Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности социального направления "Мы - нижегородцы" для 1-4 классов
календарно-тематическое планирование (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Исаак Зарина Амирбековна

КТП внеурочной деятельности социального направления "Мы - нижегородцы" для 1-4 классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_nizhegorodtsy.docx57.73 КБ

Предварительный просмотр:

                              МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

«ГОРОД НИЖНИЙ НОВГОРОД»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА НИЖНИЕГО НОВГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №139»

РАССМОТРЕНО                        СОГЛАСОВАНО               УТВЕРЖДАЮ

на ШМО учителей начальных          на Методическом совете         директор МАОУ «Школа №139»

классов

Председатель ШМО учителей          Заместитель директора            _______________Л.А.Свиридова

начальных классов

______________Сизова  С.Ю.          ______________О.А.Орлова

Протокол № 1от 01.09.2018 г.          Протокол № 1от 01.09.2018 г.   Приказ №___от______________

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «МЫ - НИЖЕГОРОДЦЫ»

Исаак Зарины Амирбековны

г.Нижний Новгород

2018-2019 учебный год

 п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Сроки проведения

план

факт

1-2

Экскурсия в природу: Заготовка природных материалов-травы, соломы, листьев, веток, желудей, ягод шиповника, рябины и боярышника, мха, камней(гальки), ракушек. Стихи о природе и ее явлениях нижегородских авторов Т.Владимировой, Н.Венецкая, Л. Данилинина, А. Ибряева, В.Осина

2

6.09

13.09

3

Изготовление кукол из травы с помощью технологической карты. Стихи о природе и ее явлениях нижегородских авторов Т.Владимировой, Н.Венецкая, Л. Данилинина, А. Ибряева, В.Осина, Н.Тихомировой, М.Сорокина

1

20.09

4-5

Изготовление кукол из соломы с помощью технологической карты. Игра в куклы на заданные ситуации. Стихи о природе и ее явлениях нижегородских авторов  Н.Тихомировой, М.Сорокина, В. Стукачева, Н. Худякова

2

27.09

4.10

6

Старт проекта « Панно из листьев» для украшения игрового уголка или создание игрушки из листьев и ягод. Экскурсия в музей истории художественных промыслов.

1

11.10

7

Моделирование игрушек из ракушек. Стихи Н. Худякова, Н. Тихомировой

1

18.10

8

Праздник « Это Родина моя» : стихи о природе нижегородских авторов  Н. Худякова, Н. Тихомировой, М. Сорокина, В. Стукачева

1

25.10

9

Знакомство с элементами  хохломской росписи. Стихи Н.Худякова, В.Аветисяна, Ю. Андрианова, В. Шамшурина

1

8.11

10

Знакомство с элементами городецкой росписи. Рисование и раскрашивание элементов нижегородских росписей  в альбоме для последующего изготовления счетного материала. Стихи Ю. Андрианова

1

15.11

11

Творческая работа по созданию объемных художественных элементов нижегородских росписей

1

22.11

12

Мини-исследование росписей (совместно с родителями).  «Солнечные краски Нижегородчины» .Стихи И. Князевой

1

29.11

13-14

Елочные бумажные и картонные игрушки. Стихи И.Князевой

2

6.12

13.12

15

Экскурсия на фабрику в г. Семенов. Стихи Н.Худякова

1

20.12

16

Слушание и заучивание стихов о матрешке, о хохломе. Цвета хохломы. Игра « Да-нет» на узнавание предметов с хохломской росписью

1

27.12

17-18

Расписывание счетного материала: матрешка семеновская. Сочинение двустиший о матрешке

2

17.01,

24.01

19-20

Расписывание счетного материала6 матрешка полхов-майданская. Разучивание движений для танца матрешек

2

31.01

14.02

21-22

Расписывание счетного материала: пасхальное яйцо. Стихи о Пасхе

2

21.02

28.02

23-24

Расписывание счетного материала: хохломская ложка

2

7.03,

14.03

25

Ярмарка деревянных расписных изделий

1

21.03

26

Мастер-класс глиняных дел умельцев. Слушание сказок «Жучок», «Колобок»

