Внеклассное мероприятие, посвящённое Международному дню Чая
план-конспект занятия (3 класс)

Гугнина Юлия Станиславовна

Цель данного мероприятия развить познавательную активность детей; познакомить с историей чая в разных странах. До начала праздника класс делится на 3 группы: «Чай», «Сладкоежки», «Блинная». Каждая группа получает свое домашнее задание. У каждого народа есть много обычаев. Но среди них есть те, что любят вce: и взрослые, и дети. Один из таких обычаев - чаепитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u_samovara_dlya_3_klassov.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

   

Внеклассное мероприятие, посвящённое

Международному дню Чая

Подготовила

Гугнина Юлия Станиславовна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 64, г. Новосибирска

Цель:  развить познавательную активность детей; познакомить с историей чая в разных странах.

До начала праздника класс делится на 3 группы: «Чай», «Сладкоежки», «Блинная». Каждая группа получает свое домашнее задание.

Х о з я й к а. Слайд 1.

У каждого народа есть много обычаев. Но среди них есть те, что любят вce: и взрослые, и дети. Один из таких обычаев - чаепитие.

Чаепитие распространено во многих странах, в Англии (слайд 2) и Японии (слайд 3) - это целый культ, созданный веками. Не отстает в этом плане и Россия. Кто не прочь выпить чашечку свежего ароматного чая...

Давайте представим старинную русскую избу, где за столом собралась вся семья (слайд 4). Стол накрыт нарядной скатертью. Идет веселая беседа, а посередине стола...

Стоит толстяк, подбоченившись бочок,  

Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар.)

- Правильно. Это самовар. И сегодня мы собрались все вместе, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому другу Самовару.

Ведущий 1. Только на Руси пили чай из самовара. Родиной самовара считают город Тулу, где было много мастеров-самоварников. И каждый мастер хотел,

чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым (слайды 5, 6). Самовары делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали узорами, придавали различную форму ручкам и краникам.

Ведущий 2. Думаю, что каждый из вас видел самовар. А вот кто-нибудь был в музее самоваров? Да, существуют такие музеи. Первый музей самоваров был создан далеко от его исторической родины - в городе Минске, столице Белоруссии. Его коллекция насчитывает более 1000 самоваров. И у каждого из них своя история, ведь многим из них более 200 лет. Не так давно был открыт музей самоваров и в Туле.

Ведущий 1. Ребята, а вы знаете, как устроен самовар? (Ответы детей.) Современные самовары работают от электричества, а вот в старину самовар растапливали углем. Слайд 7.

Внутри самовара находилась труба, в которую засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Их поджигали лучиной и раздували огонь сапогом. Вода в самоваре закипала. А в специальное приспособление наверху устанавливался заварной чайник.

Ведущий  2. Прошло много лет. В наши дни самовар заменил электрочайник, но традиция собираться всей семьей за чаепитием осталась.

Ребята исполняют песню «Наш красавец самовар» (Е. Птичкин - М. Пляцковский).

Х о з я й к а. А теперь давайте вспомним как можно больше о чаепитии. У каждой группы былo свое задание. Посмотрим, как они подготовились.

Ведущий  2. Итак, свой рассказ начинает группа «Чай». Слайд 8.

У ч е н и к 1. Много лет тому назад китайские пастухи заметили, что любые долгие переходы и подъемы в горы овцы переносили намного легче после того, как лакомились листочками вечнозеленого растения. Кто-то их них придумал заварить эти сухие листочки. И получился прекрасный, ароматный напиток, который мы теперь называем чаем.

У ч е н и к 2. Слайды 9. В старину в России не было чая и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы.

У ч е н и к 3. Почти триста лет тому назад русский царь получил подарок от монгольского хана. Это были пакетики с непонятной надписью «бах-ча», что переводилось как «чай для заварки».

У ч е н и к 4. Понравился царю вкусный напиток. И с тех пор стали возить его купцы из заморских стран в Россию.

У ч е н и к 5. Дорогой был чай в те времена, не каждый мог его купить. Поэтому и  появилось выражение «чайком побаловаться».

у ч е н и к 1. Мы подготовили задание для вас: назвать популярные у нас сорта чая. Каждый правильно ответивший получит приз. (Липтон, Ахмад, Беседа, Бодрость, Лисма, Эдвин, Дилма, Майский чай.)

у ч е н и к 2. Я хочу открыть секрет

И полезны дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

у ч е н и к 3. Чай всех снадобий полезней,

Помогает от болезней,

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает.

у ч е н и к 4. И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг.

Чай здоровью - лучший друг!

У ч е н и к 5. Слайд 10. А кто сможет вспомнить названия лекарственных трав, цветов или плодов, которые мы добавляем в чай, чтобы быстрее выздороветь? (Ромашка, зверобой, мать и мачеха, земляника, смородина, черника, малина, шиповник, калина, боярышник, мята, валерьяна).  

(Если задание вызовет затруднения, то можно предложить ученикам отгадать загадки).

