Внеурочная деятельность
рабочая программа

Исакова Ольга Васильевна

Программа " Родники"

Праздник

О Воскресенки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voskresenskiy_pokrovskiy_hram.docx19.09 КБ
Файл rodnichki.docx39 КБ
Файл stsenariy_prazdnika_rodniki.docx31.76 КБ
Файл variant_2.docx403.81 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСКРЕСЕНСКИЙ ПОКРОВСКИЙ ХРАМ (ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ)

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Воскресенка Калачинской епархии

Один из старейших сохранившихся храмов Омской области.

Однопрестольный кирпичный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы был построен жителями села ВоскресенскогоСыропятской волости Тюкалинского уезда в 1867 году "на местные средства".

Вероятно, до 1888 года храм был приписан к церкви села Куликовского [1].

13 февраля 1894 года было открыто церковно-приходское попечительство.

По сведениям 1900 года, приход включал деревни: Калачики, Глуховскую, Киберо-Спасскую (Круглову), Лагушкину, поселки Тургеневский и Петровский. Поселок Тургеневский с деревней Калачики предполагалось выделить в самостоятельный приход.

В приходе действовали церковно-приходская школа в селе, размещавшаяся в собственном удобном здании, и министерские школы в деревне Калачинской и поселках Тургеневском и Петровском.

При церкви находились общественные деревянные дома для священника и дьякона, а также ледник и баня.

Причт состоял из священника, диакона и псаломщика.

В страховой ведомости за 1910 год сказано:

"Покровская церковь каменная, внутри оштукатурена, обита железом, покрыта железом, окрашена зеленой масляной краской... На церкви имеется одна большая глава и одна малая (над алтарем). Больших окон 18, малых 5. Дверей наружных створчатых, обшитых железом - 3, внутренних 4... Церковь отапливается 3 печами, обтянутыми железом. Колокольня в 3 яруса 4 саж... Ближайшая к церкви постройка - дом псаломщика. В стенах церкви есть трещины. Оценка вместе с иконостасом и колокольней - 10000 руб.".

В 1920 году имущество церкви было национализировано, а в 1939/40 году она была закрыта.

14 июля 1944 года подано заявление общины верующих села Воскресенка уполномоченному Совета по делам религии при Совете Министров по Омской области, с просьбой об открытии церкви.

Разрешение Областного Совета было дано 8 марта 1945 года, а 5 мая было вынесено заключение Совета при СНК СССР по делам РПЦ о передаче храма православной общине. Более церковь не закрывалась.

Некоторое время храм принадлежал общине Русской Православной Церкви Заграницей.

Приход Покровской церкви села Воскресенка Омско-Тарской епархии Русской Православной Церкви был зарегистрирован 31 октября 1991 года [2].

Архитектура

Это один из немногих сохранившихся в Омской области памятников в стиле классицизма.

К квадратному в плане четверику примыкают менее высокие полукруглая апсида и трапезная. Колокольня имеет два яруса. Над двусветным четвериком возвышается граненый купол с барабаном и небольшой главкой с крестом, четыре таких же главки, но меньших размеров, расположены по углам четырехскатного покрытия основного объема и над апсидой. Верхний ярус колокольни завершен шестигранным шатром с главкой и крестом. Плоскости стен храмовой части прорезаны двумя оконными и дверными проемами, каждому из которых соответствует оконный проем второго света. Все оконные и дверные проемы имеют вытянутую вверх прямоугольную форму с полуциркульным завершением и металлическими решетками. Карниз трапезной и апсиды, продолжаясь, делит фасады храмовой части на два яруса. Фризовый пояс верхнего яруса декорирован рядом "нишек". В церковь ведут три входа с крыльцами. Главный из них имеет широкое крыльцо и двустворчатыми металлическими дверями, над которыми расположен киот с иконой.

Колокольня по сторонам света прорезана арочными проемами, углы оформлены лопатками.

Длина - 25 м, наибольшая ширина - 10,8 м.

Храм признан памятником архитектуры местного значения.



Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

Калачинского муниципального района Омской области

«Воскресенская средняя общеобразовательная школа»

"РАССМОТРЕНО"  

педагогическим советом  

 БОУ "Воскресенская СОШ"  

протокол № _1__

от "30"_августа 2016   г

 "УТВЕРЖДАЮ"

Директор БОУ "Воскресенская СОШ" ________________ Ю.Г.Юрисарова
"_____"_________________20
16    г.

                                           

                                           

                                                           

.                                  

Дополнительная (общеразвивающая)

образовательная программа  

духовно-нравственного клуба «Родники»

(для учащихся 13 – 18 лет, срок реализации – 1 год)

                                                       Составители:  

                                                                                   Исакова О.В.,                      

                                                          учитель начальных классов

                                                                                   БОУ «Воскресенская СОШ»

                                                       

Год разработки – 2016 г.

с. Воскресенка  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа детского духовно-нравственного объединения клуб «Родники» основана на  достижениях мировой культуры, российских традициях, культурно-национальных особенностях Омского Прииртышья; современных образовательных технологиях (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность); формах и методах обучения (занятии, экскурсии, экспедиции, походы, лекции, встречи, акции).

Новизна программы в том, что ребенок получает всесторонние знания о родном крае в области культуры, этнографии, археологии, истории, туризма, участвует в акциях «Милосердие», «Экологическая».

Актуальность.

