Система работы над логическим ударением на уроках чтения.
статья

Корогодина Евгения Алексеевна

Статья посвящена работе над логическим ударением на уроках литературного чтения и занятиях во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы над логическим ударением на уроках чтения.

Корогодина Евгения Алексеевна,

 Учитель начальных классов гимназии 295 г. С-Пб

   Обычно в высказывании (устном или письменном) есть слова, иногда и предложения, которые являются его логическими и эмоциональными центрами и которые должны быть обязательно как-то выделены, иначе смысл того, о чем мы говорим или читаем, может быть понят неправильно или не совсем верно. Этому и служит логическое ударение (одно из самых важных средств интонационно-звуковой выразительности), которое К.С. Станиславский называл козырем выразительности устной речи. Неправильное или неумелое использование логического ударения приводит к разрушению смысловой структуры высказывания, к непониманию слушателем говорящего.

   Логическое ударение может быть на любой части речи ( в том числе и на служебной), на любом члене предложения, на любом слове и даже на части слова (приставке или окончании), ибо «смысловой вес слов определяется не тем, каким членом предложения они являются, а лишь той ролью, какую они играют в выполнении коммуникативного задания, в выявлении того нового, ради которого произносится каждая фраза в конкретной ситуации.

   Средства достижения логического ударения в устной и письменной речи различны. В письменной речи существуют следующие способы выделения ударных слов: подчеркивание слов и изменение шрифта, знак препинания, подсказ  автора. Как способ  выделения важного в письменной речи используется так же повторение ударных слов. В текстах, помещенных в учебных книгах по чтению для начальных классов, имеются лишь отдельные случаи графического выделения главного.

   В устной речи или при чтении логическому ударению помогают выполнять его выделяющую функцию следующие интонационно-звуковые средства: сила голоса, темп, пауза, удлинение отдельных звуков ( как гласных, так и согласных), послоговое проговаривание, тембр и др.

   Сила голоса зависит от того, с какой энергией говорящий (читающий) произносит ударные слова и предложения в целом. Ударные слова произносятся с большей энергией.

 С точки зрения темпа ударные слова характеризуются более или менее замедленным произнесением.

   Паузы оказываются наиболее ценными в выявлении эмоционального отношения. Пауза может быть перед ударным словом и с обеих его сторон.

   Удлинение звуков, послоговое проговаривание, тембр голоса также помогают эмоциональному подчеркиванию выделяемого слова.

   Предлагаю учителю один из возможных вариантов осуществления процесса обучения выразительному чтению (логическому ударению).

   Прежде всего необходимо научить детей слышать( в  устной речи) и находить (в письменной) главное слово в вопросе, а также подчеркивать голосом важные слова при ответе-чтении на поставленные вопросы.

   Обучение слушанию речи учителя, его вопроса производится с учащимися, начиная с периода обучения грамоте.

   В последующий период обучения ученики совершенствуют свое умение отвечать точно и правильно на поставленный вопрос, в соответствии с заданием путем выборочного чтения.

   Хорошим материалом для обучения школьников акцентному выделению являются пословицы, поговорки, загадки.

   Выделению при чтении с помощью голоса противопоставленных картин ученики обучаются и на материале стихотворных текстов.

   Следующим направлением в работе над логическим ударением является обучение школьников в результате анализа текста выделению с помощью голоса важных слов, словосочетаний, предложений, раскрывающих тему произведения. При подготовке к выразительному чтению учитель может опираться на имеющиеся в учебных книгах задания, направленные на выявление понимания содержания текста, осознание картин, представленных в произведении.

   На основе выявленного значения логического ударения определена необходимость и возможность работы над ним, начиная с 1 класса; на примере текстов из учебных книг для чтения показаны различные способы достижения логического ударения, которым целесообразно обучать младших школьников; намечены три направления в работе: а) обозначение главного в ответе- чтении на поставленный вопрос к тексту с помощью акцентного выделения; б) выделение с помощью логического ударения слов, словосочетаний и предложений, раскрывающих основное содержание текста; в) выражение с помощью логического ударения главной мысли произведения. Названные направления в процессе работы над логическим ударением осуществляются комплексно.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с орфографическим словарем на уроках русского языка

В статье описывается опыт работы со словарем П.Грушникова в начальной школе...

Система работы по формированию свободного и осознанного чтения у учащихся с ОВЗ ТНР

Система работы по формированию свободного и осознанного чтения у учащихся с ОВЗ  ТНР....

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения.Темы занятия: ФП. Звуки " з-ж". Дифферециация. Работа над логическим ударением. РСВ. Текст « На вокзале». Восприятие фраз и вопросов к тексту.

Занятие по РСВ и ФП для учащихся 3 класса II отделения по теме  ФП .Звуки "З-Ж".РСВ. Текст "На вокзале". Сейчас много мероприятий проводится по социализации детей с ограниченными возможностями. Э...

Опыт работы: " Развитие логического мышления на уроках математике в начальных классах"

Особую актуальность проблема развития логического мышления приобретает в связи с реализацией идей гуманизации и гуманитаризации школьного математического образования.Актуальность проблемы послужила вы...

«Система работы общеобразовательного учреждения по формированию навыков чтения у младших школьников»

Если цель школьного обучения – формирование успешности каждого ученика, то формирование читательской грамотности - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего самостоятельно ...

Методика работы над логическими задачами на уроках математики

     В процессе решения учебных задач у детей формируются такие операции логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.Часто знакомство с олимпиад...