Конспект занятия по курсу внеурочной деятельности "Разговоры о важном" на тему: "Россия-Родина моя"
план-конспект занятия (4 класс)

Вилкова Татьяна Николаевна

Конспект занятия по курсу внеурочной деятельности "Разговоры о важном" на тему: "Россия-Родина моя"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области

«Новомосковский областной центр образования»

Конспект занятия по курсу внеурочной деятельности

«Разговоры о важном»

на тему «Россия – Родина моя»

                                                                                                          Составил учитель:

                                                                                                   Вилкова Т.Н.

Новомосковск - 2024

Тема занятия: Россия – Родина моя.

Основные понятия: Родина, Россия, россияне, символы России (гимн, флаг, герб), малая Родина, город Новомосковск, достопримечательности.

Цели: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

Образовательные:

познакомить детей с государственными символами Российской Федерации (флаг, герб, гимн), со столицей нашей Родины,

расширять представления детей о родном городе Новомосковске.

Развивающие:

развивать познавательные процессы: память, мышление, воображение, восприятие;

развивать положительные эмоции: радость, гордость, восторг за свою большую и малую Родину;

развивать детскую инициативу и самостоятельность;

развивать дружеские взаимоотношения и сотрудничество в детском коллективе.

Воспитательные:

воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к государственным символам;

воспитывать любовь к родному городу Новомосковску, чувства гордости за него и желания оберегать его природу,

воспитывать культуру поведения: не перебивать говорящего, слушать учителя.

Коррекционные:

развивать мелкую моторику рук с помощью игровых упражнений, при изготовлении аппликации.

Планируемые результаты:

сформировать представления о понятиях большая и малая родина.

Формы организации: коллективная, индивидуальная.

Методы:

-словесный (рассказ учителя, объяснения, вопросы, ответы детей),

-игровой (дидактические игры),

-наглядный (использование иллюстраций, показ слайдов),

-практический (изготовление аппликации).

Структура занятия.

1.Организационный момент.

2.Постановка темы.

3.Работа по теме.

4.Физкультминутка.

5.Беседа о малой Родине.

6.Пальчиковая гимнастика.

7.Изготовление аппликации.

8.Итог занятия.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Учитель:

- Здравствуйте, дети! Я приглашаю вас в круг.

Раз ладошка, два ладошка,

Подружились мы немножко,

Мы ребята дружные,

Дружные, послушные.

(учитель читает стихотворение, дети соединяют ладошки и образуется круг)

- Посмотрите какой большой круг у нас получился. Вы взяли друг друга за ладошки и стали дружными ребятами. А теперь давайте поздороваемся.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю,

Любим Родину свою!

- Дети, скажите, пожалуйста, какое настроение у вас в начале занятия? (дети показывают карточку с веселым солнышком или грустной тучкой)

2.Постановка темы.

Учитель:

- Садитесь за парты. Вы наверно догадались, что сегодня мы будем говорить о нашей Родине.

- Кто из вас знает, как называется наша Родина, наша страна, в которой мы живем? (Россия)

- У нашей страны необыкновенно красивое и звучное имя – Россия. Давайте вместе скажем это слово.

- В нашей стране много всего удивительного: красивые города, красивая природа и замечательные люди.

- Посмотрите, как пишется это слово (на доске выкладывается из букв слово «РОССИЯ»)

- А где можно увидеть нашу страну? (на доске вывешивается карта России)

- Посмотрите на карту. Ни одна страна в мире не имеет такую большую территорию, как наша Россия. Чтобы добраться с одного конца страны на другой, на поезде надо ехать неделю, то есть семь дней. А лететь на самолете сутки. Если на одном краю нашей страны люди ложатся спать, то на другом начинается утро.

- А теперь давайте поиграем в игру «Какая наша страна?» Я буду кидать вам по очереди мяч, а вы будете называть, какая наша Россия. (большая, красивая, сильная, могучая, огромная, непобедимая, богатая)

3.Работа по теме.

- Вы знаете, что главный город страны называют столицей. Назовите столицу России. Это город – Москва.