Сегодня духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни являются важнейшими составляющими развития общества, государства. Возрождение интереса к данной теме в современных, весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно. Оно обусловлено как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, криминализация общества. Как следствие этих процессов — рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодежь. В этих условиях необходимо совершенствование системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Очевидно, что использование разовых мер в преодолении кризисных явлений не дает позитивных результатов. Проблема духовно-нравственного оздоровления подрастающего поколения в частности является настолько сложной, что эффективность ее решения может быть обеспечена только комплексными действиями при условии системного подхода в рамках целевой программы.

В связи с этим работа по духовно-нравственному воспитанию включает в себя и совершенствование школьного образования, и систему мер, адресованных семье, и внедрение духовно-нравственного содержания в сферу дополнительного образования.

Верное понимание процесса духовно-нравственного воспитания предполагает также соблюдение принципа разделения светского и религиозного воспитания.

        

        Цель и задачи Программы

Целью Программы является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения ориентированной на традиционные духовные и культурные ценности.

- Сохранение духовно-нравственного здоровья обучающихся.

- Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

- Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия района, села.

- Стремление возродить традиции семейного воспитания.

        Задачи программы:

1. Координация деятельности субъектов организации духовно-нравственного   воспитания детей.

2. Создание дополнительного пространства для самореализации личности, приобщения к духовно-нравственным ценностям.

реализация комплекса мер по социальному служению, развитию милосердия и благотворительности;

3. Охрана экологических памятников села.

4. Охрана, восстановление, развитие исторического, культурного и духовного наследия села.

5. Осуществление комплекса мер по просвещению обучающихся  в вопросах духовно-нравственного становления и воспитания.

6. Интегрирование духовно-нравственного содержания в социальные проекты, реализуемые в селе.

7. Формирование гражданского и патриотического сознания и самосознания подрастающего поколения.

8. Создание системы взаимодействия с семьей в области духовно--нравственного воспитания.

        

        Программа духовно-нравственного клуба «Родники» рассчитана на подростков 13-18 лет (обучающиеся среднего и старшего звена) на 1 год обучения.

Год

обучения

Возраст

обучающихся

Кол-во часов в неделю

Кол-во занятий в неделю

Кол-во часов в год

первый год

           13 - 18  лет

3

2

102 часа

Режим занятий:

Обучение: 2 раза в неделю по 1,5 часа.

        Если обучающиеся проявляют повышенный интерес к конкретному направлению, то возможно более углубленное изучение и овладения отдельными компонентами на основе индивидуальных планов обучения или продолжении групповой работы.

        Для работы в детском духовно- нравственном объединении клуба «Родники» необходимо:

  • помещение для работы,
  • мебель,
  • средства связи,
  • методические материалы,
  • литературные источники,
  • канцелярские принадлежности и материалы, другое оборудование, необходимое для функционирования клуба, переданное ему на период его деятельности.

                Основные принципы построения программы

        Гуманистическая направленность воспитания означает отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития.

        Гражданственность — развитие гражданского самопознания, воспитание личной ответственности за благосостояние общества, за процветание Родины.

        Патриотизм — любовь к своему отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими культурными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели.

        Социальность, означающая заботу о благе и духовности собственной семьи, социальную активность.

        Направление работы

        1. Работа по духовно-нравственному воспитанию через краеведческую, экологическую, музееведческую направленность.

        2. Участие в городских и областных краеведческих мероприятиях.

        3. Организация экскурсионных поездок, с целью знакомства с достопримечательностями нашего края, культурными и историческими ценностями.

        4. Организация социально-значимых дел, акций.

        5. Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания;

        Механизм реализации программы

        Логика программы выстроена в соответствии с возрастными особенностями личностного роста обучающихся:        

• развитие у ребят любознательности, доверия, чуткости; укрепление чувства уверенности в себе и понимания других;

• формирование у них милосердия, сочувствия, любви к своей малой Родине.

        Обучающиеся ожидают от учителя понимания и зашиты. Основные потребности обучающихся в этот период — быть успешным обучающимся, соответствовать роли обучающегося.

создание ситуаций успеха, свободы и самостоятельности ребят. Для них привлекательны разнообразие и эмоциональность, создающие возможность самоутверждения.

        Образ «Я» складывается путем укрепления у обучающихся представлений о себе как о взрослом человеке, отказа от доминирования, причинения вреда и насилия, развития способности поставить себя на место другого. В это время важно, с одной стороны, сформировать у обучающихся умение принимать другого таким, каков он есть, а с другой стороны — способствовать их позитивной социализации.

        

        Формы работы с обучающимися в процессе реализации программы:

  • Беседы, нравственного и духовно-нравственного содержания.
  • Проведение краеведческих, экологических праздников.
  • Просмотр и создание видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции.
  • Экскурсии по святым местам.
  • Детская благотворительность.
  • Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
  • Организация выставок, включая совместные выставки работ обучающихся и родителей.
  • Творческие вечера.
  • Проведение «круглых столов», деловых и ролевых игр.
    Обновление экспозиций музея

Формы работы с родителями обучающихся в процессе реализации программы:

  • Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
  • Лекторий для родителей.
  • Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы).
  • Анкетирование   и   тестирование   родителей   с   целью выявления   ошибок   и   коррекции   процесса   духовно-нравственного воспитания в семье.
  • Экскурсии.
  • Ведение социального паспорта группы.
  • Проведение совместных праздников, спектаклей.
  • Празднование именин в группе.

        Прогнозируемые результаты реализации программы:

        

        В результате осуществления программы ожидается:

  • повышение уровня духовно-нравственного, гражданского и патриотического, православного сознания и самосознания детей;
  • снижение неблагоприятных социальных показателей и остроты духовно-нравственного кризиса;
  • укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания;
  • сохранение, укрепление духовного и физического здоровья подрастающего поколения;
  • повыситься уровень знаний об истории, культуре, экологии родного края;
  • появиться опыт нравственного поведения, милосердия, сострадания.

        Информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность.

        Программа предполагает систему мер по пропаганде в средствах массовой информации традиционных духовно-нравственных ценностей добродетельного образа жизни. В числе просветительских мероприятий намечается организация рубрик в школьных и районных СМИ,         Предполагается активное участие в реализации Программы средств массовой информации, освещающих различные вопросы краеведческой тематики, рассказывающих о местных святынях.

Культурно-просветительское направление Программы предполагает систематическое проведение мероприятий и акций духовно-нравственной, экологической направленности участие в этических чтениях, православных праздниках, олимпиадах.

        Возрождение семейных ценностей.

        В числе мер по решению данной задачи Программы предполагается проведение систематической работы по просвещению семей в вопросах духовно-нравственного воспитания, возрождению традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношений на основе духовных и культурно-исторических традиций.

        Социальное служение и благотворительные акции

        Раздел «Социальное служение и благотворительные акции» предусматривает ряд мероприятий, направленных на развитие милосердия, сострадательности, благотворительности, сохранение экологии данной местности

        Реализация Программы в период 2016-17 годов позволит:

-  организовать широкий комплекс мероприятий, способствующих   духовно-нравственному становлению   и развитию период с 2016 по 2017 годы занимающихся в детском объединении клуба «Родники»;

-  увеличить количество участников массовых и культурно-досуговых   мероприятий в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;

-  реализовать творческие и исследовательские проекты в сфере духовно-нравственного воспитания.

Мероприятия по реализации программы

детского духовно-нравственного объединения клуба «Родники» на 2016-2017 годы

Раздел   1. Краеведческая, экологическая, православная информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность в рамках реализации программы

№ п/п

Содержание работы

Исполнитель

Сроки исполнения

Ответственные

1.

Организация постоянно действующих   рубрик по духовно-нравственному воспитанию и просвещению в школьном СМИ

Группа «Корреспонденты»

Октябрь- май 2016-2017

2.

Участие в проведении Дней православной культуры (ежегодно Дней славянской письменности и культуры)

Группа «Культурологи»

Май ежегодно

3.

Участие   в   праздничных  православных  концертах  и  творческих  встречах (Рождество, Рождественские вечерки, Никола Зимний)

Группа «Теологи»

Декабрь- январь ежегодно

4.

Организация и проведение краеведческих викторин о селе, районе

Группа «Краеведы»

Ноябрь ежегодно

5.

Проведение ежегодного Пасхального   фестиваля детского творчества (конкурсы рисунков и сочинений)

Все участники

Апрель ежегодно

6.

Создание видеофильмов, фотоальбомов о духовном возрождении села

Группа «Оформители»

Февраль 2016-2017

7.

Публикации в районной газете «Сибиряк» специальных тематических статей, воспитывающих духовно-нравственные и патриотические качества населения

Группа «Корреспонденты»

Октябрь- май

8.

Участие совместно с клубом «Родники» в очистке Воскресенской березовой рощи

Группа «Экологи»

Весна, осень

9

Показ православных документальных фильмов

Группа «Теологи»

В течение срока исполнения программ

10.

Организация и проведение туристических походов

Группа «Туристы»

Октябрь, январь, май

11.

Разработка и проведение лекций по противодействию распространению в среде детей и подростков, молодежи курения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности

Группа «Лекторы»

В течение срока исполнения программы

12

Изготовление и развешивание в березовой роще кормушек для птиц

«Экологи»

зима

1 раз в квартал

13

Обновление экспозиций музея

Группа «Музееведы»

Октябрь-май

14

Участие в районной научно-практической конференции по духовно-нравственному воспитанию в системе образования

Все участники

Ежегодно

март- апрель

15

Издательская деятельность по результатам конкурсов, фестивалей

Группа «Корреспонденты»

В течение срока исполнения программы

Раздел 2.  Возрождение семейных ценностей

1.

Проведение цикла экскурсий по этнографии села и православному краеведению для семейных групп

Группа «Экскурсоводы»

Ноябрь-май

2.

Расширение работы школьного краеведческого музея, клуба «Родники»   по изучению истории семьи

Группа «Краеведы»

В течение срока исполнения программы

3.

Проведение праздников в семейном кругу

Все участники

В течение срока исполнения программы

4.

Издательская деятельность по истории семей

Группа «Корреспонденты»

В течение срока исполнения программы

5.

Участие в проведение акции почитания памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость: «Наши корни»

«Лекторы», «Культурологи»

ежегодно март

6.

Участие в проведение акции, посвященной Дню семьи.

Все участники

ежегодно февраль

7.

Участие в проведение акций и декады милосердия «Чужих детей не бывает»

Все участники

ежегодно январь

Раздел 3. Социальное служение и благотворительные акции

№ п/ п

Содержание работы

Исполнитель

Сроки исполнения

1.

Участие в проведение декады милосердия, посвященной Дню пожилого человека

Все участники объединения

ежегодно Сентябрь,

2.

Участие в проведении мероприятий, посвященных Дню пожилого человека

«Культурологи»

октябрь

3.

Участие в проведении рождественского марафона «Спешите делать добро»

Все участники

ежегодно декабрь

4.

Участие в благотворительных концертов

«Культурологи»

В течение срока

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

экскурсии

Вводное занятие.

