Мотивы «Плохого поведения» детей.
материал (4 класс) по теме

Олещенко Надежда Евгеньевна

В данном файле представлена тема о «Плохом поведении» детей. Причины стойкого непослушания. А так же предлагаются темы для обсуждения трудных ситуаций и пути их решения. В документе предложена памятка о поведении ребёнка в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivy.docx13.84 КБ

Предварительный просмотр:

МОТИВЫ «ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ» ДЕТЕЙ.

ПРИЧИНЫ СТОЙКОГО НЕПОСЛУШАНИЯ

В чем же кроются причины «плохого поведения» детей? Давайте задумаемся о том, чего собственно хотят дети, когда они «плохо себя ведут»? Откуда вообще берется плохое поведение?

Когда маленький ребенок вырастает и становится более или  менее самостоятельным, родители сталкиваются с тем, что в нем появляются черты, которые мамам с папами меньше всего хотелось бы видеть, поведение, которое меньше всего хотелось бы наблюдать. Нельзя сказать, что дети, которые ведут себя недружелюбно, не подчиняются правилам и обижают окружающих, происходят из неблагополучных семей. Знакомство с родителями показывает, что дети любимы, а взрослые сами не знают, как им справиться с неожиданно трудным характером своего сына или дочки. Детей, которые постоянно ведут себя агрессивно, навязчиво, демонстративно, любить непросто, но именно им наше внимание и наша позитивная в них заинтересованность нужны более всего.

Что нужно знать, чтобы  принимать и понимать неадекватное, «плохое» поведение детей? Как справиться с собственными эмоциями, вызываемыми этим поведением: раздражением, гневом, обидой, растерянностью?  Как себя вести, чтоб предотвратить появление такого поведения?

Выделяют четыре мотива «плохого» поведения.

1. Привлечение внимания — некоторые дети выбирают «плохое поведение», чтобы получить особое внимание взрослого. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая взрослому заниматься своими делами, другим детям играть, и т. д.

2. Власть — некоторые дети «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над родителями, воспитателем, группой. Часто они демонстрируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» — и разрушают тем самым установленный  порядок.

3. Месть — для некоторых детей целью (часто неосознанной) становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из взрослых, детей или всему миру, который «так несправедлив к ним».

4. Избегание неудачи — некоторые дети так боятся поражения, неудачи, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют чрезмерно завышенным требованиям воспитателя, родителей или своим собственным. Они часто мечтают, чтобы их оставили в покое, и остаются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими ухищрениями взрослых.

Более подробно остановимся:

  1. Для ребёнка важно быть с кем-то, быть в группе, к которой он себя причисляет. Однако есть дети, которые своим поведением всё время стремятся привлечь внимание. Им нужно больше и больше, им кажется, что внимания им уделяется недостаточно. Ощущая недостаток внимания, такие дети придумывают сотни способов обратить  его на себя, при этом они совсем неразборчивы в средствах, не чувствуют уместность своего поведения, не думают о чувствах и интересах других. Поэтому часто получают отрицательную обратную связь и даже агрессию со стороны не только детей, но и взрослых, и всё же продолжают придумывать новые и новые выходки, суть которых — демонстративность.
  2. Властолюбивые дети также очень демонстративны, но в них помимо привлечения внимания есть еще что-то дополнительное. Властолюбивые дети постоянно задевают других, бросают им вызов. С помощью слов и действий они как будто атакуют, провоцируют взрослых. Им явно недостаточно небольшого внимания, они хотят поединка, конфликта. Кажется, что только конфликтуя, они  могут себя хорошо чувствовать. Их любимое слово — «нет». Они могут делать то, что их просят, но очень медленно, не доделывать работу, специально мешать. Иногда они недовольно бормочут, когда их о чём-то просят, жуют жвачку, допускают в речи ругательства. Они часто просто не считаются с вашими требованиями или, соглашаясь подчиниться и сделать что-то, явно обижаются.
  3. Дети, выходки которых продиктованы местью, обычно  выглядят злыми, угрюмыми, даже когда бездействуют.  Это очень тяжелый случай для воспитания. Кажется, что они всегда готовы провоцировать взрослого. Их можно распознать даже по речи, которая полна «ругательных» эпитетов в адрес другого, таких как «подлый», «злобный», «гадкий». Когда ваш ребенок устраивает выходки с целью отомстить, он мстит за нанесенные ему обиды, реальные или воображаемые. Такое поведение часто является следствием детского властолюбия, на которое взрослый ответил применением силы.
  4. Такие дети  приносят меньше беспокойства, чем те, чья цель — привлечение внимания, власть или месть. Опознать избегание неудачи, как скрытую цель нарушения поведения, непросто. Как ведёт себя ребенок, который очень боится ошибки и хочет избежать неудачи. Избегание неудачи может стать основным мотивом поведения ребёнка и в том случае, если он не нарушает правил, никому не мешает и как раз изо всех сил старается не привлекать к себе внимания. Чаще всего, это ребёнок, который действует по принципу «Даже пробовать не буду, всё равно ничего не получится». И он не пробует.

