Шуя литературная
план-конспект занятия (4 класс)

Жбанова Наталия Александровна

ШУЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ.

 

Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством поэтов-земляков: Бальмонта и Серебрякова.

Задачи:

1. Прививать любовь к родному краю, ее истории.

2. Формировать у детей устойчивый  интерес к чтению.

3. Развивать творческие способности учеников.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shuya_literaturnaya.docx350.17 КБ

Предварительный просмотр:

ШУЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ.

Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством поэтов-земляков: Бальмонта и Серебрякова.

Задачи:

1. Прививать любовь к родному краю, ее истории.

2. Формировать у детей устойчивый  интерес к чтению.

3. Развивать творческие способности учеников.

Ход занятия

Дети стоят в кругу.

Я: -Добрый день, ребята! Давайте поздороваемся улыбками. Теперь за руку, как взрослые люди. Теперь все протянем руку в центр нашего круга, как настоящая команда. Раз, два, три - начинаем наше занятие.

- Возьмите у меня по листочку бумаги. Посмотрите, какого цвета буква на вашем листе,  и сядьте за тот стол, на котором флажок соответствует  цвету вашей буквы. На столах флажки трех разных цветов (зеленый, розовый и фиолетовый)

-  Соберите слово. Что у вас получилось? (поэты, стихи, Шуя)

- Как вы думаете, какая будет  тема нашего занятия? (предложения детей)

-  Прочитайте тему занятия.(на доске-  Шуя литературная).

-  А как вы думаете, что мы с вами будем делать сегодня?

- Да, правильно. Мы познакомимся в поэтами, жившими в нашем городе, почитаем их стихи.

На прошлых наших занятиях мы с вами знакомились с памятниками, известными людьми нашего города. Кого из этих людей мы уже знаем? (На доске фото Горелова, Павлова, Посылина, Киселева, Бальмонта и Серебрякова).

- Кто из них связан с темой нашего занятия? (Дети называют , убираем тех, кто не поэт. Оставляем Бальмонта и Серебрякова)

На доске фото и запись: Константин Дмитриевич Бальмонт 1867-1942  

Про него расскажет Андрей Ф.

Поэт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии. (ФОТО )Мать Бальмонта, Вера Николаевна, образованная, умная женщина. Она ввела маленького Костю в мир музыки, поэзии, истории. Отец, Дмитрий Константинович, был тихим, добрым, молчаливым  человеком. Очень любил природу. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве полюбил красоту лесов, полей, лесных речек. В 5 лет будущий поэт научился читать самостоятельно, а в 10 лет написал свои первые стихи.

Стихи о детстве К.Д.Бальмонта прочитают Даниил С. и Даниил К

«Часы» 
В саду многоцветном, в деревне, 
Я рос без особых затей. 
Не видел я снов о волшебной царевне, 
И чужд я был играм детей. 
Я помню, любил я под солнцем палящим 
Один приютиться в саду. 
Один по лесным пробирался я чащам, 
Один я смотрел на звезду. 
За ласточкой быстрой, воробушком, славкой 
Следил я, притупив глаза. 
Был каждой утешен зелёною травкой, 
И близкой была стрекоза. 
И счастье большое – смотреть у забора, 
Как ящериц серых семья 
Купается в солнце, не видя дозора, 
Любил и не трогал их я. 


Бабочка.

Помню я, бабочка билась в окно.
Крылышки тонко стучали.
Тонко стекло, и прозрачно оно.
Но отделяет от дали.
В мае то было. Мне было пять лет.
В нашей усадьбе старинной
Узнице воздух вернул я и свет.
Выпустил в сад наш пустынный.
Если умру я, и спросят меня —
В чем твое доброе дело? —
Молвлю я. Мысль моя майского дня
Бабочке зла не хотела.

Таня Д.: Затем семья переезжает  в Шую на улицу Садовая. ФОТО дома на Садовой). Константин поступает  учится  в Шуйскую  классическую  гимназию. ( ФОТО гимназии) Первые годы учится хорошо, но потом учение ему надоедает, он все больше внимания уделяет чтению. Из гимназии его исключают . Но Бальмонт постоянно учится,  самостоятельно выучил 15 языков, много путешествовал. Но больше всего он любил Россию: "Нет для меня ничего прекраснее и священнее её. Верю в неё - и жду."

Я: К.Д. объехал весь мир и из каждого путешествия он привозил стихи, сказки, поэмы. Но любовь к Шуе, России, тоска о ней отражались в его стихах.

Стихи о Родине, России прочитают Ксения К. и Марианна Х.

Россия

Есть слово – и оно едино.
Россия. Этот звук – свирель.
В нём воркованье голубино.
Позвавший птиц к весне апрель.

