Родительское собрание "Поговорим о толерантости"
материал (4 класс) на тему

Наталья Игоревна Гордеева

Материал поможет в проведении родительского собрания в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pogovorim_o_tolerantnosti.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Моготская средняя общеобразовательная школа» Тындинского района

Разработка

родительского собрания

  по теме :

 «Поговорим о толерантности»

Выполнила: Гордеева Наталья Игоревна,

учитель начальных классов

МОАУ «Моготская СОШ»

п.Могот

2018 г

Пояснительная записка: 

Предлагаемое родительское собрание составлено для ознакомления родителей младших школьников с понятиями: толерантность, воспитание в духе толерантности, разрешение конфликта с позиции толерантного подхода и предусматривает совместное участие родителей и детей.

Возможные способы проведения собрания: игра-тренинг, собрание-лекторий, круглый стол.

Собрание включает в себя: упражнение-игра, беседа, рассмотрение некоторых практических ситуаций; разрешение конфликтов с позиции толерантности; подведение итогов родительского собрания.

Подготовительная работа: составление приглашения на родительское собрание, буклета для родителей, разучивание с детьми сценок, стихотворений.

Направление: духовно – нравственное

Цель: повышение педагогической культуры родителей.

Задачи: 

  • создать  условия  для активного и сознательного участия родителей в обсуждении проблемы собрания,
  • познакомить родителей с понятием толерантность, формировать умение разрешать конфликт с позиции толерантного подхода, подвести  к изучению и раскрытию качеств толерантного человека,
  • способствовать поиску новых шагов, путей выработки в себе данного качества,
  • побудить  родителей к деятельности по формированию норм нравственного отношения к миру, к людям и к себе.

             

Сценарий собрания.

  1. Включение  в тему

Упражнение «Нарисуй человечка»

Все родители получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.

Учитель: Пока вы рисовали человечков, вспомнились стихи для детей А.Моргуна

Я рисую человечка-

Вышел он прямой, как свечка.

На кого же он похож?

Посмотрите, как хорош!

А у Нади и Аркаши

Человек объелся каши-

Круглый, добрый и весёлый,

Очень сильный и здоровый.

Петин мальчик – великан.

У Алеши – атаман,

У Сергея же худой,

С ярко-рыжей головой.

Паша  негра рисовал –

Сам от краски чёрный стал.

Люди разные на свете,

Словно человечки эти!

  1. Слово учителя.

Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. Что же говорить об остальных людях?!

У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое.

Мы должны уважать индивидуальность каждого человека,         должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Как вы его понимаете?

Во Франции, на рубеже XIV-XIX веков был широко известен князь Талейран Перигор, он отличался тем, что вне зависимости от политической ситуации в стране, оставался неизменно министром иностранных дел. Этот человек был талантлив во многом, но более всего – в умении чувствовать настроение окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом Талейран не поступался собственными принципами, стремился управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «толерантность».

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин "толерантность" стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Так что "копилка" толерантности постоянно пополняется.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности".

На русский язык с английского Декларация была переведена как "Декларация принципов терпимости". Но понятие "терпимость" не только не отражает полноты "толерантности", но и может быть прямо противоположно ему. Русский глагол "терпеть" имеет негативную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения ("я его еле терплю"), никак не меняющее самой позиции нетерпимости. Напротив, "толерантность" толкуется в Декларации как "активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека".

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара по-разному:

в испанском языке оно означает способность признавать отличные от собственных идеи или мнения;

во французском - отношение, при котором допускается, что другие думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим душным;

в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие,  благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо.

В своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Черты толерантной личности
- терпение
- умение владеть собой
- доверие
- чуткость
- способность к сопереживанию
- снисходительность
- расположение к другим
- чувство юмора
- терпимость к различиям
- доброжелательность
- гуманизм
- любознательность
- умение слушать
- несклонность осуждать других
- альтруизм

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Наукой убедительно доказано, что толерантными не рождаются, это качество воспитывается. Очевидно, то, каким станет человек, миновав детство зависит от его индивидуальных возможностей, задатков, семьи и того опыта, который ребенок получит в семье, от знаний и опыта, полученных в образовательных учреждениях, от его друзей и среды, т.е. в целом общества.