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башня Кремля,

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя!

- Давайте рассмотрим фотографии Москвы.

- Главным человеком в стране является президент. Президент России – Владимир Владимирович Путин. (на доске вывешивается фотография президента)

- У каждой страны есть свой флаг, герб и гимн. Это государственные символы Российской Федерации.

- Гимн – это главная песня нашей страны. Она звучит в начале важных мероприятий, соревнований, на торжественных линейках в нашей и других школах. Гимн слушают стоя и подпевают, если знают слова. Прошу всех встать, звучит гимн России.

- Флаг – это символ чести и доблести России. Его можно увидеть на государственных зданиях, самолетах, кораблях. Флаг не должен касаться земли, к нему нужно относится с уважением.

- Назовите цвета российского флага. (белый, синий, красный)

- Белый цвет – это символ мира и чистоты.

  Синий цвет – это цвет неба, веры и верности.

  Красный цвет – это огонь, мужество и готовность защищать нашу Родину.

- Давайте поиграем в игру «Найди флаг России». Среди предложенных флагов вы должны выбрать флаг России и объяснить, почему вы выбрали этот флаг.

- А теперь с помощью цветных полос каждый выложит флаг России.

- Ещё один государственный символ нашей страны – это герб. (показ герба России)

 - На гербе изображен двуглавый орел. Две головы ему нужны для того, чтобы видеть всё вокруг. На груди орла на фоне красного щита изображен всадник – это Святой Георгий Победоносец. В правой руке у него серебряное копьё, которое помогло победить дракона. Верный конь всадника топчет копытами черного дракона, который является символом зла. Герб России символизирует победу добра над злом.

- Давайте поиграем в игру «Узнай герб России» (среди предложенных гербов разных стран дети выбирают герб России)

- А теперь давайте посмотрим на герб России и ответим на вопросы.

- Какого цвета конь? (белого)

- Какого цвета плащ всадника? (синего)

- Какого цвета щит? (красного)

- Что напоминают вам эти цвета: белый, синий, красный? (цвета флага России)

- Изображение герба можно увидеть на документах (паспорте, свидетельстве о рождении), на денежных знаках, на печатях, на почтовых марках. (демонстрация изображения герба на приведенных примерах)

4.Физкультминутка.

- Я приглашаю вас на физкультминутку. Встанем в круг. Мы изобразим с помощью движений наш герб.

Герб страны – орел двуглавый, (повороты головы вправо-влево)

Гордо крылья распустил, (поднять руки в стороны)

Держит скипетр, державу, (сжать в кулак правую и левую руки)

Он Россию сохранил. (нарисовать руками круг)

На груди орла – щит красный, (приложить руки к груди)

Дорог всем: тебе и мне. (наклоны головы вправо-влево)

Скачет юноша прекрасный (шагать на месте с подниманием колена)

На серебряном коне.

Развевается плащ красный, (покачивания рук вправо-влево)

И копьё в руке блестит, (сжать руки в кулак)

Побеждает всадник сильный, (поставить руки на пояс)

Злой дракон у ног лежит. (показать руками вниз)

Подтверждает герб старинный (кивки головой)

Независимость страны. (показать знак «нет» руками)

Для народов всей России (взяться за руки)

Наши символы важны. (поднять руки вверх)

- Молодцы! Садитесь на места.

5.Беседа о малой Родине.

- Мы сегодня с вами говорили о нашей большой Родине – России. Мы жители нашей страны называемся россияне.

- Но у каждого человека есть и малая Родина. Это его родной город, в котором он родился и живет.

- Как называется город, в котором мы живем? (Новомосковск)

У сердца нашей Родины-России,

Среди каштанов, кленов и берез,

Есть город удивительно красивый,

Зеленокудрый наш Новомосковск!

- У нашего города тоже есть своя символика: флаг и герб. (демонстрация символики)

- Чем же интересен наш город, давайте посмотрим на его памятники и достопримечательности. (рассматривание слайдов)

- В нашем городе на территории детского парка установлен большой камень, из-под которого течет небольшой ручей. Это место откуда своё начало берет великая река Дон.

