Конспект занятия: "Язык-орган вкуса"
план-конспект на тему

Проценко Инна Васильевна

Методическая разработка образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazyk.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка образовательной деятельности по теме:

«Язык - орган вкуса».

Возраст воспитанников: старший дошкольный (5-6 лет)

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: Формировать у детей представления о значении органа вкуса.

Задачи:

  • Создавать условие для развития познавательно – исследовательского интереса;
  • Способствовать осознанию детьми необходимости языка, как органа чувств, при восприятии окружающего мира;
  • Обогащать детей  сенсорный опыт, знакомя детей с новыми способами обследования органов чувств;
  • Продолжать развивать умение понимать поставленную задачу и способы ее достижения;
  • Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи;
  • Приобщать их к ценностям здорового образа жизни;
  • Воспитывать любознательность, бережное и осознанное  отношение к своему здоровью.

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

Дети в группе играют в развивающих центрах.  Вдруг слышится звонок телефона. На экране появляется Профессор Знайка.

Видеофрагмент: 

Ребята, я должен выступить на заседании коллегии с докладом: «Язык - орган вкуса»,  но я  не успеваю его подготовить.  

У меня есть все необходимое для  исследований и проведения  экспериментов, а вот времени совсем  мало. Надо  провести опыты и сделать выводы о том, что человеку помогает ощутить вкус.

Воспитатель:

Как выйти из положения в такой ситуации?

А как мы можем помочь?

Надо провести  эксперименты, наблюдения и  сделать выводы!

 

-Ребята, хотите узнать, что происходит?

 

-Я рада, что вы откликнулись на просьбу о помощи.

-Согласна, давайте проведем эксперименты и сделаем выводы.

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

Воспитатель:

-Профессор Знайка прислал все необходимое для исследования органа вкуса.

 Открываем чемоданчик, рассматриваем вместе с детьми содержимое: стаканчики, сахар, подносы,  салфетка, щетки: для одежды, обуви, волос, зубов, языка, тела, пыли.

 -Вероятно, все эти вещи необходимы для исследования.

-Где мы разместим столы, стульчики чтобы было всем удобно проводить исследования?

Дети с воспитателем организуют пространство для проведения исследований.

-Пора приступать к работе!

-Спасибо за интересную идею.

-Да, согласна, с вашим выбором.

В случае затруднения, воспитатель помогает выбрать место размещения.

Если дети не проявляют инициативы: «Нам надо  расположить  материалы для исследования .»

-Отличная идея!

-Я уверена, что у вас получится!

Дети  раскладывают:

Поднос с пластиковыми стаканчиками, наполненными водой (с  растворенным сахаром, с лимоном, с солью);Салфетка тканевая, сахар - рафинад; Щетки: для одежды, обуви, волос, зубов, языка, тела, пыли.

3 этап: способствуем реализации детского замысла

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

 -Ребята, напомните мне, пожалуйста, правила безопасного поведения при проведении опытов.

 - Приступай к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с разрешения воспитателя.

- Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить.

- Закончив работу, проверь состояние оборудования, инвентаря, очисти его, убери на место. Приведи рабочее место в порядок. Приведи в порядок свою одежду.

Приступаем к исследованиям и опытам.

Эксперимент 1:

Цель: Определить вкус с помощью рецепторов языка. 

- Как определить в каком стакане водичка кислая, в каком сладкая? (надо попробовать)

Вывод: Нам удалось определить вкус  воды с помощью ощущения вкуса. И помогает нам в этом язычок. Благодаря тому, что язык имеет вкусовые рецепторы,  мы отличаем различные вкусы.

СЛАЙД

Воспитатель:

- Я читала в энциклопедии, что можно увидеть вкусовые рецепторы, если рассмотреть язычок. Как это сделать? Какой предмет нам понадобится? (зеркало)

- Что вы видите на поверхности язычка?

Он шершавый. На нем бугорки.

СЛАЙД

Язык отличает вкусы рецепторами

На  поверхности язычка находятся тысячи маленьких бугорков  - внутри них и находятся вкусовые рецепторы. Они распознают вкус. Бугорочки на кончике языка чувствуют сладкое и солёное. Бугорочки, расположенные по бокам языка, чувствуют кислое, а находящиеся в задней части – горькое.

Эксперимент 2:

Цель: Определить, что для распознавания  вкуса пища должна смочиться слюной.

 Воспитатель: 

- Высунь язычок и тщательно промокни его салфеткой.

- Закрой глазки,  положи на кончик  язычка кусочек продукта, ротик не закрывай, попробуй ощутить  вкус этого продукта.

- А теперь закрой рот попробуй смочить  этот продукт слюной

- Когда вы почувствовали вкус?

