Главные вкладки

    Экологическая игра-путешествие (с самоанализом)
    план-конспект занятия (1, 2, 3 класс) на тему

    Конспект открытого занятия содержит план игры, дидактический раздаточный материал, а также самоанализ занятия по экологии, который пригодится для внеурочной деятельности и внеклассной работы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Экологическая игра-путешествие «Лесная тропинка»

    Цели: формировать бережное отношение к природе, воспитывать потребность принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности;
    расширить экологический и общий кругозор обучающимся

    Задачи: развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес к миру природы; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю; воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира; воспитывать коллективизм и доброжелательное отношение друг к другу.

    1.Организационный момент. Приветствие. Представление. 
    Педагог:
    В лес я, на прогулку
    Приглашаю вас пойти,
    Интересней приключенья
    Нам ребята не найти
    Друг за дружкой становитесь,
    Крепко за руки беритесь
    По дорожкам, по тропинкам
    По лесу гулять пойдем,
    И лесных зверей, конечно
    Обязательно найдем.
    - Здравствуйте, мои юные друзья, всезнайки и почемучки! Каждый из вас хотя бы один раз побывал в лесу. Но сегодня у меня на душе тревожно, потому что дети стали забывать о растениях и животных, о красоте природы, много времени они тратят на компьютерные игры, Интернет, телевизор. Меня это очень огорчает.

    2. Основная часть.
    1) Знакомство. Сообщение цели занятия. 

    Красота природы чудесна и неповторима, она дарит вам простор для фантазии и творчества.
     Представьте себе, что мы хотим совершить экскурсию в лес. Это будет прогулка с остановками. Итак, в путь-дорогу, друзья

    - Мы отправимся в путешествие пешком. Во-первых, ходьба полезна для здоровья и развития вашего организма, а во-вторых, вы сможете в полной мере насладиться красотами природы. Услышать шум ветра, шорох листьев, треск сучьев и пение птиц – это друзья мои, очень здорово!
    Ждет вас трудная дорога -
    В этом нет секрета,
    …Чтобы вам помочь немного,
    Дам я три совета:
    По тропинке в лес идите.
    Каждый по своей дороге.
    Постарайтесь, помогите.
    Всем, кто ждет подмоги.
    - В добрый путь!

    «Я иду и ты идешь»

    Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

    Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)

    Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)

    Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

    Первая остановка «Охрана природы».

    Давайте проверим, как вы знаете правила поведения в природе. Я буду говорить вам предложения. Если вы с ними согласны, говорите «да», а если не согласны, говорите «нет». Понятно? Тогда, внимание!
    Игра «Если я приду в лесок».
    - Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет).
    - Если съем я пирожок, выброшу бумажку? (Нет).
    - Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да).
    - Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Да).
    - Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет).
    - Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет).
    - Если мусор уберу, банку закопаю? (Да).
    - Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да).

    Давайте составим памятку – как себя вести в лесу

    (Дети вписывают правила поведения в лесу, зачитывают их)

    Вторая остановка «Деревья - наши друзья и помощники».

    Лесник. Различные деревья любимы нами. Вот послушайте, ребята, что они говорят сами о себе и догадайтесь по их рассказам, что это за деревья.

    (Дети подготовили рассказы о деревьях, зачитывают их. Дети определяют деревья.)

    1. Дуб

    Это дерево растёт медленно, сначала — сильнее в высоту, позднее — в толщину. Мощные корни уходят глубоко под землю, ствол большой и могучий, потому то это дерево крепко стоит и не боится даже очень сильных ветров.

    У него темная кора, покрытая глубокими извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем более глубокими становятся эти трещины-морщины на стволе. Плодами этого дерева питаются многие животные. Это деревья-долгожители. Издавна у людей это дерево считается символом долговечности, силы, здоровья, красоты.

    1. Липа

    Название у неё одно, а вот прозвищ множество: медовое дерево, царица лета, лыковое дерево, лубяное дерево, дерево спокойствия и счастья.

    Цветут эти деревья поздно. Все деревья уже отцвели, а эти только собираются. Потому называют её «царицей лета». Не спеша нянчит это дерево каждый свой цветочек. И неспроста: пока все вокруг цвело, пчелы заняты были А теперь пчелы посвободнее, все внимание ей уделяют. Нектар в цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчелы так стараются его собрать, что даже ночью летают.
    Листья, почки, цветки обладают лечебными свойствами, поэтому с их помощью люди лечат многие болезни.

    1. Сосна

    Это дерево верная помощница человеку. Она дарит нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства.

    Весной во время цветения на кончиках её веток появляются почки, покрытые желтой пыльцой. Через год на этом месте вырастет зеленая плотно сжатая шишка. Пройдет еще полгода, и только тогда шишка раскроется.

