Классный час "Здоровый сон"
классный час (4 класс)

Шахмаева Сафура Исламовна

Знакомство с гигиеной сна. В ходе групповой работы дети ищут ответы на вопросы: Зачем мы спим? Сколько же должны спать школьники?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_zdorovyy_son.docx50.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Классный час «Здоровый сон»                     22.04.2017г

4кл, Шахмаева С.И.

Цели и задачи:  Знакомство с гигиеной сна, расширение кругозора учащихся, их словарного

                            запаса.

Ход классного часа

  1. Орг. момент

Ребята, вам всем, наверное, хочется узнать чему же посвящается сегодня наш классный час. Тему попробуйте отгадать сами, но сначала ответьте на вопросы (слайд 1)

  Ну, конечно же – это сон. Вы правы.

    С наступлением вечера все вокруг затихает, люди начинают зевать и укладываются спать. Почему это происходит? Зачем человек спит? Так ли необходим сон?

Вы, наверное, замечали, что иногда по утрам можете быть бодрыми, а иногда – вялыми, даже если не болеете. От чего это зависит?  (Может, от того, как спали?)

  1. Планирование деятельности. 

Все эти вопросы вызвали мой интерес, и я определила тему нашего классного часа.

     Вы сегодня будете исследователями. Как вы думаете, что вам предстоит сделать? (слайд2)

- разобраться, что такое сон

- как он влияет на самочувствие, и вообще на здоровье

- можно ли отыскать какие-то условия для того, чтоб быть бодрым и трудоспособным

- разработать памятку с рекомендациями, как правильно организовать свой сон.

 

   Нам предстоит изучить  теоретический материал. Разыскивая информацию в книгах, энциклопедиях  и интернете, я узнал много нового и интересного. Оказывается, этот вопрос занимал многих ученых. Из всего материала, который я нашла и принесла для вас вы выберите самое важное на ваш взгляд. Чтобы успеть сделать как можно больше за короткое время я попросила вас разделиться на группы.

  1. Работа в группах.
  1. Группа             Зачем мы спим?

   Сон — естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным.

   Физиологически обычный сон отличается от других, похожих на него состояний — анабиоза («спячки» у животных), гипнотического снакомыобморокалетаргического сна.

  Ни человек, ни животное не могут всегда бодрствовать. Оказывается, что при утомлении организм требует отдыха. Сон – это и есть отдых, защитная реакция организма. Особенно важен сон для расслабления и отдыха нервной системы. Известен тот факт, что человек около третьей части своей жизни тратит на сон. И здесь нас подстерегает большая опасность – если относиться к своему сну пренебрежительно, это рано или поздно скажется на нашем общем самочувствии и на состоянии нашего здоровья. 

   Эксперименты со сном проводились в разное время. Известен факт, когда французский суд, приговорил к смерти некоего китайца за убийство жены. Приговор гласил – лишить убийцу сна. К китайцу приставили троих стражников, по очереди сменявших друг друга. Они должны были будить наказанного убийцу. Через десять дней убийца взмолился: «Казните меня, четвертуйте, расстреляйте или повесьте – только прекратите эти нечеловеческие муки!» Об этом случае сообщалось в медицинском журнале в 1859 году. Кроме этого в середине 20 века ученые экспериментальным путем при помощи добровольцев выяснили, что на пятые сутки у человека, лишенного сна, ухудшается зрение и слух, могут начаться галлюцинации, нарушается координация движений, рассеивается внимание, он не способен к целенаправленной деятельности.

   Ученые сделали открытие, что у каждого из нас есть два сна: сон медленный и сон быстрый. В течение ночи медленный сон (продолжительностью 60 – 90 минут) несколько раз сменяется быстрым - на 10-20 минут. В эти короткие минутки мы и видим сновидения. Их у нас бывает 4-5 за ночь. Когда мы спим, мозг не бездействует. В это время в головном мозге происходит обмен веществ, нервные клетки мозга восстанавливают свою работоспособность. Ни одна минута такого сна не проходит даром, каждая стадия необходима для полноценного восстановления организма. Но, к сожалению, большинство современных людей уже забыли, что значит здоровый сон. Различные нарушения сна, неправильный подход к его организации – это выбивает из колеи даже самых здоровых людей. 