- Вы догадались, что это было?

Вывод: Язык во рту все время влажный. Сложно вытереть язык насухо, он сразу начинает выделять слюну. Чтобы почувствовать вкус вещества, надо чтобы  оно  соприкоснулось  с жидкостью, слюной.

 Язык выделяет слюну, необходимую для разжижения продуктов и различения вкуса.

Рецепторы язычка лучше воспринимают жидкую пищу, поэтому её нужно хорошо пережёвывать, чтобы она смачивалась слюной.

Эксперимент 3

Цель: Определить, что на языке появляется налет и язык нуждается в гигиенических процедурах - чистке и полоскании.

Воспитатель:

-Ребята, а  что еще  прислал нам Знайка? (разные шетки)

СЛАЙД

-Для чего нужны щетки?

-Есть ли среди них щетка для языка?

-Почему языку понадобилась щетка?

- В течение дня на языке, как и на зубах, образуется налет. Язычок от налета надо очищать. Тогда язычок лучше будет чувствовать вкусы.

-Как вы думаете, как надо очищать налет, чтобы не повредить язык?

-Перед вами макеты язычков

- Покажите на макетах как вы будете очищать язык?

А теперь попробуйте намазать макеты язычков  клеем и посыпать крупой. Крупа - это налет.

 - Возьмите щеточку и очистите язычок от налета  движением сверху вниз, чтобы не повредить бугорочки.

-Как вы считаете у  нас уже достаточно интересных результатов для Знайки?

-Наши дальнейшие действия?

Отправляем результаты исследований профессору.

Если дети перечисляют правила:

-Я очень рада, что мы их друг другу напомнили.

-Здорово! Согласна! Надо попробовать!

-Я рада, что вы догадались, что увидеть можно, посмотрев в зеркало.

-Какие вы наблюдательные!

-И я увидела в зеркале тоже самое.

-Молодцы! У Вас хорошо получается!

-Вы правильно все делаете!

-Мне нравится как вы справляетесь с заданием!

-А ты? (имя ребенка)…

-Совершенно верно, вы почувствовали  вкус сахара, когда он соединился со слюной и стал таять.

-Вы правильно мыслите.

-Да, я тоже вижу много разных щеток.

-Согласна, каждая щетка выполняет свою работу.

-Я тоже считаю, что этой щеткой….

-А ты как думаешь...?

-В каком направление ты двигал щетку?

-А ты?(имя)

-Вы замечательные исследователи.

-Вы правильно все делаете!

-Замечательно!

-Наши результаты сейчас будут доставлены по почте Знайке.

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей

-Ребята, мы смогли помочь профессору Знайке собрать материалы исследований к докладу «Язык – орган вкуса»?

-Как вы помогали?

-Какие опыты мы с вами провели?

 -Какой для вас был самый интересный?

-Что нового вы узнали о язычке?

- -Вы хотели бы о язычке рассказать родителям или друзьям?

Видеофрагмент.

 Профессор Знайка говорит:

- Огромное спасибо вам, ребята. Без ваших результатов мой доклад  был бы не полный. Вы мне очень помогли!

До новых встреч!

-Мне очень понравилось, как вы помогали.

-Я тоже очень рада и довольна!

-Мне тоже понравился этот опыт.

-Я рада, что вы хотите рассказать маме и папе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по письму 3 класс по теме: Определение предметов по цвету, вкусу и форме.

Упражнять в определении предметов по их признакам;    Развивать умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов, задавать вопросы к словам-признакам...

Конспект внеклассного занятия по программе Безруких М. М., Филипповой Т. А., Макеевой А. Г. «Разговор о правильном питании» по теме: «На вкус и цвет товарищей нет»

Конспект  внеклассного занятия  по программе  Безруких М. М., Филипповой Т. А., Макеевой А. Г. «Разговор о правильном питании»по теме: «На вкус и цвет товарищей нет» 2 класс....

Конспект урока по окружающему миру "Органы вкуса, обоняния и осязания"

Конспект урока по окружающему миру "Органы вкуса, обоняния и осязания"...

"На вкус и цвет - товарищей нет" конспект занятия

Конспект занятия по теме: "На вкус и цвет товарищей нет" предназначен для учителей начальных классов реализующие программу "Разговор о правильном питании"...

Конспект урока «Мир природы и человека» Тема: Свойства воды (вода прозрачна, течет, не имеет формы, без вкуса и запаха).

1 класс «Мир природы и человека»Тема: Свойства воды (вода прозрачна, течет, не имеет формы, без вкуса и запаха)....

Конспект к уроку "Вкус хлеба"

Конспект к уроку  "Вкус хлеба"...