методическая разработка внеклассного мероприятия
методическая разработка

Прокошева Наталья Леонидовна

классный час посвященный правовому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_klassnyy_chas_yulya.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа 588 Колпинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка по правовому воспитанию.

Классный час  «Права ребёнка».

2019


Пояснительная записка

    Актуальность данной  методической разработки заключается в том, что в современных условиях именно правовое образование подрастающего поколения в школе является важнейшим фактором  развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.

В настоящее время обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков, растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Решить данную проблему без специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей социализацию личности школьника, невозможно.    

Педагогическая целесообразность методической разработки классного часа на тему «Права ребёнка»  заключается в том, что авторы  попытались соединить содержание, формы и методы работы, которые вызывают интерес у обучающихся  разного возраста. Школа является малокомплектной, поэтому на классном часе присутствуют обучающиеся 5 – 9 классов, так как мероприятием, на котором  присутствуют 2 – 3 человека, сложно заинтересовать детей, включить их в деятельность. Объединение детей разных классов позволяет классному руководителю, опираясь на имеющийся у детей жизненный опыт, знания, полученные на уроках обществознания, сделать мероприятие интересным, полезным, вовлечь детей в совместную деятельность.

Новизна данной методической разработки состоит в том, что она рассчитана на разновозрастную аудиторию; содержание, формы работы способствуют, с одной стороны, формированию правовой грамотности, правосознания подростков, с другой стороны, воспитывают уважительное отношение к младшим, друг к другу, к окружающим, способствуют социализации личности обучающихся.  Систематическая  работа по формированию правовой культуры обучающихся образовательного учреждения дала определённые результаты: в школе нет обучающихся, пропускающих занятия по неуважительной причине; состоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, полиции; совершивших преступления. Это подтверждает актуальность, общественную значимость, педагогическую целесообразность проведения подобных мероприятий.

В целях сохранения достигнутых результатов, дальнейшего повышения уровня правовой компетентности обучающихся была разработана «Программа воспитания правовой культуры обучающихся МАОУ ООШ ст. Тулебля на 2013 – 2018 г.г.», отвечающая интересам общества в целом, отражающая содержательный компонент образования – воспитание   законопослушного гражданина. Данная программа правового  воспитания реализует эти задачу в полном объеме, позволяя применять полученные знания на практике в нестандартных ситуациях. Программа предусматривает систему мониторинга качества усвоения материала, методический инструментарий (формы и методы реализации), ожидаемые результаты.

        Мониторинг качества усвоения материала на данном мероприятии был проведён в форме беседы, выполнения групповой работы и индивидуальных выступлений участников мероприятия.

        Ожидаемые результаты:

  • Расширение знаний обучающихся в области основных правовых документов, устанавливающих и регулирующих права человека.
  • Формирование убеждений: умей отстаивать свои права, нет прав без обязанностей, уважай права других людей.
  • Осознание необходимости быть законопослушным гражданином.


Описание реализации мероприятия.

Классный час на тему «Права ребёнка» для обучающихся 5 - 9 классов.

Цель:  формирование правовой грамотности, правосознания подростков и  социализация личности школьника. 

 Задачи мероприятия: 

  1. познакомить обучающихся с основными правовыми документами: Конституцией Российской Федерации, Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о правах ребёнка;
  2. довести до сознания обучающихся  мысль о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами;
  3. обобщить знания обучающихся  о личных правах человека; помочь осознать, что без прав нет обязанностей, а без обязанностей - прав;
  4. воспитать законопослушного гражданина и патриота.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Учитель.

- Сегодня мы собрались на классный час, чтобы поговорить об очень важной проблеме и для взрослых, и для детей. Обратите внимание на выставку книг: «Конституция Российской Федерации», «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребёнка».

         Назовите ключевое слово в названиях документов (права человека).

Слайд 1.

         Я предлагаю вашему вниманию дидактическую игру «Словесные ассоциации»

2. Дидактическая игра "Словесные ассоциации"

-Назовите слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите выражение «права человека».

(на доске – рисунок):

- Учащиеся называют свои ассоциации.

- Давайте проверим, правильно ли вы думаете.

Слайд 2.

-А теперь давайте сделаем вывод из того, что у нас получилось.

- Ответы обучающихся.

3. Давайте обратимся к словарю: я попрошу вас найти определение понятия "Права человека".

Слайд 3.

- Итак, права человека – так называют возможности человека, которые принадлежат каждому от рождения и которые нельзя отнять: право на жизнь, личную неприкосновенность. Защиту чести и достоинства, право на труд и отдых, свободу слова, свободу совести, право участвовать в управлении государством, право на собственность и многие другие.  

