Работа с учащимися
материал

Кузьмина Наталья Сергеевна

Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Работа с учащимися, имеющими низкую мотивацию учебно-познавательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_uchashchimisya.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание в условиях модернизации современной российской системы образования, приобретает особую актуальность.

Данный социальный заказ направил нашу педагогическую деятельность в русло активной работы с детьми названной категории, и потребовал пересмотреть систему поддержки и развития способных учащихся. Мы ставим перед собой цель: создать благоприятные условия, способствующие развитию и реализации способностей детей.

•работа по плану индивидуального обучения;

•включение учеников в исследовательскую деятельность по интересам;

•внеклассные мероприятия, направленные на активизацию учащихся в учебной деятельности;

Первоочередной задачей в организации обучения одаренных детей и детей с повышенной мотивацией является выявление и определение своеобразия их одаренности с целью создания условий для наиболее полного раскрытия их талантов и способностей.   Диагностика одаренности всегда представляет собой сложную проблему, поэтому  целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: наблюдение за детьми, анкетирование  детей, родителей и учителей, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой  деятельности детей, тестирование.

Самая распространенная форма организации внеурочной деятельности ребят по интересам  – предметные кружки. Они в основном предназначены для учащихся, интересы которых выходят за рамки программы, но не исключают возможности посещения их и другими учащимися. На занятиях предметных кружков все участники найдут себе дело по душе.

Одна из основных практических задач современного образования – формирование у школьника основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения. Начинать работать в данном направлении желательно с первого класса. В этом возрасте ребенок удовлетворяет свои естественные потребности: огромное желание новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно «открывать Америку» вокруг себя. Поэтому дети с большим удовольствием становятся исследователями.

Учение  -   это   целенаправленный   и   мотивированный    процесс,   поэтому   задача   учителя   состоит  в  том,   чтобы   включить   каждого  ученика    в   деятельность,   обеспечивающих   формирование  и   развитие   познавательных  потребностей   -   познавательные   мотивы.

Работа с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, требует от педагога усиленной подготовки, каждодневного кропотливого труда по развитию личности ребёнка. Учитель работает не только на развитие специальной интеллектуальной одарённости ученика, но и на развитие олимпиадного движения. При работе с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, учитель использует личностно-ориентированный, дифференцированный подходы в обучении, вовлекает учащихся в исследовательскую работу, побуждает выдвигать идеи, анализировать литературу и материалы сети Интернет.

Принципы работы:

- прививать стремление к приобретению знаний;

- поощрять инициативу детей,  их самостоятельность в учебе и развитии.

Контроль  развития познавательной деятельности:

- создание для ученика ситуации  уверенности в своих знаниях;

- сотрудничество учителя и ученика;

- гарантирование ученику права на повышение оценки;

- поощрение ученика.

При  работе  с   учащимися,    имеющими   повышенную   мотивацию   к   учебно-познавательной    деятельности    в   процессе    обучения     можно   использовать   следующие   методы:

1)  переход   учителя  с  позиции   носителя   знаний  (дающего   знания)  в  позицию   организатора    собственной   познавательной   деятельности,   т.е.  учитель  управляет    познавательной  деятельностью  ученика.

2) мотивация  познавательной   деятельности.  В   результате   у   ученика   формируется   либо   интерес,   либо   устойчивое   положительное   отношение   к   предмету.

Интерес   к  изучению  вопроса   зависит  от   убеждённости   учащегося  в   необходимости   данного   вопроса.    Наличие    интереса  -  необходимое   условие   обучения.   Чем   выше   интерес,   тем  активнее  идёт   обучение,   тем   лучше   результаты.   Наоборот,  чем  ниже  интерес,   тем   формальнее   обучение,    хуже   результаты.

Учащимся   с  повышенной   мотивацией   к   учебно-познавательной  деятельности  рекомендуется   давать   творческие   и   самостоятельные   работы;   использовать   коллективные   способы  обучения (организация   работы   ученика   с   учеником  или  ученика  с  источником   знаний).   У  одноклассников   проще   спросить   непонятное,   попросить   объяснить,  а  тот   кто  объясняет   ещё   лучше   усваивает   пройденный   материал.