Практическая часть.

Анализ трудных ситуаций

Примеры ситуаций.

  1. Сын часто включает на полную катушку музыку, что вас безмерно раздражает. Как быть?

  1. Подходя к дому, вы встречаете сына: лицо грязное, пуговица оторвана, одежда в беспорядке, но он рад встрече с вами. Вам неприятен его вид, стыдно перед соседями. Как быть?

  1. Дочь в последнее время стала себя плохо вести. Грубит, демонстративно не слушается, отдалилась. Отчуждение мучает вас. Как себя вести?

  1. Сын стал проявлять агрессивность, дерётся со сверстниками, дерзит вам, разбив тарелку, обзывается. В чём причина агрессии ребёнка?

Упражнение «В чём ошибка?»

Я зачитаю вам фразы, в которых есть неточности, определите, в чём ошибка, и скажите ваш вариант ответа:

а) «Обед готов. Когда ты собираешься накрывать на стол?»

б) «Я хочу, чтобы ты немедленно убрала ванную. Приступай».

в) «Ты не пойдёшь играть на улицу, пока не уберёшь комнату».

г) «Я не разрешаю тебе играть в снежки. Ты простудишься».

Правила поведения в школе

Полезные советы и рекомендации для учащихся

Правила поведения в классе

• На урок нельзя опаздывать без уважительной причины.

• Всё необходимое для урока: тетради, учебник, карандаши, линейку — приготавливай заранее.

• На уроке веди себя тихо, будь старательным. Объяснения учителя слушай внимательно. Не разговаривай с соседями и не отвлекайся на посторонние занятия.

• Если ты хочешь ответить на вопрос учителя или задать свой вопрос, не кричи с места, а подними руку.

• Если отвечает твой одноклассник, нельзя перебивать его ответ, подсказывать ему. Подними руку — учитель обязательно заметит твою активность.

• В тетрадях пиши разборчиво и аккуратно. Небрежность и неразборчивость почерка допускать нельзя — это выражение элементарного неуважения к тому, кто будет проверять твои тетради.

• Во время урока нельзя жевать резинку.

• Услышав звонок, извещающий об окончании урока, не срывайся с места, стремясь побыстрее выбежать из класса. Дождись, когда учитель закончит урок, и запиши домашнее задание в дневник, чтобы вечером не тревожить телефонными звонками своих одноклассников.

Правила поведения в коридоре и на лестницах

• Старайся всегда поддерживать в своей родной школе чистоту и порядок, даже если тебя не назначили дежурным.

• Не бегай в коридоре и на лестницах. Слишком оживлённые игры и беготня часто приводят к различным неприятностям и даже тяжёлым травмам.

• При встрече в школе с взрослыми людьми обязательно здоровайся первым, даже если они тебе незнакомы.

• Всегда уступай старшим дорогу и пропускай их в дверях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивы плохого поведения

Данный материал можно использовать психологам,педагогам, родителям. Расскрыты основные причины  плохого поведения и пути решения....

К родительскому собранию: " Мотивы плохого поведения детей. Причины стойкого непослушания"

Беседа с элементами практикума поможет понять родителям внутренние мотивы ребёнка в случае непослушания......

Родительский лекторий "Мотивы плохого поведения младших школьников"

В статье рассказывается о мотивах плохого поведения младших школьников....

Мотивы плохого поведения.

     Как часто взрослые задаются вопросом: "Чего хотят дети, когда они «плохо себя ведут»? Откуда вообще берется плохое поведение?" Причины непослушания ребёнка, мотивы «плохого ...

Мотивы плохого поведения. Причины стойкого непослушания.

Материал по теме родительского собрания о причинах непослушания младших школьников и мотивах плохого поведения....

"Мотивы плохого поведения детей" 2012 г.

С первого дня жизни ребенка родители начинают выполнять свой главный родительский долг – они становятся воспитателями....