Программа по дополнительному образованию "Оригами"
методическая разработка (3 класс)

Убушуева Зинаида Петровна

Программа предназначена для обучающихся 7 - 10 лет школы - нтерната

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Оригами"82.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа

"Окружная санаторно - лесная школа"

Приложение №21

к приказу директора ГКОУ ЯНАО

"Окружная санаторно-лесная школа"

от 1 сентября 2018г. №127-ОД

      Образовательная программа

                                 дополнительного образования детей

                 "Оригами"

возраст детей 7 - 11лет

срок реализации программы - 1 год

Составитель:

   Убушуева Зинаида Петровна

педагог дополнительного образования

г. Салехард, 2016 год

Пояснительная записка.

                                                                      «Истоки творческих способностей и дарований

                                                                        детей на кончиках пальцев. От пальцев образно

                                                                         говоря, идут тончайшие ручейки, которые пита-

  ют источник творческой мысли. Другими слова-

                                                                      ми: чем больше мастерства в детской ладошке,

                         тем умнее ребенок».

Сухомлинский В. А.

 Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения, развивает у воспитанников художественно-эстетические, творческие  и  умственные способности, способствует его духовному росту, воспитанию чувств и эмоций. Поэтому направленность образовательной программы дополнительного образования детей "Оригами" - художественно-эстетическая.

Оригами-это одно из традиционных японских искусств, которое имеет многовековые традиции. Оригами переводится как "сложенная бумага".  Методы и принципы оригами начали внедрять в самые разные области человеческой жизни, что сделало изучение этого искусства актуальным и востребованным современными детьми. Занятия оригами развивают и гармонизируют самые разные способности ребенка: воображение и художественный вкус, точность и аккуратность, внимание и память, совершенствуют мелкую моторику рук, развивают мышление, помогая тем самым обучению детей в школе. А доступность бумаги как основного материала работ по оригами также актуальна. Бумага! Такой привычный и необходимый для нас материал является одним из величайших изобретений  человечества наряду с колесом, компасом и компьютером. Выразительность, наглядность, прочность и дешевизна – эти качества переопределили долгую жизнь бумаге как исходному материалу для творчества и взрослых, и детей. Искусство оригами открыто всему миру- это особый мир, радостный, веселый, добрый и ни на что иное не похожий. Оригами делает людей счастливыми!

Актуальность программы :

                 1)  Актуальность данной программы обусловлена тем, что начиная с изучения основ древнего искусства, открывая путь к творчеству в конструировании из бумаги, через развитие логического и творческого мышления, приводящего к собственным открытиям, дети младшего школьного возраста подготавливаются к исследовательской, изобретательской и проектной деятельности. Ребенок за определенный промежуток времени овладевает  значительным кругом знаний, умений и навыков, его восприятие, внимание, память, мышление приобретают произвольность и управляемость.        

                2) В процессе обучения в рамках данной программы у детей формируются и развиваются конструкторское и образное мышление, пространственные представления и воображение, эстетические потребности и  художественно-изобразительные способности, что поможет им в дальнейшем саморазвитии. Занятия оригами способствуют лучшему усвоению школьной программы по русскому языку, истории, математике, изобразительному искусству.

              3) Цель современного образования  заключается в воспитании и развитии личности ребенка. Важное направление в развитии личности – нравственно- эстетическое воспитание. Оно включает  в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.

              4) В особенности современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умении организовать свой досуг. Как помочь ребенку занять с пользой свое свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Именно этот вопрос поможет решить в частности программа «Оригами». В процессе обучения по данной программе ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его  в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

              5)Возрастными психологическими особенностями младшего школьника. Ребенок в этом возрасте осваивает  основы новой деятельности - учебной. Для ее успешной реализации необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно- моторной координации. Занятия оригами помогают развить мелкие мышцы кистей рук. А также оказывают и психотерапевтическое воздействие: способствуют сокращению перегрузки детей.

Цель программы:

Развитие  личностных и творческих способностей детей, посредством искусства оригами и методов соединения оригами с другими техниками работы с бумагой.

Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда поставленных задач:

Обучающие:

  1. знакомить с особенностями искусства оригами;
  2. дать знания о свойствах используемых материалов, способах их обработки и применения;
  3. расширить словарный запас основными понятиями и терминами, принятыми в оригами и научить пользоваться условными обозначениями;
  4. учить составлять схемы;
  5. обучать детей навыками работы с литературой по оригами;
  6. учить основным базовым формам;
  7. учить складывать модели оригами разной сложности и из разных материалов;
  8. учить складывать объемные и подвижные модели оригами;
  9. способствовать освоению других техник работы с бумагой (декупаж, твист-арт, фольга, квиллинг, вырезание и др) в сочетании с оригами.

Развивающие:

1) развивать мелкую моторику рук, точную координацию движений;

2)развивать память, внимание, творческое воображение;

3)стимулировать творческую активность, развивать самоанализ

Воспитательные:

1 )воспитывать интерес к истории и культуре других народов, к искусству оригами;

2) воспитывать терпение, усидчивость, упорство в достижении цели;

3) формировать и развивать художественно-эстетический вкус;

4) воспитывать коммуникативную культуру;

5) воспитывать культуру труда, бережное и экономное отношение к используемым материалам, школьному имуществу.

Отличительные особенности программы "Оригами" :

        1) Расширение блока деятельности по освоению технологии оригами по главному признаку - бумага, комбинирование разных приемов творческой работы с бумагой.

        2)Для расширения кругозора и обогащения практического опыта детей, в программу  дополнительно включены темы, посвященные овладению смежных с оригами техник и видов работ с бумагой: декупаж, твист-арт,  фольга, квиллинг, вырезание и др. Каждая из вновь изучаемых техник дополняет , усложняет предшествующую, подсказывает новые идеи, активизирует творческое мышление, открывает перспективы творческого развития обучающихся.

