерская» в 4 «А» классе.Тема: Виды театрального искусства. «Праздники в нашей жизни»

Сегодня мы покажем некоторые приёмы, упражнения и задания, которые способствуют развитию речи детей, развитию мыслительной деятельности, развитию творческой фантазии. Сегодня вы сможете  про...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Театральный город" 1 класс ФГОС

Школа изменяется, изменяется кардинально. Изменяется не столько в сторону увеличения объёма знаний, даваемых ученику, сколько в самой методике подачи материала, в осмыслении задач, стоящих перед педаг...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки" 2 класс

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театральная студия" для 1-4 классов по ФГОС

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театральная студия" для 1-4 классов по ФГОС содержит последние изменения с планируемыми результатами и видами деятельности....