1

4.04

27-28

По выбору: конь глиняный расписной    или петушок глиняный расписной. Сказка «Почему петухи рано спать ложатся»

2

11.04

18.04

29

Копилка «свинья, кошка) или свистульки по выбору.  «Сказка о глиняном Иванушке», « о глиняном человечке»

1

25.04

30-31

Форма для печатного пряника; изготовление печатного пряника из глины. Слушание сказок « Сказка о городецком прянике» , « Заря-заряница». Игры в группах и парах самодельными игрушками

2

2.05

16.05

32

Глиняная посуда: солонка, чашка, ваза, горшок. Слушание сказки « Как солдат богатея проучил»

1

23.05

33

Праздник « Мы - наследники нижегородских левшей»

1

30.05

Методическое обеспечение разделов рабочей программы для 1 класса.

Раздел, темы

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактические приёмы

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

Нижегородская народная игрушка из разных материалов

Беседы, коллективная игра, практические занятия, экскурсии

Речевая и поведенческая практика, экскурсия в лес

Технологическая карта, плакаты, таблицы

Презентация

сюжетно-ролевая игра, стихи о природе, проигрывание ситуаций, творческая работа

Нижегородская народная игрушка из бумаги

Рассказ-беседа, практические занятия

Диалоги, изучение правил опрятности, правил техники безопасности с ножницами

Таблицы, плакаты

Презентация

Нижегородская народная игрушка из дерева

Познавательные беседы, практические занятия

Словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные

Плакаты, таблицы

Просмотр мультфильмов

Обсуждение с родителями, конкурсы рисунков, ярмарка деревянных изделий

Нижегородская народная игрушка изглины

Теория и практика-познавательные беседы, практические занятия по теме,  творческие мастерские, мини-проекты, беседы-размышления

Вводная беседа, игры, беседы-размышления, ролевые игры, мини-выступления, работа в группах, сбор информации, анализ информации, презентация, умение публичного выступления, защита продукта проекта

 работа со справочниками и словарями, работа с источниками информации, методика разбора этапов проекта, методика выступления с сообщениями.  

Медиамультипроектор, справочная литература, учебная презентация, просмотр видеофрагментов

Наблюдение за работой в группе, умение отвечать на вопросы, умение высказывать свои предположения, проявление творчества, умение вести  дискуссии, диалоги, умение отсеивать лишнее, овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов, умение презентовать свои достижения, взаимодействия со сверстниками

Ожидаемые результаты реализации программы.

Занятия по программе обеспечивают формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Определение результативности реализации программы духовно-нравственного и патриотического становления личности младшего школьника осуществляется в соответствии с критериями 3 уровней.

Результаты 1 уровня(усвоение младшими школьниками социальных знаний базовых нравственных ценностей):

  • имеют представление о духовно-нравственных ценностях и проявляют потребность к своему духовно-нравственному самосовершенствованию при условии создания необходимых условий и факторов;
  • имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп;
  • получают представление об истории малой родины из литературных произведений нижегородских авторов о примерах патриотизма нижегородцев.

2 класс

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Сроки проведения

план

факт

1.

Богатства Нижегородской стороны: люди и славные дела

1

2

Мы и наши соседи

1

3

Картины родной природы. Весна красна

1

4

Картины родной природы. Вспомним лето

1

5

Секрет золотой хохломы

1

6

Картины родной природы. Богатства золотой осени

1

7

Картины родной природы. Грустные мотивы поздней осени

1

8

Городецкие сюжеты

1

9

Народные забавы юных нижегородцев

1

10

Картины родной природы. Зимние пейзажи.