        3) Оригами  - это увлекательное и сложное занятие, требующее выдержки, упорства, изобретательности и мастерства, тех качеств, которые ценятся в человеке.

Организация деятельности кружка "Оригами".

Образовательная программа кружка "Оригами" предназначена  для детей младшего школьного возраста 7 - 11 лет и рассчитана на 1год, т.к. пребывание детей в школе ограничено по состоянию здоровья воспитанников. Занятия проходят в группе из 10 человек, первая подгруппа (1-2 классы), вторая подгруппа (3-4классы), продолжительность занятий  по 40 минут с 10 минутным перерывом. Форма занятий комбинированная (теория + практическая часть + игровая форма). Всего на кружок "Оригами" отводится 288 часов.

Структура программы представлена двумя полугодиями, в которых представлены занятия теоретического и практического характера. Для воспитания и развития навыков творческой работы младших  школьников предусмотрены следующие основные формы и методы:

1) объяснительно- иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации, работа по таблицам);

2) репродуктивных (работа по образцам);

3) частично- поисковых (выполнение вариативных заданий);

4) исследовательские (исследование свойств бумаги);

5) творческие (творческие задания, эскизы, проекты).

В учебно-воспитательную работу включены также нетрадиционные формы проведения занятий:

а) экскурсии в музеи;

б) урок- игра;

в) чаепитие;

г) соревнования.

Ожидаемые  результаты. К концу года дети должны:

Знать (теория)

Уметь (практика)

Правила ТБ при работе с режущими инструментами, с клеем.

Соблюдать ТБ и правила личной гигиены.

Различные виды бумаги и картона. Способы обработки различных видов бумаги.

Экономно размечать  материал с помощью шаблонов.

Знать простейшие условные обозначения, используемые в схемах и таблицах.

Уметь пользоваться таблицами поэтапного изготовления изделий.

Названия и технику  складывания  простейших базовых форм оригами.

Историю возникновения ремесел, традиции и обряды, праздники.

Уметь выполнять следующие операции: разметка контура по шаблону, разметка по линейке, умение сравнивать с образцом, уметь складывать базовые формы и т. д. Самостоятельно изготавливать по образцу простейшие виды изделий, выполнять их аккуратно.

Знать понятия «квадрат», «треугольник», «ромб».

Уметь  применять геометрические свойства квадрата, треугольника.

Название изученных инструментов, их назначение.

Правильно использовать их в работе, бережно относиться к ним. Организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы.

                                                 

Оценка и контроль результатов (первое полугодие)

Сроки

Виды деятельности

Формы контроля и оценки результатов

Первое полугодие

Приобретение знаний, умений, навыков в технике оригами и смежных с оригами техник и видов работ с бумагой. Изготовление фигурок в технике оригами, основой которых являются простейшие базовые формы, а также изделий, основой которых не являются базовые формы.

Выполнение самостоятельной работы по заданным образцам. Фронтальный опрос по схемам. Беседа, в ходе которой происходит коллективное обсуждение, сравнение. Анализ работ моделей. Участие в общешкольных выставках, конкурсах. Соревнования по складыванию базовых форм . Игры. Тесты.

Оценка и контроль результатов (второе полугодие)

Второе полугодие

Продолжение знакомства с техникой оригами. Изготовление изделий, основой  которых являются сложные базовые формы. Освоение приемов выполнения объемных изделий и подвижных конструкций.

Выполнение самостоятельной работы по схемам, изготовление моделей по интересам. Участие  в выставках, итоговая выставка. Зачет.

Диагностика.

Учебно-тематический   план.

Раздел

Количество часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Ито

го

Тео

рия

Прак

тика

Все

го

Тео

рия

Прак

тика

Все

го

Тео

рия

Прак

тика

Все

го

Тео

рия

Прак

тика

Все

го

1

Вводн

 занят.

Инструктаж

 по ТБ

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

8

2

Оригами

10

20

30

10

20

30

10

20

30

10

20

30

120

3

Аппликация

1

11

12

1

11

12

1

11

12

1

11

12

48

4

Квиллинг

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

16

5

Папье- маше

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

16

6

Твист-арт

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

8

7

Декупаж

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

8

8

Работа с подручными средст

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

16

9

Работа с

природным матер

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

8

10

Вырезание

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

16

11

Мозаика

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

8

12

Выставки,

 экскурсии

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

8

13

Мероприятие

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

8

14

Итого

20

52

72

21

51

72

21

51

72

21

51

72

288

Календарно-тематическое планирование 1 класс

п/п

Раздел

Темы

Содержание

Теоретич.

часы

Практич.

часы

Всего часов

Дата

прове

дения

1.

Вводное

занятие

Оргмомент.

Инструктажи

ТБ, ПБ,БЖ. Практикум.

Знакомство с кружком  демонстрация изделий из бумаги. Инструктажи по ТБ, ПБ. Практикум: знакомство с планом эвакуации, тренинг по эвакуации из кабинета кружка "Оригами"  в случае возникновения пожара.

1

1

2

22.09.18

2.

Оригами

Что такое оригами? Понятия "сгиб долиной, горой, согнуть-вогнуть и др".

Знакомство с историей возникновения оригами. Рассказ о Японии. Научить выполнять  сгибы, складки горой, долиной и др

1

1

2

29.09

3.

Оригами

Условные обозначения  Виды бумаги. Волшебный квадрат.

Знакомство с историей возникновения бумаги, свойства бумаги. Выполнение сгибов по условным знакам. Понятие "квадрат", центр квадрата. Умение выполнять квадрат, знать его свойства.

1

1

2

6.10

4.