 Задачи и содержание работы объединения. Организация занятий. Формирование групп по интересам. Посещение школьного музея «Русская изба»

1

1

Работа с группой «Лекторы» Подготовка и проведение лекций

2

6

Работа с группой «Экологи»

Подготовка и проведение экологических акций

2

8

Работа с группой «Культурологи»

Подготовка и проведение массовых мероприятий

2

4

Работа с группой «Экскурсоводы» Подготовка и проведение экскурсий по селу, по залам школьного музея «Русская изба»

2

6

Работа с группой «Корреспонденты» Написание статей для школьной и районной газеты

2

4

Работа с группой «Художники - оформители»

2

4

Историческое краеведение. Знакомство с краеведческими объектами села, района. Фотографирование, зарисовки, паспортизация объектов.

2

2

Собирательно- поисковая работа. Основные формы работы: походы, экскурсии, переписка, экспедиции

1

4

Экспозиционная работа на базе школьного музея Организация экспозиций: «Село мое родное» «У войны не женское лицо», «Застыл танк на почетном пьедестале» «Из бабушкиного сундука»

2

8

Экскурсионная работа:

Подготовка и проведение экскурсий по залам школьного музея «Русская изба», по вновь организованным экспозициям

2

6

8

Клубная работа. Форма работы: лекции, беседы, встречи, конференции, слеты, конкурсы, викторины, вечера.

1

4

Экологическая работа: организация и проведение экологических акций по очистке Воскресенской березовой рощи, по очистке берега Оми от мусора; изготовление кормушек и скворечников

1

4

Благотворительная работа: подготовка и проведение акций и декад «Милосердие», участие в благотворительных концертах и других мероприятиях, проводимых селом и городом.

4

Работа СМИ. Публикации духовно-нравственных статей в школьной и районной газете «Сибиряк»

1

2

Духовно- нравственное возрождение семьи. Создание генеалогического древа семьи, проведение семейных праздников, оформление альбомов.

1

4

                Итого:

24

70

8

102

Содержание

        Вводное занятие.

Задачи и содержание работы объединения. Организация занятий. Формирование групп по интересам. Посещение школьного музея «Русская изба»

        

        Раздел   1. Краеведческая, экологическая, православная информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность в рамках реализации программы

        Работа с группой «Лекторы».  Подготовка и проведение лекций.

        Работа с группой «Экологи». Подготовка и проведение экологических акций.

        Работа с группой «Культурологи». Подготовка и проведение массовых мероприятий.

        Работа с группой «Экскурсоводы» Подготовка и проведение экскурсий по селу, по залам школьного музея «Русская изба»

                Работа с группой «Корреспонденты» Написание статей для школьной и районной газеты

        Собирательно- поисковая работа. Основные формы работы: походы, экскурсии, переписка, экспедиции.

        Экспозиционная работа на базе школьного музея. Организация экспозиций: «Село мое родное» «У войны не женское лицо», «Застыл танк на почетном пьедестале».

        Клубная работа. Форма работы: лекции, беседы, встречи, конференции, слеты, конкурсы, викторины, вечера.

Раздел 2.  Возрождение семейных ценностей

Духовно- нравственное возрождение семьи. Создание генеалогического древа семьи, проведение семейных праздников, оформление альбомов.

        Организация экспозиции «Из бабушкиного сундука».

        Православное краеведение. Знакомство с историей Воскресенского Свято- Покровского храма и Храма «Всех скорбящих Радость». Посещение храма по праздникам, участие в православных праздниках, изучение жития сибирских святых, участие в православных олимпиадах, конкурсах

        Работа СМИ. Публикации духовно-нравственных статей в школьной и районной газете «Сибиряк».

        Туризм. Археология. Разработка туристической тропы по селу. Организация походов по селу, походов в березовую рощу. Изучение археологических памятников ОП. Подготовка к археологическим экспедициям и участие в экспедициях совместно с фондом археологического наследия Сибири и Дальнего Востока, совместно с ОМГУ им. Достоевского.

        Раздел 3. Социальное служение и благотворительные акции.

        Работа с группой «Археологи» Подготовка и участие в археологических экспедициях.

        Работа с группой «Туристы». Подготовка и проведение походов по родному краю.

        Работа с группой «Художники - оформители». Историческое краеведение. Знакомство с краеведческими объектами села, района. Фотографирование, зарисовки, паспортизация объектов.

        Экскурсионная работа. Подготовка и проведение экскурсий по залам школьного музея «Русская изба», по вновь организованным экспозициям

        Экологическая работа: организация и проведение экологических акций по очистке Воскресенской березовой рощи, по очистке берега Оми от мусора; изготовление кормушек и скворечников.

        Благотворительная работа: подготовка и проведение акций и декад «Милосердие», участие в благотворительных концертах и других мероприятиях, проводимых селом и городом.

Рекомендательный список литературы по теме

«Духовно-нравственное и гражданское воспитание»

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.

2.Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.

3.Глинские чтения. Духовно-нравственное   воспитание в системе образования российской Федерации/М.: Самшит-издат, 2002.

5. «Д.С. Лихачёв: Служение Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания» / Петракова Т.И - М.: 1997.

6.Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / Ж. «Воспитание школьников», № 2 -2012.

7. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№1-2012.

8. Социально-психологический портрет современных подростков / Н. Н. Савина //Ж. Воспитание школьников. -№ 8- 2010.

9.Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев //

Ж.Воспитание школьников. - № 7- 2010.

10.Гражданское воспитание: опыт и перспектива / Г. Ф. Гаврилычева // Ж.Воспитание школьников. -№ 3-2010.

11 .Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития / Н. Савотина // Ж. Воспитание школьников. -№ 5-2009.

