Методики определения уровней нравственности
методическая разработка

Отражение содержания и методологических подходов в принципах организации деятельности по формированию нравственных ценностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» автор И. Б. Дерманова

Модифицированная для задач исследования

(показатель «знание нравственных норм», познавательный критерий)

Диагностика сформированности нравственных представлений

Учащихся просят привести примеры:

принципиально обусловленного поступка;

зла, причиненного тебе кем-то;

доброго дела, которое тебе удалось наблюдать;

справедливого поступка, совершенного твоим знакомым;

поступка, совершенного в результате безволия;

безответственность.

Интерпретация результатов

Степень сформированности понятий о нравственных качествах по 3-балльной шкале:

1 балл – представление ребенка о данном нравственном понятии неправильное;

2 балла – представление о нравственном понятии правильное, но неполное;

3 балла –полное и четкое представление о нравственном понятии.

Возможно также проведение специально организованной беседы на тему о нравственном понятии, например, о справедливости. Для этого учитель читает рассказ о справедливом или несправедливом поступке, а затем обсуждает его с детьми. Ребенку предлагают такие вопросы: «ты знаешь, как называется такой поступок?», «А о каком справедливом поступке ты сам можешь рассказать?» и т. д.

Методика «Определение нравственных понятий» Колмогорова Л. С.

Модифицированная для задач исследования

(показатель - умение выделить нравственные понятия и морально-этическое содержание событий и действий; познавательный критерий)

Методика Колмогоровой Л.С. направлена на определение способности детей охарактеризовать наиболее доступные для них нравственные понятия с помощью их описания, а также ответов на вопросы – хорошее это качество или плохое и хотел бы ребенок обладать таким качеством.

А

Б

В

Дайте определение качествам

Это хорошее качество?

Ты бы хотел быть таким?

1

Добрый – это значит……

2

Щедрый – это значит…

3

Честный – это значит…

4

Дружелюбный – это значит…

5

Справедливый - это значит…

6

Находчивый - это значит…

7

Трудолюбивый - это значит…

8

Самостоятельный - это значит…

9

Заботливый - это значит…

10

Организованный - это значит…

За правильный ответ в пунктах А и положительный ответ в пунктах БВ ставится 1 балл.

Анкета «Оцени поступок» предназначена для определения конвенциональных и моральных норм по Э.Туриелю в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой

Модифицированная для задач исследования

(показатель - умение дать характеристику нравственным понятиям и обосновать нравственный выбор; познавательный критерий)

Цель: выделение морального содержания в действиях и ситуациях через отношение к нарушению конвенциональных и моральных норм.

Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания. Возраст: младшие школьники, форма проведения групповая.

Инструкция по проведению:

Каждому ребенку предлагают текст анкеты. Дети оценивают каждый поступок, выбрав один из трех вариантов оценки. Общее количество баллов заносится в групповой протокол.

Время выполнения задания: 5-10 минут.

Инструкция для учащихся: «Ребята, оцените, пожалуйста, разные поступки мальчиков и девочек, таких же, как и вы. Вспомните поведение ваших одноклассников, а также как вы сами себя ведете в школе и дома.

Внимательно прочитайте каждое предложение, подумайте, можно ли так поступать, а потом обведите кружком цифру справа (от 1 до 3). Посмотрите, как можно оценивать поступки ребят (на доске):

1  - да, так можно делать;  

2 -  так можно делать только иногда, при определенных обстоятельствах (например, если устал, спешил, заболел, очень надо было, обиделся, не заметил, случайно получилось и т.п.);  

3 - нет, так делать нельзя никогда (ни при каких обстоятельствах, совсем нельзя)».

Анкета «Ситуации нарушения конвенциональных и моральных норм»

Ситуация

так можно делать?

да

иногда

нет

Обсудив возможные ответы, дети начинают выполнять задания.

В предложенной анкете представлены ситуации нарушения конвенциональных (школьные правила и нормы этикета в разных сферах социальной жизни: внешний вид, правила поведения в школе и других общественных местах и др.: часть А, №№ 1-6) и моральных норм (помощь, щедрость, ответственность за свои слова и поступки, недопущение  оскорблений и причинения обид другим людям, ответственность за нанесение материального ущерба, альтруизм, поддержка  людей, попавших в сложные жизненные ситуации: часть Б, №№ 7-12).  

Обработка результатов: Подсчитывается общее количество баллов. Результаты вносятся в групповой протокол.

Интерпретация:

1-й уровень (29-36 баллов) – высокий: ребенок знает нормы и правила и следует им в повседневной жизни, правильно реагирует на их нарушение.

2-й уровень (20-28 баллов) – средний: ребенок знает правилам и нормы, но реагирует на их нарушение не всегда правильно, и даже допускает возможность их нарушения, в том числе для себя, иногда, при определенных обстоятельствах.