Оригами

Базовая форма (б/ф). Фигурки, основанные на б/ф. Модель "Стаканчик".

Понятие б/ф, их демонстрация.  Техника их выполнения. Складывание по б/ф  модели. Наблюдение за свойством бумаги

1

1

2

13.10

5.

Оригами

22.10.- День белых журавлей..Б/ф двойной квадрат. Модель "Журавлик"

Складывание  б/ф и журавлика .Рассказ о программе "Полет надежды".

1

1

2

20.10

6.

Оригами

 Б/ф "книжка". Модель "Лодка". Игра

 Складывание  б/ф и лодки.  Наблюдение за свойством бумаги.

Игра "Дуем в паруса"

1

1

2

27.10

7.

Аппликация

Яркий мир бумажных лоскутков. Царевна лебедь.

Понятие аппликация,  ее виды. Приемы работы  ножницами. Разметка полосок, сюжетная аппликац

1

1

2

3.11

8.

Оригами

11.11- Всемирный день оригами. Б/ф "дверь". Модель  "Бабочки"

Известные мастера оригами, их поделки. Центры оригами. Оригами в интернете. Складывание  б/ф и по б/ф бабочки.

1

1

2

10.11

9.

Работа с природн матер.

Волшебный дар природы.

Модель "Ежик".

Беседа о бережном отношении к природе. Для ежика используем шишки.

1

1

2

17.11

10.

Работа с подручными ср.

Удивительное из необычного. Модель "Сова"

Беседа об утилизации мусора. Соблюдение

общественных норм. Использование втулки от туалетной бумаги для совы.

1

1

2

24.11

11.

Квил

линг

Волшебство бумажных завитков. Модель "Ромашка"

Понятие о квиллинге, основные элементы Скручивание элемента ролл, овал. Сборка цветка

1

1

2

1.12

12.

Оригами

10.12 - День футбола. Модель "Мяч".

Умение выполнять из б/ф "треугольник" мяч.

1

1

2

8.12

13.

Аппликация

Панно "Зима".

Самостоятельное выполнение панно

-

2

2

15.12

14.

Выреза

ние

Вырезаем из бумаги. Модель  "Олени"

Техника и приемы  вырезания фигур из бумаги, сложенной один, несколько раз.

1

1

2

22.12

15.

Рамп

линг и папье-маше

Что такое папье-маше и комочки?"Маска, я вас знаю!"

Понятие о новой технологии, свойства бумаги. Изготовление масок.

1

1

2

29.12

16.

Оригами

Модульное оригами. Модель "Лебедь".

Изготовление модулей. Сборка лебедя.

-

2

2

5.01.19

17.

Оригами

Модульное оригами. "Кружки".

Изготовление модулей. Сборка кружки.

-

2

2

12.01

18.

Оригами

Б/ф "рыба". Модель "Веселые рыбки". Игра "Рыболовы".

Складывание б/ф, изготовление рыбок. Беседа "На рыбалке". Уметь назвать породы рыб Ямала.

1

1

2

19.01

19.

Аппликация

Девочка и барашек.

Вырезание готовых деталей аппликаций..

-

2

2

26.01

20.

Выреза

ние

Модель  "Лев"

Умение работать по аналогии.

-

2

2

2.02

21.

Аппликация

Аппликация из фантиков "жар-птица".

Геометрические  фигуры  для частей тела птицы.  

-

2

2

9.02

22.

Оригами

Б/ф "катамаран".Модель "Бабочка".

Складывание б/ф, раскраска бабочек по образцам альбома.

1

1

2

16.02

23.

Аппликация

Объемная аппликация к 23 февраля.

Умение выполнять квадрат, делить его на равные части. Подбор фона, цвета панно.

-

2

2

23.02

24.

Декупаж

Зимняя фотогалерея

Понятие о декупаже, свойства салфеток.

Декупаж фото.

1

1

2

2.03

25.

Оригами

Б/ф "двойной квадрат" Модель "Коробочка-звезда".

Складывание б/ф, особенность б\ф -двухслойность. Практическое применение коробки.

1

1

2

9.03

26.

Квил

линг

Модель "Бабочка"

Скручивание элементов капля, луна. Сборка модели

-

2

2

16.03

27.

Твист-арт

Что же такое твист-арт? Модель "Маки"

Понятие о бумажных жгутах, технология их выполнения. Шаблон, разметка

1

1

2

23.03

28.

Рамп

линг и папье-маше

Модель "Парусник"

Составление композиции.

-

2

2

30.03

29.

Аппликация

1.04 - День кошек. Королева чердака.

Объемная аппликация. Шаблон, разметка.

-

2

2

6.04

30.

Работа с подручными ср.

Весенние цветы.

Использование бросового материала (бумажная тарелка).

-

2

2

13.04

31.

Оригами

 18.04. - День подснежникаМодель Подснежник

Понятие о б/ф "трилистник". Стихи о весне, подснежнике. Характеристика цветка.

-

2

2

20.04

32.

Мозаика

Мозаика "Кар! !какая красота!"

Из семян подсолнуха сложить мозаичную ворону.

1

1

2

27.04

33.

Оригами

Модель "Оружие Победы"

 Создание оружий  времен ВОв, рассказ о героях войны.

-

2

2

4.05

34.

Выстав

ки,экскурсии

Выставка работ по оригами.

Участие в общешкольных выставках, выбор работ учащихся.

-

2

2

11.05

35.

Оригами

Модульное оригами. Модель "Ваза".

Изготовление модулей. Сборка вазы. Создание узора.

-

2

2

18.05

36.

Меропр.

Бумага начинает представле

ние.

Подготовка к отчетному концерту, подборка материала, моделей к выставке.

-

2

2

25.05

37.

