Воспитание эмпатии у детей младшего школьного возраста
статья

Статья на тему актуальности воспитания чувства эмпатии у детей младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_empatii_u_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание эмпатии у детей младшего школьного возраста

Воспитание эмпатии у ребенка — это одна из важнейших задач, которая стоит перед родителями. Способность сопереживать – один из главных жизненных навыков, который напрямую влияет на духовное и интеллектуальное развитие личности, а также на социальную адаптацию.

Люди с развитой эмпатией[1]:

  • более позитивны,
  • не склонны осуждать других,
  • более внимательны к людям,
  • умеют слушать,
  • прекрасно налаживают связи и строят отношения.

Школа и младшие дошкольные учреждения не обязаны учить детей состраданию, доброте, готовности помочь и другим высоким моральным качествам. У них совсем другие функции. Поэтому воспитание эмпатии у детей лежит на плечах родителей. Учителя и педагоги способны также развивать чувства эмпатии у школьников.

Недавние исследования, проведенные среди школьников, показали, что преуспевающие ученики, школьные лидеры, а также дети, активно участвующие в общественной жизни, обладают уровнем эмпатии выше среднего.

Изучая феномен эмпатии, психологи выделили 3 основные уровня эмпатии[2]

Самый низкий уровень эмпатии. Люди, находящиеся на этом уровне, слишком эгоцентричны, зациклены на себе, мало беспокоятся об окружающих. Им сложно договариваться, устанавливать контакты и строить отношения.

Второй уровень эмпатии. Этот уровень наиболее распространенный. Такой человек в основном равнодушен к чувствам и мыслям окружающих, но иногда проявляет сопереживание и сочувствие.

Третий уровень эмпатии. Того, кто находится на этом уровне, можно поправу назвать эмпатом. Порой, такие люди понимают других лучше, чем себя. Это самые верные и надежные друзья, обладающие сердечностью, великодушием и умением прощать.

Чтобы правильно оценить состояние другого человека, нужно быть полностью беспристрастным. Повысить уровень своей чувственности помогает вхождение в роль собеседника.

Эмпатия — это отличная возможность расположить к себе человека. Чтобы научиться понимать людей и строить гармоничные отношения, нужно знать, что они чувствуют.[3]

Эмпатия — способ оказать помощь и поддержку. Умение сочувствовать и сопереживать может в корне изменить жизнь других людей. Оказав поддержку и проявив понимание, можно помочь другому человеку выйти из депрессии и найти смысл жизни[4].

Эмпатия — бесценный дар в отношениях. Чувствуя состояние другого человека, можно предотвратить конфликт, наладить душевную связь, дать другому то, что он действительно ждет.

Эффективные способы развития эмпатии

Сопереживать возможно абсолютно всем — людям, животным, деревьям. Ощущать эмоциональный фон можно даже у предметов. К примеру ясновидящие считывают информацию с предметов, полагаясь именно на свое ощущение от них (от «плохих» предметов, к примеру, веет холодом, «хорошие», наоборот, излучают теплую энергию). 

Эмпатия — это один из способов считывания информации. Развивая этот дар, можно многое узнать о людях с которыми общаетесь, местах, в которых бываете, предметах, с которыми соприкасаетесь[5].

Эмпаты успешны в школе и дома, они внимательные, понимающие, отлично ориентируются в ситуации и умеют избегать конфликтов!

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок обладал всеми этими качествами — то воспитание эмпатии должно стать неотъемлемой частью воспитания. 

Дар эмпатии (умение чувствовать людей) обеспечит ребенку[6]:

  • отличные результаты в школе,
  • поможет в общении со сверстниками,
  • станет отличным ориентиром при построении отношений во взрослой жизни!

Ежедневно всем нам приходится общаться с большим количеством людей, которые так или иначе влияют на нашу жизнь. Это наши родственники, близкие, друзья, просто знакомые, соседи, коллеги, водители, продавцы в магазинах и еще масса людей, с которыми мы контактируем.

И если взрослый человек уже адаптировался к этому, то ребенок еще не всегда может правильно оценивать ситуацию.

Чем лучше ребенок будет чувствовать других людей, их состояние и настроение, тем легче ему будет приспособиться и научиться вести себя так, как нужно. Дети непосредственны, но иногда из-за этого им приходится страдать. Как результат — во взрослой жизни у них появляется куча блоков и комплексов. Навыки эмпатии могут улучшить ваши отношения с ребенком и помочь ему ориентироваться в отношениях с окружающими.[7]

Развивать эмпатию у детей лучше всего с помощью игры и в процессе обычного общения.

Просите ребенка описать ваши чувства в той или иной ситуации, спрашивайте, что, по его мнению, чувствуют другие люди. Больше говорите о своих эмоциях — о том, когда вы счастливы, когда вам плохо и грустно.

Если, к примеру, ребенок не поделил что-то со сверстниками, разберите с ним ситуацию на уровне эмоций. Спросите, что он чувствовал во время конфликта — обиду, раздражение или злость? Затем пусть он попробует описать состояние других участников конфликта. Можно идти вместе по улице и угадывать настроение прохожих… Стоит лишь подключить фантазию.

