Формирование графического навыка на уроках технологии
материал (1 класс)

Формирование графического навыка на уроках технологии в 1 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Тема данной дипломной работы обозначена как «Формирование графического навыка на уроках технологии в первом классе».

Навык – это действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствия поэлементной сознательной регуляции контроля.

Графический навык – определенные привычные положения и движения пишущей или рисующей руки, позволяющей изображать знаки и их соединения[1].

Н.Г. Агаркова определяет графический навык как сложное речерукодвигательное действие, которое проявляет себя с одной стороны как интеллектуальное, а с другой – как двигательное[2].

Данная тема актуальна в связи с тем фактом, что графический навык является базовым навыком, без которого сложно представить дальнейшее обучение и поэтому, ребенок, не освоивший данный навык вовремя и качественно, будет отставать в учебе.  В дополнение к этому,  современное общество диктует свои правила - происходит быстрое развитие науки, внедряются новые технологии и эти процессы выдвигают новые требования к технологической подготовке учащихся школы. Уроки технологии благодаря своей практической направленности, являются опорными в формировании у младшего школьника системы универсальных действий процесса обучения, предоставляют возможность планомерно и систематично формировать графические умения и навыки. Поэтому насколько обучающийся овладеет вышеуказанным навыком, зависит его дальнейшее обучение и успешность на уроках технологии и в начальной школе в целом.

Ведь, как отмечает Н.Д. Бондаренко, усвоение соответствующих графических навыков дает возможность обучающемуся творить, то есть конструировать по собственному замыслу[3].

Графическая деятельность реализует такие познавательные процессы как ощущение, восприятие, пространственное воображение, мышление, оказывает влияние на воспитание внимания, наблюдательности аккуратности в работе.  Фундамент графической грамотности должен создаваться путем последовательного и  поэтапного построения необходимых знаний и умений.

Содержание уроков технологии составляет целостную систему, их  отличительной особенностью является то, что они базируются на предметно-практической деятельности, которая в свою очередь обеспечивает ребенку чувственное познание действительности.

Уроки технологии в первом классе предусмотрены в «Школе России» по ФГОСу, «Перспективе», «Начальная школа 21 века» и других традиционных видов программ обучения.  Уроки технологии, в контексте указанных УМК, ставят одной из задач формирование и развитие конструкторско-технологических способностей.

Методические аспекты формирования графического навыка у младших школьников рассмотрены в работах  таких авторов, как Н.Г. Агаркова[4], Л.Я. Желтовская[5]и др. Графическая деятельность как часть изобразительной деятельности, являлась предметом исследования Т.С.Комаровой[6]. Она создала классификацию навыков, составляющих технику рисования, разработала методы их формирования

Объектом исследования будет являться процесс формирования графического навыка у учащихся первого класса.

Предмет исследования: комплекс графических разминок на уроках технологии направленных на формирование графического навыка у учащихся первого класса.

Гипотеза: включение комплекса графических разминок на уроках технологии будет способствовать формированию графического навыка у первоклассников.

Цель данной дипломной работы определена как выявление влияния комплекса графических разминок на формирование графического навыка у первоклассников.

В соответствие с целью сформулированы следующие задачи:

- раскрыть понятие «графический навык»;

- выявить уровень сформированного графического навыка у учащихся первого класса;

- рассмотреть возможности уроков технологии в формировании графического навыка.

Опытно-экспериментальная база.  Эмпирическое исследование проводилось на базе муниципального общеобразовательного учреждения _________. В исследовании участвовало _____обучающихся первых классов.

Структура дипломной работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, необходимое приложение.

Содержание работы:

Во введении обосновывается актуальность дипломной работы, рассматриваются объект и предмет исследования, формулируется гипотеза, цели и задачи исследования.

В первой главе дипломной работы получили свое отражение такие моменты как определение понятия «графический навык», этапы формирования и уровни овладения данным навыком, возможности формирования заявленного навыка у первоклассников на уроках технологии);

Во второй главе отражено применение теоретических знаний в педагогической практике, анализируются результаты эмпирического исследования

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования графического навыка у первоклассников

  1. Графический навык: понятие, уровни, классификация

Младший школьный возраст является начальным этапом включения в учебную деятельность, в ходе которой происходит освоение различных видов знаково-симолических систем, в том числе и графики.