Весенним дождиком омочен,
Весенним солнцем разогрет,
Мой край, в покров весны одет,
Другого в мире счастья нет.

Родная картина

Стаи птиц. Дороги лента.

Повалившийся плетень.

С отуманенного неба

Грустно смотрит тусклый день,

Ряд берез, и вид унылый

Придорожного столба.

Как под гнетом тяжкой скорби,

 Покачнулася изба.

Полусвет и полусумрак,

 И невольно рвешься вдаль,

 И невольно давит душу

 Бесконечная печаль.

Я: - Последние годы жизни Бальмонт провел во Франции, он часто жалел, что уехал из России. В последние годы он не пишет, а только перечитывает старые книги. Умер поэт в декабре 1942 года, в пригороде Парижа. В Россию ему так и не удалось вернуться: шла война. На его надгробной плите по-французски написано: Константин Бальмонт - русский поэт.

У Бальмонта есть стихотворение

Как я пишу стихи

Рождается внезапная строка,
За ней встает немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвертая смеется набегая.

И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом,
И право никогда - не сочиняю.

Попробуйте и вы стать поэтами.

Задание1. В стихотворениях Бальмонта пропущены некоторые слова, вставьте их на свои места. Каждой группе дается одно четверостишие с пропущенными словами, слова для справок внизу листа.

Небосвод сегодня новый,
Свежий, светлый, бирюзовый,
За ночь мылся он дождем,
У зари он занял рано,


И белила, и румяна,
И лазурности притом,
От лучистой желтой пыли
Облака его прикрыли


Вскипом белых покрывал,
И звенит наш день веселый,
И припали к розам пчелы,
Нежа розовый бокал. 

От каждой группы выходит один человек и читает свой отрывок.

Я: - Именем К.Д.Бальмонта назван литературно-краеведческий музей (ФОТО), один из залов посвящен семье поэта. Рядом с музеем стоит памятный камень, на котором выбиты слова из стихотворения Бальмонта.  Мы с вами сейчас их воспроизведем. Смотрим на меня и повторяем движения:

«Я вольный ветер, я вечно вею,

Волную волны, ласкаю ивы,

В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,

Лелею травы, лелею нивы.

Весною светлой, как вестник мая,

Целую ландыш, в мечту влюбленный,

И внемлет ветру лазурь немая,-

Я вею, млею, воздушный, сонный».

-Спасибо!

Рождается внезапная строка,

За ней встает немедленно другая.

Мелькает третья, ей издалека    „

Четвертая смеется, набегая.

И пятая, и после, и потом,  

Откуда, столько,   я и сам не знаю.  

Но я не размышляю над стихом  

И, право, никогда - не сочиняю

Бальмонт написал 35 книг стихов, то есть 3750 печатных страниц, 20 книг прозы,

перевел, сопроводив статьями с комментариями Эдгара По  - 5 книг, Шелли - 3 книги,

Кальдерона  -  4  книги,  Уальда,  Кристофора  Марло,  Шарля  ван  Леберга,  Гауптмана,

Зундермана, огромную  "Историю  скандинавской литературы"  Иегера  (сожженная  рус-

ской цензурой). Словацкого, Верхлицкого, Руставели "Витязь в тигровой шкуре", бол-

гарскую поэзию,  югославские  народные сказки,  песни  и загадки,  литовские  народные

песни, предания Полинезии, мексиканские сказки, драмы Калидасы и другие бальмон-

верстах от города Шуи, где 4 июня 1867 года родился его сын Константин Дмитриевич.

Отец всю свою жизнь прослужил в Шуйском уезде, был мировым посредником, судьей,

председателем Уездной земской Управы. Бальмонт вспоминал отца как необыкновенно

тихого, доброго, молчаливого человека, ничего не ценившего в мире, кроме вольности,

деревни,  природы  и  охоты.  "Не  сделавшись  сам  охотником  -  с  ним,  еще  в  самом

начальном  детстве,  я  глубоко  проник  в  красоту  лесов,  полей,  болот  и  лесных  рек,

которых так много в моих родных местах".

Большую  роль  в  жизни  Бальмонта  играла  мать,  Вера  Николаевна,  урожденная

Лебедева, женщина властная, неординарная. Поэт любил подчеркивать, что по матери он

татарского происхождения и предок его был монгольский князь Белый Лебедь Золотой

Орды. Вера Николаевна играла заметную роль в жизни города Шуи, она была то,

что называется душой общества. Устраивала любительские спектакли, писала заметки

местной печати. "Из всех людей, - вспоминал Бальмонт, - моя мать, высокообразованная,

умная и  редкостная женщина, оказывала на меня в  моей поэтической жизни наиболее

глубокое влияние. Она ввела меня в мир музыки, словесности, истории, языкознания. Она

первая  научила  меня  постигать  красоту  женской  души,  а  этой  красотой,  полагаю  -

насыщено все мое творчество."

