Классный час
классный час (3 класс)

Классный час "Поговорим о доброте " 2- 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_pogovorim_o_dobrote.docx48.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа

село Калининское Марксовского района Саратовской области

Классный час (2-3 класс)

«Поговорим о доброте»

учитель Ауташева Ж.Б.

дата проведения:31.10.2018 г

Тема классного часа:  «Поговорим о доброте»

Цель:

-  Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;

  • расширение знаний  о роли доброты в жизни каждого человека;

Задачи:

-   учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;

-  воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;

-   развивать творческие возможности детей.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.          

Материалы для детей: рисунок  солнышка, рисунок Дерева Доброты, карточки со словами.

Ход занятия

Учитель: Ребята, добрый день! Начинаем наш классный час. Но прежде, давайте поприветствуем гостей, которых мы очень рады видеть; повернитесь к ним и поздоровайтесь; повернитесь друг к другу, улыбнитесь и с хорошим настроением присаживайтесь. Все ли готовы? Нам сегодня понадобятся: хорошее настроение, внимание, память, смелость. Вы готовы? Тогда начнём.

На уроках рисования вы узнали, что цвета бывают теплые и холодные. Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны на карточках теплых цветов, и составьте из них слово. (Слайд1)

На доске: Д У М О Б Л Р К О С Т А

Дети составляют слово – "Доброта".

Читает  Катя Бокарева

Ученик.

Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец...

Дети. Доброта.

Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (Ответы детей) Верно, о доброте. А как вы понимаете это слово? (Что-то хорошее, светлое) Доброта – это чуткость, отзывчивость, хорошее отношение ко всему вокруг.

Учитель - Какого человека можно назвать добрым?

(Добрый человек – это тот,  кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)

-Чтобы подробнее разобраться в этом вопросе,  давайте обратимся к словарю и узнаем, что такое доброта. (слайд 2)

- В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется, как «отзывчивость, душевное расположение к  людям, стремление делать добро другим». Доброта - всё положительное, хорошее, полезное.

У слова «доброта» есть много родственных слов:

добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый

добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный

доброжелательный - желающий добра

добропорядочный - приличный, достойный одобрения

добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом

добросовестный - честно выполняющий свои обязанности

Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.

Работа с пословицами

- В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными.  

Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему.

Вспомните некоторые из них:

Дети. Добра желаешь – добро и делай.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Добрая ссора лучше худого согласия.

 Добро наживай, а худо изживай.

Добро не лихо – ходит тихо.

Добро помни, а зло забывай.

Доброе дело само себя хвалит.

Доброе начало – половина дела.

Доброе слово и кошке приятно.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

Доброе слово – это доброе дело.

Доброта без разума пуста.

 Добрый конец – всему делу венец.

Добрый совет ко времени хорош.

 Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль.

 Добрым быть – добрым слыть.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Добро и во сне хорошо.

 Доброму – добрая память.

 На свете не без добрых людей.

 Доброе дело и в воде не тонет.

 С добрым жить хорошо.

Игра «Собери пословицу»

 

-Как вы понимаете смысл пословицы «Доброе слово лечит, а злое калечит».

Беседа о вежливых словах.

Учитель. - Подумайте и ответьте, что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (ответы детей)

Учитель. - Есть пословица: «Доброе слово и кошке приятно».

-Как вы понимаете эту пословицу? Конечно же, это добрые, теплые слова. Эти слова еще называют «волшебными словами». 

-Какие?  Назовите их. (Ответы детей: спасибо, пожалуйста, простите, “доброго здоровья”, “счастливого дня”, “будьте добры” и т. д.)

Учитель. - Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние этих слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)

Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы сейчас часто встречаемся в жизни. Что они означают?

Говорят дети:

- Добро пожаловать! (Вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти  в дом и т.д.)
– В добрый час! (Пожелать удачи, благополучия при начинании какого-либо дела.)
– В добрый путь! (Доброе пожелание тому, кто уезжает куда-нибудь.)
– Дать добро. (Дать согласие, разрешение, одобрение.)
– Получить добро. (Получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.)

Игра «Вежливые слова»

У. - Давайте поиграем. Я прочту стихотворение, а вы доскажите подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро -

При встрече здороваться ... (“Доброе утро!”)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит: ... (“Добрый день!”)

Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)

Растает ледяная глыба

От слова доброго ... (“Спасибо!”)

Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)

И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)

Всем вам с большой любовью

Желаю… (Крепкого здоровья.)

Вывод учителя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.

Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.

Учитель: Как выдумаете, легко ли быть по- настоящему добрым?

- Нет (ответы детей)        

– Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем воспитывать в себе ее – Доброту.

Читает стих. Кинжигалиев Самир

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем-совсем непросто,

Не зависит  доброта от роста.

Доброта приносит людям радость,

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Учитель. - Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым?

                  – А как стать добрым? С чего надо начать?

– Начни становиться добрым с небольшого дела. Не стыдись оказывать помощь, маленькие услуги своим товарищам, близким.

– Когда мы совершаем добрые дела, иногда нам приходится жертвовать собственными интересами. Например, тебе хочется сидеть в автобусе, но ты уступаешь место женщине. Или тебе хочется поиграть, посмотреть телевизор, но ты делаешь уборку в доме. И от этого ты становишься не только добрее, но и сильнее.

– Доброту в себе надо “тренировать”: совершать добрые поступки, замечать в людях хорошее.

 Читает стих Сулейманов Даулетьяр

Ученик.

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я отвечу тебе прямо:
Это – мама, мама, мама!

– Но бывает и так. Некоторые ребята боятся совершать красивые поступки, например, уступить место девочке, помочь ей одеться. Им кажется, что на них все смотрят и будут смеяться. Такие страхи вредны для характера. От них обязательно нужно избавляться. И это тоже возможно.

Учитель.  -Какие добрые поступки,  дела совершали вы?

Ответы детей.

Читает стих Мутубуллаева Аделина

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

Учитель. Посмотрите сценку по Дональду Биссету "Сказка про слона, про костер и про белую уточку".

Автор. Жил-был на свете слон, очень большой, совсем некрасивый, но очень добрый. Однажды он пошел гулять. Шел, шел и пришел к пылающему костру. Возле костра грелась белая уточка, а рядом был пруд. Уточкин пруд.
Слон остановился, чтобы полюбоваться и на костер, и на его отражение в воде, и на белую уточку. Но тут набежала тучка, стал накрапывать дождь. Костер испугался.

Костер. Если дождь разойдется, я погиб!

Уточка. Ах, что ты, не плачь, не то сам себя зальешь слезами.

Костер. Постараюсь.

Слон. Не унывай, дружище, я на тебя подую!

Автор. Костер чуть разгорелся и повеселел. Но дождь лил все сильнее и сильнее.

Слон. Уточка, лети к тучке и скажи, чтобы она перестала поливать дождем.

Автор. Уточка полетела к тучке и все ей рассказала. Тучка извинилась и улетела в другую сторону.

Не жалея сил, Слон дул и дул на костер, и костер разгорелся ярче прежнего. Он был очень доволен, но теперь Уточка  загрустила.

Слон. Что с тобой?

Уточка. Я... я... я... так люблю дождик. Все утки любят.

Слон. Ну,  этому горю легко помочь.

Автор. Он опустил хобот в пруд, набрал по - больше воды и обдал уточку настоящим ливнем. Уточка захлопала крыльями и закрякала от удовольствия.

Уточка. Настоящий дождь! Даже лучше, чем дождь!

Автор. Слон снова опустил хобот в пруд, набрал по - больше воды и опять полил на белую уточку дождем. А потом набрал по - больше воздуха и подул на костер.

Но вот пришло время возвращаться ему домой. Слон сказал "до свидания" и пошел. Когда Слон исчез из глаз, Уточка подбросила в костер веточек, спрятала голову под крыло и заснула...

Учитель. Как вы думаете, можно ли одновременно делать несколько добрых дел?

Ответы детей.

Учитель. А если бы все люди были подобны этому слоненку, каким бы стал мир?

Ответы детей.

Беседа о волонтёрах

Внимательно послушайте фразы  и догадайтесь, о каком человеке идет речь.

  • Этот человек – помощник, он помогает тем, кто в этом нуждается.
  • Этот человек сам решил делать добрые дела! Его никто не заставляет!
  • Этот человек приносит в мир тепло, добро и счастье. Он помогает людям, животным и природе. Он живёт не только для себя!
  • Этот человек вносит вклад в разные мероприятия, концерты, соревнования, Олимпиаду…Он не просит денег за свою работу!