12. Воспитание гражданина - патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников. - № 1-2010. И.Духовность в современной школе /С.В. Астахов.//Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№1-2011

14.Духовно-нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности /-Е.В. Чердынцева./ Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№6-2011.

15.Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира /Т.В. Гусева / Ж. «Начальная школа плюс До и После»-№4-2011.

16. Праздник вручения паспортов / И. Е. Магомедова //Ж. Воспитание школьников. - № 6-2010.

17. «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»: вечер, посвященный годовщине вывода войск из Афганистана / Т. Е. Вежевич // Ж.Воспитание школьников. - № 1-2010.

18. Защитник земли русской: вечер памяти Александра Невского / Т. Ю. Маврина // Ж.Воспитание школьников. - № 9-2009.

19.Родина моя - Россия: праздник для учащихся начальных классов / С. Чернышева // Ж. Воспитание школьников.- № 10-2006.

20. День защитника Отечества: праздник для детей младшего школьного возраста / Я. Леонова // Ж.Воспитание школьников. - № 1-2006.

21. День Победы: конкурс для учащихся среднего школьного возраста / Т. Андреева // Ж.Воспитание школьников. -№ 3-2008,

22. Литературно-музыкальный час, посвященный Великой Отечественной войне и военной поэзии А. Т. Твардовского: урок памяти для учащихся 5-6 классов / И. Л. Новикова, М. М. Марюхина // Ж. Воспитание школьников. — № 3-2010.

23.Полководцы Победы Г. К. Жуков и К. К. Рокоссовский: интеллектуальная игра для учащихся старшего школьного возраста / О. В. Путенко //Ж. Воспитание школьников. -№ 4-2010.

Список литературы по духовно-нравственному воспитанию

1. Глинские чтения. Духовно-нравственное воспитание в системе образования российской Федерации. М., Самшит-издат, 2002. -176.

2. Борис Ганаго. Детям о вере. Рассказы для детей. Религиозное издание, Минск - Белорусский Экзархат, 2005.

3. Борис Ганаго. Будем как дети. Семейные вечера. Религиозное издание, Минск - Белорусский Экзархат, 2005.

4. Христианская мораль и этика - основы общества, М.: «Триада», 1994. 232 с.

5. Культура семьи: Учебное пособие /Сост.: Н.Г. Храмова, Г.Г. Алексеева, А.А. Сараева. - Кострома: ГОУВПО КГУ им. Некрасова, 2005 - 208 с.

6. Хрестоматия для внеклассного чтения 1-4 класс / Под общей редакцией доктора педагогических наук Н.В. Маслова. М., Самшит-издат, 2005.

7. О воспитании девиц в духе истинно Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: учебное пособие для школьников и студентов. - М.:ПРО-Пресс, 2000. - 456 с.

8. христианском / Под общей редакцией доктора педагогических наук Н.В. Маслова. М., Самшит-издат, 2005.

9. Святоотеческое наследие в общеобразовательной школе: Методическое пособие. -      М.: Самшит, 2000., 78 с.

Ю.Мартышин В.С. Твоя родословная. Учебное пособие по изучению истории семьи и составления родословной (серия «Духовно-нравственные основы семьи»). - М.: «Школьная пресса», 2000. - 224 с. Серия: Духовно-нравственное воспитание школьников.

11.Княжицкий А.И. Притчи - М.: МИРОС, 1994. - 216 с.



Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Покров Пресвятой Богородицы»


Сценарий праздника «Покров Пресвятой Богородицы»

Тропарь «Покрова Божьей Матери»

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Здравствуйте, дорогие прихожине!

14 октября наша Православная церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Мы рады приветствовать всех вас в этот замечательный день - Престольный Праздник Покрова Пресвятой Богородицы!

В этот день мы прославляем и величаем Матушку Божию - Пресвятую Богородицуи благодарим Её за Пречистый Покров над нами.

Покров – один из самых почитаемых нами осенних церковных праздников.

Когда – то очень - очень давно напали враги на город Константинополь, хотели жителей погубить да город их захватить. Обратились тогда жители в слезной молитве к Богородице – заступись, помоги! Спаси! И вдруг… Под куполом Храма явилась сама Богородица, а в руках ее светился белый шарф – омофор, которым она и покрыла всех людей. А в это время злые враги неожиданно отступили от города и жители Константинополя были спасены. И в память об этом чудесном спасении мы и празднуем праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

1 ребенок:

По осенним седым облакам

Вошла Богородица в храм.

На колени она опустилась,

Перед образом сына молилась.

И над всеми, кто верить готов,

Распростерла святой Свой Покров.

Он из света небесного свит,

Невесом и прозрачен на вид.

Он от скорби и бед защитит.

2 ребенок:

Молитвы слова золотые

Поем мы у древних святынь:

- Заступница, Дева Мария,

Над нами Покров Свой раскинь!

3 ребенок:

Под чистым, незримым Покровом

Мы взыщем Божественный Град.

Ты встретишь нас, Мати Христова

У райских сияющих врат.

И сегодня дети Воскресной школы подготовили праздничное поздравление для всех нас.

А сейчас с праздником вас поздравит наш батюшка – настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Беседино отец Андрей.

Настоятель храма поздравляет всех с праздником.

Ведущий: Это самый главный праздник осени. К этому времени уже все поля и огороды убраны. Запасы на зиму прибраны. Дома к зиме подготовлены.

Октябрь – осенний месяц, но не раз удивлял он в этот день людей обилием выпавшего снега и крепким морозцем. А за окошком осень грустит. Не навсегда ведь время её.

«Тише, тише, тишина, осень в гости к нам пришла» мл. группа.

