Внеклассное занятие
план-конспект занятия (1 класс)

Дмитриева Оксана Анатольевна

История деревянного зодчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derevyannoe_zodchestvo.doc435.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа-интернат для учащихся

с ограниченными возможностями здоровья № 22  г. Томска

Конспект занятия для 1 класса

«История жилища. От пещеры до многоэтажного дома»

Подготовила и провела:

Дмитриева О.А.

Г. Томск.

Ход занятия:

Дети сидят на ковре.

В: Дети, отгадайте загадку. Что это?

Течет, течет, не вытечет.

Бежит, бежит, не выбежит.

Д: Это река.

В: Как вы догадались, что это река?

Д: Вы сказали, что она течет, не вытечет, бежит, не выбежит.

Воспитатель: Что или кто еще может бежать или течь?

В: Ручеек может бежать и течь. Человек может бежать.

В: Скажите, время может бежать и течь?

Воспитатель: Время может бежать и течь.

Воспитатель: Время похоже на реку, оно не стоит на месте, оно может бежать и течь. Что еще может делать время?

Воспитатель: Время может идти, лететь, изменяться.

В: Сегодня мы с вами попробуем увидеть, как меняется время.  Давайте отправимся в путешествие по «Реке Времени». Закроем глаза и произнесем волшебные слова.

Воспитатель вместе с детьми произносит слова:

Мчится времени река широка и глубока.

Речка, речка не спеши, нам про древность расскажи.

Открывайте глаза. Мы оказались в далеком прошлом – миллион лет тому назад. (Макет древнего жилища человека)

В древности люди еще не умели строить дома. Как вы думаете, где люди жили?

Д: Люди жили в пещерах.

В: Да. Первые люди были пещерными.

Воспитатель: Скажите, для чего нужен был костер в пещере?

Д: Для того, чтобы приготовить пищу, обогреться, защититься от диких животных, нужен был костер в пещере.

Воспитатель: В древние времена водились, какие животные?

Д: В древние времена водились.  Мамонты, саблезубые тигры. Львы, медведи, антилопы, олени, зубры.

В: А вы знаете, как древние люди украшали свои жилища?

Д: Древние люди рисовали на стенах пещеры рисунки. (Выставляет картинки с древними рисунками).

 (Воспитатель приклеивает к «Реке времени» схему первого жилья человека).

Воспитатель: Река времени текла дальше.

Мчится времени река широка и глубока.

Речка, речка, не спеши, нам о прошлом расскажи.

Прошли сотни лет, люди научились изготавливать инструменты и строить дома.

Пальчиковая гимнастика: (Чистякова Е.Б.)

Строим, строим, строим дом.                             Ударяем кулачком о кулачок.

Дом с высоким потолком,             Поднимаем руки вверх, встаем на носочки.

С треугольной крышей.                                   Показываем руками невысокую,

                                                                                                треугольную крышу.

Вот такой?  Нет, выше.                                         Показываем руками высокую,

                                                                                                треугольную крышу.

Окон в доме три и три.                                Выставляем по очереди по 3 пальца  

                                                                                                         на каждой руке.

Поскорей в них загляни.                                      Ладошки у висков, имитируем

                                                                                                  загядывание в окно.

Там увидишь печку,                                                    Изображаем руками печку.

На печке – человечка.                                              Беремся за уши и дразнимся.

В: Люди строили дома из тех материалов, которые были в этой местности.

Как вы думаете, из чего строили дома люди, которые жили на крайнем севере? Воспитатель показывает на карте крайний север.

Д: Люди, которые жили на крайнем севере, строили дома из снега. Эти дома называли иглу. (Иллюстрация)

Воспитатель: Из чего строили дома люди, которые жили в тундре?

Д: Люди, которые жили в тундре, строили дома из шкур оленей. Это чумы. (Иллюстрация)

Воспитатель: Интересно, почему они не строили деревянные дома?

Д: В тундре не растут деревья.