   Итак, определяем главную роль сна – это отдых организма. Кроме этого, он обеспечивает упорядочивание и обработку полученной за время бодрствования информации. А ещё – оздоравливает во время болезни: не зря народная мудрость гласит: «Сон – лучшее лекарство».  
2 Группа                         Четвероклассники и сон

   Сколько же должны спать наши четвероклассники? Разные ученые и врачи указывают разные нормы. В среднем дети должны спать:

с 7 до 8 лет – до 12 часов в сутки; 
с 9 до 11 лет – 10 часов в сутки (возраст учеников 3- 4 классов);
с 12 до 15 лет – 9 часов в сутки. 

   В последнее время медики отмечают рост расстройств сна. В основе всех этих расстройств лежат переутомление, шумные игры, просмотр ночных кинофильмов, часто неправильная организация сна. Одной из причин нарушения сна у людей является недостаток  в организме гормона сна - мелатонина, который вырабатывается в определённые часы: у взрослых - с 0 часов до 3 часов ночи, а у детей – с 23-00 до 3-00. Значит, в это время мы уже должны спать! Все процессы во время сна в нашем организме происходят гораздо медленнее, в том числе и пищеварение. Поэтому последний раз нужно принимать пищу за 2 часа до отхода ко сну, чтобы она успела перевариться, но не следует ложиться спать и на голодный желудок. За 1-2 часа до сна необходимо прекращать умственную деятельность и физические нагрузки, так как уставшее за день тело и нервные клетки подвергаются еще большей нагрузке, что приводит их к истощению. Это грозит плохим засыпанием, сном с кошмарами.

   Чтоб проанализировать, правильно ли организуют свой сон ребята, ученые провели анкетирование 3А и 3Б классов СОШ №5 Шелеховского района. Результаты оказались грустными.

Ответы на первые два вопроса показали, что 68% детей спят меньше 10 часов, а значит – недосыпают. Эти же дети ответили, что не чувствуют себя выспавшимися и бодрыми. Значит, недостаток сна сказывается на их самочувствии. Ответ на вопрос о сновидениях показал, что 36% детей чаще видят тревожные сны, 24% - вообще страшные, и только 32%- хорошие сны (при этом 8% детей утверждают, что сны не видят). Те же дети, кто видит тревожные и страшные сны, просыпаются по ночам – 56% и с трудом засыпают – 52%. Итак, третьеклассники не только недостаточно спят, но еще и сон их не является полноценным. Возможно, причина кроется в том, что они просто не знают, какие правила нужно соблюдать, чтоб сон приносил максимальную пользу? Это подтвердили и ответы детей на соответствующий вопрос. Донести до ребят правила и необходимость их соблюдения – важная задача. Мы нашли эти правила в разных источниках. Они практически одинаковые.

Перед сном:

1. Помни, что короткая вечерняя прогулка на свежем воздухе очень полезна.

2. Воздержись перед сном от большой умственной или физической работы.

3. Заранее прекрати подвижные и компьютерные игры, физические упражнения, просмотр телевизора.

4. Воздержись от еды перед сном (за 2-3 часа). Можно съесть фрукт или выпить стакан молока.

5. Для лучшего расслабления в конце трудного дня принимай тёплый успокаивающий душ или просто ножную ванну.

Как спать:

6. Спи в тишине и полной темноте.

7. Спи обязательно в хорошо проветренной комнате. Не закрывай лицо одеялом и не укрывайся слишком тепло.

8. Пользуйся маленькой подушкой с натуральным наполнителем и ортопедическим или удобным, не слишком мягким матрасом.