1 ребенок:

Облетела с ветвей листва,

Месяц в тучах нашел ночлег,

И на самый день Покрова

Выпал чистый – пречистый снег.

2 ребенок:

Он надежно укрыл собой

Поле, лес и родимый кров,

Всем напомнив, что над землей

Богородица держит Покров.

Начинают тихо звонить колокола (фонограмма)

Ведущий: Хоть и навевает временами грусть осенняя пора, но грусть эта не унылая.

Потому что живёт в наших сердцах надежда и вера в то, что коли придет нежданно беда или скорбь какая. - есть у нас Великая Заступница, помощница и избавительница от всех бед и скорбей.

Дети громко и радостно читают (каждый по строчке) стихотворение

В. Астафьев «Песня Богородице»

Ребенок-чтец 1

Между небом и землей блистая,

Радуйся, Кадильнице златая.

Ребенок-чтец 2

Радуйся, чистоте нас научающая,

Сына на десной руке качающая;

Ребенок-чтец 3

Радуйся, окруженная Небесными Силами,

Ангелами среброкрылыми;

Ребенок-чтец 4

Радуйся, Красото несказанная,

Богом нам в Заступницы данная;

Ребенок-чтец 5

Радуйся, Приятелище сирым,

Омофор Свой раскинувшая над миром;

Ребенок-чтец 6

Радуйся, плодоносное райское Древо,

Радуйся и спаси нас!

Все участники

Спаси нас, Богородице Дево!

И поют песню «Покров»

1. Слякоть пусть и бездорожье –

Не скучай, потупя взор,

Ведь над нами Матерь Божья

Простирает омофор.

2. От всего на свете злого

Лес, и поле, и дома –

Покрывает все покровом

Богородица Сама.

3. Слякоть пусть и бездорожье –

Не скучай, потупя взор,

Ведь над нами Матерь Божья

Простирает омофор.

Все: С праздником!

Ведущий: Да! Сегодня действительно радостный день. Ведь Господь поручил Своей Матери стать нашей Небесной Матерью, чтобы в минуты скорбей, болезней, тревог, забот нашей земной жизни мы всегда находили у Нее крепкую и любящую материнскую руку.

Мы радуемся о том, что над нами всегда, и днем, и ночью, и тогда, когда мы об этом помним, и тогда, когда об этом забываем, простерт теплый, любящий Покров нашей Небесной Матери, утоляются наши скорби, минуют болезни.

Как во время Своей земной жизни, так и ныне Пресвятая Дева находится с нами, утешая и радуя нас. Из жития святого Андрея, Христа ради юродивого, мы знаем, что когда он находился в раю, то не увидел там Богородицу. И на свой вопрос«Где же Она?» - услышал от Ангела ответ«Она ходит по земле и помогает людям».

И в этот час Она вблизи тех, кто чает Ее утешения, помощи и надеется на Нее.

Исполняет песню «Матерь Богородица»

Слова и музыка Н. Тананко

1. Ах, как много минуло с той поры веков.

Над землей раскинула Матерь свой покров.

Бедного, богатого, Старца и юнца,

Всех оберегает нас Богородица.

Припев:

Снова непогодица, снова Русь в дождях.

Матерь Богородица плачет в небесах.

2. Молится и молится каждый день и час

Матерь Богородица за беспечных нас.

С радостями, с бедами в праздности молвы

Мы живем, не ведая о Ее любви.

Припев. С радостями, с бедами в праздности молвы

Мы живем, не ведая о Ее любви.

3. За дождем метелица. В дальние края

Стелется и стелется тропка бытия.

Будущее - прошлое - тоненькая нить.

Только Матерь Божия нас с тобой хранит.

Припев. Будущее - прошлое - тоненькая нить.

Только Матерь Божия нас с тобой хранит.

Ведущая: А сейчас в честь такого чудесного осеннего праздника Покрова мы хотим подарить вам, уважаемые гости, сказку «Шарф – Покров».

Ребенок:

Сказку мы сейчас покажем,

Про Покров вам в ней расскажем.

Сказка «Шарф – Покров»

Действующие лица:Бабушка Маша Мышка Ежик Лиса

Ведущая:

Жила – была бабушка, звали ее Глаша.

И была у нее любимая внучка – Маша.

Подарила ей бабушка на именины

Шарф – покров белый, красивый.

Маше шарф понравился очень

Не снимает она его, носит с утра до ночи.

То так покроит им голову, то вот так на плечи,

Красавица наша Маша, просто нет речи.

Звучит музыка.

Маша: Доброе утро, бабушка!

Бабушка: Доброе утро, внученька! Поздравляю тебя с праздником – Покрова Богородицы!

Маша: А почему Божьей Матери покров? Какой это Покров?

Бабушка: Тех, кто просит Богородицу о защите – покрывает Она своим невидимым шарфом – омофором от всех бед и несчастий, болезней и скорбей, а еще и от врагов.

Маша: Вот здорово. И меня Богородица тоже под покров возьмет?

Бабушка: Ну конечно, если ты ее попросишь.

Маша: Бабушка, а можно я к празднике осенний букет из листьев соберу?

Бабушка: Иди уж, озорница, да далеко в лес не заходи. А в опусности – Богородицу зови.

Маша: Хорошо, хорошо, бабушка.

Ведущая: Прохладно уже в осеннем лесу. Накинула Маша на плечи подарок бабушкин – шарф – покров и побежала по тропинке.

Маша (с букетом листьев):

Вот на этом деревце веточку сорву,

А за этим кустиком листик подберу.

