Зимующие птицы
классный час

Маадыр Алдын-кыс Мадыр-ооловна

Данная разработка о зимующих птицах  имеет и презентацию. Можно использовать на уроках по окружающему миру, на классных часах и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy-nashi_druzya.odt26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Птицы -наши друзья (зимующие птицы)

Цели урока: познакомить с зимующими птицами

Задачи:

  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • развитие связной речи учащихся;
  • обучение детей умению вести диалог;
  • способствовать  воспитанию экологической культуры младших школьников.

Оборудование:

  • карточки-пазлы,
  • предметные картинки с изображением птиц;
  • презентация "Зимующие птицы",

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. 

-Ребята, сегодня у нас с вами необычный классный час.

-Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся в зимний лес, на лесную поляну. 

-А по дороге я расскажу вам очень интересную историю.

( Звучит грамзапись произведения П.И. Чайковского "Декабрь" из музыкального альбома "Времена года").

- Ребята, подскажите мне, какое сейчас время года? А что вы знаете о ней? (слайд №1)

Д. (По желанию читают стихотворение "Зима".)

У.

Тройка-тройка прилетела, 
Скакуны в той тройке белы. 
А в санях сидит царица, 
Белокоса, белолица. 
Как махнула рукавом, 
Всё покрылось серебром.
 (Зима)

                                                        Слайд зимний лес

II. Объяснение нового материала

У. Ходит зима по лугам, по горам, по лесам. Ходит она в мягких валенках, ступает тихо, не слышно. Белым слоем покрыл снег землю. 

Поля и лесные поляны теперь - как гладкие чистые страницы книги. И кто по ним ни пройдёт, всяк оставит свой след. Идёт снег. Кончится - страницы чистые. Через некоторое время, белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, чёрточек, точек. Значит, побывали гости - лесные жители. Посмотрите внимательно на картину и скажите, кто бы это мог быть?

У. Чьи же это следы вы видите на нашей поляне? (Слайд №3)

Д. это следы птиц.

(Звучит аудиозапись пения птиц)

У. Скажите, чьи голоса мы слышим? Почему в зимнем лесу раздаётся пение птиц?

Ответы детей.

У. – Догадались какая сегодня у  нас тема занятия?

- О чем мы будем сегодня говорить?

Дети: о птицах.

- Да ребята мы сегодня будем говорить о зимующих птицах.

У. Ребята, вы уже знаете, что осенью некоторые птицы улетели в тёплые края, так как им стало не хватать корма. Подскажите, как называются эти птицы?

Д. Перелётные.

У. Но некоторые птицы живут у нас всю зиму. Остаются эти птицы потому, что и зимой находят корм. Это зимующие птицы. (Слайд 4)

Каких зимующих птиц вы знаете?

Ответы детей.

У. А вот и первая гостья пожаловала - узнаёте?

Картинки на доску

Д. Ворона. (Картина на доске)

УЭто птица серая, с чёрной головой, крыльями и хвостом. Предпочтение отдаёт городам, населённым пунктам. Зимой старается быть ближе к человеку, кормится на свалках. Приносит пользу земледелию, истребляя вредных грызунов, жуков. Ворона- птица вороватая. Может и название она получила оттого, что не прочь стащить всё, что плохо лежит. ( Один ученик выбирает рисунок вороны и помещает его на берёзу на доске).

У.

Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей. 
-Киньте крошек воробью - 
Я вам песенку спою.
 Картина на доске

- Это наиболее знакомая вам птица. Что вы можете о ней рассказать?

Ответы детей.

У. Ребята, посмотрите внимательнее. На берёзе пара птичек: они прицепились к висящим веточкам. Бойко перескакивают они с одного сучка на другой в поисках пищи. Желтогрудая, маленькая птичка с белыми щёчками и зеленоватой спинкой. Вы её узнали? (рисунок на доске Синица)

У. Что вы можете рассказать об этой птице?

Ответы детей.

У.

Алой кисточкой заря 
Красит грудку снегиря. 
Чтоб в морозы и в пургу, 
Не замёрз он на снегу.

У. А что вам известно об этой птице?

Ответы детей. (Рисунок снегиря помещается на доске).

У. А вот и ещё один гость. Он в клювике нёс буквы со своим именем и рассыпал их. Давайте поможем собрать название птички.

Что вы знаете об этой птице? Дятел на доске).

Ответы детей.

У. 

физкультминутку.

У. Идём мы с вами по заснеженному зимнему лесуИ вдруг слышим разговор птиц. (Слайд 11, 12, 13).