1

11

Как аукнется , так и откликнется

1

12

Всяк своего счастья кузнец

1

13

Друг познается в беде

1

14

На языке- мед, а под сердцем -лед

1

15

Чужой хлеб всегда вкусен

1

16

Авторские сказки с. Афоньшина

1

17

Итоговый  урок. Лисьи проделки

1

18

Наш город- Нижний Новгород

1

19

Нижний Новгород-центр Нижегородской области и Поволжья

1

20

Символы Нижнего Новгорода

1

21

Нижегородский кремль. Путешествие

1

22-23

Нижний Новгород-богатый торговый город

2

24

Религии и храмы Нижнего  Новгорода

1

25

Музеи

1

26

Театральный Нижний

1

27-28

Центральные площади, улицы и набережные Нижнего Новгорода

2

29

Нижегородский транспорт

1

30

Традиции Юных нижегородцев

1

31

Прекрасное радом

1

32

Советы на лето

1

33

Проверяю себя. Тест

1

34

Путешествие по своему поселению

1

Методическое обеспечение разделов рабочей программы для 2 класса.

Раздел, темы

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактические приёмы

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

Богатства Нижегородской стороны: люди и славные дела.

Лекция.

Рассказ – беседа.

Презентация.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Подведение итогов.

Мы и наши соседи.

Сообщения.

Рассказ – беседа.

Презентация.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Совместное обсуждение.

Картины родной природы. Весна красна

Экскурсия, беседа.

Рассказ – беседа. Наблюдение.

Картины, иллюстрации,книги.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Мини – сочинение.

Картины родной природы. Вспомним лето.

Экскурсия, беседа.

Рассказ – беседа. Наблюдение.

Картины, иллюстрации,книги.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Иллюстрация.

Картины родной природы. Богатства осени.

Экскурсия, беседа.

Рассказ – беседа. Наблюдение.

Картины, иллюстрации,книги.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Творческая работа по теме.

Картины родной природы. Грустные мотивы поздней осени.

Экскурсия, беседа.

Рассказ – беседа. Наблюдение.

Картины, иллюстрации,книги.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Иллюстрация.

Картины родной природы. Зимние пейзажи.

Экскурсия, беседа.

Рассказ – беседа. Наблюдение.

Картины, иллюстрации,книги.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Иллюстрация.

Прекрасное рядом.

Практическое занятие.

Рассказ – беседа. Наблюдение.

Картины, иллюстрации,книги.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Сочинение.

Картины родной природы. Богатства осени.

Экскурсия, беседа.

Рассказ – беседа. Наблюдение.

Картины, иллюстрации,книги.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Творческая работа по теме.

Как аукнется ,так и откликнется

Практическое занятие.

Слушание и чтение произведений, обсуждение.

Литературные произведения

Мультимедийный проектор, компьютер.

Конкурсы и викторины по произведениям, рисование иллюстрацией

Всяк своего счастья кузнец

Практическое занятие.

Слушание и чтение произведений, обсуждение.

Литературные произведения

Мультимедийный проектор, компьютер.

Конкурсы и викторины по произведениям, рисование иллюстрацией

Друг познается в беде

Практическое занятие.

Слушание и чтение произведений, обсуждение.

Литературные произведения

Мультимедийный проектор, компьютер.

Конкурсы и викторины по произведениям, рисование иллюстрацией

На языке мед , а под сердцем  - лед.

Практическое занятие.

Слушание и чтение произведений, обсуждение.

Литературные произведения

Мультимедийный проектор, компьютер.

Конкурсы и викторины по произведениям, рисование иллюстрацией

Чужой хлеб всегда вкусен.

Практическое занятие.

Слушание и чтение произведений, обсуждение.

Литературные произведения

Мультимедийный проектор, компьютер.

Конкурсы и викторины по произведениям, рисование иллюстрацией

Авторские сказки

С. Афоньшина

Практическое занятие.

Слушание и чтение произведений, обсуждение.

Литературные произведения

Мультимедийный проектор, компьютер.

Конкурсы и викторины по произведениям, рисование иллюстрацией

Итоговый урок. Лисьи проделки.

Практическое занятие

Слушание и чтение произведений, обсуждение.

Литературные произведения

Мультимедийный проектор, компьютер.