товские переводы в цифрах представляют более 10000 печатных стра

Я: - Теперь познакомимся с  другим поэтом, чье имя связано с нашим городом. Итак, Геннадий Викторович Серебряков 1937 - 1996 (ФОТО)

О нем нам расскажут Петя и Коля Калмыковы.

Геннадий родился 30 января прямо в пути, во время одного из служебных переездов отца-пограничника. Родители его Виктор Алексеевич и Клавдия Ивановна происходили из знаменитого села Палех.(ФОТО) Отец поэта был красным командиром и служил в пограничных войсках. Он встретил войну на границе, был командиром партизан и погиб в бою. Маленький  Гена с мамой в начале войны успели уехать в Палех. В его детстве была война, голод, солдатские госпитали. После войны Геннадий Серебряков учился в городе Шуя в гимназии №1. (ФОТО). Потом  в индустриальном техникуме (ФОТО), после  его окончания работал на текстильных фабриках.

Увлечение поэзией пришло к нему в детстве. Но лишь в пятидесятых годах  Геннадий Серебряков послал  тетрадку со стихами  в Москву. Потом была учеба в  Литературном институте. Затем  поэт вновь возвращается в Шую журналистом в газету «Знамя коммунизма».(ФОТО) Первые книги Серебрякова вышли в начале 1960-х. Поэт создавал светлые, пронзительные стихи, воспевал любовь, справедливость, лучшие человеческие качества и каждое его произведение – признание в  любви к России

Стихи о Родине прочитают Слава и Борис Б.

Неотлётные птицы

Под окном воробьи да синицы…
По-особому дороги мне
Неотлётные скромные птицы,
Что зимуют в родной стороне.

Как бы ни было зябко и вьюжно,
Их отсюда ничем не сманить.
Знают: всё это выдержать нужно,
Всё с землёю своей разделить.
Ничего, что живут не в достатке
Под суровой защитой лесов, – 
На заморские блага не падки, –
И тому же научат птенцов…

Травы

 Мне почему-то хочется остаться
Вот здесь, в глуши, среди дремучих трав.
Вдали от городов с радиостанциями
Упасть, как крылья руки распластав…

…Всему свой срок. Цветы исходят мёдом.
Рождаются и рушатся миры…
Но, предвещая добрую погоду,
Камаринскую пляшут комары.

Я: Лучшее, что было в творчестве Геннадия Серебрякова неотделимо от нашего края. Он писал стихи, поэмы, издал исторический роман о поэте-воине Денисе Давыдове. За 30 лет издано более 15 поэтических книг.

Рома К.  Шуяне помнят о своем известном земляке. В 2003 году на здании редакции газеты "Шуйские известия" была открыта мемориальная доска в честь Г.Серебрякова. Благодаря директору "Шуйских ситцев" Богаделину переиздали книгу поэта "Между прошлым и будущим".

       Ты откуда, русская зародилась музыка?

         То ли в чистом поле,  то ли в лесе мглистом?

         В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

         Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

         В чьем ты сердце билась с самого начала?

         Как же ты явилась? Как ты зазвучала?

         Пролетели утки — уронили дудки.

         Пролетели гуси  — уронили гусли.

         Их порою вешней нашли, не удивились.

         Ну а песня? С песней на Руси родились.

Умер поэт в поселке под Москвой от сердечного приступа. Но его стихи живут. На некоторые написаны  песни. Сейчас мы сейчас исполним  песню "Гуси-лебеди летят".

Задание 2. Составьте коллаж. На столах заготовки календарей с фото Бальмонта и Серебрякова и  фотографиями памятных мест. Каждая команда создает свой коллаж.

Рефлексия.  Вот и подошла к концу наша встреча с шуйскими поэтами. Но ваше знакомство с ними, я думаю, не закончилось. Надеюсь, что стихи заинтересовали вас, что вы почитаете их еще и узнаете много интересного и нового о творчестве этих и других шуйских поэтов.


На доске наша главная достопримечательность - колокольня. Прикрепите к ней свое имя. Внизу - если вы ничего не узнали нового.  Если узнали, но хотите узнать еще - прикрепите выше. Если знаете все - на самый шпиль.

http://drasler.ru/wp-content/uploads/2018/12/hor-calendar-2019-gor.gif

https://ivteleradio.ru/images/2017/1/24/83a70e757a4748a7850880937fba9f65.jpg

http://s3.amazonaws.com/s3.timetoast.com/public/uploads/photos/7601034/BG4CGnkyoJc.jpg?1478068362

http://drasler.ru/wp-content/uploads/2018/12/hor-calendar-2019-gor.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...