Личностно ориентированные технологии.Доклад
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Нетребина Валентина Васильевна

Личностно ориентированные технологии.Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno_orientirovannye_tehnologii.doklad.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБОУ « Средняя школа- интернат  МИД РФ»

Личностно-ориентированные технологии и их применение в воспитательном процессе

(выступление на заседании методического объединения воспитателей)

        Составила:

        воспитатель высшей   категории

        Нетребина В. В.

2018


Динамическое развитие российского общества требует формирования  ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой  личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме. В новых реалиях жизни необходимо воспитывать свободную, активную, уважающую себя личность. А это, в свою очередь, ставит во главу угла применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, демократизации ее жизнедеятельности.

В связи с этим наиболее актуальным стратегическим направлением на сегодняшний день являются личностно- ориентированные технологии.

Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Бондаревская Е. В., Сериков В.В., Турганинова Ю. И., Якиманская, Ш. Амонашвили и многие другие.

Они разработали основные принципы личностно- ориентированного подхода:

- принцип  самоактуализации: важно побудить и поддержать стремление школьника к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;

- принцип индивидуальности: каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, (обрести) постичь свой образ;

- принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и в школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта;

- принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора форм и способов организации учебно- воспитательного процесса в школе и классе;

- принцип творчества и успеха: благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных сторонах своей личности»;

- принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремлений к самореализации и самоутверждению, должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.

Личностно- ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий его развития, реализации его природного потенциала. Такие технологии называются антропоцентрическими.

Личностно-ориентированные технологии характеризуются:

- антропоцентричностью (антропо- человек, центризм –центр),антропоцентрический подход в создании педагогических условий формирования современной модели самоорганизуемого свободного развития личности, самоорганизующий потенциал школы.

- Психотерапевтической направленностью: (психотерапевтическая направленность на поддержку личности, помощь ей, вселять оптимистическую веру в творческие силы, отвергая принуждение).

Личностно –ориентированные технологии ставят цель:

разностороннее и творческое развитие ребенка.

Основная установка педагога на общение, взаимопонимание с учениками на их освобождение для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно- ориентированного образования.

Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справляться с творческими задачами. Ребенку нужна педагогическая помощь, поддержка. Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Поддержка основывается на трех принципах деятельности Ш. Амонашвили:

- любить ребенка;

- очеловечить среду, в которой он живет;

- прожить в ребенке свое детство.

Чтобы поддержать ребенка, считал В.А.Сухомлинский, педагог должен сохранить в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего , что с ним происходит, мудро относиться к поступкам детей, верить в то, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом; защищать ребенка, не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное, не ломать детскую индивидуальность, а исправлять ее, направлять ее на развитие, памятуя о том, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.

Наиболее полно технологии индивидуальной поддержки разработаны в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии. Американский психолог К. Роджерс считает основной задачей педагога помощь ребенку в его личностном росте. Педагогика, по его мнению, сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье.

Он считает, что педагог может создать нужную атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями:

- демонстрировать доверие к детям;

- помогать в формировании целей и задач;

- исходить из того, что в детей есть внутренняя мотивация к делу;

- учитель есть источник опыта к которому можно обратиться за помощью;

- должен быть активным участником группового взаимодействия;

- открыто выражать перед детьми свои чувства;

- понимать чувства и переживания каждого ребенка;

- педагог должен знать самого себя и свои возможности.

Самостоятельность и творчество выступают в качестве основного способа существования и развития индивидуальности в детях. Творческий потенциал ребенка реализуется в условиях гармонии внутреннего и внешнего мира.

В процессе использования личностно- ориентированных технологий в системе воспитания предоставляю возможность ребенку:

- взглянуть на самого себя «изнутри» и «извне», сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки поведения;

- вырабатывать силу воли, так как, ребенок иногда действует вопреки своим желаниям и интересам; - учиться управлять собой через постоянное влияние на жизненные ситуации;

- учиться преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принятию волевого решения;

- развивать способность быстрого принятия решений;

- удовлетворять свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, в общении;

- учиться продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением;

- овладевать мышлением, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет контролировать эмоции и желания;

Но чтобы индивидуально работать с этими детьми, учитываю их психологические особенности, сохраняя личность как индивидуальность.

Важно признать, что основной формой взаимодействия детей с педагогом является совместная деятельность, которая с позиции личностно- ориентированного взаимодействия не может не быть партнерской. Педагог и воспитанник совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дает оценки находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Педагог находится вместе с учениками и ни в коем случае «не над ними или рядом с ними».

Приведу пример традиционного занятия и личностно-ориентированного занятия:

Традиционное занятие

Личностно- ориентированное занятие

1.Обучаю всех детей установленной сумме знаний, умений, навыков.

2.Определяю задание, формы работы и демонстрирую образец задания.

3.Стараюсь заинтересовать детей в том материале, который предлагаю сама.

4. Планирую и направляю детскую деятельность.

5.Оценивать результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки.

6.Определяю правила поведения детей и слежу за их соблюдением.

7. Разрешаю возникающие конфликты между детьми, поощряю правых и наказываю виноватых.

1.Способствую эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта.

2.Предлагаю выбрать задание и формы работы, поощряю самостоятельный поиск путей решения задания.

3.Стемлюсь выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию материала.

4.Помогаю самостоятельно спланировать свою деятельность.

5.Поощряю детей самостоятельно оценивать результаты их работы исправляя допущенные ошибки.

6. Учу самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.

7. Побуждаю детей обсуждать возникающие межличностные конфликтные ситуации и самостоятельно искать разрешения.

Чтобы выполнить все условия реализации личностно-ориентированного воспитания нужно:

1.Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, верить в нее.

2. Организовать «атмосферу успеха», помогать детям обретать уверенность в своих силах и способностях.

3. Исключить принуждение, не выделять отставание и другие недостатки ребенка, а устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.

4. Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих.

5 Завоевать уважение и доверие учеников.         

От того как я буду в своей работе следовать принципам личностно- ориентированных технологий зависит: получат ли воспитанники посильное развитие, достигнут ли максимально возможного уровня, найдут ли свое место в жизни, станут ли свободной личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология портфолио как механизм реализации личностно- ориентированного подхода в образовательном процессе

В данной статье представлен опыт работы по реализации технологии портфолио в учебно-воспитательном процессе...

Личностно-ориентированный урок как средство развития индивидуальности ребенка

В презентации  описаны некоторые приёмы организации личностно- ориентированного урока, главным аспектом  которого является раскрытие содержание субъектного опыта  учеников, и созд...

Доклад "Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе"

Доклад  на ШМО учителей начальных  классов "Реализация личностно-ориентированного обучения в начальной школе"...

Личностно-ориентированный подход к одаренным детям на уроках математики

Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приемов повышения качества обучения математике. Личностно-ориентированный урок, в отличие от традиционного, изменяет тип вз...

Выступление "Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся"

Личностно-ориеннтированный подход в обучении учащихся...

Личностное развитие учащихся как цель и предмет личностно-ориентированного подхода при внедрении ФГОС

Содержание статьи позволит задуматься педагогам и родителям о школе, в которой реализуются стандарты нового поколения....

Сущность личностно-ориентированного подхода. Классный час в условиях личностно -ориентированного подхода

Презентация отображающая сущность личностно - ориентированного подхода в воспитании....