Подведение итогов

Наш город – Нижний Новгород

Экскурсия

Рассказ - беседа

Презентация

Магнитофон, диски

Викторина, кроссворды

Нижний Новгород – центр Нижегородской области и Поволжья

Экскурсия

Рассказ - беседа

Презентация

Магнитофон, диски

Викторина, кроссворды

Символы Нижнего Новгорода

Экскурсия

Рассказ - беседа

Презентация

Магнитофон, диски

Викторина, кроссворды

Нижегородский Кремль. Путешествие

Экскурсия

Рассказ - беседа

Презентация

Магнитофон, диски

Викторина, кроссворды

Нижний Новгород – богатый торговый город

Экскурсия

Рассказ - беседа

Презентация

Магнитофон, диски

Викторина, кроссворды

Религия и храмы Нижнего Новгорода.

Экскурсия

Рассказ - беседа

Иллюстрации

Викторина, кроссворды

Религия и храмы Нижнего Новгорода.

Музеи.

Экскурсия

Рассказ - беседа

Иллюстрации

Викторина, кроссворды

Музеи.

Театральный Нижний.

Экскурсия

Рассказ - беседа

Иллюстрации

Викторина, кроссворды

Театральный Нижний.

Центральные площади, улицы и набережные Нижнего Новгорода.

Экскурсия

Рассказ - беседа

Иллюстрации

Викторина, кроссворды

Центральные площади, улицы и набережные Нижнего Новгорода.

Нижегородский транспорт.

Экскурсия

Рассказ - беседа

Иллюстрации

Викторина, кроссворды

Нижегородский транспорт.

Секрет золотой хохломы

Лекция, практическая работы

Презентация

Мультимедийный проектор, компьютер.

Изготовление поделки.

Секрет золотой хохломы

Городские сюжеты

Презентация

Мультимедийный проектор, компьютер.

Изготовление поделки.

Городские сюжеты

Народные забавы юных нижегородцев.

Практическая работа.

Знакомство с правилами подвижных игр.

Спортивный инвентарь, площадка.

Веселые старты.

Народные забавы юных нижегородцев.

Традиции юных нижегородце.

Практическое занятие.

Презентация.

Мультимедийный проектор, компьютер.

Подведение итогов.

Традиции юных нижегородце.

Ожидаемые результаты 2 курса

Приобретение учащимися опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества в процессе контролируемой деятельности:

-учащиеся способны эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, сопереживать;

-осуществляют преобразующую и созидательную деятельность в природе и социальной сфере под руководством и контролем взрослых;

-овладевают ценностными ориентациями-общечеловеческими ценностями (семья, труд, знания, культура, дружба, человек), национальными, семейными, духовными ценностями; в проявлении патриотического отношения к природе, малой родине;

-знают достопримечательности родного края и славные имена земляков разных эпох;

-ощущают потребность и проявляют начальные умения выражать себя в различных видах творческой деятельности, предлагаемых в пособиях для учащихся.

3 класс

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Сроки проведения

план

факт

1

Нижегородье - жемчужина России

1

2

Истоки душевной красоты нижегородцев

1

3

Природу-мать умей уважать

1

4

Неподражаемый юмор нижегородцев

1

5

Природу-мать умей воспевать

1

6

Наша сила и слава – в памяти о прошлом

1

7-8

Человек – это звучит гордо!

2

9

Народные песни Нижегородчины

1

10-11

Ума за деньги не купишь

2

12-13

О глупом и коварном волке

2

14-15

Жадность до добра не доводит

1

16

Нижегородские левши

1

17

Народные традиции нижегородцев

1

18

Итоговый урок

1

19

Легенды о Нижнем Новгороде. Утренник «Путешествие в прошлое»

1

20

Появление славян у Дятловых гор

1

21

Основатель Нижнего Новгорода

1

22

Восславление основателя Нижнего Новгорода

1

23-24

Решение об основании Нижнего Новгорода

2

25

Основание Нижнего Новгорода

1

26-27

Как строился Нижний Новгород

2

28

Обобщающий урок

1

29

Нижегородские левши

1

30-31

Нижегородские народные традиции

2

32

Это интересно

1

33

Обобщение изученного о родном крае

1

34

Праздник «Люблю тебя, мой край родной»

1

Методическое обеспечение разделов рабочей программы для 3 класса.