Всего

20

52

72

Календарно-тематическое планирование 2 класс (вторник)

п/п

Раздел

Темы

Содержание

Теоретич.

часы

Практич.

часы

Всего часов

Дата

прове

дения

1.

Вводное

занятие

Оргмомент.

Инструктажи

ТБ, ПБ,БЖ. Практикум.

Знакомство с кружком  демонстрация изделий из бумаги. Инструктажи по ТБ, ПБ. Практикум: знакомство с планом эвакуации, тренинг по эвакуации из кабинета кружка "Оригами"  в случае возникновения пожара.

1

1

2

20.09.18

2.

Оригами

Что такое оригами? Понятия "сгиб долиной, горой, согнуть-вогнуть и др".

Знакомство с историей возникновения оригами. Рассказ о Японии. Научить выполнять  сгибы, складки горой, долиной и др

1

1

2

27.09

3.

Оригами

Условные обозначения  Виды бумаги. Волшебный квадрат.

Знакомство с историей возникновения бумаги, свойства бумаги. Выполнение сгибов по условным знакам. Понятие "квадрат", центр квадрата. Умение выполнять квадрат, знать его свойства.

1

1

2

4.10

4.

Оригами

Базовая форма (б/ф). Фигурки, основанные на б/ф. Модель "Стаканчик".

Понятие б/ф, их демонстрация.  Техника их выполнения. Складывание по б/ф  модели. Наблюдение за свойством бумаги

1

1

2

11.10

5.

Оригами

22.10.- День белых журавлей..Б/ф двойной квадрат. Модель "Журавлик"

Складывание  б/ф и журавлика .Рассказ о программе "Полет надежды".

1

1

2

18.10

6.

Оригами

 Б/ф "книжка". Модель "Лодка". Игра

 Складывание  б/ф и лодки.  Наблюдение за свойством бумаги.

Игра "Дуем в паруса"

1

1

2

25.10

7.

Аппликация

Яркий мир бумажных лоскутков. Царевна лебедь.

Понятие аппликация,  ее виды. Приемы работы  ножницами. Разметка полосок, сюжетная аппликац

1

1

2

1.11

8.

Оригами

11.11- Всемирный день оригами. Б/ф "дверь". Модель  "Бабочки"

Известные мастера оригами, их поделки. Центры оригами. Оригами в интернете. Складывание  б/ф и по б/ф бабочки.

1

1

2

8.11

9.

Работа с природн матер.

Волшебный дар природы.

Модель "Ежик".

Беседа о бережном отношении к природе. Для ежика используем шишки.

1

1

2

15.11

10.

Работа с подручными ср.

Удивительное из необычного. Модель "Сова"

Беседа об утилизации мусора. Соблюдение

общественных норм. Использование втулки от туалетной бумаги для совы.

1

1

2

22.11

11.

Квил

линг

Волшебство бумажных завитков. Модель "Ромашка"

Понятие о квиллинге, основные элементы Скручивание элемента ролл, овал. Сборка цветка

1

1

2

29.11

12.

Оригами

10.12 - День футбола. Модель "Мяч".

Умение выполнять из б/ф "треугольник" мяч.

1

1

2

6.12

13.

Аппликация

Панно "Зима".

Самостоятельное выполнение панно

-

2

2

13.12

14.

Выреза

ние

Вырезаем из бумаги. Модель  "Олени"

Техника и приемы  вырезания фигур из бумаги, сложенной один, несколько раз.

1

1

2

20.12

15.

Рамп

линг и папье-маше

Что такое папье-маше и комочки?"Маска, я вас знаю!"

Понятие о новой технологии, свойства бумаги. Изготовление масок.

1

1

2

27.12

16.

Оригами

Модульное оригами. Модель "Лебедь".

Изготовление модулей. Сборка лебедя.

-

2

2

3.01.19

17.

Оригами

Модульное оригами. "Кружки".

Изготовление модулей. Сборка кружки.

-

2

2

10.01

18.

Оригами

Б/ф "рыба". Модель "Веселые рыбки". Игра "Рыболовы".

Складывание б/ф, изготовление рыбок. Беседа "На рыбалке". Уметь назвать породы рыб Ямала.

1

1

2

17.01

19.

Аппликация

Девочка и барашек.

Вырезание готовых деталей аппликаций..

-

2

2

24.01

20.

Выреза

ние

Модель  "Лев"

Умение работать по аналогии.

-

2

2

31.01

21.

Аппликация

Аппликация из фантиков "жар-птица".

Геометрические  фигуры  для частей тела птицы.  

-

2

2

7.02

22.

Оригами

Б/ф "катамаран".Модель "Бабочка".

Складывание б/ф, раскраска бабочек по образцам альбома.

1

1

2

14.02

23.

Аппликация

Объемная аппликация к 23 февраля.

Умение выполнять квадрат, делить его на равные части. Подбор фона, цвета панно.

-

2

2

21.02

24.

Декупаж

Зимняя фотогалерея

Понятие о декупаже, свойства салфеток.

Декупаж фото.

1

1

2

28.02

25.

Оригами

Б/ф "двойной квадрат" Модель "Коробочка-звезда".

Складывание б/ф, особенность б\ф -двухслойность. Практическое применение коробки.

1

1

2

7.03

26.

Квил

линг

Модель "Бабочка"

Скручивание элементов капля, луна. Сборка модели

-

2

2

14.03

27.

Твист-арт

Что же такое твист-арт? Модель "Маки"

Понятие о бумажных жгутах, технология их выполнения. Шаблон, разметка

1

1

2

21.03

28.

Рамп

линг и папье-маше

Модель "Парусник"

Составление композиции.

-

2

2

28.03

29.

Аппликация

1.04 - День кошек. Королева чердака.

Объемная аппликация. Шаблон, разметка.

-

2

2

4.04

30.