Щегол. Я часто становлюсь объектом охоты. Хорошо пою, и многие считают престижным держать меня в клетке. Но что может заменить птице свободу, чистое небо. Если бы вы знали птичий язык, то услышали как трудно живётся птицам. Представьте себя в клетке!

Клёст. Я считаюсь священной птицей. Если присмотреться, клюв у меня похож на крестик. Обитаю я в еловых и сосновых лесах, ведь мой корм- это семена растений, а созревают они зимой. В феврале у меня появляются птенцы. Один из родителей всегда находится в гнезде, чтобы птенцы не замёрзли.

Дрозд-рябинник. Я - птица незаметная. Очень люблю ягоды рябины, заглатываю их целиком, разнося по всему лесу.

У. Я знаю, что вы очень любите собирать пазлы. Я предлагаю вам собрать картинки зимующих птиц. 

(Детям раздаются конверты с разрезными картинками. Дети собирают рисунки птиц, называют их).

Закрепление пройденного материала.

У. Продолжаем наше путешествие. Идём мы с вами, снег хрустит под ногами. Вдруг, видим. На дереве сидит мудрая птица - сова. Чтобы продолжить наш путь дальше, вы ребята, должны отгадать загадки, которые она вам предлагает.

ЗАГАДКИ

Окраской сероватая,
Походкой мешковатая,
Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая. (Ворона)

Видали вы его не раз,
Он скачет в двух шагах от вас.
"Чирик-чирик,чирик-чирик
"
Кто к этой песне не привык? (Воробей)

Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери.
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это
:.(Снегири)

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая
. (Сорока).

Кто в лесу деревья лечит,
Не жалея головы?
Тяжела его работа-
Целый день долбить стволы
. (Дятел).

У. Молодцы, ребята. Много интересного узнали мы про птиц во время нашего путешествия. А как вы думаете, что страшнее для птиц: голод или холод?

Ответы детей.

У. Для птиц страшнее всего голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить его. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помогать птицам в эти трудные для них времена. Как вы думаете, чем же мы можем помочь птицам?

Ответы детей.

У. Для различных видов птиц нужен разный корм. Клесты питаются только сосновыми и еловыми шишками. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых. Семена подсолнечника едят почти все птицы, и в первую очередь, синицы и поползни. Семена тыквы едят все, кроме синиц и поползней. Овёс и пшено - овсянки, воробьи, синицы. Ягоды калины и рябины - любимая пища снегирей и свиристелей. Сырое сало-корм для синиц и для дятлов.

У. Ребята давайте назовём птиц, которые зимуют в наших краях?

Наше путешествие подходит к концу. Наш импровизированный лес наполнился птицами. И чтобы эти птички жили, мы должны о них заботиться. Послушайте стихотворение М. Мухаммади.

Сугробами засыпаны
Дома, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать,
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей, 
Ворона, голубь, воробей. 
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от нас!
Кормите их, согрейте!
Повесьте домик на суку,
Рассыпьте крошек на снегу. 
А то и манной кашки:.
И оживут бедняжки.
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья.
И пропоют чирикая:

"Спасибо вам, великое"

III. Итог урока.

У. Будьте чуточку внимательнее. Учитесь слушать лес, и он расскажет вам много интересного, раскроет свои тайны и секреты. Не обижайте его и не давайте это делать другим, и он ответит вам взаимностью. Наблюдайте за птицами, подкармливайте. Это невероятно интересно.

В конце урока я хочу вам ребята  предложить давайте все вместе будем стараться всю зиму подкармливать птиц, зимующих в нашем крае.

(Звучит грамзапись с голосами птиц.)

Рефлексия:

Ребята кто считает что классный час  был  интересным и понятным поднимите зеленый кружок.

Кто считает, что на  классном  часу было  не понятно о чем беседовали на занятии поднимите красный кружок.

Мы кормушку смастерили. 
Мы столовую открыли. 
Воробей, снегирь-сосед, 
Будет вам зимой обед! 
В гости в первый день недели 
Две синицы прилетели, 
А во вторник снегири, 
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду. 
А в четверг со всех краёв 
Десять жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей 
Голубь лакомился кашей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной  (корре...

Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.

Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы.  Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...

В гости к зиме. Птицы зимой.

Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....

"В гости к зиме. Птицы зимой"

Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....

Где зимуют зимуют птицы?

Презентация к уроку окружающего мира. 1 класс. Плешаков. (УМК "Школа России")...

Открытый урок "Где зимуют птицы. Зимующие птицы Тувы"

Технологическая карта и презентация урока...