3-й уровень (12-19 баллов) – низкий: не сформировано правильное  отношение к нарушению норм и правил, ребенок слабо знаком с правилами и нормами и считает нормальным их несоблюдение, что говорит о несформированности у него нравственных ценностей.

 «Диагностика отношения к жизненным ценностям» (Н.Е.Щуркова)

Модифицированная для задач исследования

(показатель –эмоционально-волевые качества; эмоционально-ценностный критерий)

Инструкция: Учитель говорит детям: «Представьте, что у вас есть волшебная палочка, и вы можете из десяти желаний выбрать можно только пять. Какие желания вы выберете?». Список заблаговременно записывается на доске:

1. Хочу быть человеком, которого любят.

2. Быть богатым.

3. Иметь самый хороший компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Чтобы родители никогда не болели.

6. Командовать другими.

7. Хочу иметь много слуг и повелевать ими.

8. Быть человеком с  добрым сердцем.

9. Уметь сочувствовать людям и помогать им.

10. Иметь то, чего у других нет и никогда не будет.

 Интерпретация результатов:

Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов – высокий уровень. 4 – выше среднего уровень. 3 – средний уровень. 0 - 2 – низкий уровень.

 «Диагностика нравственной мотивации» (С. Ф. Сироткина)

Модифицированная для задач исследования

(показатель – внутренняя мотивация нравственного поведения; мотивационный критерий)

Инструкция: "Прочитайте вопросы. На каждый вопрос выберите один ответ".

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я …

а) помогу ему

б) подумаю о том, что произошло

в) не обращу внимания.

2. Я с другом играю в теннис, к нам подходит мальчик и говорит, что у него нет такой игры, а ему хочется поиграть: …

а) скажу, чтобы ушел и не приставал

б) скажу, что не могу ему помочь

в) пусть он попросит родителей купить ему такую игру

г) предложу ему прийти с другом и поиграть.

3. Если кто-то расстроился из-за того, что проиграл в игру: …

а) не стану обращать внимания

б) назову его неудачником

в) успокою, объясню, что в этом нет ничего страшного

г) посоветую научиться лучше играть в эту игру.

4. Мой одноклассник на меня обиделся, а я…

а) попытаюсь его понять и придумать, что можно сделать в этой ситуации

б) тоже обижусь на него

в) буду ему доказывать, что он неправ.

Обработка результатов:

Ключ для положительных ответов (дается 1 балл): 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

4 балла – высокий уровень; 3 балла – уровень выше среднего; 2 – средний уровень; 0 - 1 балл – низкий уровень.

Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Г.А. Цукерман)

Модифицированная для задач исследования

(показатель – коммуникация как взаимодействие: умение слушать и вступать в диалог; коммуникативный критерий)

Описание задания: ребенку дается по очереди текст трех заданий и задаются вопросы.

Инструкция: «Прочитай по очереди текст трех маленьких рассказов и ответь на поставленные вопросы».

Задание 1. «Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Сережа сказал: «Ух ты, как здорово нарисовано!». А Саша заметил: «Какое страшилище!» Кто из них прав, по-твоему? Почему так сказал Саша? А Сережа? Что Петя скажет каждому из мальчиков? А ты что бы сказал, если бы был на месте Саши и Сережи? Почему?»

Задание 2. «Три девочки-подружки после школы решили вместе учить уроки. Но они начали спорить, что учить сначала – математику, русский язык или сделать задание по чтению. «Давайте сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа». «Лучше начать с упражнения по русскому языку, - возразила Катя» «Нет, сначала нужно выучить стихотворение, - предложила Ира». Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Объясняла ли каждая из девочек свой выбор? По-твоему,  как им лучше поступить?»

Задание 3. «Две сестры решили выбрать подарок для маленького братишки к первому дню его рождения. «Давай купим ему лото», - предложила Лена. «Нет, лучше подарить ему самокат», - возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как девочки объясняли свой выбор? Как им лучше поступить? А что бы ты предложил подарить малышу? Почему?»

Уровни выполнения задания:

Низкий уровень: у ребенка отсутствует понимание наличия разных мнение и оценки одного и того же предмета (например, в 1-м задании) или выбора (2-е и 3-е задания); отказ от понимания различных точек зрения: считает правильной позицию только одного персонажа, а все другие однозначно неправильными.

Средний уровень: ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает существование разных точек зрения, но не может обосновать свои ответы.

Высокий уровень: ребенок понимает и может объяснить относительность оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей в заданиях, а также может высказать и обосновать свое собственное мнение.

Методика "Рукавички" (Г.А. Цукерман)

Модифицированная для задач исследования

(показатель – коммуникация как кооперация: способность к сотрудничеству, умение согласовывать усилия в процессе совместной работы; коммуникативный критерий)

Описание задания: каждой паре детей дают по 1 изображению рукавички и просят украсить их таким образом, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Критерии оценивания:

-        степень сходства узоров на рукавичках свидетельствует о продуктивности совместной деятельности;

-        исследуется умение детей умение убеждать, аргументировать. договариваться, приходить к общему решению и т.д.;

-        оценивается взаимный контроль в процессе деятельности: отмечают ли дети друг у друга отступления от первоначального совместного замысла и как реагируют на эти отступления;

-        есть ли взаимопомощь по ходу выполнения задания,

-        каково эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (выполнение задания с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействие друг с другом только в силу необходимости) или отрицательное (игнорирование друг друга, ссоры и др.).

