История музея
статья

Исакова Ольга Васильевна

Школьный музей принимает участие в паспортизации, выставках, смотрах, включается в программы культурно-патриотического и молодежного движения, участвует в традиционных районных, городских, областных краеведческих чтениях, олимпиадах школьников, представляя на них результаты музея работы юных исследователей по тематике музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_muzeya.docx15.52 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 3

История рождения школьного музея

А. Предпосылки создания, цели и задачи

Основателем музея и его первым руководителем стала Мирова Раиля Рашитовна – заместитель директора по воспитательной работе. Чтобы узнать, как все начиналось, мы обратились непосредственно к ней. В результате беседы выяснилось, что создание музея было приурочено к 25-летию школы. На тот момент школе было чем гордиться: сложились определенные традиции, действенная модель учебно-воспитательной и оздоровительной работы «Школа здоровья, добра и радости», радовали успехи выпускников. Но необходимо было систематизировать имеющийся по истории школы материал. Кроме того, музей должен был стать действенной формой организации воспитательной работы в школе.

Доброе, бережное отношение человека к настоящему начинается с уважительного отношения к прошлому. Задача музея заключалась в том, чтобы сделать историю школы зримой, и таким образом способствовать формированию духовно-нравственных ценностей у учащихся, воспитанию бережного отношения к традициям и истории школы, сохранить связь поколений.

Б. Сбор материала, определение принципа построения экспозиции

С самого начала был четко определен профиль будущего музея как музея истории школы. Установка на создание такого музея нашла активный отклик у учащихся, учителей, родителей, шефов. Возник Совет музея, в который вошли наиболее заинтересованные в его деятельности учащиеся (Гончаренко О. , Мельник А. , Гонголевская С. , Насакина М. , Назарова Л. , Полтавская Т. - они же стали и первыми экскурсоводами), учителя (Бурдакова Е. А. , Крайнюк Н. Л. , Гулиева Е. А. , Влазнева С. Е. , Симакова Л. Н. , Медведев И. С. , Вельченко Н. В. и др. ), родители, шефы. Началась поисковая работа. Пришлось обратиться в архивные отделы редакции газеты, исполнительного комитета, городского и районного отдела народного образования. Завязалась работа с выпускниками, первыми учителями школы – эту работу с удовольствием выполняли ученики: встречались, беседовали, оформляли альбомы и газеты, организовали переписку с выехавшими из города выпускниками и учителями. Интересные материалы предоставили учителя. Материала было собрано много, и предстояло определить принципы построения экспозиции.

В результате анализа собранного материала в основу формирования экспозиции были положены 2 принципа: историко-хронологический (Школа вчера!) и тематический (Школа сегодня! Школа завтра!).

Изучение истории школы было делом конкретным (многое ученики могли легко представить сами, знали многих из тех, о ком собирали материалы) и позволяло учащимся углубить свое восприятие истории края, города, его современной жизни. В ходе работы пришли к неожиданному выводу: наша школа стала кузницей руководящих кадров многих учреждений нашего города (директора и замдиректора школ, ведущие специалисты и др. ), а также талантов (Оксана Челоузова – «Серебряный голос «ЛУКОЙЛа », телеведущая местного канала Тацей Алина и др. ).

Опрос учащихся показал, что материалы музея не только формируют знания об истории школы, но и способствуют развитию чувства гордости за собственную школу (первую в городе, школу с большими традициями), интереса к учебной деятельности, уважению к труду учителя и собственному учебному труду. Рассказ о том, как складывались судьбы и трудовая деятельность выпускников, во многом решает задачу накопления школьниками социального опыта и помогает в работе по профессиональной ориентации старшеклассников.

Глава 3

Характеристика музея

Открытие музея состоялось в июне 2001 года.

. Начало экспозиции. Первую экскурсию для работников Управления образованием и директоров школ города проводит заведующая музеем Мирова Р. Р.

1. Полное наименование музея. Музей истории школы №1. Под музей выделено отдельное помещение и средства для его оборудования. Основной принцип деятельности: музей для детей и руками детей. Сохранить связь поколений, не разорвать ту нить, которая связывает прошлое с настоящим - главная цель и задача музея. Разработано положение о музее истории школы.

2. Организация поисково-краеведческой работы музея. На базе школьного музея функционирует Совет музея, в который входят учителя истории, председатель школьного родительского комитета, участники кружка «Активисты школьного музея» - учащиеся 9-х классов (руководитель Бурдакова Е. А. ). В 2005 году старшая группа закончила школу. В этом году объявлен набор в кружок «Юные краеведы» для учащихся 6-7-х классов. Отбор будет производиться в марте 2006г.

Активизировать поисково-краеведческую работу в школе позволяют, ставшие традиционными, конкурсы, объявляемые советом музея:

«Записки летописца», «Школьная династия», «Литературное творчество», тематические выставки рисунков «Юный художник».

 3. Краткая характеристика фондов музея, объём материалов.  

1. Основной фонд. Вещевые (или вещественные) источники: медали - 1, значки - 6, знамя - 2; кубки и награды - 21; детские поделки - 23; изобразительные источники: фотографии, фото негативы - 1023, плакаты - 5, картины - 3; печатные, письменные источники: подлинные документы (удостоверения, свидетельства, дипломы, грамоты и др. ) – 27; газеты и журналы – 34; книги, брошюры, буклеты - 12; рукописные журналы и альбомы: Книга почета, Летопись Ребячьей Республики - 2 тома, Книга рекордов школы, альбомы выпускников - 48; папки биографические – 5; папки раскладки - 5; видеокассеты - 2; коллекция минералов - 1.

Всего источников - 1222 единицы.

2. Вспомогательный фонд. Ксерокопии материалов – 17, макеты – 3, символический ключ от школы – 1.

Всего источников – 21 единица.

4. Название (тематика разделов экспозиции).

Материал экспозиции размещен на стендах и витринах и организован по двум принципам:

1. Историко-хронологический: Школа вчера!

2. Тематический: 1) Школа сегодня! 2) Школа завтра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по музейной педагогике "Виды музеев. Путешествие в мир музеев""

На занятии дети знакомятся в музеями разных профилей на примере музеев г.Новокузнецка....

Общеобразовательная программа военно-патриотической направленности «Времён связующая нить» Музея «Истории школы №7» для учащихся 1 – 11 классов на 2011-2014 учебный год

Программа предполагает широкое использование в работе музея  современной мультимедийной техники и информационно – коммуникативной технологии. Работа с респондентами, обработка материалов, создани...

У каждого музея – замечательная миссия: Сберечь все то, что создано, и передать потомкам, Ведь наше настоящее без прошлого немыслимо, И, приходя в музей, мы возвращаемся к истокам! (15-летию школьного музея посвящается)

Автор статьи: Веселова Елена Вадимовна, руководитель музея, учитель истории и культуры родного края.  Содержание работы:1.     История создания школьного музея2....

"Умное стекло. История изобретений": из опыта сотрудничества начальной школы и музея гимназии в реализации программы внеурочной деятельности

Авторы статьи делятся опытом создания временной тематической выставки "Умное стекло. История изобретений" в музее гимназии, в основу которой была положена исследовательская работа  учен...

Посещение музея истории космонавтики имени К.Э. Циолковского 20.04.2020г.

Посещение музея  истории космонавтики имени  К.Э. Циолковского...

Методическая разработка "Открытие музея истории школы "Времён связующая нить""

Методическая разработка, которая может помочь провести в школе открытие музея истории школы....