Деревце за деревцем, кустик за кустик…

Ой, а где же тропинка? Я заблудилась… (плачет).

Ведущая: Ребята, Машенька заблудилась в лесу, что же делать? (дети отвечают).

МашаБогородица, помоги! Покрой меня от беды, от несчастья. Побегу вон за ту березку, может там тропинка? (убегает, а шарф остается на кустах).

Ведущая: Машенька тропинку за березкой нашла и домой поспешила. А шарф – покров – бабушкин подарок так и остался в лесу на кустике лежать… Да вдруг…

Звучит музыка, входит Мышка

Мышка (поет):

Я мышка – норушка,

Вот носик, два ушка,

Еще длинный хвостик,

И серый животик. Пи – пи – пи.

Осень в гости к нам пришла,

А я домик не нашла. (ищет).

Ой, тут шарф – покров лежит.

Мышка хочет под ним жить.

У меня теперь есть дом.

Мне тепло, уютно в нем. (заходит).

Звучит музыка, входит Зайчик

Зайчик: Я Зайка – трусишка,

Люблю грызть морковку.

Я бегаю быстро и прыгаю ловко.

В лесу стало холодать, надо домик поискать. (ищет).

Да тут шарф – покров лежит,

Зайка хочет под ним жить.

Мышка: Я Мышка – норушка, а ты кто?

Зайчик: Я Зайчик – побегайчик.

Давай вместе будем жить

Буду кашу нам варить.

Мышка: Заходи.

Ведущая: Вот какой хороший дом,

Вам тепло, уютно в нем.

Звучит музыка, входит ежик

Ежик: Я колючий, серый Еж,

Я на елочку похож.

Побегу – не видно ножек,

А зовут меня все – Ежик.

Дождь и холод, ветер дует,

Где же Ежик заночует? (ищет)

Ой, тут шарф – покров лежит,

Ежик будет под ним жить.

Ребята, а вы знаете, кто там живет? (дети отвечают).

Мышка: Это я, Мышка – норушка. (выглядывает и прячется).

Ежик: Я колючий серый Еж,

Я на елочку похож.

Давайте вместе будем жить,

Я смогу вас защитить.

Ведущая: Вот какой хороший дом,

Вам тепло, уютно в нем.

Звучит музыка, входит Лиса

Лиса: Такой Лисы, такой красы

Не видел белый свет.

Умней меня, кумы – Лисы

Во всей округе нет.

(Нюхает шарф – покров) Там зверушки могут жить.

Мышка (выглядывает и прячется):

Ой, боюсь, боюсь, Лиса!

Ох, утащит нас в леса.

Лиса: Эй, трусишка, выходи, ну и мышку захвати.

Поспешите, я тут жду. Не сердите вы Лису.

Ежик: Я колючий, серый Еж,

Ты друзей моих не трож.

Уходи – ка, прочь, плутовка,

Уколю тебя иголкой. (идет на Лису)

Лиса: Ой, спасите, помогите! Красу – Лису защитите-е-е!

Мышка: Пи – пи – пи, мы испугались! В доме прятались, боялись!

Ведущая: Всех укрыл вас дом – покров, от коварных, злых врагов!

Ежик: А еще укрыл покров от осенних холодов.

Звучит музыка Маши

Зайчик: Кто – кто к нам спешит сюда. Вдруг опять это Лиса?

Все звери: Ой – ой –ой… (прячутся)

Выходят Маша и бабушка

Бабушка: Машенька, да вот же твой шарф – покров?

Маша: А тут кто то под шарфом сидит. Ребята, кто там? (дети отвечают). А шарф мой им зачем? (ответы). Ах, покров?

А что же делать теперь, бабушка?

Шарф – покров забрать, зверушки замерзнут, зима впереди.

Бабушка: Ребята, а вы как думаете? Можно шарф забрать? (ответы детей).

Маша: Пусть зверушки живут под шарфом.

Мышка, Зайчик и Ежик:

Спасибо!

Бабушка: Выходи, честной народ, праздник Покрова идет!

Маша: Я вас всех поздравляю с праздником Покрова, и примите угощенье от меня. (Подает корзину с угощением).

Бабушка: Угощайтесь, звери лесные и вы, малыши дорогие!

Ведущая: Что надо сказать, ребята?

Спасибо, Машенька, за угощение. А мы тебя тоже поздравить хотим. За сердце твое доброе, да нрав кроткий, за то, что зверушек пожалела, без дома не оставила хотим подарить тебе на Покров вот такой красивый платок. Поздравим Машу, ребята? Иди, …., подари платок.

Маша: Спасибо, мои дорогие, с радостью буду носить ваш платок. С праздником, до свидания!

Все звери, бабушка: До свидания, ребята! (уходят).

Ведущая: Для русского крестьянина праздник Покрова был праздником, который подводил итоги сельскохозяйственного года. К этому Дню должен быть убран весь урожай. На селе считали«Пречистая Мать засевает, а Покров собирает»«На Покров последний сбор плодов».

Ведущий:Дорогие односельчане! Дорогие братья и сестры!

Дорогие наши гости! На этом наш концерт закончился. Поздравляем вас всех ещё раз с престольным праздником!

Счастья вам и здоровья от Господа и Бога нашего!

Радости и Покрова от Матушки Божией!

Все:С праздником!

Колокольный звон начинает звучать громко и звучит продолжительно.

Конец и Богу слава!