- Какие правовые документы гарантируют эти права? С ними мы и познакомимся сегодня на классном часе.

3. Основная часть. (Открытие нового).

- Ребята, а где перечислены наши права?
(В Конституции.)

Слайд 4 (изображение Конституции).

- Как вы понимаете, что такое Конституция?

Слайд 5 – определение Конституции.
(Законы жизни.)

Слайд 6 – Права человека (выписка из Конституции)

Учитель

- С давних пор людей волновали вопросы: что они могут делать и чего не могут, что они обязаны делать, а чего не обязаны, на что они имеют право, а на что не имеют.

Без ответа на эти вопросы жизнь превращалась в кошмар и неразбериху.

Люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных разговорах между собой, с помощью различных религий и, к сожалению, в битвах и войнах.

Учитель.

Итак, мы с вами подошли ко Всеобщей Декларации прав человека, которая была подписана в 1948 году  после злодеяний и многочисленных человеческих жертв Второй мировой войны. Люди всего мира осознали, что война - самый худший способ решения  споров и  объединились  во всемирную организацию – ООН (Организацию Объединённых Наций), которая поставила своей задачей  обеспечение прав человека во всём мире. В результате работы ООН на свет появился очень важный документ – Всеобщая декларация прав человека. Она является фундаментом для построения мира на основе свободы и справедливости.

Слайд 7

Работа со словарём.

- Найдите понятие «декларация».

Слайд № 8 – понятие «Декларация»

- Давайте послушаем об истории ее создания.

- Выступления учащихся с докладами об истории создания Всеобщей Декларации прав человека.

4. Групповая работа с правами человека в упрощенной версии Всеобщей Декларации. 

Учитель.

-Перед вами список 30-ти прав человека из Всемирной декларации. Попробуйте разъяснить каждое право.

Учащиеся складывают из карточек «Право + разъяснение» и записывают парами на интерактивной доске. (Приложение №1, 2)

Учитель.

-Но мы с вами не должны забывать о том, что у нас есть не только права, но и...обязанности – это записано в Конституции РФ.

-Ваша семья - это маленькое общество со своими правами и обязанностями.

Я просила вас подготовить к классному часу список прав и обязанностей в вашей семье.

5. Выступление учащихся.

Двое учащихся зачитывают свои права и обязанности в семье.

6. Учитель.

Всеобщая декларация прав человека – это основной международный документ, провозглашающий неотъемлемые и нерушимые права всех членов человеческой семьи.

В этом документе говорится о том, что все люди рождены свободными и равными в своих правах. Каждый человек обладает всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, пола. Это значит, где бы человек не жил. На каком бы языке не говорил, был мужчиной или женщиной, взрослым или ребёнком, он должен быть свободным и обладать полными правами.

Многие из них вы знаете. Назовите права, которые всю жизнь принадлежат человеку. Выступление учащихся.

 Ответы детей:

- это:   право на жизнь;

- право на свободу и неприкосновенность;
- право на труд;
- право на отдых;
- право на защиту чести и достоинства;
- право на образование;
- право на медицинское обслуживание.

Учитель.

- Мы рассмотрели большую часть прав, которыми обладает человек в современном обществе. Но каждый из вас тоже является членом общества, маленьким гражданином своей страны. Как вы думаете, распространяются ли все перечисленные права на ребёнка? Должны ли быть у ребёнка особые права?

Выступление учащихся.

 - Ответы учащихся.

Учитель.

Именно дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых, так как они – будущее нашего общества. У детей есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены, и 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция (декларация) о правах ребёнка. Конвенция разработана на основе Всеобщей декларации о правах человека.

Слайды 9,10.

В ней говорится, что государства, подписавшие её, взяли на себя обязательство заботится о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии. В Конвенции 54 статьи. У детей появилось ещё одно право – право на заботу.

Учитель.

-Помочь нам познакомится с Конвенцией о правах ребёнка, узнать, какие права человека она защищает, нам могут сказки и басни.

Мы рассмотрим произведения, в которых затрагивается проблема прав человека,  осуждаются хитрецы и лжецы, обманщики и невежды. В сказках добро побеждает произвол.

1-я сказка «Красная шапочка»

2-я сказка «Заюшкина избушка»

3-я сказка «Волк и семеро козлят»

4-я  - басня «Квартет»

5-я сказка  «Буратино»

6 –я сказка – «Айболит»

7-я сказка – «По щучьему веленью»

1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?

Слайд 11.

2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища?

Слайд 12.

3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?

