Урок доброты
план-конспект занятия (3 класс)

Верещагина Наталья Валерьевна

Урок доброты для учащихся 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок доброты49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок доброты 3 класс.

Ход мероприятия:

  1. Мероприятие проходит в актовом зале школы. На него приглашены помимо учащихся 1-4 классов, также родители, педагоги и психолог.  Очень много шаров, детских рисунков, фотографий Д.Плужникова, Веры Кращук, Д.Гурцкой

Показ фильма следует предварить  мини-лекцией на тему «Кто нуждается в нашей помощи». (5-6 минут) Я один из вас и нуждаюсь в вашей помощи.

Сегодня мы с вами посмотрим видеоролик об очень интересных людях. Но сначала посмотрите на доску, здесь изображены фото двух людей Дианы Гурцкой и Данилы Пружникова. Что вы знаете об этих людях. (Ответы детей.)  Да действительно Диана Гурцкая является известной певицей, но она имеет ограниченные возможности здоровья (слепа). Но это ей не мешает заниматься любимым делом.

В нашей стране насчитывается более 2 миллионов детей с ОВЗ. Главная их проблема заключается в том, что ребенок с инвалидностью не имеет связи с миром, у него нет возможности общаться со своими сверстниками, он не имеет возможности общаться с природой, тем более не имеет доступа к культурным ценностям.

За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья. Это был путь и изменения духовной составляющей общества, где встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех в части приспособления к потребностям каждого ребенка, вне зависимости от состояния его здоровья.  

  1.         Демонстрируется первый сюжет. 

Героем первого сюжета является победитель музыкального конкурса «Голос»  Данила Плужников. В сюжете рассказывается о нелегкой жизни мальчика, который несмотря на ограниченные возможности здоровья, победил судьбу.

Проводится мини-обсуждение: Ведущий задает  вопросы к учащимся:

Как вы думаете,  кто помог Даниле победить в конкурсе «Голос»? (например, качества характера: выносливость, целеустремленность, трудоспособность; поддержка и помощь родителей и близких)

Судя по его рассказу, чего не хватает Даниле в жизни?

А вы хотели бы с ним дружить?

Что вы знаете о возможностях людей с ОВЗ?

Встречали ли вы людей с ОВЗ? Если “да”, то где? (да, например, в общественном транспорте, во дворе, в школе)

Сюжет второй.

История мальчика с ОВЗ, который благодаря с знакомству с детьми-футболистами адаптировался в коллектив здоровых детей.

Мини-обсуждение:

Как вы думаете, каково человеку постоянно находиться в четырех стенах, не иметь друзей?

Как вы думаете, почему он редко выходил на улицу?

А как бы вы поступили, если в вашем дворе жил такой мальчик?

А вы часто встречаете людей в колясках?

А как ваши родители отнеслись к тому, если бы пригласили к себе домой мальчика в коляске?

«Кому и для чего нужны пандусы»?

«Что вы знаете об азбуке Брайля?»

«Кто вынужден  пользоваться азбукой Брайля?»

Сюжет третий. 

История о девочках с синдромом Дауна, которым инклюзия дала возможность учиться в общеобразовательной школе. Сочинение лучше всех в классе написала Катя, на которую до этих пор одноклассники не обращали никакого внимания.

Мини – обсуждение сюжета: Темы для обсуждения:

«Дети с ОВЗ отличаются от нас только тем, что имеют ОВЗ».

«Они невероятно талантливы и мы не должны их отвергать».

«Что бы Вы смогли сделать для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, если он будет учиться в вашем классе?»

«Какие эмоции вызывает у вас этот сюжет? Почему лучше учиться вместе?»

Просмотр остальных сюжетов, в которых принимают участие Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева, певица, общественный деятель Д.Гурцкая.

         В заключении ведущий читает сказку В. Катаева «Цветик-семицветик» и спрашивает у детей:

«А вы смогли бы поступить как Женя и отдать последний лепесток мальчику, нуждающемуся в помощи?»