Работа с подручными ср.

Весенние цветы.

Использование бросового материала (бумажная тарелка).

-

2

2

11.04

31.

Оригами

 18.04. - День подснежникаМодель Подснежник

Понятие о б/ф "трилистник". Стихи о весне, подснежнике. Характеристика цветка.

-

2

2

18.04

32.

Мозаика

Мозаика "Кар! !какая красота!"

Из семян подсолнуха сложить мозаичную ворону.

1

1

2

25.04

33.

Оригами

Модель "Оружие Победы"

 Создание оружий  времен ВОв, рассказ о героях войны.

-

2

2

2.05

34.

Выстав

ки,экскурсии

Выставка работ по оригами.

Участие в общешкольных выставках, выбор работ учащихся.

-

2

2

16.05

35.

Оригами

Модульное оригами. Модель "Ваза".

Изготовление модулей. Сборка вазы. Создание узора.

-

2

2

23.05

36.

Меропр.

Бумага начинает представле

ние.

Подготовка к отчетному концерту, подборка материала, моделей к выставке.

-

2

2

30.05

37.

Всего

20

52

72

Календарно-тематическое планирование 3 класс

п/п

Раздел

Темы

Содержание

Теоретич.

часы

Практич.

часы

Всего часов

Дата

прове

дения

1.

Вводное

занятие

Оргмомент.

Инструктажи

ТБ, ПБ,БЖ. Практикум.

Знакомство с кружком  демонстрация изделий из бумаги. Инструктажи по ТБ, ПБ. Практикум: знакомство с планом эвакуации, тренинг по эвакуации из кабинета кружка "Оригами"  в случае возникновения пожара.

1

1

2

23.09.18

2.

Оригами

Что такое оригами? Понятия "сгиб долиной, горой, согнуть-вогнуть и др".

Знакомство с историей возникновения оригами. Рассказ о Японии. Научить выполнять  сгибы, складки горой, долиной и др

1

1

2

30.09

3.

Оригами

Условные обозначения  Виды бумаги. Волшебный квадрат.

Знакомство с историей возникновения бумаги, свойства бумаги. Выполнение сгибов по условным знакам. Понятие "квадрат", центр квадрата. Умение выполнять квадрат, знать его свойства.

1

1

2

7.10

4.

Оригами

Базовая форма (б/ф). Фигурки, основанные на б/ф. Модель "Стаканчик".

Понятие б/ф, их демонстрация.  Техника их выполнения. Складывание по б/ф  модели. Наблюдение за свойством бумаги

1

1

2

14.10

5.

Оригами

22.10.- День белых журавлей..Б/ф двойной квадрат. Модель "Журавлик"

Складывание  б/ф и журавлика .Рассказ о программе "Полет надежды".

1

1

2

21.10

6.

Оригами

 Б/ф "книжка". Модель "Лодка". Игра

 Складывание  б/ф и лодки.  Наблюдение за свойством бумаги.

Игра "Дуем в паруса"

1

1

2

28.10

7.

Аппликация

Яркий мир бумажных лоскутков. Царевна лебедь.

Понятие аппликация,  ее виды. Приемы работы  ножницами. Разметка полосок, сюжетная аппликац

1

1

2

4.11

8.

Оригами

11.11- Всемирный день оригами. Б/ф "дверь". Модель  "Бабочки"

Известные мастера оригами, их поделки. Центры оригами. Оригами в интернете. Складывание  б/ф и по б/ф бабочки.

1

1

2

11.11

9.

Работа с природн матер.

Волшебный дар природы.

Модель "Ежик".

Беседа о бережном отношении к природе. Для ежика используем шишки.

1

1

2

18.11

10.

Работа с подручными ср.

Удивительное из необычного. Модель "Сова"

Беседа об утилизации мусора. Соблюдение

общественных норм. Использование втулки от туалетной бумаги для совы.

1

1

2

25.11

11.

Квил

линг

Волшебство бумажных завитков. Модель "Ромашка"

Понятие о квиллинге, основные элементы Скручивание элемента ролл, овал. Сборка цветка

1

1

2

2.12

12.

Оригами

10.12 - День футбола. Модель "Мяч".

Умение выполнять из б/ф "треугольник" мяч.

1

1

2

9.12

13.

Аппликация

Панно "Зима".

Самостоятельное выполнение панно

-

2

2

16.12

14.

Выреза

ние

Вырезаем из бумаги. Модель  "Олени"

Техника и приемы  вырезания фигур из бумаги, сложенной один, несколько раз.

1

1

2

23.12

15.

Рамп

линг и папье-маше

Что такое папье-маше и комочки?"Маска, я вас знаю!"

Понятие о новой технологии, свойства бумаги. Изготовление масок.

1

1

2

30.12

16.

Оригами

Модульное оригами. Модель "Лебедь".

Изготовление модулей. Сборка лебедя.

-

2

2

6.01.19

17.

Оригами

Модульное оригами. "Кружки".

Изготовление модулей. Сборка кружки.

-

2

2

13.01

18.

Оригами

Б/ф "рыба". Модель "Веселые рыбки". Игра "Рыболовы".

Складывание б/ф, изготовление рыбок. Беседа "На рыбалке". Уметь назвать породы рыб Ямала.

1

1

2

20.01

19.

Аппликация

Девочка и барашек.

Вырезание готовых деталей аппликаций..

-

2

2

27.01

20.

Выреза

ние

Модель  "Лев"

Умение работать по аналогии.

-

2

2

3.02

21.

Аппликация

Аппликация из фантиков "жар-птица".

Геометрические  фигуры  для частей тела птицы.  

-

2

2

10.02

22.

Оригами

Б/ф "катамаран".Модель "Бабочка".

Складывание б/ф, раскраска бабочек по образцам альбома.