    Из её хвои, почек и шишек делают лекарства, помогающие победить болезни.
    Под ней растут грибы, на ветвях гнездятся птицы, белки устраивают в дупле свои дома. И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат эти деревья. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

    Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки.

    В давние времена изготавливали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду и даже корабли.

    Люди использовали смолу этого дерева, как клей.

    1. Рябина

    Каждый год на этом дереве появляются плоды. Стоит дерево по осени и еле ветки держит — так на них добра много. Ягоды у неё бывают самые разные: есть зеленовато-желтые, ярко-красные, на некоторых сортах бывают ягоды даже чёрные.

    Птицы едят только плоды этого дерева, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги. Очень уж много в них витаминов.

    Люди тоже едят и используют ягоды этого дерева. Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов — чай. Из древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. А еще в старину дети делали бусы, нанизывая ягоды на нитку.



    Третья остановка «Остроглаз».

    Загадки о птицах

    Вот пернатый сел на сук
    И колотит: тук-тук-тук!
    Ищет пищу под корой
    Он голодною порой.                            (Дятел)

    Мерзнет желтенькая пташка,
    Накорми ее, бедняжку.
    Дай и семечек, и сала,
    Чтоб зимой ей легче стало.           (Синичка)

    Я вчера гулял в пургу,
    Видел веточку в снегу,
    А на ветке красный шарик.
    Кто же он, живой фонарик?          (Снегирь)

    Черный, проворный,
    Кричит «крак» —
    Червякам враг.
                                           (Грач)

    Майским вечером, в прохладу,
    А в июне и в жару
    Вывожу свои рулады
    В парке, в роще и в бору.
    Эти трели, переливы
    Мелодичны и красивы.                  (Соловей)

    Пробегает по дорожке
    На коротких тонких ножках.
    Часто хвостиком трясёт,
    И под крышею живёт.
    Комары её закуска.
    Это птичка — …         (Трясогузка)

    Бела, как снег,
    Черна, как жук,
    Вертится, как бес,
    Повернулась — ив лес.            (Сорока)

    Птица хищная с ушами
    Громко ухает ночами.                   (Сова)

    В лесу на ветке она сидит,
    Одно «ку-ку» она твердит,
    Года она нам всем считает,
    Птенцов своих она теряет.
    «Ку-ку» то там то тут,
    Как птицу эту зовут?                  (Кукушка)

    У него хороший слух,
    Но когда токует, — глух!
    Можно даже, говорят,
    Взять руками … (Глухаря)

    Музыкальная физкультминутка «Давайте полетаем»

    Четвертая остановка «Размышлялки»

    Игра  «Живые синонимы». Вставить подходящие слова из скобок.
    Могучий как   _______________________      

    Вольный как_________________________
    Вороватый как    ______________________  

    Мудрый как __________________________
    Важный как    ________________________        

    Надутый как _______________________-__
    Верный как    _________________________          

    Длинноногий как ______________________
    Большеглазый как     ____________________    

    Желторотый как ________________________
    Пестрый как    __________________________            

     Трещит как ____________________________
    Воркует как    ___________________________              

    Хищный как _____________________________
    Зоркий как     ____________________________          
    Долбит как ______________________________
    (орел)(птица)(сорока)(ворон)(гусь)(индюк)(лебедь)(журавль)(филин)

    (птенец)(павлин) (сорока)(голубь)(ястреб)(сокол)(дятел)

    Пятая станция «Игралочка»

    Динамическая игра «Пчелы и медведь» Один ребенок исполняет роль Пчелки – мамы, второй – медведя, а остальные дети – пчелы. Пчелка – мама: Полетели, пчелки, («пчелки» летают, кружатся Собирать с цветочков мед! Мишка-медведь идет, («медведь» направляется к ним) Мед у пчелок унесет. Пчелки, домой! Этот улей – домик наш, («пчелки» гонятся за медведем._ Уходи, медведь от нас: «медведем», жужжат, прогоняют его) Ж-ж-ж-ж-ж-ж!

    Шестая станция «Угадай-ка»

    Угадайте следы животных и птиц

    ( Раздаточный материал для детей)

    Рефлексия:

    Что вам понравилось больше всего?

    Что нового узнали?

      Итог:

    Молодцы, вы справились со всеми заданиями!

    И я сказала бы следующие слова: «Природа ценность, у которой нет цены!» Игра показала, что вы много знаете о природе. Надеюсь, что вы ещё больше будете любить природу, сохранять её, подтверждая конкретными делами.