Дискуссия с участием родителей, учащихся, педагогов и психолога. Присутствие родителей необходимо для того, чтобы они увидели,  как их дети относятся к своим сверстникам, непохожим на них. Именно они, в первую очередь, влияют на негативное отношение детей к детям с ОВЗ.

Предполагаемые вопросы (вопросы задаются героями из серии фильма):

1.        Смогли бы вы дружить с такими как мы?

2.        Мы можем чему-то научиться друг у друга?

3.        Что значит безбарьерная среда?

4.        Для кого нужны пандусы?

5.        В вашем классе учатся такие  дети, как мы? Вы за или против?

 «Необходимо, чтобы общество смотрело на людей с ОВЗ как на личности. Чтобы не возникало барьеров между людьми с инвалидностью и без. Эти дети могут нам дать то, что иным образом мы бы не получили. Необходимо чтобы здоровые дети умели с ними общаться. Надо приучать детей к этому. Это им будет полезно. Уметь общаться с теми, кто имеет меньше возможностей, чем они».

Методическая разработка для среднего звена

(5-9 классы)

Цель показа учебного  видеофильма «Урок доброты» - способствовать формированию толерантного  отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья , рассказать о жизни и возможностях детей с ОВЗ, дать представление о том, какие бывают люди с ОВЗ, как они живут,  с какими трудностями и проблемами сталкиваются  в обществе, то есть показать здоровым людям, что человек с ОВЗ – такой же человек, как все, различие лишь в том, что при необходимости он вынужден затрачивать усилий и времени больше, чем здоровые люди, но он имеет равные права и возможности в реализации своих потребностей, дать представление о понятии «инклюзивное образование».

План мероприятия.

1.Мини – лекция «Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования».

2.Краткое слово психолога о проблемах  детей с ОВЗ. Прилагается.

2.Демонстрация (показ) видеофильма «Урок доброты».

3.Обсуждение видеофильма.

4. Дискуссия на тему: « Кто за и против инклюзивного образования».

Мероприятие проходит в актовом зале школы. Помещение оформлено  соответствующим образом: плакаты с цитатами великих людей об инвалидах: «Если я чем-то на тебя не похож,  я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю» (Антуан де Сент-Экзюпери),

«Инвалидность – это отсутствие духа, а не части тела» (из философской сказки), «Только великая боль приводит дух к последней свободе: только она позволяет нам достигнуть последних глубин нашего существа, — и тот, для кого она была почти смертельна, с гордостью может сказать о себе: Я знаю о жизни больше…(Фридрих Ницше), «Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!»;

Портреты  людей состоявшихся как личности, несмотря на все невзгоды: Д.Гурцкая, О.Смолин, Д.Плужников, М. Терентьев, Э.Асадов, А.Суворов, победители Параолимпийских игр.

1.Мини – лекция «Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования».

Активное внедрение инклюзивного образования актуализирует необходимость целенаправленного формирования в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. В педагогическом аспекте толерантность рассматривается как сформированное моральное качество, моральная добродетель, родовое существенное свойство человека, условие успешной социализации, проявляющееся в социальных отношениях, главным признаком которого является уважение права другого на отличие.

Принципы инклюзивного образования?

-каждый человек нуждается в поддержке;

- каждый человек имеет право быть услышанным;

- каждый человек имеет право на счастье.

Проблемы инклюзивного образования в России?

Инклюзия, пока, не полностью встраивается в процесс изменения всего образования.

        Хорошо, а сейчас мы с вами посмотрим фильм, под названием «Урок доброты»

3.Показ видеофильма «Урок доброты».

4.Обсуждение сюжетов. Вопросы к обсуждению:

«Какие чувства испытывали Вы при просмотре?»

 «А Вы знаете истории людей, победивших судьбу?»

«Как сделать доступной среду для таких детей и людей в целом?

В вашем доме проживают люди с ОВЗ?

Ваши дома приспособлены для того, чтобы люди с ОВЗ не чувствовали себя ущемленными?

4. Беседа на тему «Что мы можем изменить в нашей жизни?» (В нашем классе? В своем дворе? В своем городе?)