Глубокие,   прочные,   а   главное  осознанные   знания   могут   получить   те   школьники,  у   которых   развита   не   столько   память,  сколько   логическое   мышление.   Начальным  моментом   мыслительного   процесса   обычно   является   проблемная   ситуация.   Мыслить   человек   начинает,   когда   у  него   появляется   потребность   что-то   понять.   Мышление   обычно  начинается    с   проблемы    или   вопроса,   с  удивления   или   недоумения,   с   противоречия.  Главное   не   просто   увидеть  проблему,   а   понять   и  захотеть   её   решить.

Создание    проблемной   ситуации  -  это  лишь  начало  обучения.  Затем  учащиеся   сами  (под  контролем  учителя)  должны  проанализировать  ситуацию,   точно   сформулировать   учебно-познавательную   проблему,   выдвинуть  гипотезу   и  доказать  её.    И  тут   учителю  надо  быть очень  осторожным:   чтобы,   попав  в   положение   невозможности   ученик  не   отчаялся,   надо   вовремя   прийти   ему   на   помощь. Когда  результат   получен   и  ученик   гордится   своими   достижениями,   учитель   может   считать   свою   работу   выполненной.  Ведь   школьник   почувствовал   прелесть   открытия.

Можно   использовать  домашние  задания,  которые   позволяют   выдвинуть   на  следующем   уроке  учебные   проблемы,  поставившие   школьника   дома   в   тупик.

За  время   учёбы   в  школе   учащиеся   решают   массу   различных  математических  задач,  схожих   только  в  одном  -   почти   все  они   стандартны.   Есть   некие   алгоритмы,   которые   употребляются   до   автоматизма.    Однако   ученики,    как   правило,    не   могут   справитьсяс   нестандартной    задачей,   выходящей   за   рамки    привычных  алгоритмов,  даже  если   для   её   решения   не   нужно   дополнительных   знаний.

           Вера  в  то,  что  личного   опыта   достаточно   для   успеха,   затягивает   решающего,  а   увлечённость   поиском   решения  проблемы  -  главная  движущая   сила   творческой  активности.

В  качестве  задач  для   работы  с   учащимися   интересующимися   математикой   не   надо  предлагать   как  слишком   простых,   так  и   слишком   сложных  задач.    Они  не   оказывают   существенного   влияния   на   интеллектуальное   развитие   учащихся.  Для   развития   учащихся   задача   должна  быть  трудная,   но   посильная  для  них.

Но  всё  же  работа   с   сильными   учащимися   по  математике  -   работа   «штучная».   Поэтому   без  индивидуальной   работы   вне  урока  не   обойтись.

Олимпиада – наиболее  распространённая  и   яркая  форма  работы   с  одарёнными   детьми.   Проводятся  школьные,  районные,   городские,   областные олимпиады.  В  результате  их  проведения   выявляются   способные   к   определенному предмету   школьники.     А   планомерная    работа   по  их   подготовке   к   участию   в   олимпиадах  выливается   в   серьёзное   изучение  специальных   разделов   данных предметов.

При   решении  олимпиадных   задач    ученики   должны   проявить   смекалку  в   нестандартной   ситуации.   Но   для  успешного   выступления   учащихся   на   олимпиадах   нужно   прорешать  с  ними   как  можно  больше   подготовительных   задач

             Интерес учащихся к предмету зависит, прежде всего, от качества постановки учебной работы на уроке.

          

Памятка по работе с учащимися, имеющими повышенный уровень способностей:

  1. Ознакомиться с данными психологов (ведущий тип памяти, мышления, объём внимания, карта интересов, профессиональная направленность).
  2. Организовывать индивидуальную работу на уроке:

•      определить меру трудности задания;

•      создать индивидуальный план работы на уроке;

•      разработать систему продуктивных заданий.

  1. Вести исследовательскую деятельность с учётом интересов ученика.