В: Как вы думаете, люди, которые жили около леса, строили какие дома?

Д: Люди строили деревянные дома.

Воспитатель: А в Вологде строили, какие дома? (показать на карте Вологду)

Д: В Вологде строили деревянные дома.

Воспитатель читает стихотворение А. Романова.

Деревянным зодчеством область наша славится.

Вся в резьбе по дереву Вологда-красавица.

В деревянных кружевах на домах наличники.

Не уступит город наш красоте столичной.

Воспитатель: Как по-другому можно назвать деревянный дом?

Д: Бревенчатый дом.

Воспитатель: Назовите профессию человека, который строил деревянные дома?

Д: Плотник строил деревянные дома.

В: Отгадайте загадку: «Кланяется, кланяется, придет домой растянется».

Д: Это топор.

В: Среоспитательди многих старинных орудий труда особым уважением русского человека пользовался топор. И в пословицах об этом говорится. Давайте вспомним пословицы о топоре.

Плотника не шуба греет, а топор.

Топор – всему делу голова.

Плотник топором думает.

Без топора – не плотник, без иглы – не портной.

Воспитатель: Из каких бревен плотники рубили избу?

Д: Из еловых и сосновых бревен плотники рубили избу.

В: Дом сделан прочно без единой щелочки, он надежно сохраняет тепло.

(иллюстрация деревянной избы)

В: Долгое время дома строили только деревянные (воспитатель приклеивает к «Реке времени» изображение деревянного дома).

Индивидуальная работа детей.

  1. Выложить фундамент дома горохом.
  2. Украсить фасад дома (обмазать пластилином)
  3. Покрыть крышу дома фольгой.
  4. Отделочные работы: «наклеить обои» (вырезать и наклеить геометрические фигуры, цветы,  узоры).
  5. Оформить стены  на одном этаже приклеиванием палочек (спичек).
  6. Изготовить окна аппликацией способом обрывания бумаги.
  7. Сделать в цокольном этаже спортивный комплекс – выложить шерстяными нитками по контуру.

В: Дети, скажите, какой дом получился?

Д: Высокий, многоэтажный, удобный, современный, уютный, светлый, просторный, красивый дом.

В: Как вы думаете, почему он такой получился?

Д: Мы работали дружно, сообща, с любовью.

Использованная литература:

С. Баруздин «Кто построил этот дом».

Детская энциклопедия. Под /ред. Дж. Элиот и К. Кинг. – М.: «Росмен», 1994.

Внеурочное занятие  по теме «Узорочье теремов»

 Цели и задачи:

•Познакомить  учащихся  с  образами теремной архитектуры.

•Дать представление о вариантах  украшения  царских палат (роспись, орнамент).

•Развить творчество, композиционное мышление.

•Воспитывать  интерес  к миру прекрасного,  культуре своего народа.

Оборудование:

•Использование ИКТ

Зрительный ряд:

•Презентация

Материалы:

•Белая бумага формат А3, масляные мелки, акварель, кисть, тряпочка.      

 

                                                    Содержание занятия

1.Организационный момент.

2.Беседа по теме занятия

Учитель.  Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня мы отправляемся в удивительное путешествие.

На экране появляется изображение древнерусского города.

Учитель.                

Город чудный, город дивный

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

Ф. Н. Глинка

Я приглашаю посетить вас терема

? Какое красивое название «терем», «Терем-теремок». Вам знакомо оно?

Ученики   «Да, терема есть в сказке»

Учитель  - Да, в русских народных сказках часто говорится о царских  палатах в высоких теремах, где у окна царевна сидит.

 Показ «сказочного терема» (иллюстрация И.Васнецова  к сказке «Сивка-Бурка»)

Учитель. - Но я вас хочу пригласить не в сказку, а в терем который и по сей день стоит на земле московской. Перед вами Теремной дворец Московского  кремля.