Еще подсказка   (Плакат руки)

- Что вы видите?

-А как вы думаете, почему ладошки разного цвета? Как то связано с человеком которого мы с вам отгадываем?

 (Потому что в мире  все люди разные)  Руки все разные, посмотрите друг на друга, мы  тоже все разные, у нас разный цвет глаз, волос, разный рост, голос, возраст и многое другое, но у каждого из нас есть сердце!

Часто говорят такую фразу  горячее сердце.

  • О каком человеке говорят горячее сердце?  

О добром, отзывчивом, бескорыстном, совершающим полезные добрые дела, готовом прийти на помощь.

Вот такие люди с горячими, отзывчивыми сердцами называются волонтерами.

У волонтера есть своя жизнь, семья, работа, а в свое свободное время  он старается помочь тем, кому это необходимо.

Стремление помочь идет от души, поэтому волонтером невозможно стать надуманно или неосознанно.

Как правило, все стремления волонтеров происходят от сердца, которое им подсказывает, где и как они могут делать что-то полезное для других людей.

Открытая ладонь и сердце считаются символами волонтеров.

  • Как вы думаете, каким самым главным качеством должен обладать волонтер? (Он должен быть добрым).

6 декабря 2017 года президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ о том, что 2018 год в РФ станет Годом добровольца и волонтера.

Волонтеры, добровольцы помогают людям, не имеющим возможности помогать себе сами это:

  • пожилые люди,
  • люди, потерявшиеся или ищущие пропавших без вести близких и родных,
  • люди пострадавшие в войнах, стихийных бедствиях (землетрясения, цунами, лавины и пр.).

Добровольцы оказывают помощь:

  • ветеранам, инвалидам,
  • тяжело больным,
  • воспитанникам детских домов,
  • пожилым одиноким людям.
  • беспризорным детям, бездомным, голодным, беженцам и многим другим,
  • спасателям, медикам и т. п., например: участие в прочёсе местности при поисках заблудившегося человека, опрос населения и т. д.
  • сопровождают народные шествия "Бессмертный полк",
  • разыскивают незахороненных павших воинов,
  • участвуют в благоустройстве воинских захоронений, и Аллей Славы,
  • участвуют в проведении субботников и экологических акций,
  • участвуют в мероприятиях по сохранению и защите памятников истории и культуры,
  • привлекаются к организации и проведению массовых, международных и спортивных мероприятий, реализации различных культурных проектов.

Ежегодно проходят общероссийские добровольческие акции "Весенняя неделя добра" (в апреле) и "Час добра" (5 декабря в Международный день добровольцев).

-Ребята, у нас в районе будет проходить акция «Подари добро», посвященная Международному Дню инвалида с 5 ноября по 26 ноября. Я думаю, мы с вами можем принять участие. Нужно сделать сувениры и поделки для людей с ограниченными возможностями.

                 Создать коллаж «Солнце доброты»

Учитель. - В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта.  Добрый человек  – это тот, кто любит людей и помогает им, обладает этими качествами.  На листах - лучиках написаны  человеческие качества,   надо выбрать и прикрепить к солнцу:  милосердие, сострадание, ум, трудолюбие, добродушие, наблюдательность, великодушие, любовь, бескорыстие, сочувствие, внимательность, благодарность, уважение, бесстрашие, нежность, скромность, вежливость, улыбка, дружелюбие, честность

Рефлексия

- Ребята, а сейчас мы с вами посадим дерево добрых поступков

Дерево добрых поступков

(Изображено на плакате, без листьев)

Учитель: Какие добрые дела мы можем совершить сами? Выберите листочки с записанными на них добрыми делами для Дерева Доброты:

  • сделать уборку в доме; 
  • навести порядок в школьном дворе; 
  • накормить бездомную собаку; 
  • подготовить концерт для пожилых людей и инвалидов; 
  • отнести вещи в организацию по социальной защите населения;
  • помочь детям сиротам и инвалидам; 
  • сделать кормушки птицам зимой; 
  • сделать скворечники весной; 
  • помочь пожилому человеку нести сумку.