Сновидения

   Интересное явление сна – сновидения.  Что же это такое?  Сновиде́ние — субъективное  восприятие  образов, возникающих в сознании  спящего человека. Человек во время сна обычно не понимает, что спит, и воспринимает сновидение как объективную реальность.

Во сне человек может видеть реалистичные и фантастические события. Сны бывают цветными и черно-белыми. Также можно увидеть приятный сон, а можно – кошмар. Чаще всего это зависит от того, что происходило с человеком в течение дня, что его волнует. Если не вспомнить сон сразу после пробуждения, то он очень быстро забудется. Некоторые утверждают, что вообще не видят снов. С древности люди пытались научиться объяснять сновидения, считая, что во снах содержится информация о будущем. Известно, что иногда действительно снятся «вещие» сны. Некоторые музыканты слышат свои будущие произведения во сне, а проснувшись, торопятся записать музыку нотами. Известный ученый Д. Менделеев таблицу химических элементов тоже сначала увидел во сне. Если вы спросите знакомых, какие сны они видят, то найдутся, возможно, такие, которые ответят: «А я никогда не вижу снов». Однако это не так. Исследователи следили за уснувшим человеком, и как только у него наступал быстрый сон, тут же будили и спрашивали, что он видел во сне. Разбуженный неизменно вспоминал сон и рассказывал о нем. И действительно, когда смотришь на человека в фазе быстрого сна, можно сделать вывод, что спящий что-то переживает: у него учащается дыхание, изменяется сердцебиение, шевелятся руки и ноги, наблюдаются быстрые движения глаз, мышц лица. Исследователи предположили, что именно в такие моменты уснувший человек видит сон. Так и оказалось.

А стоило того же человека разбудить во время медленного сна, и он уверял, что никаких снов не видел. Причина была простой – он их уже забыл, пока длился медленный сон.

За 6-8 часов сна медленный сон продолжительностью 60-90 минут несколько раз сменяется быстрым – на 10 минут. Таким образом, за ночь у нас бывает четыре – пять «двадцатиминуток», когда мозг позволяет себе «погулять в стране сновидений».

Неизменное появление сновидений, их регулярность навели исследователей на мысль: а не являются ли они необходимыми организму? Что будет, если лишить человека возможности видеть сны? Сотни добровольцев были подвергнуты изучению во время сна. Людям давали возможность спать, но не позволяли видеть сны. Прежде всего увеличилась частота возникновения сновидений – быстрый сон наступал через меньшие промежутки. Затем некоторое время спустя у людей без сновидений появились неврозы – чувство страха, тревоги, напряженности. А после того как им снова позволили спать быстрым сном, он тянулся дольше, чем обычно, как будто организм наверстывал упущенное. Получается, что наши сновидения – это столь же необходимая работа мозга, как и обычная умственная деятельность. Сновидения нужны нам, как дыхание или пищеварение.

   Сон со сновидениями – это совсем особое состояние организма, при котором мозг столь же интенсивно работает, как и при бодрствовании, только эта работа иначе организована и гораздо более засекречена природой. Во всяком случае, сейчас стало ясно: никак нельзя сказать, что во время сна мозг находится в пассивном состоянии.

В сновидениях может отражаться предвидение заболеваний задолго до признания лечащим врачом, здесь нет никакой мистики. И это подтверждается хотя бы тем, что сроки предвидения «сна-диагноста» почти полностью совпадают с продолжительностью скрытого, или инкубационного, периода заболевания. Мозг умеет не только чувствовать тончайшие процессы в организме человека, но и оценивать окружающую обстановку, моделировать возможный, наиболее вероятный исход ситуации. Так что и в «пророческом» диагнозе, который ставит сам мозг, нет ничего сверхъестественного. При заболевании человека мозг во сне, получив едва уловимый сигнал от заболевшего органа, вырабатывает свою ассоциативную картину, мы ее и наблюдаем в виде сна. Заболевания сердца нередко вызывают кошмарные видения, они могут сопровождаться сильным чувством страха смерти. При сердечных заболеваниях может сниться падение в пропасть или обрыв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...