1

1

2

17.02

23.

Аппликация

Объемная аппликация к 23 февраля.

Умение выполнять квадрат, делить его на равные части. Подбор фона, цвета панно.

-

2

2

24.02

24.

Декупаж

Зимняя фотогалерея

Понятие о декупаже, свойства салфеток.

Декупаж фото.

1

1

2

3.03

25.

Оригами

Б/ф "двойной квадрат" Модель "Коробочка-звезда".

Складывание б/ф, особенность б\ф -двухслойность. Практическое применение коробки.

1

1

2

10.03

26.

Квил

линг

Модель "Бабочка"

Скручивание элементов капля, луна. Сборка модели

-

2

2

17.03

27.

Твист-арт

Что же такое твист-арт? Модель "Маки"

Понятие о бумажных жгутах, технология их выполнения. Шаблон, разметка

1

1

2

24.03

28.

Рамп

линг и папье-маше

Модель "Парусник"

Составление композиции.

-

2

2

31.03

29.

Аппликация

1.04 - День кошек. Королева чердака.

Объемная аппликация. Шаблон, разметка.

-

2

2

7.04

30.

Работа с подручными ср.

Весенние цветы.

Использование бросового материала (бумажная тарелка).

-

2

2

14.04

31.

Оригами

 18.04. - День подснежникаМодель Подснежник

Понятие о б/ф "трилистник". Стихи о весне, подснежнике. Характеристика цветка.

-

2

2

21.04

32.

Мозаика

Мозаика "Кар! !какая красота!"

Из семян подсолнуха сложить мозаичную ворону.

1

1

2

28.04

33.

Оригами

Модель "Оружие Победы"

 Создание оружий  времен ВОв, рассказ о героях войны.

-

2

2

5.05

34.

Выстав

ки,экскурсии

Выставка работ по оригами.

Участие в общешкольных выставках, выбор работ учащихся.

-

2

2

12.05

35.

Оригами

Модульное оригами. Модель "Ваза".

Изготовление модулей. Сборка вазы. Создание узора.

-

2

2

19.05

36.

Меропр.

Бумага начинает представле

ние.

Подготовка к отчетному концерту, подборка материала, моделей к выставке.

-

2

2

26.05

37.

Всего

20

52

72

Календарно-тематическое планирование 4 класс

п/п

Раздел

Темы

Содержание

Теоретич.

часы

Практич.

часы

Всего часов

Дата

прове

дения

1.

Вводное

занятие

Оргмомент.

Инструктажи

ТБ, ПБ,БЖ. Практикум.

Знакомство с кружком,  демонстрация изделий из бумаги. Инструктажи по ТБ, ПБ. Практикум: знакомство с планом эвакуации, тренинг по эвакуации из кабинета кружка "Оригами"  в случае возникновения пожара.

1

1

2

3.09.18

2.

Оригами

Что такое оригами? Оригами в интернете.

Знакомство с историей возникновения оригами. Рассказ о Японии.

1

1

2

8.09.

3.

Оригами

Условные обозначения  Виды бумаги. Волшебный квадрат.

Знакомство с историей возникновения бумаги, свойства бумаги. Выполнение сгибов по условным знакам. Понятие "квадрат", центр квадрата. Умение выполнять квадрат, знать его свойства.

1

1

2

10.09

4.

Оригами

Базовая форма (б/ф). Фигурки, основанные на б/ф. Модель "Ваза и веер"".

Понятие б/ф, их демонстрация.  Техника их выполнения. Складывание по б/ф  модели. Наблюдение за свойством бумаги

1

1

2

15.10

5.

Оригами

Модель "Журавлик"

Складывание  б/ф и журавлика .

1

1

2

17.09

6.

Оригами

 Б/ф "книжка". Модель "Лодка". Игра

 Складывание  б/ф и лодки.  Наблюдение за свойством бумаги.

Игра "Дуем в паруса"

1

1

2

22.09

7.

Аппликация

Яркий мир бумажных лоскутков. Царевна лебедь.

Понятие аппликация,  ее виды. Приемы работы  ножницами. Разметка полосок, сюжетная аппликац

1

1

2

24.09

8.

Оригами

. Б/ф "дверь". Модель  "Бабочки"

Известные мастера оригами, их поделки. Центры оригами. Оригами в интернете. Складывание  б/ф и по б/ф бабочки.

1

1

2

29.09

9.

Работа с природн матер.

Волшебный дар природы.

Модель "Ежик".

Беседа о бережном отношении к природе. Для ежика используем шишки.

1

1

2

1.10

10.

Работа с подручными ср.

Удивительное из необычного. Модель "Сова"

Беседа об утилизации мусора. Соблюдение

общественных норм. Использование втулки от туалетной бумаги для совы.

1

1

2

6.10

11.

Квил

линг

Волшебство бумажных завитков. Модель "Ромашка"

Понятие о квиллинге, основные элементы Скручивание элемента ролл, овал. Сборка цветка

1

1

2

8.10

12.

Оригами

Модель "Мяч".

Умение выполнять из б/ф "треугольник" мяч.

1

1

2

13.10

13.

Аппликация

Панно "Осень".

Самостоятельное выполнение панно

-

2

2

15.10

14.

Выреза

ние

Вырезаем из бумаги. Модель  "Олени"

Техника и приемы  вырезания фигур из бумаги, сложенной один, несколько раз.

1

1

2

20.10

15.

 Папье-маше

22.10.- День белых журавлей..Б/ф двойной квадрат. Что такое папье-маше и комочки?"Маска, я вас знаю!"

Рассказ о программе "Полет надежды".Понятие о новой технологии, свойства бумаги. Изготовление масок.

1

1

2

22.10

16.

Оригами

Модульное оригами. Модель "Лебедь".