Консультировать родителей по вопросам:

•      круга интересов учащихся; трудностей в учебе;

•      индивидуальных особенностей.

  1. Организовать мониторинг влияния исследовательской деятельности учащихся на качество знаний.
  2. Устраивать представление итогов исследовательской работы учащихся
  3. Практиковать:

1)      учебные сообщения;

2)      опережающие задания;

3)     наблюдение над языковым материалом, включая наблюдения над языковыми явлениями;

4) разные виды творческих работ с учётом жизненного опыта детей и имеющегося материала;

      5)  применение разноуровневых заданий, тестов;

      6)  участие в кружках, факультативах;

      7)  работу над проектами;

      8)  участие в олимпиаде школьников;

      9) обязательное поощрение.

 В основу работы с мотивированными детьми положены следующие принципы: 
1) принцип воспитывающего обучения - учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения, развивать волю и целеустремлённость; 
2) принцип ориентации на успех - каждый ученик имеет право быть умным на уроке; 
3) принцип ориентации на зону ближайшего развития - заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше; 
4) учёт результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок. 

Актуальность проблемы организации работы с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, продиктована и определяется не только психолого-педагогическими, но и социокультурными детерминантами. Способная творческая личность является гарантом процветания общества, так как одарённость при благополучных условиях трансформируется в конкретную деятельность, которая способствует научно-техническому и культурному прогрессу.

пп

Мероприятия

Сроки

1.

Продолжение изучения психологических особенностей учащихся (речи, мышления, памяти). Диагностика одарённых детей, результаты групповых тестирований, социологических опросных листов.

в течение года

2.

Создание банка данных с систематизацией по видам одаренности.

октябрь

3.

Вовлечение школьников в деятельность кружков, факультативов, в школе и в учреждениях дополнительного образования по интересам и склонностям.

сентябрь

4.

Работа с родителями, опросы, анкетирования, консультирование.

в течение года

5.

Организация индивидуальной и групповой работы с одарёнными детьми.

в течение года

6.

Участие в школьных, интеллектуальных, музыкальных, художественных и творческих конкурсах.

в течение года

7.

Участие учащихся в международных и всероссийских предметных конкурсах и сетевых проектах.

ноябрь

декабрь

8.

Участие  конкурсе защиты творческих проектов

«Я - исследователь»

май

9.

Участие в школьных конкурсах рисунков и поделок

в течении

года

10.

Участие в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой.

в течение года

11.

Участие в общешкольных праздниках.

в течение года

12.

Проектная и исследовательская деятельность на уроке.

в течение года

13.

Использование ИКТ для организации работы с одарёнными детьми.

в течение года

14.

Создание портфолио учащихся.

в течение года

15.

Участие в школьных днях здоровья, в соревнованиях «Весёлые старты».

в течение года

16.

Интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Ребусы, шарады, головоломки» и др.

в течение года

17.

Активное привлечение к деятельности в рамках программы всех участников педагогического процесса, в том числе и родителей учащихся.

в течение года

Работа с учащимися, имеющими низкую мотивацию

учебно-познавательной деятельности.

1)Задача педагога – проявить у учащихся интерес к предмету, заинтересовать положительной динамикой успеха, развивать обще учебные навыки, логическое мышление, критическое мышление, воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели.

2)Для повышения познавательного интереса использую проблемные ситуации, решение задач с практическим содержанием, информационные технологии (устные интерактивные задания, решение заданий на сайте «Сдам ГИА», «Сдам ЕГЭ», онлайн тестирование, демонстрационный материал «Живая математика»), использую ситуации успеха.

3)Положительное отношение к учению формирую путём создания образовательной среды, в которой есть определённая система уроков (получения знаний, уроков - закрепления, проверочных работ, уроков - коррекции и систематизации знаний), предусмотрены консультации, пересдача неусвоенного материала, взаимопомощь, работа консультантов, зачёт в конце четверти (обязательный минимум для получения удовлетворительной оценки). Таким образом, у учащихся всегда есть возможность проявить себя, исправить положение в учёбе. Положительное отношение к учению помогает поддерживать доброжелательный, справедливый, требовательный тон общения с учащимися, основанный на взаимном уважении и дисциплине.