Первое испытание родителей на толерантность – принятие пола ребенка, когда вместо, скажем, долгожданного наследника, на свет появляется дочь. И если ребенок не будет получать достаточно любви и внимания, у него может сформироваться враждебное отношение к миру, которое будет серьезно осложнять ему жизнь.

Всем известно, что дочь надо воспитывать женственной и заложить в ней ценности материнства, а сыну следует привить чувство ответственности. Но самое главное – научить девочку благодарности, а мальчика заботливости. Ведь, если мальчик заботлив, то, став мужчиной, во имя достижения благополучия близких, он приложит все свои усилия, проявив и ум, и силу, и другие мужские качества. А благодарность – самое важное женское качество. Поскольку, если женщина благодарна, то хочется сделать для нее нечто большее, чем уже сделано и хочется ее радовать.

Родителям требуется большая внимательность, чуткость и ясное понимание всех деталей, которые влияют на психическое, эмоциональное и нравственное развитие их детей. Воспитывая в детях стремление к добру, взаимоуважению, любви, сочувствию и состраданию, родители создают образ будущего мира. Невозможно ожидать, что дети станут толерантными, высоконравственными личностями сами по себе, и что окружающий мир прекратит быть безнравственным и враждебным без наших усилий. По этой причине родителям следует активно участвовать в творчестве своих детей с самого раннего детства, чтобы воспитать толерантную личность.

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

При воспитании ребенка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно все. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или в подсознании. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего.  

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут всё без труда.

Слова порой запутаны

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из школ.

И если все мне показать –

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

Как же воспитать в ребенке толерантность. Ответ прост – самому быть толерантным. Личный пример – великая сила. Уважайте ребенка, дарите ему любовь, проявляйте интерес к тому, как он смотрит на мир и себя в нем. Ребенку, который будет чувствовать, что он любим и любит жизнь, не будет осуждать других, искать внешние отличия.

  1. Анализ ситуаций

Насколько мы терпимы к своему ребенку после работы, как часто мы раздражаемся по любому поводу, можем позволить себе сорваться на ребенка? Почему же он не может сорваться на другого человека?

  1. Наблюдение.

- Предлагаем вам посмотреть на себя со стороны.

(Дети разыгрывают сценки, читают стихотворения)

  • Я в своей родной квартире,

Как на службе строевой:

Командир на командире,

Я один здесь рядовой.

Всем я должен подчиняться:

По приказу одеваться,

По приказу умываться.

Ровно заправлять постель.

По команде есть, садиться.

По режиму спать ложиться,

По будильнику вставать.

Теперь вам ясно, почему

Начал огрызаться я:

Конец терпенью моему

ДЕ-МО-БИ-ЛИ-ЗА-ЦИЯ.

  • Ваза

Папа вазу опрокинул:
Кто его накажет?
– Это к счастью, это к счастью, –
Все семейство скажет.
Ну, а если бы, к несчастью,
Это сделал я!
– Ты разиня, ты растяпа! –
Скажут про меня.

                                                    О.Григорьев

  • Сценка «Недотепа».

Мама. 

Талантливые дети.
Надежды подают:
Участвуют в концертах –
Танцуют и поют.
У многих есть возможность
Объездить целый мир –
Проводят в разных странах
Где – конкурс, где – турнир.
Лисичкина Наташа
Имеет пять наград,
А Гарик, твой приятель,–
Уже лауреат.

Сын. 

И только недотепам
К успеху путь закрыт.
Моя родная мама
Мне это говорит.
Но я не возражаю,
А губы сжав, молчу.
И я на эту тему
С ней спорить не хочу.

Пускай другие дети
Надежды подают:
Картиночки рисуют,
Танцуют и поют.
На скрипочках играют,
Снимаются в кино –
Что одному дается,
Другому не дано!

  • Сценка «Мать и дочь». Мать посмотрела однажды в тетрадь дочери и начала её ругать.