Раздел, темы

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактические приёмы

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

Найдёшь ли краше и мудрее

Беседы, экскурсии,

просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки.

Словесные, наглядные, показ.

Мозговой штурм

Презентация, плакаты, гербарии.

Викторина «Лекарственные растения».

Проект: «Нижегородская народная песня».

Были и небывальщины

Беседы, экскурсии,

просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки.

Словесные, наглядные, показ.

Прием «Да-неток», выделение общего

Презентация, сборники произведений.

В Оке и Волге отражаясь

Беседы, экскурсии,

просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки.

Словесные, наглядные, показ.

Мини-исследование

Презентация, литературные произведения по темам.

Конкурс рисунков.

Нижегородские левши

Беседы, экскурсии,

просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки.

Словесные, наглядные, показ.

Работа по домашнему заданию, презентация «Как подготовить презентацию», анализ собственного опыта.

Конкурс поделок.

Народные традиции нижегородцев

Беседы, экскурсии,

просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки.

Словесные, наглядные, показ.

Работа со справочниками и словарями, работа с источниками информации, методика разбора этапов проекта, методика выступления с сообщениями, методика проведения диалога и дискуссии

Инсценирование русских народных праздников.

Ожидаемые результаты третьего уровня  освоения программы

Самостоятельное творческое применение базовых ценностей, коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД в организации  межличностных отношений  с людьми разного возраста; проявление гуманного отношения ко всему живому, любви к малой  и большой Родине;

объективная оценка поступков других людей и своих собственных и т.д.)учащиеся  гордятся своей принадлежностью к Нижегородчине, чтят  память о героизме нижегородцев разных времён, проявляют бережное отношение к природе и этнокультурному наследию;

проявляют активность, творческое отношение и ответственность в выполнении заданий по различным направлениям внеурочной   деятельности, связанной с осознанием значимости малой родины    для судьбы России;

владеют навыками культурного поведения;

умеют организовывать свой досуг и досуг своих товарищей в различных    видах деятельности на основе содержания литературного краеведения(в том числе подготовке различных праздников, конкурсов, проектов )

  заботятся о своём здоровье.

 

4 класс

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Сроки проведения

план

факт

1

Гнездо моё - Нижегородье

1

2

Матерь человечья

1

3

Ветви дерева России

1

4

Взглядом пьешь и от счастья поешь

1

5

Чтобы совесть была чиста

1

6

Предания о Светлояре

1

7

Легенды о граде Китеже

1

8

Стихи о Светлояре

1

9

Нижегородские левши

1

10-12

Былины об Илье Муромце

2

13

Нижегородские загадки

1

14

О счастье, дружбе и порядочности

1

15

Смелость и находчивость любую силу одолеют

1

16

Счастье легким не бывает

1

17

Обобщающий урок

1

18

О, Нижний Новгород, ты град героев!

1

19

Великое имя России

1

20

Покровитель и молитвенник земли Русской

1

21-22

Нижегородское ополчение

2

23

Гордый сокол России

1

24

Будущего главные создатели

1

25

Нижегородские левши

1

26

Родина-мать зовет

1

27-28

Идет война народная: на переднем крае

2

29

Идет война народная: подвиги женщин на фронте и в тылу

1

30

Идет война народная: дети военной поры

1

31

Через года, через века – помните!

1

32

Урок-встреча с ветеранами ВОВ

1

33

Обобщающий урок-игра

1

34

Урок-экскурсия по родному краю

1

Методическое обеспечение разделов рабочей программы для 4 класса.

Раздел, темы

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактические приёмы

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

Найдёшь ли краше и мудрее

Беседы, экскурсии,

просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки.

Словесные, наглядные, показ.

Мозговой штурм

Презентация, плакаты, гербарии.

Викторина «Лекарственные растения».

Проект: «Нижегородская народная песня».

Были и небывальщины

Беседы, экскурсии,

просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки.

Словесные, наглядные, показ.

Прием «Да-неток», выделение общего

Презентация, сборники произведений.