Авторы работ, касающихся выработки графического навыка у младших школьников, дают свое понимание данного определения, так у Т.С. Комаровой графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей или рисующей руки позволяющей изображать знаки и их соединения[7].

Н.Г. Агаркова определяет графический навык как сложное речерукодвигательное действие, которое проявляет себя с одной стороны как интеллектуальное, а с другой – как двигательное[8].

Для В.А. Силивон графический навык – это умение красиво и легко, без напряжения, рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания[9].

Однако в одном они сходятся к общему знаменателю, что графический навык – это сложный и длительный процесс, который является одним из базовых навыков.

Графический навык относится к сенсорным навыкам человека, но в отличие от большинства сенсорных навыков, данный навык связан с учебной деятельностью.

Задачи и содержание образовательного процесса по формированию у первоклассников графического навыка педагог направляет на формирование у обучающихся высокой точности координированных движений руки, накопление необходимого графического опыта изображения форм, линий различной конфигурации.

В формировании графического навыка, опираясь на данные Н.Г. Агарковой, можно выделить следующие этапы:

1) аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснение содержания работы, например, обучение начертанию прямых и наклонных параллельных линий;

2) синтетический – соединение отдельных элементов в целостное действие, например, графическое упражнение «Линейный пейзаж»;

3)автоматизация – образование графического навыка как действие, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствия поэлементной сознательной регуляции и контроля.

ТН.Сальникова отмечает, что на начальном этапе учителю необходимо сосредоточить внимание на графике, а именно на сличение и постоянном контроле. Особенность организации аналитического этапа заключается в том, что выполнение двигательного действия можно разбить на циклы – время движения и паузу перед движением необходимую для осознания последующего движения[10].

Без упражнений и повторений сформировать графический навык нельзя, ведь он возникает как сознательно автоматизируемое действие, а затем функционирует как автоматизированный способ выполнения действия.  Однако, ТН. Сальникова считает, что упражнение целесообразно и эффективно применять лишь на третьем этапе формирования графического навыка – на этапе автоматизации, а первые два этапа – это осознанная действительность, а не механические упражнения[11].

М.М. Безруких также отмечал, что «перескок» через первые два этапа не только не способствует формированию навыка, но и тормозит его[12].

Л.М. Фридман[13] выделил четыре уровня овладения обучающимися действиями, которые соответствуют учебным навыкам:

- 0-й уровень характеризуется тем, что учащиеся совершенно не владеют данным действием;

- 1-й уровень характеризуется тем, что учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя;

-  2-й уровень характеризуется тем, что учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу;

- 3-й уровень характеризуется тем, что учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;

- 4-й уровень характеризуется тем, что учащиеся умеют автоматизировано, безошибочно выполнять действия.

Определить развитие графического навыка можно по критериям, предложенным Н.В. Нижегородцевой[14]. Для обследования уровня сформированности графического навыка следует использовать рисование линий, рисование по точкам, контурам, клеточкам. При оценивании результатов используется «уровневая система», где высокий уровень получают обучающиеся, которые качественно и без ошибок выполнили задание; средний – при выполнении заданий допускались неточности и погрешности; низкий – обучающиеся не выполнили задание вообще.

Ценность контроля графических навыков состоит в том, что он заставляет обучающегося наглядно воспроизводить усвоенные знания, тем самым усиливает повторительные функции контроля, выявляет и развивает графический навык.

Контроль – важный элемент работы учителя технологии. Он требует от учителя большого напряжения, внимания и соответствующей квалификации потому необходимо выработать рациональные и эффективные приемы контроля. Графический контроль развивает самостоятельность действий обучающихся, приучает их анализировать свои действия и активизироваться в процессе обучения.

Итак, формирование графического навыка представляет собой сложный и многоуровневый процесс. Каждый уровень определяется степенью осознанности, скоростью, качеством исполнения графических заданий и состоянием ребенка. Последовательное формирование исследуемого навыка должно осуществляться в направлении повышения у обучающихся умений выполнять графические задания, требующие высокой точности исполнения.

  1. Возможности формирования графического навыка у первоклассников на уроках технологии

Особым этапом в жизни ребенка является начальная школа, так как образование, полученное здесь, будет служить базой для последующего обучения и развития.

На уроке технологии обучающиеся сталкиваются с графической информацией. Младший школьный возраст является оптимальным для становления определенных психических, физических и интеллектуальных способностей человека, которые необходимы для развития пространственного мышления. Особая роль в этом процессе отводится графической деятельности обучающихся.

