Разговор с учащимися 4 класса на тему: «Россия – Родина моя»
классный час (4 класс)

Бронникова Марина Геннадьевна

Главной воспитательной задачей современной школы является воспитание высоко нравственного гражданина и патриота государства со сформированной активной жизненной позицией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razgovor_s_uchashchimisya_4_klassa_na_temu.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

 Разговор с учащимися 4 класса на тему:

«Россия – Родина моя»

Бронникова Марина Геннадьевна,

учитель начальных классов,

высшей  категории

Актуальность занятия:  главной воспитательной задачей современной школы является воспитание высоко нравственного гражданина и патриота государства со сформированной активной жизненной позицией.

Цель занятия:

  1. Расширить понятия Родина, патриотизм, традиции. Формирование активной жизненной позиции учащихся.
  2. Развивать умение рассуждать, вести диалог на заданную тему.
  3. Воспитывать патриота и гражданина России в широком смысле этого слова. Воспитание чувства товарищества, коллективизма.

Форма занятия: беседа с элементами игры. Считаю, что такая форма проведения и само содержания занятия соответствует возрасту учащихся 4 класса, которые уже имеют навыки логического рассуждения на заданную тему и её обобщения.

Форма деятельности учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.

При комплексном подходе к этому мероприятию учитывалась нравственно-политическая наполняемость содержания, разнообразие видов деятельности учащихся: познавательная, художественная, игровая, в которую вовлекались все учащиеся в процессе проведения занятия.

Оборудование:

 •    Изображение флага и герба России. Детские работы на тему «Россия – Родина моя».

 •    Шаблоны флага для раскрашивания на каждого ученика.

 •    Монета с изображением герба, текст и музыка гимна России.

 •    Презентация ( проект ученика 4 класса Лагунова Сергея)

  • Карта России.
  • Лепестки ромашки

 Ход  занятия

Звучит запись песни  в исполнении певца Марка Бернеса «С чего начинается Родина»

1. Вступительное слово учителя. Формулирование темы классного часа.

Учитель:

-Ребята, вы послушали замечательную песню в исполнении известного певца Марка Бернеса. Я думаю вам совсем не трудно ответить мне, о чём пойдёт сегодня разговор?

-Совершенно верно, речь пойдёт о нашей любимой Родине, которую мы называем Россия.

- А что значит для всех нас слово Родина?  Говоря строкой  из песни «С чего начинается Родина?»

Учащиеся: Мама, друзья, берёза, дорога,…

Учитель: Почему когда мы говорим о родине, то всегда вспоминаем о матери? О берёзе? О друзьях?

Учитель: Правильно! Молодцы! Сегодня, ребята, наш классный час посвящён Родине, России – одному из самых больших государств во всём мире. Мы познакомимся с символами нашего государства, к которым относятся гимн, герб, флаг, а также столица государства, с Конституцией РФ.  О Родине сложено много стихотворений.

2. Чтение стихотворение «Родина»

Ученик 1: Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Старый тополь у ворот.

Ученик 2: У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

Ученик 3: В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседской фабрики

Громкий радостный гудок.

Ученик 4: Или степь от маков красная.

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

3. Беседа.

Учитель: В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня или город, улица, дом, где он родился. А если я спрошу, любите ли вы свою Родину, вы скажите…Да! Те люди, которые трудятся, приносят пользу своей стране, таких людей называют – патриотами. Историю своей страны и своего рода должен знать каждый гражданин России, испытывать гордость за тех людей, которые прославили нашу страну.

- Ребята  расскажите немного о своём посёлке (городе), о своих традициях…   (Ответы детей)

 Ученик читает наизусть стихотворение.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки у дороги,

По которым мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём,

И рубиновые звёзды –

Звёзды мира над Кремлём.

4.   Беседа с элементами игры.

Учитель.   Из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

- А как называется наша Родина? (Россия, Российская Федерация)

 Россия многонациональное государство. Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. В России проживают больше 100 национальностей и народностей. Население страны составляет более 150  миллионов человек. (Вывешивается плакат с изображением людей разных национальностей.)

Наше государство называется Российской Федерацией.

«Федерация» - объединение многих республик, краёв и областей.

Главой нашего государства является Президент, который избирается гражданами для руководства страной.

- Как зовут президента нашей страны?

Учитель: Россия – самая большая страна на свете. Посмотрите на карту. (Показывает по карте Россию). Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до тёплых рек

Раскинулась она.

Наша страна очень красива и богата.  А какие прекрасные города есть в нашей стране.

- Назовите, какие города вы знаете.

5.  Викторина «Что я знаю о своей России»

 Учитель: Проведём небольшую викторину «Что я знаю о своей России» (выходят самые смелые из команд и выбирают один предмет)

 - Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.