Слайд 13.

4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?

Слайд 14.

5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился,  должен быть защищен законом.

Слайд 15.

6. В какой сказке было нарушено право  вступать  в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии?

Слайд 16.

7. Заключение.

Согласно Конституции России у граждан нашей страны кроме прав есть ещё и

обязанности. Как вы понимаете, что такое обязанности?

-Посмотрите сценку.

 8. Сценка

Сын. Сын слушает музыку, иногда сильно прибавляет громкость. Мама отдыхает с книгой в руках.

Мама. Сколько раз говорила  - после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка действует всем на нервы!

Сын. Мама, ты же всё равно в 10 часов не спишь.

Учитель. Каким правом пользуется сын? Соблюдает ли он при этом права родителей и соседей?

- Сын пользуется правом на отдых и досуг. Это право записано в статье 31 Конвенции о правах ребёнка, но в данный момент он ущемляет права родителей и соседей на отдых и нарушает общественный порядок. О какой важной обязанности он забыл? Он забыл, что у других людей точно такие же права, как и у него. Надо уважать права другого человека!

Личные права есть у каждого человека, как у взрослых, так и у детей. За их исполнение и нужно бороться – обращаться за помощью к гражданам, общественным организациям, государственным властям и даже ко всему человечеству.

- А теперь ответьте на вопрос: «Какой документ определяет права ребёнка?»

- Назовите, кто является в нашей школе  общественным помощником Уполномоченного по  правам  детей в  Старорусском районе от взрослых и от обучающихся.

   Учитель.

         В современном обществе у каждого человека с рождения очень много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие права!

9. Итог классного часа.    

В конце классного часа следует предоставить обучающимся возможность высказать свое мнение о том, интересна ли им тема классного часа, что нового они узнали, пригодятся ли им в дальнейшем эти знания.

Учитель обращает внимание обучающихся на то, что, высказывая свое отношение к тому, что происходило на классном часе, они реализуют свое право на свободу слова.

Учитель.

Я прошу вас закончить моё предложение: «Сегодня я узнал (а)…».

Ответы обучающихся.

Учитель: Подводя итоги нашего классного часа, могу сказать, что вы знаете нормативные документы по правам человека, умеете ориентироваться в их содержании, знаете свои права и обязанности, проявляете уважение друг к другу. Помните, что каждый должен быть законопослушным гражданином.

Следующий классный час мы поговорим о праве гражданина избирать и быть избранным.  

        


Список  использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Закон РФ «Об Образовании»
  3. Декларация прав человека.
  4. Конвенция о правах ребёнка.
  5. Ивлиева Л.Г.  «Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию школьников» - Аркти, 2006.
  6. Летнева  О.В. «Правовое воспитание школьников. 5-9 класс. Конспекты занятий» - Учитель 2005.
  7. Волкова Г.Ю. «Правовое образование и воспитание учащихся».
  8. Карташова С.В., Бадиж Л.Ф. «Правовое воспитание учащихся» (из опыта работы клуба «Юный правовед».
  9. Дик Н.Ф. «Правовые классные часы в 5-7 классах: Правовое воспитание подростков; 30 лучших сценариев классных часов» - Феникс, 2007;
  10. Корнилович В.А. Правовое воспитание подростков: Методические рекомендации по проведению классных часов  - Барнаул, 2004
  11. Интернет – ресурсы: http://www.zakonprost.ru/konstitucija-rf/glava-2/ 

http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/001/115/2.htm 

http://pedsovet.su/load 

info@youthforhumanrights.org 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию". Составитель и автор стихов: учитель начальных классов,высшей категории МОУ "СОШ № 34 с УИП" г.Саратова Ежова Наталья Александ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия"Мой любимый город"

Открытое мероприятие о городе Новомосковске,включающее музыкальные композиции,кинокадры,конкурс рисунков,поделок,сочинений....

Методическая разработка внеклассного мероприятия: "Папа,мама,я- спортивная семья".

Спортивный паздник с участием родителей и детей.Цель мероприятия сплотить семью, и школу,привить интерес к здоровому образу жизни....

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 4 классе "Прощай, начальная школа!"

Внеклассное мероприятие "Прощай начальная школа!" проводится в 4 классе в виде выпускного вечера с целью обесечения психологического контакта и сотрудничества педагога, детей и их родителей; с целью ф...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Праздник урожая"

В некотором царстве, в некотором государстве жили – были Солнце, Земля и Труд. Было их царство большим – пребольшим. В садах росли диковинные фрукты, а поля были засеяны овощами и хлебными культурами....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "В гостях у светофора"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....