Подготовка к обучению графическому навыку требует особого педагогического воздействия выстроенного в систему специальных игр упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

По мнению Г.И. Кругликова[15], учитель технологии должен быть подготовлен к ознакомлению школьников с элементами графической грамотности. В связи с этим на первый план выходит ряд методических проблем.

Первая проблема состоит в том, что графические понятия (выраженные в международном стандарте) одинаковы как для высших учебных заведений, так и для школы. Следовательно, учителю необходимо учитывать возрастной фактор и овладеть методикой простого и доступного изложени сложных для восприятия детьми вопросов.

Вторая проблема заключается в том, что у младших школьников еще недостаточно развито пространственное воображение.

И в третьих, первоклассники еще неорганизованны, нетерпеливы и для них предмет «технология» является специфическим

Учащиеся первого класса должны уметь читать технические рисунки изделий и эскизы разверток размечать и работать по шаблону с применением чертежно-графических инструментов, таких как ручка, карандаш, линейка, угольник, циркуль, ножницы. Однако для формирования навыка важно, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку.  При этом любой навык имеет свои специфические сферы которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования навыка По мнению Е.Н. Российской,[16] очень важно для овладения графическими навыками развитие движений пальцев и кисти руки.

В рассматриваемом данной дипломной работой возрастном диапазоне (7-8 лет) у детей еще плохо развита мелкая моторика. Ребенок еще не умеет точно управлять мелкими движениями руки, делает много лишних движений.  Л.Я. Желтовская и Е.Н. Соколова отмечают, что на первом этапе овладения графическим навыком имеет место неадекватная затрата сил вовлечение в действие лишних мышц[17].

На значительную трудоемкость этого процесса указывает и М.М. Безруких.[18] Причину  он видит в том, что у детей 7 лет слабо развиты мышцы кисти несовершенна нервная регуляция движений недостаточно развиты механизмы программирования сложнокоординированных действий. В результате всего этого возникает сильное напряжение руки туловища сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Различные упражнения по формирование мелкой моторики руки приводят к развитию графических навыков. Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются различные приемы и упражнения.

 Т.С Комарова отметила важность ручной умелости как своеобразной сложной сенсомоторной способности, которую можно и нужно формировать. В структуре этой способности выделены три компонента: 1) способы правильного держания карандаша, кисти и овладения рациональными приемами их использования; 2)формообразующие движения (движения, направленные на передачу формы предмета); 3) плавность движений, непрерывность, удержание направления движений по прямой дуге. Таким образом, педагогу, желающему развивать и закреплять графический навык у первоклассников, следует постоянно держать в поле своего внимания детей с недостаточной руной умелостью.

Исходя из перечисленных проблем с моторикой соответственно не может сформироваться графический навык, который проявляется в неточности движений, плавных и прямых линий, затруднений в продолжении узоров, зеркальном написании, в штриховке, сложности в воспроизведении формы графических элементов – несоразмерность пропорций и размера графических элементов.

Целенаправленная работа по развитию сенсомоторики в рассматриваемом возрасте помогает детям более успешно овладеть некоторыми учебными знаниями. В этом смысле, как отмечает И.Г. Моргунова[19], уроки технологии имеют уникальную возможность, ведь учитывая вышеуказанный аспект, большая часть учебного времени технологии отводится на практическую работу детей. Например, изготовление бус из звеньев цветной бумаги – аккуратно вырезанные полоски из цветной бумаги, склеенные в кольца между собой, отлично развивают мелкую моторику.

Благодаря упражнениям происходит автоматизация навыков. Выполняя специальное упражнение, обучающийся сосредоточивается на правильном применение одного нового умения.  Проблемным моментом может быть то, что когда более трудное задание требует от ребенка распределение внимания включение нового навыка в систему ранее сложившихся, оно начинает  «выпадать». Избежать этого можно, если приучать совмещать формируемый навык с другими чтобы он мог использовать их совместно, одновременно, овладевая все более сложными способами деятельности.

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом необходимо обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо, штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

В 7 лет ребенок должен выполнять такие виды штриховок - прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные, клубочками (круговые движения руки, имитирующие наматывание и разматывание нити), полукруги (чешуя у рыбы черепица крыши), крупные петельки.

Первокласснику приходится соблюдать довольно жесткие требования: штриховать, не заходя за контур рисунка, только в заданном направлении, соблюдать одинаковое расстояние между линиями.

На уроках технологии обучающиеся получают подготовительный навык в области графической грамоты. Они учатся выполнять разметку с помощью шаблона, а также по линейке. Первоклассники осваивают приемы четкого и правильного выполнения этой работы: учатся удерживать шаблон рукой, не сдвигая его во время разметки, обводить точно по контуру, проводить прямые линии по линейке между двумя точками. Например, изготовление аппликаций закрепляет умение разметки по шаблону.

Также использование графической деятельности с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий, приводит к тому, что это приводит к отработке определенного положения корпуса и рук, развивает навык правильного держания карандаша, ручки. Чтобы изобразить предмет, требуется проводить линии в различных направлениях, различной толщины и длины. Движения руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги. В процессе изображения предметов различной формы, величины, пропорций усваивается умение сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине. Таким образом, происходит отработка графического навыка

В результате многократных повторений способ выполнения графического действия совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные его способы.

Так как отработка практических приемов в той или иной мере включена почти в каждый урок технологии в этом кроется его большой потенциал.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что на уроках технологии обучающиеся приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением творчески перерабатывать свои впечатления. Дети учатся видеть красоту окружающего мира и передавать ее в соразмерных формах, у них совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота и плавность.

 Учитывая важность рассматриваемого навыка практиковать графические упражнения нужно на всех уроках в начальной школе, в том числе и на уроках технологии, где особенно важно применять графические навыки для получения качественных работ. Немаловажным является тот факт, что успешное овладение графическими навыками на данных уроках также облегчает усвоение письма в школе

.


[1] Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М., 1970. – С 18.

[2] Агаркова Н.Г. Информационно-методическое письмо «Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников»// Вестник образования. – 1999. - № 5 – С. 4.

[3] Бондарева Н.Д. Актуальные вопросы методики обучения конструированию и графической грамоте в начальной школе/учебное пособие. – Каменск-Шахтинский, 2016. – С. 10.

[4] Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников//Начальная школа. – 1999. - № 4.-С. 15-17.

[5] Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. – М: Просвещение, 1988 - 123 с.

[6] Комарова Т.С Обучение детей технике рисования – М.: Просвещение, 1970. – 158 с.

[7] Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М., 1970. – С 18.

[8] Агаркова Н.Г. Информационно-методическое письмо «Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников»// Вестник образования. – 1999. - № 5 – С. 4.

[9] Силивон В.А. Графические игры и упражнения для подготовки детей к письму: метод.пособие. – Мозырь,2002. – С. 10.

[10] Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., 1996. – С . 167.

[11] Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., 1996. – С. 167.

[12] Безруких М.М. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе: Лекции 1-4. – М., 2009. – С. 26.

[13] Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. – М., 1997. – С. 183.

[14] Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе – М., 2001. – С.204.

[15] Кругликов Г.И Мотодика преподавания технологии с практикум. – М., 2004. – С. 118.

[16] Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей – М 2004. – С.339.

[17]2 Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н.Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. – М. 1988. – С.

[18]3 Безруких М.М. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе: Лекции 1-4.–М., 2009 - С. 28.

[19] Моргунова ИГ. Особенности урока технологии в начальной школе: дидактический аспект// Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. - № 1 – С. 257.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графического навыка

Статья о формировании графического навыка в начальной школе...

Формирование графических навыков в 1 классе (из опыта работы)

Данный материал на современном этапе образовательного процесса актуален при формировании каллиграфических навыков учащихся начальной школы. В статье освещены наиболее рациональные и эффективные пути р...

Коррекционно-развивающее занятие по формированию графических навыков у дошкольников.

Коррекционно-развивающее занятие по формированию графических навыков у дошкольников.Тема: Волшебный теремок для шести братцев ...

20 правил формирования графических навыков

Упражнения, правила посадки при письме, формы контроля ребенка при формировании графических навыков в первый год обучения в начальной школе....

Формирование графических навыков у младших школьников с ЦП и обучение их технике письма.

Данная статья содержит материал об особенностях овладения письмом учащимися с церебральными параличами, а так же методические рекомендации к курсу «Развитие графических навыков и формирование техники ...

Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »

Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....

Статья "Игровые способы формирования графических навыков иноязычных букв"

Чтобы сформировать правильный навык начертания иноязычных букв, целесообразно учить детей определённой логике действий, последовательности их выполнения:сначала внимательно посмотреть, как пишется (на...