Психологи утверждают, что способность к эмпатии является важной частью эмоционального интеллекта[8]. Эмоциональный интеллект (EI) позволяет нам понимать наши личные эмоции и то, как их воспринимают окружающие. Также, благодаря ему, мы можем воспринимать других людей, их чувства и мысли.

Те, кто обладает высоко развитым эмоциональным интеллектом, лучше понимают себя и других, они отличные и надежные друзья, прекрасные слушатели и наставники. Они мастерски умеют управлять своими эмоциями и помогают в этом окружающим.

Как показала практика, наиболее эффективным методом развития эмпатии у детей является их контакт с животными. Он особенно рекомендуется тем детям, у которых замечены вспышки раздражительности и агрессии[9].

Важно обращать внимание на то, как ребенок контактирует с животным. Если это жестокое поведение, его следует немедленно пресекать, если же ребенок ласков и внимателен, то такое поведение следует всячески поощрять и стимулировать.Ребенок с развитым чувством эмпатии воспринимает домашнее животное, как своего социального друга и члена семьи. Такие дети рано учатся ответственности, они умеют считаться с потребностями и желаниями окружающих.

Согласно исследованиям, дети, которые живут вместе с животными, более чуткие и внимательные, у них высокий уровень эмоционального интеллекта, отличные навыки общения с людьми и правильные социальные ценности. В основном, дети перенимают модель поведения у родителей, поэтому стоит показывать правильный пример, проявляя любовь и заботу к домашним питомцам и людям вообще. Важно с раннего детства прививать ребенку правильные моральные ценности, так как ими он будет руководствоваться в своей взрослой жизни.

К воспитанию эмпатии стоит подойти со всей серьезностью и ответственностью. Высокий уровень эмпатии со временем может перерасти в сверхспособность считавать информацию, которая обеспечит ребенку совершенно иной уровень жизни и откроет перед ним колоссальные возможности. 

Список использованной литературы:

  1. Бодалев А.А. Психология общения. Избр. психолог. труды. – М.: Воронеж,
  2. Буравцова Н.В. Взаимосвязь структурно-содержательных характеристик психологического пространства личности и эмпатии: дисс. … канд. психол. наук. —  Новосибирск, 2011. – 180 с.
  3. Долгова В.И., Мельник Е.В. Модель формирования профессиональной коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов // Объединенный научный журнал. - 2015. - №15. – С.42-47.
  4. Иган  Дж.  Базисная  эмпатия  как  коммуникативный  навык // Журнал  практической  психологии  и психоанализа. – 2015. - №1. – С.67-69.
  5. Козина А.В. Процесс эмпатии как эмоциональный фон педагогического общения // Материалы VII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». - Ставрополь: СевКавГТУ, 2013. – 187 с.
  6. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие школьника. – Спб.: Питер, 2010. – 406 с.



[1] Бодалев А.А. Психология общения. Избр. психолог. труды. – М.: Воронеж, 2011. – С. 23.

[2] Буравцова Н.В. Взаимосвязь структурно-содержательных характеристик психологического пространства личности и эмпатии: дисс. … канд. психол. наук. —  Новосибирск, 2011. – С. 23.

[3] Вартанян В.М. Эмпатия в структуре индивидуально-психотипологических особенностей личности: дисс. … канд. психол. наук. — Ставрополь, 2009. — С. 19.

[4] Долгова В.И., Мельник Е.В. Модель формирования профессиональной коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов // Объединенный научный журнал. - 2009. - №15. – С.42-47.

[5] Иган  Дж.  Базисная  эмпатия  как  коммуникативный  навык // Журнал  практической  психологии  и психоанализа. – 2015. - №1. – С.67-69.

[6] Козина А.В. Процесс эмпатии как эмоциональный фон педагогического общения // Материалы VII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». - Ставрополь: СевКавГТУ, 2013. – С. 56.

[7] Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие школьника. – Спб.: Питер, 2010. – С. 87.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме:"Взаимосвязь стиля родительского воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста"

В работе показано, как различные стили родительского воспитания оказывают влияние на тревожность младшего школьника. Работа будет интересна как родителям, так и учителям начальных классов, школьным пс...

Роль классного руководителя в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста.

Данная статья отражает формы и методы воспитательной работы в начальных классах.Большое значение уделено роли классного руководителя в воспитании младших школьников....

Консультация для родителей на тему Воспитание у «особых» детей младшего школьного возраста положительного отношения к труду.

Воспитание интереса к труду и желание трудиться начинается в младшем дошкольном возрасте. Однако дети этой возрастной ступени еще малы, чтобы их отношение к делу, людям было достаточно ясным и стойким...

"Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"

Чуткость, милосердие, сострадание – это важные качества, которые   необходимы  человеку и обществу.  Но XXI столетие обнажило дефицит «человеческого» в человеке.Всё начинаетс...

Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста

В данной статье описаны методы, средства воспитания этнической толерантности у детей младшего школьного возраста. А также дано описание основных элементов подготовки учителя  в условиях воспитани...

Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"

Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Объект исследования: сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речиПредмет исследования: развитие эмпатии у детей младшего школьного ...