Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению.
статья
Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива и пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше учиться
Успех - важнейший стимул учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. Впечатление от успеха бывает так велико, что может пересилить даже сложившееся отрицательное отношение к учению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uspeh.docx | 29.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению.
Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива и пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше учиться
Успех - важнейший стимул учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Они любят, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. Впечатление от успеха бывает так велико, что может пересилить даже сложившееся отрицательное отношение к учению.
На уроке нередко складывается ситуация, когда ученик достигает особого успеха: правильно ответил на трудный вопрос, высказал интересную мысль, нашёл необычное решение. Его хвалят, некоторое время на нём сосредотачивается внимание класса. Такая ситуация может иметь большое значение. Активность ребёнка вызванная стремлением к похвале и всеобщему одобрению, переходит в неподдельный интерес к самой работе.
Если научиться управлять такими ситуациями, то можно влиять не только на отдельных учащихся, но и одновременно на целый класс. Младшие школьники склонны считать самым главным то, за что их хвалят или ставят в пример, поэтому содержание похвалы и её формулировка имеют большое значение в зависимости от тех задач, которые стоят перед учителем: хорошо выполненное домашнее задание, усвоение каких- либо знаний. Таким образом, ситуация успеха помогает учителю решать важнейшие задачи обучения и воспитания.
В ходе учебного процесса часто складываются условия, благоприятные для ситуации успеха: знакомство с новой информацией, творческое задание, проблемные вопросы. Однако, как правило, эти условия благоприятны для успевающих учеников, так как они знают материал, с удовольствием добывают новую информацию, прислушиваются к советам учителя. А слабоуспевающие информацию школьники обычно стараются не участвовать в работе класса, поэтому не приходится и говорить об их успехах. Следовательно, ситуации успеха для таких школьников надо создавать искусственно.
В любом учебном материале можно найти трудные и лёгкие задания. Учитель должен предложить для начала лёгкое и занимательное задание. Пусть ребёнок поверит в свои силы. Таким образом доступное содержание учебного материала способствует возникновению ситуации успеха. Ученика нужно сравнивать не с другими учениками, а с его прежними работами, т. е. оценивать продвижение.
Например, анализируя лучшие работы, учитель обращает внимание детей и на такую, в которой отлично выполнены лишь отдельные элементы задания, и подчёркивает, что ученик «раньше этого не умел, а теперь научился».
При организации ситуации успеха необходимо знать индивидуальные особенности ребёнка, иначе такая ситуация может обернуться неудачей и привести к обратному результату. Есть дети, которые не любят, чтобы на них обращали особое внимание. Все эти моменты очень важны. Ситуация успеха может «сорваться» из-за неосторожного слова учителя. Всё это нужно учитывать в своей работе.
Успех достигнутый без особого труда, часто забывается. Уже на следующем уроке у некоторых учащихся нет и следа той увлечённости, что была накануне.
Продолжить работу можно двумя путями: организовать на других уроках новые ситуации успеха, не связанные с предыдущей; напомнить о предшествующем успехе и определить новые задачи в рамках того же предмета.
Из всего изложенного можно заключить, что ситуация успеха - это эффективное средство формирования положительного отношения к учению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»
Классный час на конец учебного года...
Урок окружающего мира по теме "Опасные и безопасные ситуации"
обучить детей навыкам ориентировки в ситуациях и принятия рациональных решений для предупреждения поступков, разрушающих здоровье ...
Создание проблемных ситуаций на уроках "Мир вокруг нас"
Проблеммные ситуации, вопросы....
Презентация выступления на МО "Ситуация успеха как средство положительной мотивации"
http://www.k-yroky.ru/load/84-1-0-5490...
Урок ОБЖ 1 класс«Опасные ситуации на дорогах и способы их предотвращения». «Меры пожарной безопасности в быту». «Действия в экстремальных ситуациях и угрозе террористического акта». «Правила безопасности на воде».
Урок - безопасности....
"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.
Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....
Ситуация успеха и ситуация неуспеха
Мотивация не оказывает прямого влияния на качество работы, так как оно зависит ещё и от способностей. Но она влияет на старания ученика. Задача учителя состоит в том, чтобы ученик был постоянно мотиви...