Учитель начальных классов как классный руководитель
опыты и эксперименты (2 класс)

Салчак Лунда Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Сообщение по теме: Учитель начальных классов как классный руководитель

        Добрый день, уважаемые коллеги! Своё выступление мне хотелось бы начать с умозаключения В. А. Сухомлинского    «Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно воспитывать и взрослых родителей» Почему же говорится обязаны? Зачем? Мы же учителя, мы всё можем….   Мы сами без участия родителей можем совершенствовать ребёнка. Так ли это?

        Таким образом, мы пытаемся отрастить растение без корней, мы лишаем полноценное развитие ребёнка. Ведь роль семьи и семейных ценностей в формировании личности неоценимо. Семья- фундамент, который является основой всей человеческой жизни. И главная задача родителей – благополучие ребенка и воспитание семейных ценностей, основанных на любви, доверии, уважении, взаимопомощи, доброте и понимании. Именно семья оказывает огромное влияние на становление личности ребёнка. К сожалению, большинство родителей не осознают  этого до конца. Поэтому мы обязаны воспитывать и взрослых родителей.

        Учитель начальных классов, он же первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи.  Мы учителя, которые с нетерпением ждём встречи со своими учениками и радуемся хоть малейшему их успеху. И что только мы не делаем, чтобы наши дети становились успешными. А самое главное – мы это делаем, потому что этого хотим сами, мы  лишь выполняли свою работу

и получали от этого громадное моральное удовлетворение. И я считаю, что учителя начальных классов есть самые классные руководители.

        Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

        Процесс формирования личности ребёнка обретает двух мощных субъектов воспитания – первичный субъект – семья и вторичный, столь же мощный – школа.

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. В течение всей своей практической деятельности мы пытаемся сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического коллектива, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если родители педагогам доверяют, значит, и дети школе доверяют тоже. А это очень хороший фундамент для общего успеха.

        Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение может проводиться с помощью комплексных методов психолого-педагогической диагностики таких как: наблюдение, беседа, анкетирование, материалы детского творчества, например: детских рисунков, проекты

После изучения выдвигаем план взаимодействия с определённой группой семьёй. Отсюда выдвигаются группа семей для посещения на дому по разным причинам. Есть дети, которые не приучены к порядке, не аккуратные и часто не выполняют домашние задания. Обычно у таких детей не имеются нормальные  условия для занятия уроками. Также у детей, не проявляющих интерес к чтению, в доме нет ни одного журнала или книжки кроме школьных учебников. А родители твердят, я постоянно говорю, пиши чисто, читай книгу. Мы уж понимаем, так дело не пойдёт. Вот и необходимо для родителей психолого-педагогическое просвещение. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка. Другая тенденция, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно, а это не всегда хорошие результаты..

        А. С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет». Чтобы этот процесс развития проходил успешно, безболезненно для ребёнка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера , так называемое «гуманистическое пространство детства». В создании такого пространства классный руководитель занимает определённое место, играет одну из главных ролей. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ (диагностику), классный руководитель создаёт условия , чтобы ребёнок проявил себя. Для того чтобы помочь ребёнку можно использовать – «ПРАВИЛО 7 У».

        Уверенность – знание своих прав и прав ребёнка, способность защитить его. Классный руководитель – гарант соблюдения прав ребёнка.

        Успешность – берясь за любое дело, классный руководитель должен предвидеть положительный результат, то есть быть уверен, что оно под силу детям и ему.

        Удивительность – надо развивать в себе незаурядность, дети не любят «пирожки ни с чем».

        Убедительность – уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела.

        Уважительность – необходимо взаимное уважение: уважаешь мнение детей, - они уважают твоё. Воспитание без уважения – подавление.

        Уравновешенность – в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать.

        Улыбчивость – без чувства юмора в школе жить не возможно. Улыбка – это и оценка, и одобрение, и подбадривание.

                И конечно, воспитание успешно, если оно системно.

               Основная и главная задача классного руководителя – сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями.

 

              Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам: Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы ММО учителей начальных классов г.Шебекино (руководитель Серикова О.С.)

Цель: создать условия для реализации ФГОС НОО через применение системно - деятельностного подхода, проектной деятельности, здоровьесбережения, формирование ИКТ компетентностей обучающихся на уроках в ...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Проект на осень, для учителей начальных классов и классных руководителей

Проект, для обучающихся 3 ласса. Форма его проведения....

Спортивный квест как эффективное средство формирования личного опыта здоровьесберегающей деятельности Ильенкова Л.Н., учитель начальных классов МБОУ «СШ № 32 им. С.А. Лавочкина», классный руководитель 3Б класса

Спортивный квест как эффективное средство формированияличного опыта здоровьесберегающей деятельностиИльенкова Л.Н., учитель начальных классов МБОУ «СШ № 32 им. С.А. Лавочкина», классный ру...