 

Не будем брать листочки с записями:

  • обидеть маму; 
  • поссориться с товарищем; 
  • равнодушно пройти мимо плачущего малыша; 
  • замахнуться палкой на собаку; 
  • не покормить домашнего питомца; 
  • не позаботиться о младшем братике или сестрёнке; 
  • подраться с мальчиками; 
  • не позаботиться о пожилой бабушке. 

-Что полезного для себя узнали вы на этом уроке?

-Почему человеку необходимо быть добрым и человечным?

-Когда человек бывает счастлив?

Учитель: Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.

Как бы жизнь ни летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живём на земле.

- В этот замечательный день я хочу пожелать вам хорошего настроения, удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди.

Наш классный час окончен. Всем спасибо.

Исполняют песню «Если добрый ты»

- Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека».

Лев Николаевич Толстой говорил: «Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».

СИТУАЦИИ

Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте внимательно. Подумайте и скажите, почему совершались добрые дела?

   1.Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя это и было ему не по пути.  В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчик возле него не оказался.

  2.Когда старушка-соседка попросила мальчика купить ей в магазине молоко, он согласился, но заявил, что за это она должна его отблагодарить.

В первом случае – бескорыстно, а во втором – с выгодой для себя.

Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям? (Нет).

   Как бы вы поступили на месте мальчиков?

(Ответы детей). Творите добро ради самого добра, будьте в этом бескорыстны!

Самоанализ классного часа  «Поговорим о доброте».

Цель:

-  Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;

расширение знаний  о роли доброты в жизни каждого человека;

Задачи:

-   учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;

-  воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;

-   развивать творческие возможности детей.         

Подготовительная работа:

а) дети готовят пословицы и поговорки о добре; учат стихи и сценку

б) рисуют рисунки о добре.

в) компьютерная презентация «Доброта».

Для решения данных задач использовались:

- презентация,

-стихи, пословицы и поговорки

- заготовлены «солнышко добра», «дерево доброты»

   

   На классном часе мне хотелось  раскрыть понятия доброты и показать в чем состоит основное назначение человека в обществе.

Повысить уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе. Задуматься о своем месте в жизни.

Для этого  было детям предложено проанализировать высказывания и выразить свое отношение по данной теме, привести примеры своих добрых дел и поступков и дать им оценку, поразмышлять над смыслом пословиц.

На занятии присутствовало триединство целей:

- образовательной: Расширение представлений школьников о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

- развивающей: Совершенствование коммуникативных навыков (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других ребят, умение работать в группе).

воспитательной: Воспитание стремления на совершение добрых поступков.

Которые реализованы были за счёт следующих задач:

- расширить понятие «доброта»;

- развивать коммуникативные навыки, диалоговую речь;

- воспитывать доброе отношение друг к другу, ко всем людям;

- мотивировать детей на добрые поступки.

  Тема занятия очень актуальна в наши дни, т.к. в современном мире в настоящее время утрачено понимание многих нравственных общечеловеческих ценностей.

Тема и материал к занятию подобраны в соответствие возраста и интереса ребят.

Данный классный час ориентирован на новые образовательные стандарты, так как учу определять тему занятия, ставлю перед детьми проблему (что такое добро?,  доброта?), ориентирую на анализ (работа в группах и анализ ситуаций) и умение вырабатывать совместное решение( с обсуждением) и проводить оценку своей деятельности . Все этапы урока были связаны между собой.

Работа в целом прошла содержательно, интересно и организованно.
В ходе мероприятия были различные игры, работа с пословицами, рассказывали стихи учащиеся приобрели знания лексического значения слов «доброта», «спасибо», «благодарю». Мероприятие было направлено на формирование коммуникативных навыков, чувства доброты, вежливости,  дружбы.

Результативность моей работы заключалась в том, что учащиеся в ходе проведения беседы, обсуждения различных жизненных ситуаций, отгадыванию загадок, игры, дети учились вежливо общаться друг с другом. Всем детям были даны волшебные лепестки, на которых были написанные поступки, дети должны были выбрать правильные и «вырастить – дерево доброты»  
Проведенное мероприятие оказало положительное влияние на коллектив детей. В ходе проведения воспитательного часа акцентировала внимание учащихся на этические нормы поведения, вежливые слова и их значении в общении.
 Цели и задачи, запланированные на занятии, были успешно реализованы с помощью используемых приёмов и методов. Ребята на занятии работали активно. Это занятие является одним из элементов формирования общечеловеческих ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...