В Оке и Волге отражаясь

Беседы, экскурсии,

просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки.

Словесные, наглядные, показ.

Мини-исследование

Презентация, литературные произведения по темам.

Конкурс рисунков.

Нижегородские левши

Беседы, экскурсии,

просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки.

Словесные, наглядные, показ.

Работа по домашнему заданию, презентация «Как подготовить презентацию», анализ собственного опыта.

Конкурс поделок.

Народные традиции нижегородцев

Беседы, экскурсии,

просмотр фильмов, участие в творческой деятельности, участие в проектах, творческие презентации, круглые столы, конкурсы рисунков, прогулки.

Словесные, наглядные, показ.

Работа со справочниками и словарями, работа с источниками информации, методика разбора этапов проекта, методика выступления с сообщениями, методика проведения диалога и дискуссии

Инсценирование русских народных праздников.

Список литературы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

2.Сборник программ «Организация внеурочной деятельности младших школьников» Н.Новгород Нижегородский институт развития образования 2011 год.

3.Комплексная программа внеурочной деятельности «Мы – нижегородцы!» В.Ф.Одеговой, доцента кафедры начального образования ГОУ ДПОН

4.Горячев В.А. Древний Городец- Малый Китеж М.,1993

5.Шангина И.И.Русские традиционные праздники  СПб., 2008

6.Федоров В.Д. История Нижегородской области

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Мы-нижегородцы!» для учащихся 1-4  класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской комплексной программы внеурочной деятельности доцента кафедры начального образования ГОУ ДПО НИРО В.Ф.Одеговой «Мы-нижегородцы!» для 1-4 класса.

Основная идея курса «Мы-нижегородцы!» - формирование духовно-нравственных и патриотических начал личности младшего школьника на основе материала краеведческого содержания, и в частности образа малой родины, создаваемого в процессе определенных ФГОС направлений внеурочной деятельности.

Ключевые понятия программы-это перечень базовых национальных ценностей:

-патриотизм (любовь к Родине, любовь к своему народу, любовь к своей малой родине, служение Отечеству),

-социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, доброта, честь, честность, достоинство),

-гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания),

-семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, продолжение рода),

-труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие и бережливость),

-наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание),

-традиционные российские религии (представление о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира),

-искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие),

-природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планетаЗемля),

-человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Цель программы:

-духовно-нравственное развитие личности;

-патриотическое воспитание младшего школьника как результат развития этических норм, воспринятых в процессе изучения литературных текстов краеведческой направленности.

Цель программы реализуется через решение ряда приоритетных задач воспитания и развития.

Воспитывать/формировать:

-духовно-нравственные качества младшего школьника;

-творческую личность в процессе осуществления познавательной, трудовой, эстетической, спортивно-оздоровительной и других видов внеурочной деятельности;

-потребность к духовно-нравственному совершенствованию при условии создания необходимых условий и факторов;

-положительные привычки учащихся в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода в процессе реализации дополнительной образовательной программы;

-бережное отношение к этнокультурному наследию родного края;

-патриотическое отношение к своей малой родине.

Развивать:

-познавательный интерес к своей малой родине через содержание текстов о родном крае и различные формы работы с ними;

-воображение на основе восприятия текстов краеведческого содержания;

-представления о достопримечательностях Нижегородского края;

-историческое и образное мышление на основе осознания содержания изучаемого краеведческого материала;

-эстетические и патриотические чувства в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием Нижегородского Поволжья.

Условия реализации программы:

-тесное взаимодействие с семьёй учащегося;

-необходимое материально-техническое и методическое обеспечение деятельности;

-информационное обеспечение деятельности (различные формы отображения хода реализации программы, информационные стенды, семейная газета);

-аналитическое обеспечение хода реализации программы (своевременная диагностика особенностей реализации задач программы, выработка на этой основе рекомендаций специалистов по коррекции работы);

-эмоциональный фактор, усиливающий положительное воздействие на ребенка.

Эмоциональные переживания являются лучшим средством формирования любви к малой родине, чувства долга и ответственности за судьбу своего родного края, готовности охранять, защищать, преумножать его богатства.

