Статья "Проектная деятельность в патриотическом воспитании младших школьников".
проект (3 класс)

Романова Марина Олеговна

В статье представлен опыт работы по организации проектной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников к  55-летию первого в мире космического полёта Юрия Алексеевича Гагарина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в патриотическом воспитании младших школьников.

   Исторический опыт нашей страны, да и всего человечества, неоспоримо свидетельствует: благополучие общества находится в прямой зависимости от его нравственного состояния.

   Наша школа, МБОУ «Школа-гимназия» г. Ярцево Смоленской области, богата традициями в сфере воспитания и дополнительного образования.

   Программа школы по воспитанию духовно-нравственной, эстетически-развитой личности школьника ориентирована на формирование и развитие у детей нравственных, эстетических, патриотических чувств, любви к Отечеству, искусству, поэзии, красоте природы.

   Выполняя свои должностные обязанности, мы призваны воспитывать в детях эстетическую культуру и трудолюбие, расширять их кругозор, развивать способность воспринимать и чувствовать прекрасное. Дети должны иметь твёрдую гражданскую позицию, основанную на патриотизме, владеть информационной культурой и медиакомпетентностью, уметь доказывать своё мнение и грамотно спорить, самостоятельно ставить цели и достигать их.    Программа носит педагогический характер и отражает содержательный компонент воспитания гражданина и патриота. Реализуется через различные формы работы. Основана на общешкольных планах, с учётом знаменательных дат календаря, на «сквозных» проектах. Все мероприятия направлены на стимулирование, развитие и поддержку интересов детей.

  «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, фантазии, музыки, творчества» - писал В.А.Сухомлинский.

    Мы постоянно ищем оптимальные формы работы с учётом знаменательных дат календаря.

     Поэтому с учётом даты – 12 апреля 2016 года  55 лет со дня первого полета человека в космос, мы запланировали  провести с обучающимися третьих классов  проект - информационное выступление в апреле 2016 года

«Юрий Гагарин - первый человек в космосе» для учеников начальных классов и родителей.

     Это событие наиболее значимо для нас, смолян тем, что Ю.А.Гагарин - наш земляк.

     Цель: познакомить учащихся с Ю.А.Гагариным – первым человеком, проложившим дорогу к красотам Вселенной, расширить знания детей об освоении космоса, познакомить ребят с историей развития отечественной космонавтики, с теми, кто внес свой вклад в изучение Вселенной.

  Задачи: формировать основы гражданской личности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

    На современном этапе космическая деятельность России занимает одно из ключевых мест в геополитике страны, является одним из важнейших факторов, определяющих ее статус как великой державы и как страны высоких технологий, а также относится к категории высших государственных приоритетов России. Исследование и использование космического пространства играют все более важную роль в экономическом, научном и социальном развитии страны, в обеспечении ее национальной безопасности.

   Но сейчас профессия космонавта не считается необычной, их во всем мире уже тысячи. Поэтому полеты в космос стали почти повседневными, а многие школьники не могут назвать космонавта, который первым побывал в открытом космосе, первую женщину-космонавта.

    Реализация проекта представляла  нам, учителям,  возможность проявить свои творческие способности, внедрить в практику работы инновационные формы и методы: организации вокруг проекта  различных  действий: как массовых (праздник-путешествие), так и групповых (игры, конкурсы, обсуждения), и индивидуальных (опросы, индивидуальные рекомендательные беседы, обзоры).

      Предстояла большая работа.    

    На первом этапе необходимо было мотивировать детские коллективы, провести стартовые беседы с детьми о юбилейном годе Космонавтики в России, актуализировать понятия «космонавтика», «космос», «первый космонавт», побудить найти ответы на вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос

- Нужно ли помнить имя первооткрывателя?

Проблемные вопросы

- Почему мы помним имя Юрия Алексеевича Гагарина?

Учебные вопросы

- Что вы знаете о жизни Ю.А. Гагарина? 
- Как строили первую космическую ракету? 
- Что для людей в XXI веке значит полет Ю.А. Гагарина?

Организационные вопросы

- Где можно найти информацию по этой теме?

- Кто будет помогать?

- Для кого будем готовить мероприятие?

- Как организовать совместную работу?»

На втором этапе во время коллективного планирования  обучающимися было предложено:

-ответы на поставленные вопросы-задачи обсуждать на общем сборе;

- искать информацию о первом полете в космос, используя разные источники информации;

- организовать книжную выставку «Дорога в космос»;

- просмотреть видео материалы о «Звездном полете» с редкими материалами (Юрий Гагарин перед стартом – его путь к «Востоку», его возвращение на Землю и встреча героя в Москве);

- провести классные часы «Звездные шаги человечества» и беседы «Творцы звездного неба»;

- провести соревнование – космическое путешествие по необычным планетам  на планету «Фантазия» на звездолетах «Юность» (экипаж  девочек) и «Мечта» (экипаж  мальчиков)

-поучаствовать в конкурсе рисунков;

-изготовить макет космической ракеты;

-выпустить стенгазеты;

- разучить песни и  сценки по данной теме;

-подготовить информационное выступление о первом полете в космос для ребят начальной школы.

На третьем этапе дети добровольно выбирали поручения и  участвовали

- в конкурсе   рисунков «Космические дали» и в космическом соревновании;

- изготовлении  макета космического корабля «Восток»;

- искали информацию по данной теме (фотографии, интересные факты биографии Ю. А. Гагарина, стихи о космосе) с использованием фонда школьной библиотеки, информационных ресурсов Интернета (индивидуальные и групповые поручения)).

Обучающиеся совместно с педагогами составляли сценарный план будущего мероприятия, готовили презентацию по теме выступления и репетировали.

На четвертом этапе состоялось выступление перед педагогами, обучающимися начальных классов школы-гимназии и родителями учеников (открытое мероприятие).

        На пятом этапе  на общем сборе  коллективно подвели  итоги  проекта.

Анализ проделанной работы - залог успеха совместной деятельности детей и взрослых.

     Для проведения качественного  анализа  использовали  следующие методы:

1. Наблюдение

2. Обсуждение сильных и слабых сторон мероприятия со всеми его участниками.

3. Анкетирование учащихся.

4. Анализ сочинений учащихся.

5. Письма-отзывы родителей детей, коллег.

«Здорово, что детям дается возможность реализовать себя: они могут выступить в роли ведущих мероприятия для своих одноклассников, в роли чтецов. Да и тема очень важная. Дети должны знать выдающихся людей своей страны» (мама Алины Орловой)

«Спасибо Вам большое за мероприятие! Вот уж действительно ценный материал! Хронологически последовательное изложение истории отечественной космонавтики со стихами и песнями по тематике, в каждой строчке чувствуется патриотизм! Неоценимая заслуга и героизм людей, посвятивших свою жизнь развитию освоения космоса нашей страной должны быть известны подрастающему поколению. Ваша разработка наилучшим образом осуществляет достижение всех поставленных целей и задач! Творческих Вам успехов!!!» (мама Владика Ананина)

«Спасибо за хорошее мероприятие. В процессе осуществления такого проекта формируются познавательные универсальные учебные действия, так как здесь собрано много сведений о людях, посвятивших себя изучению космоса. Посредством проведения подобных мероприятий формируются личностные УУД, такие как основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие» (мама Алёны Володиной)

«Интересное внеклассное мероприятие. Вы знакомите учащихся с покорителями космоса, способствуете углублению знаний в усвоении космоса, в области достижения науки; таким образом, расширяете кругозор детей и знания учащихся. Воспитываете гордость за нашу страну. Очень нужное мероприятие в духе  патриотизма» (мама Андрея Юсупова)

«Замечательное мероприятие и очень актуальное, ведь скоро день Космонавтики! Очень богатый и насыщенный материал, сразу видна большая подготовка. Я думаю, это мероприятие оставит большой след в памяти детей» (папа Тимура Бахретдинова)

«Мероприятие расширило кругозор нашим ребятам в области космонавтики. Да и какой мальчишка не мечтает стать космонавтом? После такого замечательного мероприятия ребятам еще больше захочется, чтоб их детские мечты сбывались, и кто знает!» (бабушка Андрея Котова)

«Данный проект  позволяет  детально изучить судьбу великого человека, сделавшего неоценимый вклад в развитие отечественной космонавтики. Учащиеся в командной игре раскрывают секрет успешности Ю.А.Гагарина и русской космонавтики в целом, что послужит формированию чувства гордости за своих земляков, свою Родину» (коллеги).

На заключительном этапе обсудили практическое применение накопленного опыта в дальнейшей работе. Решили, что данный материал может быть использован в рамках предметной недели по окружающему миру, для проведения тематических вечеров, конференций, классных часов, посвященных Дню космонавтики.

Обучающимися было принято решение использовать полученные знания в своих будущих творческих проектах.

О положительных результатах проведенного мероприятия свидетельствуют:

  • неослабевающий интерес учащихся к изучению тайн космоса; к тем людям, которые вносят свой вклад в изучение Вселенной;
  • приобретение опыта использования полученных знаний, умений и навыков на практике в жизни;
  • наличие заинтересованности в результатах общей работы, а также желание проявить себя, продемонстрировать свои творческие таланты;
  • приобретение учащимися опыта совместной деятельности  (творческий союз детей, учителей и родителей, выступающих  в роли помощников и советчиков по организации и проведении мероприятия);
  • приобретение опыта осмысления своей деятельности и деятельности своих одноклассников в подготовке и  реализации  проектов;
  • приобретение опыта обсуждения достижений и коррекции ошибок в дальнейшей работе.

Внеклассное мероприятие «Наши земляки. Человек  планеты - Ю.А.Гагарин» приоткрыло несколько страничек из истории космонавтики, жизненном пути нашего земляка, первого космонавта в мире.

Мы надеемся, что наши воспитанники и в дальнейшем будут интересоваться космосом, следить за космическими достижениями, наблюдать за небесными телами, мечтать о полётах в космос и гордиться своей страной, Россией.

                                     Источники информации

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального

общего образования / М – во образования и науки Рос. Федерации. - 3-е изд.

перераб.- М.: Просвещение,2016. -47с. - (Стандарты второго поколения).

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно -

нравственного развития и воспитания личности гражданина России

/А.Я.Данилюк и др. - М.: Просвещение, 2009. - 24с.

3. Болотова С.А., Сибиченков О.В. Азбука Смоленского края: Учебное

пособие для выпускного класса начальной школы. - Ч.2. - Смоленск: Изд.

Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2000. - 168с.

4.Гагарин Ю.А. Дорога в космос. – М.: Воениздат, 1983. 
5.Гагарина В. Каждый год 12 апреля. – М.: Советская Россия, 1984. 
Гжатск – Гагарин – 300 лет. – М.: Вече, 2007. 
6.Мозгунова Г.Н., Виноградова О.В., Хорева И.Г. Сын земли Смоленской… - Смоленск: Маджента, 2004. 
7.Нагибин Ю. Рассказы о Гагарине. – М.: Дет. литература, 2011. 
8.Обухова Л. Вначале была Земля… - М.: Современник, 1973. 
9.Степанов В. Юрий Гагарин. – М.: Молодая гвардия, 1987. 
10.Сын земли. Сборник. – М.: Советский писатель, 1983. 
11.Уроки Юрия Гагарина. – Л.: Лениздат, 1984. 

                                       Интернет-ресурсы 
1.Федеральный образовательный стандарт[Электронный ресурс]
[1] 
2.Оценивание проектов: Повышение качества образования [Электронный ресурс] 
[2] 
3.Материал из Википедии «Гагарин, Юрий Алексеевич» 
[3]

4.“Золотая эра космонавтики» [электронный ресурс] – режим доступа: http://chaltlib.ru/articles/resurs/jubilei_goda/god_rossijjskojj_kosmonavtiki/

5.http://www.testpilot.ru/espace/bibl/tm/1979/gagarin.html

6.http://docfish.ru/documents/gagarin-yuri-alekseevich-kratkaya-biogragiya

7.https://sites.google.com/site/biblioteka17/bibliografii/spisok-literatury-o-ugagarine

8.http://gigabaza.ru/doc/65705.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наиболее полно отвечающей требованиям современного образования и воспитания является проектная методика, так как она практико и личностно ориенти...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

Гражданственно- патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Если мы поможем нашим детям осознать значимость гражданства как принадлежности к Родине, заложим фундамент нравственности и патриотизма, то нам не будет страшно за завтрашний день, за судьбу своего ре...

Патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведения через экскурсионную деятельность.

    В современный период времени уделяется большое внимание патриотическому воспитанию школьников. Для этого нужно не только дать определенный уровень знаний подрастающему покол...

Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Его основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетент...

Презентация "Проектная деятельность в патриотическом воспитании младших школьников".

В презентации освещен опыт работы над информационным проектом - открытом мероприятии для учеников начальных классов на тему: "Наши земляки. Человек планеты - Ю.А.Гагарин"....