Показ «Теремного дворца»

       

Блестит расписная в «шахмат» кровля дворца. Даже не верится, что перед тобой не сказка, а явь. В старину здание из камня возводились редко, и Теремной дворец вызвал восторг всей Москвы. Позже  знатные бояре, купцы стали строить терема и каменные палаты. Красочность, нарядность окутали дворцы и терема. Белокаменные кружева оплели окна.

Показ окна

 

Витые столбики, двойные арочки  над  крыльцом – всё это создавало новый облик города.

-А теперь давайте войдем внутрь терема.

 Показ интерьера терема

           

Учитель. – Комнаты терема назывались палаты. Потолки в палатах были сводчатые, скругленные  как небосвод и поддерживались крепкими витыми столбами - колоннами.  Самые большие залы,  где устраивались пиры, называли – гридницы. В  палатах  стояли  столы лавки, княжеский  трон. А  на стенах можно увидеть  портреты  князей, бояр.

      ?        - Ребята, поделитесь своими впечатлениями и чувствами, которые    пробуждает красота древних палат Московского кремля.

Ученики.    Делятся  своими впечатлениями  и чувствами, которые  пробуждает красота древних палат  Московского кремля. Дети отмечают, что русские мастера с любовью украсили стены и сводчатые потолки и передали настроение веселья и радости.

Учитель.      ( Дополняет ответы учащихся).

В  терему резные двери,

На дверях цветы и звери,

В изразцах на печке  в  ряд

Птицы райские  сидят,

По стенам резные лавки

И дубовый стол резной.

Возле печки сохнут травки;

Собирали их весной.

                                Н. Кончаловская

Растительный орнамент составлен из трав, листьев, цветов. Поэтому русские мастера изображали красоту русской природы.

Зооморфный  орнамент  всегда состоит из стилизованных птиц, зверей.

Учитель.   В древней Руси орнаменты  имели  магический смысл – являлись  оберегом, защищали людей  по их представлению от «дурного глаза» и «нечистой силы».

    С принятием христианства на Руси изменился смыл орнамента, теперь он выражает роскошь и богатство.

?     В декорировании интерьера  теремов какому виду орнамента отдают предпочтение русские мастера?

Ученики. Русские мастера для украшения  палат отдают предпочтение растительному  орнаменту.

Учитель.     О чем это говорит?

На экране интерьер  палаты.

Ученики. Мастера  стремились показать, красоту певучесть русской природы. Художник словно любуется каждым листочком, цветочком.

Учитель. Правильно вы ребята подметили, что художник любуется красотой природы, показывает через плавные линии певучесть мягкость  родной природы. Всюду изгибаются стебли зеленных побегов,  цветут сказочные цветы с причудливыми  лепестками. Смотрите, среди этих прекрасных цветов примостились сказочные львы и райские птицы. Значит, художник не  ограничился  только растительным орнаментом.

Физкультминутка.

Учитель.    

3.    Практическая работа.

При выполнении практической работы  учитель  напоминает последовательность выполнения работы.

По необходимости дает индивидуальные рекомендации.

Напоминает  об общей аккуратности.

По окончании работы  ученики  приводят в порядок рабочие места.  

4.    Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по внеурочной деятельности «Умники и умницы» Тема занятия « Совершенствование воображения»

Занятие по теме « Совершенствование воображения». Цель: формирование интереса у обучающихся к математике посредством игрового и занимательного материала. Задачи: обучающая: создать условия для развити...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного внеклассного занятия (математика, внеклассное чтение).

Тема: Решение задач на движение. Рассказ В. Шульжика «О путешествиях и путешественниках». Музыка: «Сахалин край дождей и ветров»....

Внеклассное занятие по оригами "Голуби мира", Презентация к внеклассному занятию "Голуби мира"

Данное занятие посвящено памяти героев  Великой Отечественной войны. Сделана подборка стихов о празднике День Победы для заучивания наизусть. В презентации к занятию раскрывается роль голубей-гер...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...

Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года

Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года...

Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»

Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...