«Духовно-нравственное воспитание в начальной школе»
статья (4 класс)

Бабакова Ирина Викторовна

В статье рассмотрены возможные формы и методы работы, напрпвленной на духовно-нравственное воспитание младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_babakova.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на РМО

«Духовно-нравственное воспитание в начальной школе»

учителя начальных классов МКОУ «Новоусманская СОШ №3»

Бабаковой Ирины Викторовны.

Воспитанием детей в основном занимаются семья и образовательные учреждения. Роль и тех, и других для ребенка колоссальна, исключение из воспитания любого из звеньев приводит к плачевным последствиям.  Семья традиционно является источником таких нравственных ценностей, как любовь, дружба, верность, честность, забота о старших и т.д. Школа – развивает интеллект, дарит ребенку знания, помогает в поисках истины, учит творчеству. Семья и школа  обязательно должны взаимодополнять друг друга. Вместе они должны давать ребенку знания о таких общечеловеческих ценностях, как ответственность, справедливость, чувство долга, патриотизм.

Задача школы - поддерживать авторитет родителей, воспитывать уважение к семье и семейным ценностям.  Мероприятия по формированию семейных ценностей проводятся в каждой школе. Их цель -  сплотить родителей и детей в единое целое; формировать в семье условия для личностного роста и развития ребенка через возрождение семейных традиций, укрепление духовных ценностей семьи, повышение ее культурного уровня.

 Я хотела бы поделиться опытом своей работы по укреплению  привязанности  ребенка к родителям, воспитанию  чуткого отношения к ним, уважения к их труду.  Я использовала такие формы работы:

1. Тематические классные часы, воспитательные мероприятия  рассказывающие  об исконных ролях матери и отца, бабушки и дедушки, о том, что в семьях принято уважать своих близких и помогать им. («Семья и семейные ценности»,  «Я горжусь своей семьей», Права и обязанности в семье»,  «В кругу семьи» и другие).

2. Сюжетно-ролевые  игры «Мама на работе»  (в ходе которой  участникам нужно было в течение 3 минут изобразить профессию своей мамы и рассказать об особенностях  её работы), «Семья принимает гостей», «Семейный портрет».

3. Выставки рисунков:  «Милой мамочки портрет», «О папе с любовью», «Моя семья» и другие.

4. Изготовление подарков для близких своими руками.

5. Совместные семейные праздники и спортивные мероприятия. ( «День матери», «День отца», «Спортивная семья», « А ну-ка, бабушки!» и другие).

6. Проекты:

«Моя родословная» (Дети  составляют свое семейное древо, готовят рассказ  об истории своего рода, придумывают для своей семьи символику (герб семьи, флаг семьи, девиз семьи, гимн семьи).

«Кто нас защищает» ( Дети рассказывают о своих близких – участниках боевых действий; работающих в полиции, МЧС, скорой помощи и т.п.)

«Наша дружная семья»

В семейных традициях заложена великая сила семейного воспитания. Дети собирают и представляют материал о семейных традициях, совместных делах и путешествиях, оформляют фотовыставку «Семейные увлечения».

«Школа кулинаров»

Проект направлен на изучение кулинарных традиций семьи, приучение ребёнка к приготовлению пищи, к заботе о близких.

«Мои ветераны»

Ребята ищут информацию о своих родственниках - участниках Великой Отечественной войны и представляют её в классе.

7. Исследовательские работы

«История России в истории моей семьи»

Работу выполнила ученица 4 «Г» класса Радионова Ирина. На примере своей семьи она пронаблюдала такие исторические этапы, как революция 1917 года, раскулачивание,  Великая Отечественная война, послевоенное восстановление страны, период восстановления храмов после развала СССР. Исследовательская работа была представлена в классе, cтала  призёром на  I районной конференции «Мудрые совята», а также заняла I место во всероссийском конкурсе исследовательских работ «Весеннее вдохновение».

«Герои моей земли»

На одном из классных часов мы узнали, что прадедушка нашего одноклассника, Галкин Александр Михайлович,  является Героем Социалистического Труда и ему установлен памятник в Новой Усмани. В школе ребятам часто рассказывают о героях Великой Отечественной войны и их боевых подвигах.  Наши современники тоже становятся героями, спасая людей  во время пожара,  помогая утопающим.  Но что такое необычное нужно сделать, чтобы стать  Героем Труда?

Чтобы ответить на этот вопрос,  мы  провели  коллективную исследовательскую работу о всех Героях Социалистического Труда, прославивших Новую Усмань.  Материалы для исследования ребята искали в сети Интернет на сайтах «Википедия», «Герои страны», в печатных изданиях «Край Воронежский», «Золотые звёзды земли Воронежской». Удалось получить сведения из воспоминаний родственников о семи Героях труда. В семейных архивах были найдены публикации о Героях труда в газетах «Новоусманская нива», «Масловские вести», «Путь Ленина», «Советский патриот», «Вечерняя Москва» разных лет издания - от  1976 до 2015. Совместно мы провели анализ полученных данных и обобщили материал.

Исследовательская работа была представлена на III районной научно-практической конференции учащихся начальной школы «Мудрые совята», учащиеся 2 «Г» класса стали призёрами.

«Династия Тепловых»

Сейчас ученик 3 «Г» класса Кондратьев Лев проводит исследовательскую работу «Династия Тепловых». Его прадедушка и прабабушка - зоологи Владимир Порфирьевич Теплов и  Евгения Николаевна Теплова, дедушка и бабушка – орнитологи Теплов Виктор Владимирович и Теплова Валентина Павловна – работали научными сотрудниками Печоро-Илычского биосферного государственного заповедника республики Коми.

8.  Встречи с интересными людьми.

Мы побывали в Поисково - спасательном центре г. Воронежа, познакомились с настоящими героями. Один из них – дедушка нашей одноклассницы Гавриловой Даши.

Важным достижением такой работы  стало  воспитание чувства  гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателями лучших качеств своих предков. Семья становится сплоченной, родители помогают детям и наоборот.

Вывод

Ценности семьи и ее традиции необходимо взращивать, ухаживать за ними и беречь, ибо это лучшее, что у нас есть. Формирование семейных ценностей – долгий и творческий процесс. Это процесс переноса всего самого лучшего из семьи своих родителей в свою собственную семью: выстраивание теплых и дружеских отношений, уважение и доверие, ответственность за свои поступки, умение прощать, доброта и забота, любовь и терпение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы на уроках чтения

Проблемы духовно-нравственного воспитания на уроках чтения в начальной школе....

Программа духовно-нравственного воспитания в начальной школе « В мире добра»

Счастье видеть мир и рассказывать о нем людям, умение чувствовать прекрасное, подбирать нужное слово, чувствовать радость открытия – все это наполняет сердце и душу великим счастьем. Особый наст...

Программа по духовно - нравственному воспитанию в начальной школе "Я и окружающий мир"

Формирование  норм нравственного поведения, развитие личностных качеств учащихся...

Проектная деятельность как основа духовно-нравственного воспитания в начальной школе

Презентация    создана для проведения  обучающих семинаров  учителей начальных классов и посвящена основным моментам проектной деятельности:видам проектов и  их использованию ...

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся начальной школы «Русь Златоглавая. Ты – её частичка».

Срок реализации программы 4 года, возраст воспитанников 7-10 лет.С первого класса ребята принимают участие в работе школьного духовного центра «Светоч», проводятся факультативные занятия «Изучаем осно...

РОЛЬ СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья о значении воспитания в семье в жизни ребенка, об основных проблемах современного духовно-нравственного развития и путях их решения...