1. Скатерть была,

Как снег, бела,

Зубцы вокруг,

Шита без рук;

А на скатерти той

Каравай золотой. (Ромашка.)

2. Есть корень кривой и рогатый,

Целебною силой богатый,

И, может, два века

Он ждет человека

В чащобе лесной

Под кедровой сосной. (Женьшень.)

3. И в лесу, и в квасу,

И в конфетке, и в таблетке. (Мята.)

4. Хороша трава

Красная голова:

И медку подарит,

И чайку заварит. (Иван-чай.)

5. Весной растет,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается.

А цветок - на медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (Липа.)

6.В лесу и на болоте

Травку вы найдете.

А на ней синеет гроздь

Кисло-сладких ягод горсть. (Черника.)

7.Есть и украшение,

Есть и устрашение;

Гляди да любуйся,

А руками не суйся! (Шиповник.)

 

 Ведущий Приглашаем нашу вторую группу  «Сладкоежки». Слайд 11.

у ч е н и к 1. К чаю хозяюшки готовили угощение. Пекли много всякой вкусной сдобы. Мы для вас тоже ее приготовили. Вся она на этом подносе, но только чтобы ее отведать, нужно отгадать загадки.

1. В поле росла, под жерновом была,

Из печки на стол караваем пришла. (Пшеница.)

2. Без рук, без ног,

А в гору лезет. (Тесто.)

3. Он бывает с толокном;

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо. (Пирог.)

4. Кольцо не простое - кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье.. .

Ну и объедение! (Бублик.)

5. Отгадать легко и просто:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб.)

у ч е н и к 2. Молодцы! А какие еще бывают изделия из сдобного теста, которые мы все очень любим? (пирожки, ватрушки, баранки, сушки, пирожные, торты, пряники, калачи.) Слайды 12, 13.

Каждый правильно ответивший получает приз. Этот конкурс можно продолжить: кто больше назовет названий конфет.

Ведущий 2. Прекрасные нас ждут угощения на подносе, Мы вспомнили их названия. Но есть одно из них, без которого не обходился ни один праздник на земле русской, и особенно много их готовили на праздник прощания с матушкой Зимой. Как называется это угощение и что это за праздник такой? (Блины и Масленица.) Правильно.

Теперь мы приглашаем нашу третью группу - «Блинную». Слайд 14.

У ч е н и к 1. Мы своих гостей встречали,

Устренчали, устренчали.

Мы сыр с маслицем починали,

Мы блинами гору устилали.

Сверху маслицем поливали.

Как от сыра гора крута,

А от маслица гора ясна.

у ч е н и к 2.  А среди вас есть мастерицы, которые умеют блины печь?

Ученик 3.

Мастерицы - хоть куда!

Вот вам печь и сковорода!

Принимайтесь-ка за дело.

Всех блинами угощайте смело!

Приглашаем две команды для участия в игре  «Испеки блины».

В игре могут принимать участие два ученика либо две команды по два или четыре ученика. Для игры приготовлены 2 печки (их силуэты сделаны из фанеры или картона), 2 сковородки или 2 теннисных ракетки, блины (их можно изготовить из бумаги или картона), 2 кастрюли и 2 тарелки. Перед участниками ставиться задача - быстро «испечь» блины. Для этого они должны поставить сковороду с символическим «блином» в печь, затем вытащить сковороду, перевернуть «блин», снова его запечь, вытащить сковороду,

снять готовый «блин» и положить его на тарелку. Тарелки могут стоять на столе или стуле на расстоянии 4-6 метров от печки. Командам на выполнение конкурса дается определенное время. Побеждает та команда, у которой горка готовых «блинов» получилась выше. Звучит весёлая музыка.

Победители получают призы лучших блинопеков.

Х о з я й к а. Вот, гости дорогие, и, заканчивается наш праздник. Мы сегодня хорошо повеселились, узнали много интересного и полезного. А теперь мы переходим к самой вкусной части нашего праздника.

Ведущий 1.

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьет,

Стол накрытый давно ждет.

Ведущий 2.

Для всех вас, взрослые и детишки:

Калачи, ватрушки, пышки.

Наливайте, не стесняйтесь,

Сладким чаем забавляйтесь!

Х о з я й к а. Всех гостей приглашаем в нашу чайную! Слайд 15.

Список используемых ресурсов:

  1. https://muzofond.fm/search/наш%20красавец%20самовар – песня плюс;
  2. http://webkind.ru/text/67330581_52507516p931924281_text_pesni_nash-krasavec-samovar.html - текст песни;

Приложение.

1.

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

       Припев:

 Самовар поет-гудит,

 Только с виду он сердит.

 К потолку пускает пар

 Наш красавец самовар!

  2.

  Самовар пыхтит, искрится –

  Щедрый, хрупкий, золотой.

  Озаряет наши лица

  Он своею добротой.

    3.

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.

Цели занятия:1.    Познакомить детей с правилами дорожного движения.2.    Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.

Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...

"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....