Статья "Участие родителей в формировании идентичности школьного класса"
статья (3 класс)

Чернухина Людмила Георгиевна

Статья "Участие родителей в формировании идентичности школьного класса"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Участие родителей в формировании идентичности школьного класса

В данной статье рассматривается вопрос формирования сплоченного и дружного коллектива из школьного класса. Некоторые практики, требующие родительского участия и способствующие данному процессу, рассматриваются в тексте.

Школьный класс может мыслиться как совокупность атомизированных индивидов, объединенных в один класс по принципу места проживания и схожего возраста. Уже в процессе обучения у учеников складывается общность внутришкольного опыта и аккумулированных знаний, что, безусловно, помогает в формировании идентичности школьного класса, которую мы понимаем как наличие сильных связей между одноклассниками. Возникновению сильных связей на уровне класса помогает наличие общего для всего коллектива внешкольного опыта. Очевидно, что школьникам, особенно в средней и старшей школе, особенно сильно требуются такие связи, недостаточное внимание к этому вопросу приводит к практикам самостоятельного поиска такого опыта, что, хотя и является безусловно позитивной практикой, в некоторых случаях приводит к негативным последствиям, таким, как хулиганство и проблемы освоения учебной программы. Следовательно, необходимо уделять должное внимание созданию внутриклассовой  идентичности, и этот процесс должен быть запущен в начальной школе, когда дети являются менее самостоятельными субъектами по сравнению с учениками старших классов.

В данном тексте будет рассмотрено участие родителей в этом процессе. Безусловно, родительская контрибуция является лишь одной из граней мероприятий, направленных на формирование классовой идентичности, но она представляется нам достаточно значимой для написания статьи по этому вопросу.

Одна из возможных практик – совместные походы и прогулки родителей и детей на природе. В редкую для Петербурга погожую погоду родители могут собираться вместе со школьниками для того, чтобы провести время вместе за пределами стен школы. Совместное времяпровождение на природе позволяет родителям и детям расслабиться, познакомиться друг с другом, проведя вместе выходной день, а также созерцать холодную красоту строгой природы северной Европы. Что более важно, такие прогулки позволяют создавать общий для всех участвующих опыт, который становится катализатором воспоминаний, разговоров и шуток, то есть тех практик, которые запускают и воспроизводят процесс построения идентичности.

Вторая объединяющая практика – участие родителей в праздниках, проводимых в классе. В петербургских школах сложилась практика приглашения родителей для участия в праздниках лишь в качестве зрителей. Нам представляется, что родителей можно использовать как полноценных участников праздников, что включает в себя не только организаторские и контролирующие роли, но и, например, участие в спектаклях наравне со школьниками. То, что может происходить на празднике, подготовленном и исполненном родителями вместе с детьми, будет напоминать карнавал в бахтинском смысле: лиминальное пространство, в котором социальные роли инверсируются (например, король становится шутом, а шут – королем). Согласно Бахтину, карнавалы поддерживают социальный порядок посредством темпорально краткосрочного его опрокидывания: король, став на время шутом, лишь подтверждает свой королевский статус. Самое главное для нас – те эмоции и тот опыт, который переживают участники действа: как и в случае с походами на природу, они позволяют внутриклассовой идентичности формироваться.

Третья и последняя практика, о которой мы упомянем в этой статье, вызвана проникновением капитализма в повседневную жизнь человека. Школы и университеты часто мыслятся в доминирующей в наши дни неолиберальной парадигме как пространства оказания «образовательных услуг», выполняющие роль пополнения рынка труда. Можно попробовать использовать увеличивающуюся капиталистическую ориентированность институтов образования для формирования внутригрупповой идентичности класса. Родители могут устраивать небольшие представления своих профессий для класса, рассказывая, чем они занимаются и отвечая на вопросы учеников о плюсах и минусах своей работы. Разговоры, которые завязываются на таких мероприятиях, а также углубление знаний учеников друг о друге являются факторами, позитивно влияющими на динамику идентичности класса.

В данной статье было представлено три выполняющихся с помощью родителей мероприятия, позволяющие увеличить силу связей между учениками класса. Безусловно, наполнение таких мероприятий зависит от контекста, но нам представляется, что в целом они применимы для любых школ. Доброжелательная атмосфера в классе является залогом того, что из детей вырастут открытые и дружелюбные взрослые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОМОЩЬ СЕМЬЕ В УЛУЧШЕНИИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема эффективного взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников всегда была актуальна, но особенно остро она стоит в настоящее время....

Выступление на родительском собрании «Общение родителей с детьми младшего школьного возраста».

Цель: привлечь внимание родителей к важности доверительного общения с ребенком; предложить рекомендации по организации общения с ребенком....

"Роль родителей в формировании активной гражданской позиции учащихся младших классов"

Описание опыта работы с родителями учащихся начальной школы....

Работа с родителями.Советы родителям по формированию мотивации к обучению в школе.

Актуальность. Сегодня  все чаще  учителя  сетуют на то , что у детей снижена  или  совершенно отсутствует мотивация к обучению.Педагоги и родители  озабочены тем, ч...

Участие родителей в формировании воспитательной системы класса, школы. (На основе программы работы с родителями)

Сохранение, приумножение и реализация интеллектуального потенциала об­щества, его нравственное оздоровление и духовное возрождение определяются ка­чеством формирования ценностных ориентации де...