Мать (тычет пальцем в тетрадь и говорит сердито) - Ты что, дурная совсем? Не знаешь, как пишется это слово? У тебя что, мозгов нет, ослиная твоя голова?! Думать надо, когда пишешь! Будешь все каникулы учиться грамотно писать!

(Дочка пытается оправдаться, но сердитая мать не даёт ей и рта раскрыть)

  1. Составление схемы достойного выхода из ситуации 

У толерантности есть своя оборотная сторона: предрассудки, войны, конфликты. Конфликты стары, как мир. В семье они происходят из – за:

- учёбы

- друзей

- вредных привычек

- праздности

- денег

- домашних дел

- отношения в семье

А что является причиной конфликта в вашей семье?

Родители делятся на группы составляют выход из различных ситуаций, чтобы не остаться обиженным и не обидеть другого:

А) Ваш ребенок изрисовал ручкой книгу, которую вы взяли почитать у своего друга (подруги).

Б) Мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду.

В) Паша (с радостью). Папа, идем кататься на каток! Смотри, Ваня со своим папой уже там. Ты же мне вчера обещал.
Папа (проблемы на работе). Отстань! Ну и что, что обещал. Мне сейчас не до тебя.

Паша (настаивает). Ну, пожалуйста...

Папа (отталкивает Пашу). Какой же ты бестолковый, займись своим делом!

Мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Давайте запомним правила, которые необходимо выполнять и детям, и родителям.

        

Чтобы не ссориться, нужно:

- стараться понять друг друга в любой ситуации;

- никогда не повышать голос друг на друга;

- уметь дать совет, выслушать совет другого;

- уметь поддержать в трудную минуту;

- доверять друг другу;

- уметь слышать и слушать.

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.

  1. Заключительное слово учителя

- Дорогие родители, мне очень хочется, чтобы сегодняшний наш разговор не прошёл даром, чтобы он, в хорошем смысле слова, повлиял на ваши отношения с детьми. Я нисколько не сомневаюсь в том, что все вы любите своих детей. Но умеете ли вы проявлять любовь так, чтобы ребёнок понял, что он любим? Чувствует ли ребёнок, что вы его любите не только тогда, когда он этого заслуживает, а всегда, независимо от его поведения? Постарайтесь объективно, сами для себя, ответить на эти вопросы. Ваше поведение должно говорить ребёнку: «Я люблю тебя таким, каков ты есть», чтобы ваш ребёнок мог сказать:

В моей семье все

  • терпимые и терпеливые
  • здоровые и добрые
  • уважающие и понимающие, поддерживающие друг друга

окружающие друг друга заботой

  • внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга,
  • успешные, независимые, счастливые

5. Рефлексия

- О чём вы задумались? Какие сделали выводы?

Список используемой литературы и источников

  1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
  2. Николаева Л. Педагогика понимания. Газета «Начальная школа», 1997г.
  3. http://www.babyblog.ru/community/post/psy/1674568 
  4. http://college.future.org.ru/sami/PROEKT/toler.htm 
  5. http://festival.1september.ru/articles/623101/   
  6. http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/vospitanie-tolerantnosti-0 
  7. http://www.materinstvo.ru/art/793/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание на тему: "Мудрость родительской любви"

беседа с родителями о необходимости семейного воспитания...

Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"

Разработка  собрания родителей совместно с учащимися...

Родительское собрание "Родительский дом-начало начал"

Формирование уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям; развитие  интереса  к истории своей семьи, семейным традициям; сплочение классного коллектива, к...

Родительское собрание "Родительский дом - начало начал"

Родительское собрание, посвященное семье....

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

ТОЛЕРАНТОСТЬ

В РАМКАХ ДНЯ  ТОЛЕРАНТНОСТИ РЕБЯТАМ БЫЛ ПРОВЕДЕН КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ ТОЛЕРНТНОСТЬ. ДЕТЯМ БЫЛО РАССКАЗАНО ЧТО У КАЖДОГО НАРОДА ЕСТЬ СВОИ ТРАДИЦИИ И ЧТО ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ДРУГ К ДРУГУ ВЗАИМОВЕЖЛИВЫ....