Изготовление модулей. Сборка лебедя.

-

2

2

27.10

17.

Оригами

Модульное оригами. "Кружки".

Изготовление модулей. Сборка кружки.

-

2

2

29.10

18.

Оригами

Гофрирова

ние.  Модель "Веера"

Складывание гофре..

1

1

2

3.11

19.

Аппликация

Девочка и барашек.

Вырезание готовых деталей аппликаций..

-

2

2

5.11

20.

Мероприятие

11.11- Всемирный день оригами

Мероприятие День Оригами.

-

2

2

10.11

21.

Аппликация

Аппликация из фантиков "жар-птица".

Геометрические  фигуры  для частей тела птицы.  

-

2

2

12.11

22.

Оригами

Б/ф "катамаран".Модель "Бабочка".

Складывание б/ф, раскраска бабочек по образцам альбома.

1

1

2

17.11

23.

Оригами

Модульное оригами. Модель "Гриб"

Изготовление модулей. Сборка

Гриба.

-

2

2

19.11

24.

Декупаж

Зимняя фотогалерея

Понятие о декупаже, свойства салфеток.

Декупаж фото.

1

1

2

24.11

25.

Оригами

Б/ф "двойной квадрат" Модель "Коробочка-звезда".

Складывание б/ф, особенность б\ф -двухслойность. Практическое применение коробки.

1

1

2

26.11

26.

Квил

линг

Модель "Бабочка"

Скручивание элементов капля, луна. Сборка модели

-

2

2

1.12

27.

Оригами

Модель "Смешарики"

Изготовление модулей. Сборка

Смешариков

1

1

2

3.12

28.

Оригами

Модель "Смешарики"

Модель "Смешарики"

 Изготовление модулей. Сборка

Смешариков

-

2

2

8.12

29.

Оригами

Модель "Смешарики"

Изготовление модулей. Сборка

Смешариков

-

2

2

10.12

30.

Работа с карто

ном

Модель "Новогодние домики"

Вырезание, раскраска домиков.

-

2

2

15.12

31.

Оригами

Модель "Новогодние домики"

Сборка и установка домиков.

-

2

2

17.12

32.

Выстав

ки,экскурсии

Выставка работ по оригами. "Смешарики"

Участие в общешкольных выставках, выбор работ учащихся.

1

1

2

22.12

33.

Аппликация

"Аквариум

ные рыбки"

Работа по шаблону.

-

2

2

24.12

34.

Аппликация

"Аквариум

ные рыбки"

Работа по шаблону.

-

2

2

29.12.19

35.

Оригами

Модель "Кубическая ваза"

Базовая форма "блин", "квадрат"

-

2

2

12.01.

36.

Вырезание по картону

Модель "Рыцарский замок"

Разметка, вырезание,  проклейка деталей, обклеивание обоями.

-

2

2

26.01.

37.

Вырезание по картону

Модель "Рыцарский замок"

Разметка, вырезание,  проклейка деталей, обклеивание обоями.

-

2

2

2.02.

38.

Работа с карто

ном

Модель "Рыцарский замок"

Сборка, раскраска, установка замка.

-

2

2

9.02.

39.

Оригами

Модель "Оружие Победы"

Создание оружий  времен ВОв, рассказ о героях войны.

-

2

2

16.02

40.

Аппликация

Объемная аппликация к 23 февраля.

Умение выполнять квадрат, делить его на равные части. Подбор фона, цвета панно

-

2

2

23.02

41.

Оригами

Модель "Карета для принцессы"

Разметка, вырезание,  проклейка деталей, обклеивание обоями.

-

2

2

2.03.

42.

Оригами

Модель "Карета для принцессы"

Сборка, раскраска, установка кареты.

1

1

2

9.03.

43.

Работа с подручными ср.

Весенние цветы.

Использование бросового материала (бумажная тарелка).

-

2

2

16.03.

44.

Твист-арт

Что же такое твист-арт? Модель "Маки"

Понятие о бумажных жгутах, технология их выполнения. Шаблон, разметка

1

1

2

23.03

45.

Аппликация

1.04 - День кошек. Королева чердака.

Объемная аппликация. Шаблон, разметка.

-

2

2

30.03

46.

Мозаика

Мозаика "Кар! !какая красота!"

Из семян подсолнуха сложить мозаичную ворону.

1

1

2

6.04

47.

Оригами

Модель "Космический корабль"

Изготовление модулей. Сборка

-

2

2

13.04

48.

Оригами

18.04. - День подснежникаМодель Подснежник

Понятие о б/ф "трилистник". Стихи о весне, подснежнике. Характеристика цветка.

-

2

2

20.04

49.

Папье-маше

Модель "Парусник"

Составление композиции.

-

2

2

27.04

50.

Оригами

Модель "Звезда"

Базовая форма "двойной треугольник"

1

1

2

4.05.

51.

Оригами

Модель "Кораблик"

Базовая форма "двойной треугольник"

1

1

2

11.05.

52.

Мероприятие

Бумага начинает представле

ние.

Подготовка к отчетному концерту, подборка материала, моделей к выставке

-

2

2

18.05.

53.

Оригами

Сочинение "Оригами в нашей жизни"

В  сочинении :  мое знакомство с оригами;  чему я научился на занятиях оригами;  какие занятия мне наиболее запомнились, почему?  мои планы на будущее и др.

25.05.

54.

Всего

23

79

102

Содержание изучаемого курса

1.Вводное занятие. Инструктажи (8час)

     Организационные моменты: знакомство с кружком "Оригами", рабочим кабинетом. Инструктажи по ТБ, ПБ. Практикум: знакомство с планом эвакуации, тренинг по эвакуации из кабинета кружка "Оригами"  в случае возникновения пожара.

