Главные вкладки

    Методическая разработка (1 класс):
    Программа творческого кружка "Кем быть?" на 4 года

    Кожина Оксана Викторовна

    Приграмма творческого объединения ( внеурочная деятельность), расчитана на 4 года , начиная с 1 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kem_byt_programma_na_4_goda.doc118.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка.

                     Программа творческого объединения внеурочной деятельности «Кем быть (введение в мир профессий)» (духовно-нравственное  направление развития личности) разработана на основе авторской программы для младших школьников «Введение в мир профессий», составитель Кокарева В.С. Рассчитана на обучающихся с 1 по 4 класс. Срок реализации программы – 4 года. Занятия проходят 1 раз в месяц по 1 часу (9 часов в год)

    Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит двуединая увлекательная и сложная задача: сохранив природную детскую любознательность, направить её в русло устойчивой, последовательно развивающейся учебно-познавательной деятельности; помочь преобразовать импульсивный, ситуативный, неустойчивый характер естественной детской любознательности в целостную мотивационную систему личности. Процесс преобразования стихийного интереса к миру, свойственного каждому живому существу, в специфически человеческий интерес к самому содержанию системного знания и познания мира и есть, по сути, развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая  системного знания.    

    Программа творческого объединения «Кем быть?» (введение в мир профессий) рассчитана на реализацию среди учащихся начальной школы и призвана формировать учебно-познавательные мотивы младших школьников,  дать  возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала программы формировать целостное знание, потребность в творческой деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на начальной стадии образования.

    Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов  и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

    По структуре занятия будут проводиться по следующей схеме:

    1.  Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).

    2.  Знакомство с профессией, которой посвящёно занятие (коллективное обсуждение):

    • что ты знаешь об этой профессии;
    • что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
    • какие предметы, изучаемые в школе, помогут обрести эту профессию;
    • что нового ты узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач, сети Интернет.

    3.  Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.

    4.  Самостоятельная оценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).

     Набор развивающих упражнений определяется особенностями той профессии, с которой дети знакомятся на данном занятии.

    Таким образом, занятия курса состоят, как правило, из следующих элементов:

    1. разминка;  

    2) дискуссия;  

    3) работа в альбоме;  

    4) беседа или обсуждение;

    5) работа на участке, в классе, с подсобным материалом;

    6) представление и разбор (анализ) проектов;

    7) развитие воображения через творческие и практические  задания;

     8) домашнее задание и т.д.  

    Учитель оставляет за собой право выбора видов работ на очередное занятие.

    Цель программы - формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка на начальной стадии образования.

    Задачи:

    Обучающие.

    Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. Обучение вести дискуссию, выстраивать устные высказывания,

    Развивающие.

    Развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка, зрительное восприятие, умение слушать, находить сходство и различие, умение воспринимать информацию на слух, развитие воображения

    Познавательные.

    Развитие интереса к различным видам профессий, стремление и умение использовать для сбора информации теле- и радиопередачи, книги, журналы сеть Интернет. Привитие интереса к жизни общества, усидчивость, внимание.

    Воспитательные  

    Привитие уважения к труду, воспитание чувства благодарности к людям разных профессий, уважение к традициям своей семьи, гордость за профессии родителей

    Практико-деятельностные

    Рисование, моделирование, проектирование, умение вести дискуссию о качествах, необходимых для профессии, работа с подсобным материалом и в кабинете, решение практических задач и ситуаций

    Мотивационные

    формировать учебно-познавательные мотивы младших школьников.

    Социально-педагогические

    Развить умение работать в коллективе, уметь слушать, находить сходство и различие. Развить умение тратить  деньги, понимать то, что деньги – это плата за труд. Развитие эстетического вкуса, любви к красоте. Прививать интерес к  труду, знакомить с родителями детей, работающими в разных отраслях хозяйства

    Учебно-тематический план

    1 года обучения

                                                           Тема

    Количество часов

    Введение  

    1

    Школьные профессии

    2

    Профессии моей семьи

    3

    Мир  профессий

    2

    Подведение итогов

    1

    Итого

    9 часов

    Содержание программы

    1 года обучения

    Введение

    Занятие 1.

    Тема: «Азбука профессий». Разминка (задание на внимание). Дискуссия о пользе знаний и их влиянии на взрослую жизнь. Игра «Азбука профессий». Беседа о профессиях родителей.

    Школьные профессии

    Занятие 2.

     Тема: «Профессии в школе». Беседа о профессиях в школьной жизни. Игра «Угадай профессию». Дискуссия о предпочтениях малышей в учительской профессии.

    Занятие 3.

    Тема:  «Каких профессий не хватает в школе?» Дискуссия с  обоснованием мнений, например, о необходимости профессии  врача, дворника, цветовода.

    Профессии моей семьи

    Занятие 4.

     Тема: «Профессии в моей семье».  Рассказы детей, подготовленные с родителями по предварительному заданию. Работа в тетрадях. Рисование по тематике профессий родителей.

    Занятие 5.

    Тема: «Мама – домохозяйка». Устные высказывания детей по теме. Рисование. Моделирование маминой одежды для дома.

    Занятие 6.

    Тема: «Семейные династии». Лексическое значение дефиниции.

    Связные рассказы по теме. Рассматривание семейных фото, изображающих членов семьи за работой. Рассказ по фото.

    Мир профессий

    Занятие 7.

    Тема: «Профессия «Воспитатель детского сада».  Беседа о любимых воспитателях, выявление главных их качеств. За что можно не любить воспитателя, учителя, человека. От каких качеств надо избавляться с детства.

    Занятие 8.

    Тема: «Профессия «Архитектор». Беседа о предмете деятельности.  Разминка «Восприятие информации на слух и её запоминание» (рисование домика со слов учителя). Проектирование домика для котёнка или щенка. Работа в тетрадях.

    Занятие 9.

    Тема: Тема: «Коллективная разработка проекта дома». Работа в группах. Защита проектов. «Представление и разбор проектов». Рассматривание, разбор, анализ.

    Подведение итогов года.

    Учебно-тематический план

    2 года обучения

                                                           Тема

    Количество часов

    Введение. Все профессии важны...

    1

    Мир профессий. На  страже  закона.

    2

    Мир профессий. В мире животных.

    5

    Подведение итогов

    1

    Итого

    9 часов

    Содержание программы

    2 год обучения

    Введение

    Занятие 1. «Все профессии важны….» Разминка (задание на внимание). Дискуссия о пользе знаний и их влиянии на взрослую жизнь. Игра «Азбука профессий». Беседа о своей любимой профессии.

    Мир профессий. На  страже закона.

    Занятие 2.

    Тема: «Профессия «Следователь».  Разминка «Зрительная память». Дискуссия о должностных обязанностях следователя. Качества личности в профессии.  Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление.

    Занятие 3.

    Тема: «Следствие ведут второклассники!».  Аналитическая работа с картинками, развивающими навыки, необходимые при  работе следователя. Дискуссия.

    Занятие 4.

    Тема: «Профессия «Биолог».  Работа в кабинете и с подсобным материалом.  Дискуссия. Уход за растениями.

    Занятия 5-6.

    Тема: «Изучение живой природы». Работа с рисунками. Компьютерная графика. Прослушивание голосов представителей живой природы. Рассматривание иллюстраций картин знаменитых художников-пейзажистов.

    Занятия 7-8.

    Тема: «Угадай представителя флоры и фауны». Лексическое значение дефиниций. Дискуссия. Работа с подсобным материалом. Работа в живом уголке.  Игра «Угадай-ка!».

    Занятие 9.

    Тема: Подведение итогов года. Конкурсы. Викторина.

    Учебно-тематический план

    3 года обучения

                                                           Тема

    Количество часов

    Мир профессий. На наших дорогах.

    6

    Мир профессий. Соблюдай закон .

    2

    Подведение итогов

    1

    Итого

    9 часов

    Содержание программы

    3 год обучения

    Мир профессий. На наших дорогах.

    Занятия 1-2.

    Тема: «Профессия «Водитель автомобиля». Устные рассказы детей об известных им  машинах. Дискуссия. Практическая работа с маршрутными картами  «Дорога в школу и из школы». Обсуждение. Рисование. Маршрутная карта водителя.

     Занятия 3-4.

    Тема: «Я – водитель, ты – пешеход». Беседа с  представителем ГИБДД. Обсуждение и анализ ситуаций.  Игра, развивающая глазомер, стремление знать и применять на практике ПДД.

    Занятия 5-6.

     Тема: «Ты – водитель, я – пешеход».  Обсуждение и анализ ситуаций. Игра «Запомни и воспроизведи!» (на развитие моторной памяти). Посещение ДОСААФ, беседа с преподавателями водительских курсов.

    Мир профессий. Соблюдай закон.

    Занятия 7-8.

    Тема: «Профессия «Юрист». Встреча с представителем профессии. Решение практических задач и ситуаций. Ответственность человека перед законом (беседа).

    Занятие 9.

    Тема: Подведение итогов года. Конкурсы. Викторина.

    Учебно-тематический план

    4 года обучения

                                                           Тема

    Количество часов

    Мир профессий. «Во саду ли, в огороде…»

    2

    Мир профессий. Экономим вместе.

    3

    Мир профессий. Помогаем животным.

    2

    Кем быть? Подведение итогов

    2

    Итого

    9 часов

    Содержание программы

    4 год обучения

    Мир профессий. «Во саду ли, в огороде…»

    Занятия 1-2.

     Тема: «Профессии «Мастер-цветовод»  и «Ландшафтный дизайнер». Встреча и беседа с интересным специалистом. Обсуждение. Практическая работа по составлению букетов.  Создание проекта по  оформлению школьного двора и пришкольного участка. Защита проектов.

    Занятие 3.

    Тема: «Профессия «Бухгалтер». Беседа с представителем профессии. Обсуждение.  Что важно знать ученику, который хочет стать бухгалтером?  Что значит быть усидчивым?

    Занятия 4-5.

    Тема: «Бюджет семьи. Мои карманные деньги». Беседа. Решение практических задач и ситуаций. Планирование денежных расходов (карманных денег) на неделю. Учимся принимать решение: «Как выбрать между «надо» и «хочется».

    Занятие 6-7.

    Тема: «Профессия «Ветеринар». Беседа с представителем профессии. Обсуждение. Дискуссия. Игра «Что ты умеешь?».

     

    Кем быть? (подведение итогов)

    Занятия 8-9.

    Тема: «Подведение итогов изучения курса».  «Участие в  Фестивале профессий».

    Ожидаемые результаты

    Виды работ, формы занятий

    Что развиваем

    Дискуссия, игра в командах

    Память, умение сформулировать то, что тебе известно

    Беседа, игра «Угадай профессию»

    Восприятие

    Дискуссия, обоснование мнений

    Умение анализировать

    Устные высказывания, рисование

    Устную речь

    Рисование, моделирование маминой  одежды

    Уважение к труду, навыки работы по наведению порядка (на примере классного кабинета)

    Связный рассказ, рассматривание семейных фото, запечатлевших членов семьи за работой

    Уважение к традициям своей семьи, гордость за профессии родителей

    Рисование, дискуссия о качествах, необходимых для профессии

    Чувство благодарности

    Обсуждение,  проектирование домика для щенка или детской площадки

    Умение воспринимать информацию на слух, воображение

    Обсуждение, анализ

    Умение оценить работу товарища, фантазию

    Дискуссия, обсуждение, работа над проектом

    Логические способности, умение работать в коллективе

    Дискуссия, сравнительный анализ рисунков, соотнесение частей

    Внимание, зрительную память, логическое мышление, умение слушать

    Обсуждение, сопоставление рисунков, анализ

    Внимание, умение вести доказательную дискуссию, логическое мышление

    Дискуссия, работа с подсобным материалом и в кабинете

    Слуховая память, умение ухаживать за растениями

    Работа с рисунками, прослушивание голосов представителей живой природы

    Зрительное восприятие, умение слушать, находить сходство и различие

    Дискуссия, работа с подсобным материалом и в живом уголке, игра «Угадай-ка!»

    Умение быстро принимать решения, длительное время сосредотачиваться на одном объекте,   быстроту реакции

    Дискуссия, работа с маршрутной картой автомобилиста, обсуждение, рисование

    Внимание, интерес к ПДД, стремление использовать для сбора информации теле- и радиопередачи, книги, журналы

    Беседа, обсуждение, анализ ситуаций, игра

    Глазомер, стремление знать ПДД и применять их на дороге, моторную память

    Беседа, обсуждение, анализ ситуаций, игра

    Глазомер, стремление знать ПДД и применять их на дороге, моторную память

    Беседа с представителем профессии, обсуждение

    Интерес к математике, усидчивость, внимание

    Беседа, решение практических задач и ситуаций

    Умение тратить  деньги, понимание того, что деньги – это плата за труд

    Беседа с представителем профессии, обсуждение, дискуссия

    Интерес к сельскохозяйственному труду, знакомство с родителями детей, работающими в сельском хозяйстве

    Встреча и беседа с интересным  специалистом, обсуждение, практическая работа

    Эстетический вкус, любовь к красоте и умение видеть природный материал

    Встреча с представителем профессии, обсуждение, решение практических ситуаций

    Уважение к закону и правопорядку, к людям профессии, формирование чувства справедливости

    Методическое обеспечение программы.

    Для достижения целей и задач программы используются технологии, которые создают благоприятные условия для развития творческих способностей учащихся: Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов  и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий, частью которого являются:

    - Дискуссия

    - Создание игровых ситуаций

    - Беседа.

    - Решение практических задач и ситуаций

    Материально-техническое оснащение:

    Иллюстрации, видео-фильмы, плакаты, альбомы, подсобный материал по тематике занятий.

    Мониторинг образовательного процесса

             Результативность занятий творческого объединения «Кем быть?» (введение в мир профессий) планируется при помощи участия обучающихся  в классных, районных смотрах и конкурсах, а так же в общешкольных мероприятиях:

    1. Конкурсы рисунков
    2. Выставка творческих работ воспитанников объединения «Мамы всякие нужны…»
    3. Участие в празднике «Защитникам Отечества»
    4. Участие в  Фестивале  профессий
    5. Мониторинг знаний обучающихся, полученных на занятиях творческого объединения «Кем быть? – входной, промежуточный, итоговый

    Литература для учителя:

    1. Анохина Т.  Педагогическая поддержка как реальность современного образования. -М.: ИПИ РАО, 1998.
    2. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. –М.: Знание, 1991.
    3. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. –М.: Инноватор, 1997.
    4. Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
    5. Климов Е.А. Путь в профессионализм. –М.: Флинта, 2003.
    6. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.
    7. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. –М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.

    Литература для воспитанников творческого объединения:

    1.Благинина Е. Н. Тишина. –М.: «Просвещение», 2004.

    1. Энциклопедия «Мир профессий».   –М.: Изд. «Знание», 2005.
    2. Энциклопедия «Я познаю мир».  –М.: Изд. Дрофа, 2007.

    Тематическое планирование на 2015-2016 учебный год

    п/п

    число

    Тема

    теория

    практика

    Всего

    часов

    1.

    27.09

      Азбука  профессий

    Знакомство с профессиями

    игра в командах

    1

    2.

    25.10

    Профессии в школе

    Беседа

    игра «Угадай профессию»

    1

    3.

    29.11

    Каких профессий не хватает в школе?

    Беседа

    Дискуссия, обоснование мнений

    1

    4.

    27.12

    Профессии  в моей семье

     Устные высказывания.

    рисование

    1

    5.

    31.01

    Мама – домохозяйка

    Устные высказывания,

    Рисование, моделирование маминой  одежды

    1

    6.

    28.02

    Семейные династии

    Устные высказывания.

    Связный рассказ.

    рассматривание семейных фото, запечатлевших членов семьи за работой

    1

    7.

    28.03

    Профессия «Воспитатель детского сада»

    Беседа, фильм

    Рисование

    Дискуссия о качествах, необходимых для профессии

    1

    8.

    25.04

    Профессия «Архитектор»

    Учебный фильм

    Обсуждение,  проектирование домика для щенка или детской площадки

    1

    9.

    23.05

    Представление и разбор проектов. Подведение итогов.

    Проект домика

    Обсуждение, анализ

    1

    Итого:

    9 ч.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа воспитательной работы на 4 года

    Программа воспитательной работы разработана на 4 года начальной школы по направлениям : нравственно- эстетическое, патриотическое, экологическое, спортивно-оздоровительное....

    Рабочая программа по математике для 4 класса (Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.) 4 ч. в неделю, всего в год 136 ч

    Рабочая программа по математике составлена на основе Примерной программы начального общего образования по предмету "Математика", в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения и ориентирован...

    Программа кружка "Изостудия" на 4 года обучения

    Программа кружка "Изостудия" содержит календарно-тематическое планирование на 4 года обучения....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для начального общего образования Срок освоения программы: 4 года (с 1 по 4 класс)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного предмета «Изобразительное искусство»для начального общего образованияСрок освоения программы: 4 года (с 1 по 4 класс)​Данная рабочая программа разработана в...

    Рабочая программа творческого объединения "Фантазеры" (на 3 года обучения)

    Рабочая программа творческого объединения "Фантазеры" на 3 года обучения (для начальной школы)...

    Рабочая программа предмета «Математика» для 4-х классов, в параллели 4-А, 4-Б классы на 2018 – 2019 учебный год

    Пояснительная записка I. Нормативно-правовые документы. Тип программы: образовательная программа общеобразовательных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интелл...