Уровни выполнения задания:

1) низкий уровень – в узорах преобладают различия или вообще отсутствует сходство; дети не могут договориться и прийти к согласию, каждый настаивает на своем;

2) средний уровень – имеется частичное сходство: есть совпадение отдельных признаков (цвета или форма некоторых деталей), но имеются и заметные отличия;

3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма схожим узором; дети активно общаются при выборе возможных вариантов узора; приходят к согласию в вопросе раскрашивания; сравнивают способы выполнения здания и координируют их, выстраивая совместное действие; следят за воплощением замысла.

Результаты исследования выполнения задания по парам заносятся в таблицу:

Исследование выполнения парного задания

Пары

Наблюдаемое поведение

Уровни

Продуктивность совмест-ной деятельности

Умение догова-риваться, прихо-дить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.

Взаимный контроль по ходу выполнения задания

Взаимо-помощь по ходу рисования

Эмоциональное отноше-ние к сов-местной деятельнос-ти

Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007)

Модифицированная для задач исследования

(показатель – коммуникация как кооперация: способность к сотрудничеству, умение согласовывать усилия в процессе совместной работы; коммуникативный критерий)

Оцениваемые УУД: коммуникация по согласованию действий в процессе сотрудничества (кооперация).

Описание задания: каждой паре детей дается набор фишек, которые необходимо рассортировать согласно заданным условиям.

Инструкция: «Дети, перед вами лежит набор фишек разного цвета и формы. Пусть одному из Вас будут принадлежать синие и зеленые фишки,  а другому квадратные и круглые. Вы должны вместе разделить фишки, разложив их на кучки. Для этого вам нужно договориться между собой, как это сделать. А затем вам нужно будет записать, как вы разделили фишки и почему вы это сделали именно так».

Материал: Каждая пара учеников получает набор из 25 картонных фишек (по 5 штук желтых, зеленых, синих, красных и белых фигур различной формы: круглых, овальных, треугольных, квадратных и ромбовидных) и листочек бумаги для отчета.

Критерии оценивания:

  1. оценивание продуктивности совместной деятельности осуществляется по правильности распределения полученных фишек;
  2. оценивается умение договариваться в ситуации противоречия интересов (необходимость разделить фишки, которые одновременно принадлежат обоим детям), способность приходить к выработке совместного решения,
  3. сохранение доброжелательного отношения друг к другу в противоречивой ситуации,
  4. умение обосновывать свои предложения, находить аргументы, умение уступать;
  5. осуществление взаимного контроля и взаимопомощи в процессе работы,
  6. эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное нейтральное или отрицательное.

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – условие задания полностью не выполнено, фишки разделены произвольно, с нарушением заданных правил; дети или не договариваются, или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем; взаимный конфликт или игнорирование друг друга;

2) средний уровень – задание выполнено частично: правильно разобраны фишки по условиям задания для каждого ученика, но участники не смогли договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих); в процессе выполнения задания трудности связаны с отсутствием умения аргументировать свою позицию и выслушивать позицию партнера;

3) высокий уровень – фишки разделены на четыре кучки: 1) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, т.е. синие и зеленые круги и квадраты (4 фишки); 2) кучка с зелеными и синими овалами,  ромбами  и треугольниками одного ученика (6 фишек) и  3)  кучка с красными, белыми и желтыми кругами и квадратами (6 фишек) другого ученика и, наконец, 4) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек – белые, желтые и красные треугольники, овалы и ромбы). Решение достигается путем активного обсуждения и сопоставления вариантов решения задания; достижения согласия относительно равных «прав» на обладание четырьмя фишками; дети контролируют действия друг друга и совместно выходят из сложных ситуаций в ходе выполнения задания.  



Предварительный просмотр:

Отражение содержания и методологических подходов в принципах  организации деятельности по формированию нравственных ценностей



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение уровня воспитанности ученика, класса (из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой )

Определение уровня воспитанности ученика,  класса (из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой )...

Методики определения уровня познавательного интереса

Методики определения уровня познавательного интереса...

Методика определения уровней воспитанности

Методика определения уровней воспитанности...

Методика определения уровней освоения образовательной программы НОО

Методика определения уровней освоения образовательной программы НОО...

Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста

Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста...

Методики определения творческого потенциала, уровня воображения.

методики включают: методики определения творческого потенциала, устойчивости интересов, определния уровня воображения....

Методика определения уровня умственного развития младшего школьника

Методика определения уровня умственного развития младшего школьника...