Методическая разработка. (10-11 классы)

Цель показа видеофильма «Урок доброты»  -  сломать стереотипы, сложившиеся  по отношению к людям с особыми образовательными потребностями, реализация прав и возможностей таких людей, доступность архитектурной среды, инклюзивное образование как форма совместного бытия детей с разным уровнем психофизического  развития, этикет при общении с людьми с особыми возможностями. Основные методы – мини-лекции, дискуссии, просмотр и обсуждение видеофильма «Урок доброты».

В гости старшеклассникам на просмотр и обсуждение учебного видеофильма «Урок доброты» пришли студенты высших учебных заведений как с ОВЗ, так  и без нее. На просмотр видеофильма приглашены психологи, социологи.

План мероприятия.

1.Мини – лекция «Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования». Лекция прилагается.

2.Краткое слово психолога о проблемах  детей с ОВЗ. Прилагается.

2.Демонстрация (показ) видеофильма «Урок доброты».

3.Обсуждение видеофильма.

4. Дискуссия на тему «Плюсы и минусы инклюзивного образования».

Мероприятие проходит в актовом зале школы. Помещение оформлено  соответствующим образом: плакаты с цитатами великих людей об инвалидах: «Если я чем-то на тебя не похож,  я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю» (Антуан де Сент-Экзюпери),

«Инвалидность – это отсутствие духа, а не части тела» (из философской сказки), «Только великая боль приводит дух к последней свободе: только она позволяет нам достигнуть последних глубин нашего существа, — и тот, для кого она была почти смертельна, с гордостью может сказать о себе: Я знаю о жизни больше…(Фридрих Ницше), «Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!»;

Портреты  людей состоявшихся как личности, несмотря на все невзгоды: Д.Гурцкая, О.Смолин, Д.Плужников, М. Терентьев, Э.Асадов, А.Суворов, победители Паралимпийских игр.

1.Мини – лекция «Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования».

Активное внедрение инклюзивного образования актуализирует необходимость целенаправленного формирования в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. В педагогическом аспекте толерантность рассматривается как сформированное моральное качество, моральная добродетель, родовое существенное свойство человека, условие успешной социализации, проявляющееся в социальных отношениях, главным признаком которого является уважение права другого на отличие.

Принципы инклюзивного образования?

-каждый человек нуждается в поддержке;

- каждый человек имеет право быть услышанным;

- каждый человек имеет право на счастье.

Проблемы инклюзивного образования в России?

Инклюзия, пока, не полностью встраивается в процесс изменения всего образования.

  1. Просмотр видеофильма «Урок доброты».
  2. Обсуждение фильма. Вопросы к обсуждению:

«В чем основная мысль фильма»?

«Что означает равенство прав для всех людей независимо от их учебных способностей или особенностей развития»? «Доступность окружающей среды для людей?»

«Безбарьерная среда для людей с ОВЗ»- - как вы это понимаете?»

«Как она организована в вашем районе»?

  1. Предложить старшеклассникам подготовить материал о людях с ОВЗ (которых они может быть знают)

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки Сказки - Уроки Доброты

Беседа для учащихся начального звенаОсновной целью мероприятия является напоминание учащимся рассказов и сказок, для  обращения внимания детей на необходимость внимательного и бережного отношения...

Открытый урок « Самый Большой Урок в Мире.Урок ДОБРОТЫ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 с.КРИВЕНКОВСКОЕ...

«Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»

laquo;Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. учитель: Сначала ответ...

«Урок доброты» . Тема классного часа «Нравственность и доброта»

laquo;Урок доброты» в первом классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. Восптитатель: Сначала от...

сценарий урока Доброты "Доброта спасёт мир"

В нашей школе регулярно проводятся уроки Доброты, на которых мы савим следующие цели и задачи: Цель: воспитание  уважительного,  гуманного, внимательного  отношения к инвалидам и п...

Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о доброте

Урок внеклассного чтения, 2 класс. Урок "открытия" нового знания с применением техноглогии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о доброте как важнейшей нравственной ценнос...

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, 2 КЛАСС. Тема урока: «Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о дружбе».

Урок внеклассного чтения общеметодологической направленности с использованием технологии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности....