Конкурсная программа "Папа, мама, я - читающая семья"
план-конспект занятия (1 класс)

Конкурсная программа "Папа, мама, я - читающая семья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»

                         Подготовила и провела Козлова Людмила Ивановна

Задачи:

-изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения;

-расширить социальное партнёрство, привлечь детей и родителей к чтению;

-развивать творческие способности;

-оказать семье информационную помощь;

-выявить самую читающую семью и ученика.

Предварительная подготовка

Во время родительского собрания отбираются семьи, изъявившие желание принять участие в конкурсе (не больше пяти семей). Каждая команда должна состоять только из членов семьи. Все команды получают «памятку», как подготовиться к конкурсу.

Памятка

1. Выбрать капитана.

2. Придумать презентацию читающей семьи.

3. Подготовить инсценирование детского художественного произведения(или отрывка).

4. Подготовиться к аукциону пословиц и поговорок о книге, чтении.

5. Придумать команде-сопернице вопрос из области детской художественной литературы.

На родительском собрании выбираются члены независимого жюри.

Члены жюри обговаривают предварительные критерии оценки за каждый конкурс.

Родительский комитет должен подготовить грамоты и памятные подарки всем командам.

Назначается дата проведения конкурса и место.

Оформление

1.Плакат «Папа, мама, я – читающая семья».

2. Лозунги: «Чтение – вот лучшее учение», «Кто читает, тот много знает».

3. Выставка детских рисунков «Любимый литературный герой».

4. Рисунки с изображением предметов, принадлежащих литературным героям.

5. Небольшой мешок с изображением кота.

6.Листочки с заданиями, ручки.

Ход конкурса.

Вступительное слово учителя.

Уважаемые участники конкурса, члены жюри и зрители! Сегодня у нас необычное мероприятие – конкурс «Папа, мама, я – читающая семья», задачей которого является пропаганда книги. Ведь всем известно, что большую часть знаний о мире люди получают из книг. Книги помогают лучше  понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Кроме того, мы должны бережно относиться к книгам. Сегодня мы узнаем, какая самая читающая и самая творческая семья в нашем классе. Но не будут скучать и наши зрители. Вам будет предложена литературная викторина, победители получат призы. Вперёд к победе! .

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Представление жюри.

Конкурсы:

1. Представление презентаций каждой команды.

После презентации жюри сообщает результаты. Максимальная оценка 5 баллов.

2. Проба сил команд с помощью вопросов каждой команде.

Максимальная оценка 2 балла.

Слово жюри.

3. Литературная викторина.

Максимальная оценка 2 балла.

Каждая команда должна назвать произведение и его автора.

Загадки читают наизусть подготовленные дети из числа зрителей.

1 команда

Маленькая девочка весело бежит

По тропинке к домику,

Что в лесу стоит.

Нужно этой девочке

К бабушке скорей

Отнести корзиночку,

Посланную ей. ( Ш. Перро. Красная Шапочка.)

2 команда

Скорей бы приблизился вечер,

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочённой карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

 Откуда я, как зовусь.

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь.

(Золушка. Ш. Перро)

3. команда

Столяр Джузеппе – Сизый Нос

Полено как-то в дом принёс

Он начал что-то мастерить,

Полено стало говорить.

Кто в том полене говорил?

Кого Джузеппе мастерил?

(Сказка о золотом ключике или приключения   Буратино.  А. Толстой)

4.  команда

В этой книжке именины

Много было там гостей.

А на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хозяйку закружил,

Чуть её не погубил.

Но коварному злодею

Кто-то голову срубил

(Муха-Цекотуха. К. Чуковский)

Вопросы для детей (родители помогают):

1 Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар)

2 Кто поранил Барбоса из сказки «Доктор Айболит»? (Курица)

3 Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? (хвостом)

4  Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с мышами? («Ребята, давайте жить дружно!»)

5 Сколько работников вытаскивали репку? (Шесть)

6. Где укрывались девочка с братцем, спасаясь от гусей-лебедей? (На берегу речки, под  яблоней, в печке)

7. Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной королевой? (Герда)

8. Что болело у бегемотиков? (Животики)

9. Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал милиционером? (Дядя Степа)

10. Кем был Мойдодыр? (Умывальников начальник и мочалок командир)

11. На чём летала Баба Яга? (Ступа, метла).

12..  Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом)

4 Домашнее задание. Инсценирование произведения.

5. Аукцион пословиц и поговорок о книге и чтении.

Команды по очереди называют пословицы и поговорки. Первая выбывшая команда получает 1 балл, далее 2, 3, 4.

.

6. Конкурс «Кто здесь был и что забыл».

Максимальная оценка 5 баллов.

Каждая команда в течение 5 минут составляет список опознанных предметов, принадлежащих литературным героям,  и передаёт жюри.

конкурс «КТО ЗДЕСЬ БЫЛ И ЧТО ЗАБЫЛ?»

Для конкурса нужны предметы или их изображения. Ведущий показывает командам предмет-загадку. Задание: назвать произведение (и его автора), где этот предмет встречается.

Предметы загадки:

Яйцо, ( Русская народная сказка). «Курочка Ряба»  

 Щука. (Русская народная сказка «По-щучьему велению»

Азбука. (А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

Веретено. (Ш. Перро«Спящая красавица»)

Короб. (Русская народная сказка «Машенька и медведь»)

Красная шапочка.(пирожок)  (Ш.Перро «Красная шапочка»)

Горошина. (Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине», «Пятеро из одного стручка»)

Туфелька. (Ш. Перро «Золушка»)

Монетка. (К. Чуковский Муха-Цокотуха», А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»)

Сапог. (Ш. Перро «Кот в сапогах»)

Горшочек. (Братья Гримм «Горшочек каши)

Верёвка (А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»)

Воздушный шарик. (А. Милн «Винни-Пух и все, все, все»)

Банка с вареньем. (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»)

 Игра со зрителями «Кот в мешке»

В мешке находится герой литературного произведения, пострадавший по вине хозяйки.

(Зайка. А. Барто)

Слово жюри.

7 Конкурс. Собери пословицу.

Книгу читаешь, как на крыльях летаешь

Недочитанная книга – не пройденный до конца путь.

Книги читай, а дела не забывай.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

 Прочел книгу – встретился с другом.

 Хорошая книга – лучший друг.

 Книга – твой друг, без нее как без рук.

 Береги книгу – она поможет тебе жить.

Дом без книги, что без окон

Игра со зрителями.

Литературная викторина.

1. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)

2. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)

3. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)

4. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)

5. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

6. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)

7. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)

8. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)

9. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

10. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)

11. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)

12. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)

13.Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)

14. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)

15.Лучший друг Карлсона. (Малыш)

16. Как зовут девочку с голубыми волосами.

17. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)

18. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)

19. Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)

20. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)

21. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)

22. На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка)

23. Кто снёс не простое яичко, а золотое. (Курочка Ряба)

24. Кого величают по отчеству - Патрикеевна? (Лиса)

25. Кто говорил, что он красивый и в меру упитанный мужчина? (Карлсон)

Слово жюри.

8. Вопрос команде-сопернице на литературную тему.

 Максимальная оценка 5 баллов.

Первая команда задаёт вопрос второй, вторая – третьей, третья – четвёртой, четвёртая – пятой, пятая – первой.

5 конкурс «СКАЗОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ».

Ведущий читает вопросы, отвечает та команда, которая вперед поднимет руку. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Сестра Иванушки (Аленушка)

Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)

Родственница Деда мороза? (Снегурочка)

У медведя – берлога, а у лисы...? (нора)

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам... (урок)

Огнедышащий змей (дракон)

На ней летает Баба Яга (метла)

Он выгнал лису из заячьей лубяной избушки (петух)

В сказках её часто называют Патрикеевной (лиса)

Время года, с которым не знаком Дед Мороз (лето)

Кем приходилась Золушка своей мачехе? (падчерицей)

Человек, находящийся в услужении у другого (слуга)

Хозяйка двух веселых гусей (Бабуся)

Русская народная сказка, в которой один маленький домик приютил много зверюшек («Теремок»)

Брат Алёнушки, превратившийся в козлёночка (Иванушка)

В сказках его всегда побеждает добро (зло)

Лицо при дворе государя или в домах вельмож, бояр, обязанностью которого являлось развлечение хозяев и их гостей (шут)

К чему обычно приводит встреча положительных персонажей с отрицательными, добра со злом? (к битве

Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

Худой и злой старик из русских народных сказок (кощей Бессмертный)

Любимый корм коня (овёс))

9. Узнай сказки.

Чтение сказки, в которой использованы сказки. Назови их.

Максимальная оценка 5 баллов.

Жюри подводит итоги.(ученики читают стихи)

1. Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг,

Мы время отлично проводим вдвоем

И наш разговор потихоньку ведем.

2. Ты мне говоришь про дела смельчаков,

Про тайны Земли и движенье планет –

С тобой ничего непонятного нет.

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу,

Без книги хорошей я жить не могу.

3. В каждом доме, в каждой хате,

В городах и на селе

Начинающий читатель

Держит книгу на столе.

Мы дружны с печатным словом,

 Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы б не знали ничего.

4. Книг заветные страницы

 Помогают людям жить.

И работать, и учиться,

И Отчизной дорожить!

5. Прочтешь ты книги о морях,

О снеговых вершинах,

О звездах, птицах и зверях,

Растеньях и машинах.

В дорогу взять не позабудь

Ключей надежных связку –

В любой рассказ найдешь ты путь,

Войдешь в любую сказку.

Слово жюри.

Жюри называет команду победительницу. Каждая семья получает грамоту и памятный подарок.

Награждаются  активные зрители.

Заключительное слово учителя.

Именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. И без чтения здесь не обойтись. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье.

Идея взята из журнала «Начальная школа» №1, 1990, с. 57.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Папа, мама, я - читающая семья"

Родительское собрание – конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».Цель:Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей. Выявление интеллектуальных и творческих способностей ...

"Папа, мама, я - читающая семья!"

Цель: содействовать воспитанию устойчивого интереса к чтению у младших школьников. Форма: интеллектуальная семейная развлекательная программа. Участники: учащиеся, родители, классный руководитель, ш...

Родительское собрание-конкурс "Папа, мама, я-читающая семья"

Совместное родительское собрание с учащимися.Не только в школе, но и дома в семье надо учить ребенка любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выра...

Классный час "Папа,мама,я-читающая семья"

разработка классного часа с родителями...

Презентация к конкурсной программе "Папа, мама, я - читающая семья"

В презентации подобраны портреты писателей и иллюстрации к произведениям...

Конкурсная программа «Папа, мама, я – читающая семья»

Конкурсная программа  «Папа, мама, я – читающая  семья»...