 - Нужно объяснить, что значит для России этот предмет…( герб, флаг,   матрёшка, ромашка, берёза, блин, Тобольск, Тюмень…)

 

Герб – это отличительный знак государства, города, рода, изображённый на флагах, монетах, печатях и других государственных документах.  Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история. Давайте рассмотрим наш герб. Что на нём изображено?

  Рассказ ученика 1: Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета.

 Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это – Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами синий плащ, в правой руке у него копьё, которое сражает дракона. Дракон – это символ зла. Он повержен героем.

  Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

  

Учитель: Ещё одним символом нашего государства является флаг.

 Рассказ ученика 2:

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский волос. Назывался он «стягом». Он должен был собрать, «стянуть» к себе воинов для защиты родной земли.

  Потом стяги стали делать из ткани. Они были красного цвета и придавали мужество воинам. Потом на полотнищах стали изображать святых – «знамения». Так и появилось слово «знамя».

  Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл. Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

 Матрёшка – деревянная игрушка символ России, которая напоминает нам заботливую маму.

Ромашка и берёза – символы русской природы.

Блин – нам подсказывает, что скоро масленица-традиция русского народа, встречать весну.

 Тюменская область  - это наша малая родина, которая богата нефтью, газом, рыбой, полями, т.е самый богатый регион.

 Учитель: Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном.

- Скажите, в каких ситуациях исполняется гимн страны?

(В особо торжественных случаях, на государственных празднованиях, приемах иностранных делегаций. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, поднимается флаг их Родины и звучит гимн их страны.)

Ученик 3:

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия – любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучше страны.

      - При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

  Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков.  

- Теперь  прослушаем (обязательно стоя) в записи гимн России.

-  Какое чувство испытали, прослушивая гимн?

Учитель. Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нем регулируется Конституцией РФ-основным документа государства, где записаны все законы, определяющие жизнь страны, права и обязанности её граждан. Все граждане страны обязаны жить согласно Конституции. День принятия Конституции- является государственным праздником. В нашей стране он отмечается 12 декабря. Конституция состоит из 9 глав.

6. Игра «Собери пословицу».

Учитель:- Ребята, какую пользу приносят ваши родители Тюменской области, Тобольскому району? (учащиеся перечисляют профессии своих родителей).

- Богата наша Россия водителями, продавцами, врачами, учителями и т.д

- А вы что полезное делаете для своей Родины? ( ответ учащихся: учимся, трудимся).

-  А в будущем, через несколько лет вы пойдёте по дороге – жизни. Обретёте свою профессию и принесёте пользу России, станете настоящими патриотами своей России.

- Наш народ любит свою Родину. О Родине есть много пословиц и

 поговорок. Давайте вспомним некоторые из них.   

  • Одна у человека мать, одна у него и Родина.
  • Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Жить – Родине служить.
  • За Родину – мать не страшно умирать.
  • Родина – мать, умей за неё постоять.
  • Родной куст и зайцу дорог.
  • С родной земли – умри, не сходи.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

(Далее детям предлагается разбиться на пары и даётся задание: собрать “рассыпавшиеся пословицы”).

 7. Итог.

- О чем мы сегодня с вами говорили на занятии?

- Как называется наша страна?

- Как называются  люди, живущие в нашей стране?

- Какой город является столицей России?

- Какие символы государства вы знаете?

 - Кто является Президентом Российской Федерации?

8. Рефлексия.

Учитель:

-    У вас на партах лежат лепестки ромашки, напишите ярко фломастерами – какую пользу вы мечтаете принести своей России в будущем (учащиеся прилепляют лепестки на доску).

- У нас получилась красивая, белая ромашка, а в середине жёлтый, яркий круг, который напоминает солнце, символ мира.

- Я думаю, что все желания, которые вы написали – исполнятся! Мне было очень приятно с вами общаться. Вы настоящие патриоты России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия на тему «Россия –Родина моя"! Для учащихся 2 класса

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство – начинает формироваться уже в школьном возрасте. Невозмо...

План-конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Россия - Родина моя!"

урок построен по принципу путешествия по климатической карте: начинаем с Севера и дальше на юг....

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме "Россия - Родина моя"

Разработка урока о символах Российского государства...

Сценарий классного часа во 2 классе на тему "Россия - Родина моя" на 1 сентября

О трагедии в Беслане необходимо говорить с детьми так же, как необходимо говорить о событиях Второй мировой войны....

Классный час во 2 классе на тему: «Россия – Родина моя»

Цели:Формировать представление о России и её символахВоспитывать чувство гордости, патриотизма, любви и преданности к родной странеУчить рассуждать, анализировать, развивать кругозор учащихся и обогащ...