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего возраста «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы»


Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего возраста «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы»

Цели и задачивоспитывать любовь к ближнему (матери, послушание, непротивление злу;

осуществлять знакомство детей с образом Богородицы – Матери Божией;

ввести в круг основных православных праздников - познакомить с праздником Покрова Пресвятой Богородицы;

формировать чувство сопричастности к духовному наследию;

научить создавать куклу-ангела в технике традиционной русской куклы;

расширять словарный запас детей;

способствовать оптимистическому восприятию мира и жизни.

Материалы: фотографии мам детей; репродукция иконы Покров Пресвятой Богородицы; иллюстрации к рассказу о празднике Покрова; запись песни о Богородице; квадратные лоскуты ткани, вата, нити.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Дети проходят в зал, здороваются с гостями.
Восп: Дети, сегодня мы поговорим о мамах, об образе Пресвятой Богородицы и о празднике Покров Пресвятой Богородицы.
Давайте подойдём к этому стенду. Посмотрите, чьи это портреты?
Да, это портреты ваших мам. Чья это мама? А это чья? 
(Ответы детей). Почему фото мам расположены вокруг солнышка?

(Потому, что мама нас согревает своим теплом, своей добротой и лаской) Как любит вас мама? (Воспитатель обращается к детям по очереди и они рассказывают о своих мамах)

Восп: Много мам есть на свете, а есть ещё Божья мама – матерь всех мам. Она всех любит, оберегает, защищает, помогает. Поэтому верующие в радости и горести молятся Пресвятой Богородице.

(показать икону Божьей матери «Феодоровская»

Восп: Это икона «Феодоровская». Посмотрите, как мама Богородица ласково смотрит на сына Иисуса, во взгляде ощущается большая сила любви, заботы. Богородица нежно обнимает сына. А другой рукой поучает, чтобы сын слушался и не огорчал маму.

Послушайте песню о Богородице.

(Воспитатель исполняет песню «Богородица»)

Восп: Дети, совсем недавно, 14 октября, весь православный мир праздновал день Покрова Пресвятой Богородицы(показать икону). Это очень важный праздник. Хотите узнать его историю? Тогда присядьте и послушайте.

Это произошло очень-очень давно в далёкой стране Византии в городе Константинополе. На святое государство наступали враги. Они жгли и разрушали дома, приносили людям горести и беды.

(показ иллюстрации)

И тогда император, его жена, придворные и множество людей пошли в храм и стали горячо молиться об избавлении от врага.

И вдруг они увидели Божию Матерь, идущую по воздуху (показ иконы). Она была озарена небесным светом и окружена Ангелами и Святыми. Преклонив колена, Пресвятая Богородица долго молилась за христиан (показ иконы). Она просила Господа нашего – Иисуса Христа принять молитвы людей, просящих у неё защиты. Закончив молиться, Она сняла с головы покрывало и распростёрла его (раскрыла)над бывшими в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. И покров этот блистал «ярче солнечных лучей» (показ иконы). Затем Богородица исчезла. Сделалось невидимым и её покрывало. Но люди ещё долго ощущали благодать, осенившую храм.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение о Покрове, и мы вместе выполним разминку.

Облетела с ветвей листва. …. медленно приседают, покачивая кистями

Месяц в тучах нашел ночлег, …. ….встают, поднимают руки вверх

И на самый день Покрова ….медленно кружатся

Выпал чистый-пречистый снег. …. движения руками сверху вниз,

перебирая пальцами, наклон, выпрямиться

Он надежно укрыл собой …покачивания руками вправо-влево

Поле, лес и родимый кров, …показать правой рукой вправо, левой – влево, «домик»над головой

Всем напомнив, что над землей …поднять руки вверх

Богородица держит Покров!. медленное кружение.

И в наши дни в праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы просим защиты и помощи у Царицы небесной. И Она хранит нас, посылая нам добрых своих спутников – Ангелов (показ иллюстрации).

Давайте сегодня по старинной русской традиции сотворим себе маленьких Ангелов-хранителей. Проходите за столы. Я сейчас объясню вам, как их сделать (объяснение и показ) (во время работы звучит спокойная мелодия, а воспитательиндивидуально помогает и контролирует детей).

Восп: Вот и готовы наши ангелочки! Давайте покажем их всем гостям.

(дети читают стихи)

— Пресвятая Богородица нас охраняет,

От бед, невзгод оберегает,

Благословлен ее Покров,

Зажжем свечу сегодня вновь.

— Помоги нам и прости,

Матерь Божья, защити,

Ты рукой своей чудесной

Все печали отгони.

Избавь от зла нас и от гнева,

Пошли нам радость и любовь.

И нас спаси, Святая Дева,

Ты — наш Божественный Покров!

Всех с Покровом поздравляем,

И желаем каждый час,

Чтоб Мария, Матерь Божья,

Навсегда хранила вас!

        

Клуб «Родники». ДЕВИЗ КЛУБА. «Мы должны жить на земле так, Как колесо вертится: Чуть только одной точкой остальными непременно стремится вверх» Благословление святого Амвросия. УСТАВ КЛУБА. Наш клуб обращается ко всем, кто любит «России скромный уголок – город омск– нашу малую Родину», кто хочет знать его историю, традиции, великих земляков, узнавать новые имена в поэзии и прозе и самому прославлять наш город» – приходи к нам касается земли, А.



Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 2

На белом листе бумаги или тонкого картона рисуем ангелочка с пышной юбкой и высокими крыльями.

belye angely iz bumagi06
Вырезаем по контуру ножницами и аккуратно прорезаем фигурке нимб и сердце.

belye angely iz bumagi07
Берем фигурный дырокол и делаем рисунок на подоле юбочки.

belye angely iz bumagi08belye angely iz bumagi09belye angely iz bumagi10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....