    Могучий как   _______________________      

    Вольный как_________________________
    Вороватый как    ______________________  

    Мудрый как __________________________
    Важный как    ________________________        

    Надутый как _______________________-__
    Верный как    _________________________          

    Длинноногий как ______________________
    Большеглазый как     ____________________    

    Желторотый как ________________________
    Пестрый как    __________________________            

     Трещит как ____________________________
    Воркует как    ___________________________              

    Хищный как _____________________________
    Зоркий как     ____________________________          
    Долбит как ______________________________
    (орел)(птица)(сорока)(ворон)(гусь)(индюк)(лебедь)(журавль)(филин)

    (птенец)(павлин) (сорока)(голубь)(ястреб)(сокол)(дятел)

    Могучий как   _______________________      

    Вольный как_________________________
    Вороватый как    ______________________  

    Мудрый как __________________________
    Важный как    ________________________        

    Надутый как _______________________-__
    Верный как    _________________________          

    Длинноногий как ______________________
    Большеглазый как     ____________________    

    Желторотый как ________________________
    Пестрый как    __________________________            

     Трещит как ____________________________
    Воркует как    ___________________________              

    Хищный как _____________________________
    Зоркий как     ____________________________          
    Долбит как ______________________________
    (орел)(птица)(сорока)(ворон)(гусь)(индюк)(лебедь)(журавль)(филин)

    (птенец)(павлин) (сорока)(голубь)(ястреб)(сокол)(дятел)

    http://festival.1september.ru/articles/586385/presentation/10.JPGhttp://festival.1september.ru/articles/586385/presentation/10.JPG

                                       Самоанализ занятия

    в группе продленного дня  Экологическая игра-путешествие «Лесная тропинка»

    Цели: формировать бережное отношение к природе, воспитывать потребность принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности;
    расширить экологический и общий кругозор обучающимся

    Задачи: развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес к миру природы; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю; воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира; воспитывать коллективизм и доброжелательное отношение друг к другу.

    В группе 25 человек. Группа разновозрастная, поэтому при подготовке к мероприятию учитывались индивидуальные особенности детей.

    В подготовке и проведению мероприятия были задействованы все дети группы.

    Мероприятие входит в систему экологических занятий в группе, осуществляемых на протяжении всего учебного года.

    Данное мероприятие соответствует общим воспитательным задачам группы, уровню развития коллектива и возрастным особенностям учащихся.

    С целью подготовки детей к данному мероприятию была организована большая предварительная работа (беседы, наблюдения, подготовка выставки рисунков и оформления, подбор музыкального сопровождения).

    Интерес к мероприятию возник уже на подготовительном этапе, так как учащиеся рисовали рисунки, готовили рассказы о деревьях..

    Была организована выставка рисунков учащихся, которая была направлена не только на развитие творческих способностей, но и на развитие эстетических качеств, на умение проявлять инициативу.

    Экологическое мероприятие проходило с постоянной сменой деятельности, что поддерживало интерес к происходящему у учащихся.

    Выбранные мною формы и методы проведения мероприятия соответствуют поставленной цели и содержанию. Четко и целесообразно распределено время на различные виды деятельности детей. Учащиеся на протяжении всего мероприятия активны, проявляют интерес к предлагаемому материалу.

    Данное мероприятие сыграло положительную роль в сплочении  коллектива. Воспитание у детей бережного отношения к природе.

    В результате проведенного мероприятия дети познакомились с экологическими проблемами, закрепили знание о защите окружающей среды.

    Я считаю, что поставленные цели достигнуты, задачи мероприятия реализованы полностью.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологическая игра-путешествие "Земля - наш общий дом"

    Экологическая игра-путешествие - это внеклассное мероприятие, которое является итоговым занятием в 3 классе по экологическому воспитанию. Мероприятие проходит в форме путешествия с использованием разн...

    Экологическая игра -путешествие

    Авторская разработка внеклассного мероприятия в разновозрастной группе. Очень актуальна для работы а малокомплектной школе....

    Экологическая игра - путешествие на экологическом поезде для 4 класса

    Игра – путешествие на экологическом поезде для 4  классаКарачурина Елена Марсовна – учитель МБОУ «Кунашакская СОШ»Цель игры – познакомить с экологической ситуацией н...

    Экологическая игра - путешествие "Встречи с Лесовичком".

    Данная игра - путешествие проводится в три этапа. В ходе этой игры дети научатся различать объекты живой и неживой природы, познакомятся с творчеством художников Ставрополья и т.д....

    Экологическая игра "Путешествие в Экоград"(презентация).

    Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №6      Экологическая игра«Путешествие в Экоград»....

    Экологическая игра "Путешествие по экологической тропе" . 1 класс

    Экологическая игра"Путешествие по экологической тропе"(«Времена года» - внеурочная деятельность в  1 классе)...