- На территории парка находится детская железная дорога. Она пролегает кольцом вокруг парка. Здесь ежегодно обучаются школьники и осваивают самые разные профессии: машиниста, дежурного по станции, кассира, диспетчера.

- Интерес Парк памяти и славы. Он напоминает нам о героизме наших земляков, проявленном в годы Великой Отечественной войны. В парке можно возложить цветы к вечному огню, пройти по аллее памяти, а также увидеть образцы военной техники.

- Вот сколько много в нашем городе интересного. Ребята, вы должны гордиться своим городом, любить его и оберегать.

- Хочу вам ещё рассказать о парке, который открылся совсем недавно. Это Березовая роща. (рассматривание слайдов)

- Как вы думаете, почему его так назвали? (там много берез)

- А вы знаете о том, что береза –это символ России. И мы с вами сейчас сделаем нашу маленькую березовую рощу. Я раздам вам силуэт березки без листьев. А вы с помощью клея и вырезанных из цветной бумаги листьев украсите нашу березку.

- Сделаем пальчиковую гимнастику и приступим к работе.

6.Пальчиковая гимнастика.

Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тихо покажем - Крылья сложили назад.

7.Изготовление аппликации.

Дети изготавливают аппликацию «Береза», учитель помогает учащимся.

- Давайте сделаем выставку наших работ. Посмотрите, какие красивые березки у вас получились, настоящая березовая роща. Молодцы!

8.Итог занятия.

- Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили. Я буду говорить предложение, а вы его закончите.

- Наша страна называется… (Россия)

- Граждане России называются… (россияне)

- Столица России – город… (Москва)

- Моя малая Родина – город… (Новомосковск)

- Что мы можем сделать для того, чтобы наша большая и малая Родина оставались такими же красивыми? (оберегать)

- Правильно. Охранять природу – значит охранять Родину!

Живи, расти и развивайся,

Новомосковск, ты город мой!

Всегда красивым оставайся,

Ты для меня всегда родной!

-Скажите, пожалуйста, какое настроение у вас в конце занятия? (дети показывают карточку с веселым солнышком или грустной тучкой)

- Я рада, что вам понравилось занятие. Спасибо за работу. Вы большие, молодцы!

Материально-техническое обеспечение: презентация «Россия – Родина моя», дидактические игры «Найди флаг России», «Найди герб России», цветные полоски бумаги для составления флага, мяч, силуэт березы на листе бумаги, зеленые листочки березы из цветной бумаги, клей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс ОРКиСЭ. 4 класс Урок по Основам светской этики. Тема "Россия - Родина моя"

Курс ОРКиСЭ. 4 класс  Урок по Основам светской этики. Тема "Россия - Родина моя"...

Конспект занятия по курсу внеурочной деятельности "Моё Отечество".

Хлеб - это ценный продукт, который, к сожалению не все наши дети могут ценить. Данное занятие направлено на воспитание бережного отношения к хлебу и уважение к людям, чьи профессии связаны с выращиван...

План-конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Россия - Родина моя!"

урок построен по принципу путешествия по климатической карте: начинаем с Севера и дальше на юг....

конспект занятия по курсу внеурочной деятельности «Мир музея. Учись смотреть и видеть». 1 класс Тема: «О чём говорят вещи. Красота обычных предметов»

Программа "Мир музея" разработана сотрудниками Русского музея Санкт-Петербурга с 1 по 11класс. Дети посещают занятия в школе и планово залы Русского музея....

Конспекты занятий по курсу внеурочной деятельности "Волшебные игры" 3 класс.

Конспекты занятий по курсу внеурочной деятельности "Волшебные игры"....

Конспект занятия по курсу Внеурочной деятельности "Мой Город" Тема: Торговля в Санкт-Петербурге. Гостинный двор

Консппект занятия по ВНД "Мой Город" для занятия с обучающимися 1 класса коррекционной школы для детей ФГОС НОО ОВЗ ЗПР...