4)При изложении нового материала ученикам, имеющим низкую мотивацию

учебно-познавательной деятельности, всегда нужно поддерживать интерес к учебе: поощрять их, создавать ситуации успеха (попросить прокомментировать, объяснить, вычислить), опираться на наглядно-образное мышление, приводить яркие примеры. При подготовке теоретического материала им рекомендуется составлять опорный конспект, план ответа, привести свои примеры.

При отработке навыков решения даёт хороший результат «Донская технология» - РЕШИ ПРИМЕР У ДОСКИ ЕЩЁ РАЗ. Этот приём заставляет учеников следить за работой у доски вдумчиво и позволяет слабым учащимся проявить себя понимающим учеником.

На обучающих самостоятельных работах привлекаю консультантов - помощников учителя. Ими становятся ученики, решившие раньше других задание правильно.

При организации работы в парах, в группах на уроках и после урока сильному ученику даю задание обучить слабого. При успешном решении задания по теме слабым учеником положительную оценку получают оба.

При фронтальной работе интересна и полезна игра «Математический футбол», которая предусматривает предпочтение ответа слабым учеником и поддержку его всей командой. (За ответ слабым учеником команда получает максимальное число баллов)

При проведении письменных проверочных работ слабые ученики получают адресную помощь или работают индивидуально у доски под руководством учителя. На каждом уроке я стремлюсь выделить время для индивидуальной работы со слабыми учениками, так как после уроков они работают без желания и воспринимают это как наказание.

При обучении слабых учеников хороший результат даёт работа по карточкам «Реши по образцу», «Карточки коррекции знаний» (короткий справочный материал, примеры, примеры для самостоятельного решения), использование дополнительной литературы «Математика. Экспресс-подготовка» Ф.Ф. Лысенко).

Для поддержки слабоуспевающих учеников оказываю помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.), провожу дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

Обязательны стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др) и контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др).

При подготовке домашнего задания в крайнем случае разрешаю слабым ученикам разобраться в решении задач на сайтах «ГДЗ» с последующим обязательным решением у доски.

5)Для профилактики неуспеваемости использую приёмы дифференцированного обучения: объясняю всем на доступных примерах, закрепляю на уровне выше среднего. Далее сильные ученики работают у доски по очереди или самостоятельно, а со слабыми учащимися я работаю индивидуально у доски, таких учеников одновременно может быть 3-4.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика:

1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

3. Индивидуальный подход к учащемуся.

4. Специальная система домашних заданий.

5. Усиление работы с родителями.

Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

Мероприятия

Срок

1.    Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

В течение учебного года

3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока

 

В течение учебного года.

5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

 

6.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

 

7.Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

 

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

 

В течение учебного года.

 

9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексные контрольные работы для учащихся 4 классов

Данные тесты позволят провести диагностику уровня компетентности учащихся, т.е способность действовать самостоятельно при решении практических задач....

Активные методы обучения при работе с учащимися младших классов

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организов...

Индивидуальные особенности учащихся (Работа с учащимися сильных учебных возможностей)

Индивидуальные особенности учащихся (Работа с учащимися сильных учебных возможностей)...

Опыт работы: «Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»

Опыт работы на тему:«Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»...

Дипломная работа на тему: «Работа с учащимися, имеющими нарушения письменной речи"

Специально организованная логопедическая работа по преодолению нарушений письма у учащихся 4 класса общеобразовательной школы....

Доклад по самообразованию по воспитательной работе Тема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.

Доклад по самообразованию по воспитательной работеТема:  Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе....

Статья на тему: "«Использование пиктограмм в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья» (из опыта работы)".

Я, Семикова Марина Владимировна, работаю учителем в  школе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Более 10 лет работаю с неговорящими детьми.  В своей статье хочу поделиться с колл...