Ведущие принципы и подходы:

1.Принцип интеграции (интеграция образовательного процесса в учебной и внеурочной деятельности, интеграция различных форм деятельности, интеграция результативности развития и воспитания);

2.Краеведческий принцип (фольклор активизирует познавательный процесс, служит источником формирования этнической гордости, является способом передачи и сохранения народного мастерства и традиций будущим поколениям);

3.Принцип наглядности (обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах, явлениях и событиях в природе и обществе на территории нашей области, способствует формированию познавательного и читательского интереса);

4.Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся (задания учащимсяпланируются в дифферинцированной форме по объему, степени самостоятельности, степени творчества);

5.Принцип экологизации (ребенок в процессе изучения родного края учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учиться видеть красоту природы и защищать ее);

6.Деятельностный подход (создание условий для активности детей, направленной на реальное восприятие и преобразование объектов, предметов изучения)

Режим занятий: 33 -34 часа в год(1 час в неделю).

Уровень результатов работы по программе (приобретение учащимися опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества в процессе контролируемой деятельности)

Обучающиеся должны уметь:

- эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, сопереживать;

-осуществлять преобразующую и созидательную деятельность в природе и социальной сфере под руководством и контролем взрослых;

- овладевать ценностными ориентациями- общечеловеческими ценностями (семья, труд, знания, культура, дружба, человек) ,национальными, семейными, духовными ценностями; в проявлении патриотического отношения к природе, малой родине;

 Обучающиеся должны знать:

 -достопримечательности родного края и славные имена земляков разных эпох;

-ощущать потребность и проявлять начальные умения выражать себя в различных видах творческой деятельности, предлагаемых в пособиях для учащихся.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:

КВН, викторина, создание проектов, акции, тимуровская работа, фестиваль, выставка, создание собственных произведений.

Материально-техническое обеспечение

  • Организация образовательного процесса в условиях школы продленного  дня:
  • Проведение спортивных мероприятий в спортивном зале и наличие необходимого и достаточного для этого оборудования:
  • Наличие современных технических средств обучения и ИКТ:
  • Наличие программного обеспечения  (программа «Мы - нижегородцы»):
  • Наличие необходимого комплекта учебных пособий для формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД учащихся
  • Наличие мультимедийного сопровождения.

Условия реализации программы

  • Тесное взаимодействие с семьей учащегося:
  • Необходимое материально-техническое и методическое обеспечение деятельности:
  • Информационное обеспечение деятельности ( различные формы отображения хода реализации программы, информационные стенды, семейная газета):
  • Эмоциональный фактор, усиливающий положительное воздействие на ребенка.

Эмоциональные переживания являются лучшим средством формирования любви к малой родине, чувства долга и ответственности за судьбу своего родного края, готовности охранять, защищать, преумножать его богатства.

Формы  проведения занятий

Содержание программы реализуется на занятиях следующих видов: учебные (теоретические и практические занятия). Итоговые занятия по изученной теме могут быть одновременно и учебными и контрольными. Основным видом занятий является практическая деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по внеурочной деятельности "Мы - Россияне", 3 класс

Цели:- образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и челов...

Календарно-тематический план по внеурочной деятельности "Творческая мастерская", 3 класс

      Рабочая программа базового уровня по внеурочной деятельности «Творческая мастерская» (художественно – эстетическое направление) для обучающихся 3 класса 2015-2016 учебного ...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по программе "Азбука здоровья" 4 класс, ФГОС

Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС) расчитана на 2 часа в неделю. 4 класс...

Программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Юный эколог», 1 класс

Программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Юный эколог»...

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности социального направления "Азбука безопасности". 3 класс

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Азбука безопасности"соотвествует программе "Азбука безопасности"Разделы:1. "Будь ярким на дороге. Безопасность...

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «РЯЗАНОВЕДЕНИЕ» в 4 классе на 2022-2023 уч.г.

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «РЯЗАНОВЕДЕНИЕ» в 4 классе на 2022-2023 учебный год....