2. Оригами (120час)

История оригами. Бумага: история возникновения, ее основные виды и свойства . Основные  базовые формы оригами. Условные знаки и схемы в оригами. Понятия "квадрат","треугольник", "ромб", "центр квадрата","круг". Виды сгибов и разгибов. Изготовление поделок в технике оригами. Модульное оригами. Виды модулей. Техника скрепления модулей. Изготовление поделок в технике модульного оригами. Объемные  поделки в технике оригами. Игры с поделками оригами. Тесты. Выставки.

3. Аппликация (48час)

Понятие "аппликация", "симметрия". Виды аппликаций: предметная, декоративная , сюжетно-тематическая аппликация. Разметка. Использование линейки, циркуля. Работа с шаблоном. Работа с геометрическим материалом. Умение работать ножницами. Соблюдение ТБ при работе с режущими инструментами, при использовании клея. Прорезная аппликация. Понятие "цвет","фон", "оттенок","композиция".  Изготовление поделок в технике "аппликация". Панно.

4.Квиллинг (16час)

Понятие "квиллинг", история возникновения квиллинга. Инструменты и материалы для квиллинга. Основные элементы: ролл, спираль и замкнутая спираль, овал, капля, лист, квадрат, луна и др. Изготовление поделок в технике квиллинг.

5.Рамплинг и папье-маше (16час)

Технология сминания, сжимания бумаги. Свойства бумаги при намачивании, склеивании. Правила безопасной работы с клеем. Изготовление поделок в технике папье-маше и комочков из бумаги.

6. Твист-арт (8час)

Знакомство с видом бумаги: крепированная, сжатая, гофрированная. Техника скручивания бумаги в жгуты. Изготовление поделок в технике твист-арт.

7. Декупаж (8час)

Понятие "декупаж", история возникновения декупажа. Виды салфеток, их свойства. Изготовление ваз в технике декупажа.

8. Работа с подручными средствами (16час)

Беседы: об утилизации разных отходов, экологические бедствия в природе. Изготовление поделок из подручных средств.

9.Работа с природным материалом (8час)

Беседы: о сохранении и бережном отношении к природе, окружающему миру. Правила поведения в лесу, в тундре. Сбор природного материала: шишки, листья, ракушки и др. Изготовление поделок из природного материала.

10.Вырезание (16час)

Техника и приемы вырезания из бумаги. Вырезание фигур из бумаги, сложенной один или несколько раз. Изготовление поделок в технике вырезания.

11.Мозаика (8час)

Понятие "мозаика". Беседы о мозаичных работах Московского Кремля и московского метро. Изготовление мозаик из яичной скорлупы, из разных круп.

12.Выставки (8час)

Подготовка к выставкам, приуроченных к праздникам. Итоговая выставка.

13.Мероприятие (8час)

Подготовка мероприятия "Бумага начинает представление " к отчету кружка "Оригами".  

Для реализации программы «Оригами» используется методическое и дидактическое обеспечение:

а) образцы изделий, изготовленные кружковцами;

б) схемы изготовления изделий;

в) иллюстрации изделий мастеров;

г) наглядные пособия;

д )журналы и книги по оригами;

е)схемы базовых форм

ж) интернет-сайты:origami.ru; origami.do.ru

Материально – техническое обеспечение.

Наименование

Количество (шт.)

1.

Ножницы

10

2.

Карандаш простой

10

3.

Клей- карандаш

10

4.

Цветная бумага

10

5.

Тетради

10

6.

Линейки

10

7.

Цветной картон

10

Список  литературы для педагога дополнительного образования:

1.Хворостов А.С.- Декоративно-прикладное искусство в школе,М,1988г

 2.Афонькина Е.Ю.- Цветной сад из бумаги, С-Пб,1995г

3. Тарабарина Т.И . - “Оригами и развитие речи”, издательство Академия развития, Ярославль,1998 г

 4.Учим детей чувствовать и создавать прекрасное, Ярославль,2001г

5.Букина С.- Квиллинг: волшебство бумажных завитков, Ростов-на-Дону,2011г

6.Галанова Т.В.- Вырезаем из бумаги,М,2013г

 7.Аппликационные работы в начальных классах, М,1990г

8.Альтмейер М. -Разноцветные поделки,2011г

9.Фараго К -Фигурки из бумаги в технике твист-арт,М,2014г

10.Васина Н.И. - Бумажная симфония, М,2009г

11.Воронова О.Н. - Декупаж, М,2010г

12.Зайцева А.А. - Бумажное кружево,М,2010г

13.Соколова С.Н. - Театр оригами,М,2003г

 14.Сержантова Т.Б. - Оригами для всей семьи, М,2004г

15. Журналы по оригами и Интернет-сайт "Город Мастеров"

16. Жукова И.В.- Сказочные персонажи в технике оригами,М,2014г

Список литературы для учащихся:

1. Афонькин С.Ю. - Игрушки из бумаги, С-Пб,1997г

2. Богатеева Л.П. - Волшебный мир оригами, М, 2005г

3.Кузнецова О.С.- Мастерилка. Самолетики, Дмитров, 1995г

4. . Афонькин С.Ю. -Библиотека оригами,М,2002г

5. Чудесные поделки из бумаги,М,1992г

6.Дорогова Е.Ю.- Подарок своими руками. Забавные игрушки,Ярославль,2008г

7.Журналы "Мистер Самоделкин",2014-2015г

8. Парулина О.В.- Мир игрушек и поделок,М,2000г

9. Сухаревская О.А.- Оригами для самых маленьких,М,2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной программе "Загадки природы" для детей 8-9 лет

Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы» составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «Волшебные краски» 1-3 класс

Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 9 лет.Ориентирована на организацию проектной деятельности ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фасолинка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Фасолинка»...