Педагогические условия профилактики школьной неуспешности
статья по теме

Кузьменкина Светлана Геннадьевна

Выступление на педагогической конференции и ШМО

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

городской округ Мытищи

Тема доклада:

«Педагогические условия профилактики школьной неуспешности»

Докладчик: Кузьменкина Светлана Геннадьевна,

учитель начальных классов первой категории

Мытищи

2018г.

Педагогические условия профилактики школьной неуспешности

  Проблема возвращения обществу нормальных полноценных людей, исправление неуспеваемости - сложная и чрезвычайно важная. Ее пытаются решать издавна и самыми различными способами.

Под школьными трудностями понимается весь комплекс школьных проблем, которые могут возникнуть у ребенка в связи с началом систематического обучения в школе. Они, как правило, приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а также к снижению успешности обучения.

По мнению специалистов, школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу).

Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика  признает обучение и воспитание учащихся в школе. Русский философ, педагог и психолог Блонский Павел Петрович под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение школьника и результаты обучения не соответствуют воспитательным и  дидактическим требованиям школы.

Школьная неуспеваемость может спровоцировать возникновение школьной дезадаптации, то есть такого состояния учащихся, при котором они не усваивают учебную программу, испытывают трудности при взаимодействии со сверстниками и учителями.

Неуспеваемость связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами. Именно поэтому необходима систематизация различных подходов к проблеме возникновения неуспеваемости, к выявлению вызывающих ее причин.

Типы неуспеваемости:

  • Абсолютная неуспеваемость выражена оценкой «неудовлетворительно» и соотносится с минимальными требованиями школьной программы.
  • Относительная неуспеваемость характеризуется недостаточной познавательной нагрузкой тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования, и соотносится с минимальными требованиями школьной программы и возможностями отдельных учащихся.

Под неуспешностью обычно понимают любую деятельность, которая не сопровождается достижением желаемого результата (успеха).

Факторы, усиливающие неуспешность: генетическое неблагополучие, физиологические недостатки, социальная среда.

Одним из элементов системы работы по преодолению неуспешности обучения является создание системы мониторинга (психологического, здоровья, социологического, уровня обученности).

Неуспешный ученик – это учащийся, сумма знаний которого меньше суммы его пробелов в знаниях. И тогда в работе учителя выступает вопрос об индивидуализации. Имея диагностику, зная семью, ее проблемы, учитель в пространстве образовательного процесса строит свою работу, используя различные направления воздействия на ребенка: медико-психолого-педагогическое сопровождение, организацию познавательной деятельности, индивидуальное и дифференцированное обучение, развитие общеучебных умений и навыков, организацию самостоятельной работы. Учителя планируют свою работу так, что на уроке для каждого ученика создается ситуация успеха. Учебный материал разбивается на уровни, формируются критерии оценки деятельности учащихся: программа максимум и минимум. Учитель определяет уровень развития знаний, умений, навыков учащихся, их готовность к дальнейшему изучению материала, выделяется материал для повторения каждым учеником, формируется карта индивидуальных достижений учащихся.

Найдя причину отклонения в развитии ребенка, учитель ищет наиболее подходящие средства для устранения недостатков.

        Каковы же в современных условиях средства преодоления данной проблемы? По мнению педагогов, с неудачами обучаемых в начальной школе могут помочь справиться:

1.Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, тесный контакт и работа с родителями.

Важным моментом также является взаимосвязь работы учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, медицинских работников. Только всестороннее исследование может дать полную картину проблем ребёнка и обеспечить грамотное планирование психолого-педагогического воздействия.

Для профилактики неуспешности важна связь основного обучения и дополнительного, так как очень часто неуспешный ребёнок в обучении, является успешным в области искусства и спорта. И данный факт профессиональный учитель должен использовать в своей практике, предлагая ученику «группы риска» задания, связанные с рисованием, художественным трудом, музыкой и т.д.

2.Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.  Данный вид работы позволяет отслеживать работу по профилактике неуспешности, а также обратить внимание родителей на помощь в ликвидации пробелов в обучении ребёнка.

Какие могут быть пути преодоления  школьной неуспешности?

В урочное время:

-Планирование и проведение разнообразных по форме и виду деятельности уроков, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий.

- Дифференциация учебного материала и заданий.

- Индивидуальный подход (индивидуальные траектории развития, индивидуальные домашние и творческие задания).

-Контроль объёма домашнего задания с целью предупреждения утомляемости учащихся.

Во внеурочное время:

-Воспитательная работа, направленная на развитие интереса у учащегося интереса к обучению.

-Работа с родителями.

-Тесная связь основного обучения с дополнительным образованием. Успешность в дополнительном образовании приводит к усилению мотивации в основном образовании.

-Помощь психологов, социальных педагогов (диагностика, тренинги). Комплексное тестирование учащихся при переходе с одной ступени обучения на другую, профессиональное определение.

-Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с учащимися, испытывающими трудности в усвоении учебной программы.

-Работа логопедов в контакте с учителями начальной школы. Логопедические занятия для детей с проблемами в устной и письменной речи.

3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Трудностей не избежать, поражения будут. Важно, как мы научим наших детей к ним относиться. Если школьные трудности будут восприниматься ребенком как «рабочие моменты», с которыми по силам справиться, значит, сделан большой шаг в подготовке к самостоятельной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность как одно из педагогических условий профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста

ДОКЛАД социального педагога позволяет раскрыть сущность внеурочной деятельсти в начальной школе. Благодаря занятости детей во время внеурочки-дети меньше гуляют, нарушают правила поведения на улице, м...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В условиях социально-экономических реформ, происходящих сегодня в России, особую значимость имеет проблема профилактики девиантного (отклоняющего) поведения среди детей младшего и старшего школьного в...

«Профилактика школьной неуспешности в условиях реализации ФГОС НОО»

Работа раскрывает понятие адаптивная педагогика....

Буклет "Профилактика школьной неуспешности"

Материал для родителей учащихся начальной школы...