Роль классного руководителя в реализации преемственности между школой и детским садом.
статья

Булькова Ирина Семеновна

Преемственность между школой и детским садом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя в реализации преемственности

между школой и детским садом

Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, - учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформированного нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

  1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
  2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
  3. Умственные и нравственные способности учащихся.
  4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
  5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Кажется, что необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна, так почему же до сих пор это взаимодействие практически отсутствует? С этой целью мы решили скорректировать воспитательную деятельность в начальном звене.

Работа классного руководителя по преемственности между дошкольниками и младшими школьниками ведется по трем основным направлениям. 
■    методическая работа  (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику детского сада, обсуждение критериев "портрета ученика");

■        работа с детьми  (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

         работа с родителями (получение  информации,  необходимой для подготовки   к  школе,  консультирование родителей  по  вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе). 

Методическая работа началась с изучения требований ФГОС. Таков «портрет старшего дошкольника», готового к обучению в школе:

  1. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
  2. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
  3. Овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
  4. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
  5. Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире.
  6. Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

«Портрет ученика начальной школы» характеризуется таким образом:

  1. Любящий свой народ, свой край и свою Родину.
  2. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
  3. Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир. Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
  4. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом.
  5. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказать своё мнение.
  6. Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Для работы с детьми наш лицей этом учебном году запустил проект по сотрудничеству с детским садом №9 «Созвездие». Были организованы взаимопосещения уроков в первых классах школы и открытых занятий в выпускных группах. На занятиях в детском саду присутствовали учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги совместно обсуждали насущные проблемы и корректировали свою деятельность, что способствует совершенствованию методов обучения и воспитания детей.

Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. На помощь пришли четвероклассники. Для этих встреч учащиеся 4 классов и их родители под руководством классных руководителей готовили подарки новым друзьям, угощение и концертную программу. Интересными были адаптированные постановки сказок «Репка», «Приключения Буратино». Дети получили огромное удовольствие от данного сотрудничества, что оказало положительное влияние на процесс воспитания младших школьников и работу по обеспечению готовности детей к обучению в школе.

Работа с родителями велась на протяжении всего учебного выпускного года. Учителя будущих первоклассников и психолог школы отвечали на все вопросы родителей, после собраний проводились индивидуальные консультации.

Итак, механизмом решения проблемы преемственности между детским садом и школой является последовательное выполнение следующих этапов:

  1. Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности.
  2. Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности.
  3. Проведение мероприятий, таких как: "День открытых дверей", совместные праздники, развлечения и т.д.
  4. Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе.
  5. Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе.
  6. Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Преемственность начальной школы и детским садом

Преемственность начальной школы и детским садом...

Преемственность начальной школы и детским садом

Наше сотрудничество с детским садом ,.Незабудка” началось более 20 лет назад.   Анализируя  состав поступающих в школу учеников, их готовность к обучению в 1 классе, мы видели, что боль...

Роль классного руководителя в реализации основных положений Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ.

 Основным содержанием духовно-нравственного развития,воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаём от...

Роль преемственности между школой и детским садом и повышении качества образования

Авторская статья из сборника "Детский сад и начальная школа: основы взаимодействия: методические рекомендации по реализации преемственности дошкольного и начального образования (ГАОУ ДПО ИРО РТ)"...

Программа преемственности начальной школы и детского сада.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии ребёнка: ему предстоит осваивать новые формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со с...

Статья " Взаимосвязь и преемственность начальной школы и детского сада в условиях введения и реализации ФГОС"

В условиях внедрения ФГОС практическое осуществление взаимосвязи и преемственности дошкольного и начального школьного образования является актуальным. Принципиально важным становится сотрудничество пе...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...