Выступление на педагогическом совете
статья
«Духовно-нравственное воспитание в учебном процессе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx | 22.51 КБ |
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_v_uchebnom_protsesse.ppt | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1
«Духовно-нравственное воспитание в учебном процессе»
Бондаренко С.В.
Учитель начальных классов
СЛАЙД 2
«Без глубокого духовного и нравственного чувства
человек не может иметь ни любви, ни чести,
- ничего, чем человек есть человек.»
В. Белинский.
Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях: реформирование общества, смена ценностных ориентиров, высокая занятость или безработица родителей. Эта ситуация порождает проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, конфликты в его внутреннем мире. Исходя из этого, повышается актуальность целенаправленного духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе. Воспитание духовно-нравственных качеств должно осуществляться с первых шагов ребенка в школе. Именно поэтому особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений. Они стремятся поступать в соответствии с требованиями принятых норм, о которых узнают от взрослых. У младших школьников ярче, чем в других возрастных группах проявляются чувства сопереживания, товарищества, ответственности за класс. Школа вынуждена найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы, позволяющие убедительно показать детям непреходящий характер «вечных ценностей» и идеалов человека.
Духовно-нравственное воспитание школьника является важнейшими частями социализации личности в условиях стремительно развивающегося общества, постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.
СЛАЙД 3
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения уделяет внимание личностным результатам ученика:
формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознанию своей этнической и национальной принадлежности; формированию ценностей многонационального российского общества; становлению гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формированию целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формированию уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей».
Как же мы можем формировать духовно-нравственные качества младших школьников на учебных занятиях?
СЛАЙД 4
Для начальных классов ведущей деятельностью является учебная, поэтому я, как учитель начальных классов, основной духовно-нравственный материал включаю в различные уроки:
- на уроках окружающего мира материал распределяется по классам соответственно темам разделов;
- на уроках литературного чтения дети знакомятся с произведениями русских писателей, посвящённым православным ценностям;
- на уроках математики материал вводится в содержание задач или в зашифрованные задания;
- на уроках русского языка, изобразительного искусства и трудового обучения полученная информация транслируется обучающимися в виде индивидуальных творческих работ.
Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании художественных произведений, изучаемых на уроках русского языка и литературного чтения.
Уроки литературного чтения являются источником нравственного воспитания. Дети знакомятся с биографиями писателей и поэтов. Это даёт благодатную возможность приоткрыть детям православные странички жизни А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Н.Н. Носова и многих других авторов.
На уроках мы читаем и обсуждаем произведения, в которых в доступной для обучающихся форме ставятся вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме. После прочитанных рассказов дети подбирают к произведениям пословицы и поговорки, пишут сочинения, маленькие рассказы, продолжают незавершённые рассказы, беседуют, анализируют поступки. Читая стихи русских поэтов о Родине, о природе, дети учатся любить родную землю, родной свой край, Отечество: И. Никитин. «Русь»,
И. Бунин. «Лес, точно терем расписной…». Произведения русских писателей и устного народного творчества: Л. Толстой. «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек», русская народная сказка «Лиса и Журавль», нанайская сказка «Айога», жития Святых и др..
Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки в 3-м классе, посвященные сказкам «Иван – царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки: учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Изучая былину «Ильины три поездочки» в 4-м классе дети составляют характеристику Ильи Муромца. Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении жития святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских. Учащимся, носящим православные имена, предлагается узнать значение имени, житие своего святого покровителя. Дети с удовольствием выполняют такие задания. Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное – они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Прочитав рассказ Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» дети пишут о своей бабушке сочинения, проникнутые любовью, добротой, уважением. Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что уроки литературного чтения способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся.
На уроках русского языка используются отрывки из прочитанных произведений, изложения, диктанты и проводятся этические беседы о добром отношении к птицам, к животным, к природе, к товарищам; разбираются пословицы и поговорки, которые учат оценивать поступки человека, события и явления, дают совет.
В обучении математике, с точки зрения духовно-нравственного воспитания огромную роль играет подбор математических задач. Решение задач, включающих исторические сведения, решение краеведческо-экологических задач способствуют расширению кругозора учащихся и развитию познавательного интереса к предмету.
Например: сколько лет просидел на печи Илья Муромец, если известно, что если бы он просидел еще 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число. (33 года)
Содержание многих текстовых задач, включенных в учебник математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, тем более, что на решение задач отводится большая часть учебного времени. Поэтому при подготовке к урокам необходимо обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения можно было найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы.
«Школьники пошли гулять на поляну. Ученики 3 класса сорвали 45 цветов, а 4 класса – 46 цветов. Сколько бабочек останется без обеда, если 1 бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7 цветов?»
При изучении курса «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС формируются патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Этому способствуют темы и разделы, введенные в учебниках 1-4 классов. Иллюстративный ряд подобран с целью, показать красоту природы, российских городов, архитектуры. Проекты, предусмотренные для формирования патриотизма, с каждым классом углубляются и усложняются, например, в 1 классе предлагается проект «Моя малая родина», в котором ребятам предлагается с помощью фотографий рассказать о своей малой родине. Во 2 классе этот проект углубляется «Города России» и школьники делают фоторепортаж уже о нескольких городах. В 3-4 классах ребятам на выбор предлагается выполнить несколько проектов о России.
В курсе «Окружающий мир» первостепенное внимание уделяется семье. Формированию этой ценности помогает тема «Как живет семья?», проект «Моя семья» (1 класс), проект «Родословная» (2 класс).
Таким образом, окружающий мир – это интегрированный предмет для младших школьников, который объединяет знания о человеке, природе и обществе. Изучение данного курса направлено на духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.
Одной из основ, на уроках технологии, является воспитание гражданственности на исторических ценностях нашей малой родины. Учащиеся знакомятся с произведениями народных мастеров, изучают обычаи и обряды, узнают историю создания и изготовления игрушек и других поделок из различного природного материала, кроме того, используем различные виды тканей и соленое тесто. Обязательно и своевременно проходит показ выставочных работ, выполненных школьниками по всем темам уроков (выставочный фонд).
На уроках ОПК с целью воспитания нравственности особенно полезным является чтение библейской истории из детской православной художественной литературы, в которой прекрасно изображено состояние невинности, зловредность греха, счастье семейного мира, блаженство благоговейного хождения пред Богом, также и наказания за непозволительное любопытство, ненависть, неуважение к почтенной старости и т. п.
Хочется верить, что именно школа и педагог посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для них школой «воспитания добрых чувств» и наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.
В заключение своего выступления хочется привести слова Василия Александровича Сухомлинского, который говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В. Белинский
Личностные результаты
Интернет-ресурсы http://i005.radikal.ru/1109/fb/755ad610193c.png http://www.surguchev.ru/assets/images/Svitok/DSC07710-conv-ok-sq-s-web.jpg http://img810.imageshack.us/img810/250/paperscrolls4.jpg
Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Волкова Виолетта Евгеньевна, учитель начальных классов МАОУ лицей №21, г. Иваново Сайт: http://pedsovet.su/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
выступление на педагогическом совете. Деятельность педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала.
В данном высуплении говорится о том, какой должна быть наша новая школа....
"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...
Выступление на педагогическом совете по теме "Ведущие педагогические технологии современности"
Доклад на педсовете....
Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"
Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС».
Классификация проектов...
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...