Консультативный центр "Одарённый ребенок"
консультация

Бурова Ирина Михайловна

На протяжении всего учебного года как руководитель ШМО учителей начальных классов вела консультативный центр "Одарённый ребёнок", где делиласьсама собственным опытом по работе с одарёнными детьми и предлагала своим коллегам познакомить учителей с их наработками по этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Работа с одарёнными детьми98.41 КБ

Предварительный просмотр:

В нашей школе на протяжение нескольких лет проводится работа с одарёнными детьми. Это участие во всероссийских и международных конкурсах «КИТ», «ЧИП», «Кенгуру», «Русский медвежонок», различных интеллектуальных марафонах. Участие в школьных и районных олимпиадах. Ребята активно участвуют в творческих конкурсах, проводимых  как в районе, так и в интернет - конкурсах. Каждый месяц в школе проводятся тематические недели, где ребята представляют свои проекты по различным темам. С введением внеурочной деятельности один час в неделю выделяется на углублённое изучение школьных курсов по математике, русскому языку, иностранному языку, окружающему миру. Ведут эти курсы учителя, работающие в начальной школе, но имеющие дополнительное профильное образование: филологическое, математическое, естественно-экологическое, лингвистическое образование.

Я сама веду углублённый курс по окружающему миру, так как моё второе образование учитель географии и организатор эколого-краеведческой работы. Занятия проводятся в виде практических экспериментов, проектной деятельности, экскурсий, интеллектуальных игр. Мои ученики становятся призёрами  школьных и районных олимпиад, занимают призовые места во всероссийских конкурсах на уровне района, показывают отличные результаты на уровне региона.

Но эти конкурсы в большей мере связаны с интеллектуальными способностями ребят. В классе есть определённая группа детей, от которых уже ожидаешь высоких результатов, как в учебной деятельности, так и в конкурсах. А вот, что касается творческой одарённости детей, то здесь несколько сложнее. Не всегда творческий потенциал учащихся раскрывается на уроках или во внеурочной деятельности. В первую очередь это обусловлено нехваткой времени. Например, ребята выполняют какую-то творческую проектную работу. Но рамки занятия имеют временные границы. И дети вынуждены доделывать проект дома. И когда в следующий раз они приносят эту работу в класс, трудно сказать, самостоятельно ли была она выполнена. Также трудно судить и о творческих конкурсах, подготовка к которым как правило проводится дома. Может быть помогают взрослые?

Поэтому я обратилась к поиску диагностических методик, которые помогли бы определить, кто из моих учеников обладает творческим мышлением (креативностью). Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его особенности – задача достаточно, сложная. Но я попыталась в этом разобраться.

Задачи проекта

1.Ознакомиться с методиками, позволяющими оценить различные параметры'
творческого мышления:

  • вербальное—творческое мышление;
  • образное—творческое мышление.

2.        Изучить взаимные корреляции между такими показателями, как беглость и
оригинальность мышления.

3.        Изучить взаимные корреляции:

—        между показателями отдельных субтестов;

—        между показателями отдельных областей: вербальным и образным творческим мышлением;

—        между показателями отдельных субтестов и областей и интегральным показателем, характеризующим творческое мышление.

4. Сравнить качественные и количественные показатели тестов с мотивацией к обучению школьников.

Основная часть.

Одно из немногих определений креативности/творческого мышления дано психологом О.К. Тихомировым: «Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением».

 Это определение выделяет главную характеристику творческого мышления –наличие результата, чего-то субъективно нового, что создал человек.

Важно понимать, что творческое мышление или креативность - это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового. Естественно, существует множество методик организовать свое мышление так, чтобы можно было в результате получить что-то новое.

Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. С давних времен умы ученых и философов занимает вопрос: "Как возможно творческое мышление?" Этой проблемой занимались еще античные философы (Гераклит, Демокрит, Платон,), выдвигая весьма прогрессивные для того времени идеи. Существенное влияние на исследования творческого мышления в психологии оказали идеи Аристотеля , которые легли в основу ассоциативной психологии. Он объяснял все умственные (когнитивные) процессы в терминах двух основных компонентов:

– идей (или элементов) и

– ассоциаций (или связей) между ними.

Отличительной чертой являлось признание ассоциации в качестве основной структурной единицы психического, ассоциация использовалась и как объяснительный принцип. Рациональное сводилось к чувственному, отсутствовал анализ субъекта, его деятельности, направленности, активности.

Ассоциативная психология оказалась не в состоянии объяснить закономерности процесса сознательного мышления и, в частности творческого мышления. Исходные принципы традиционной эмпирической ассоциативной психологии не давали ей возможность изучать сложные психические явления, в частности интуицию. Она признавала только "сознательное мышление" (индукция, дедукция, способность сравнения, отношения), подчиняющееся ассоциативным законам.

В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются.

Меня заинтересовала работа Туник Елены Евгеньевны - кандидата психологических наук, доцента факультета психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования «Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты». В данной работе приводится батарея креативных тестов (вербальная и образная области) для диагностики детей 5-15 лет. Во второй части дан адаптированный вариант опросника креативности Д.Джонсона, направленный на изучение уровня развития творческого мышления детей дошкольного и школьного возраста. Предлагаемая методика является экспресс-методикой и успешно дополняет известные, но трудоемкие тесты творческого мышления.

Моим ученикам в данный момент 8 – 9 лет. И эта эта диагностическая методика для них вполне приемлема.

Краткий обзор.

В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода—порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность бцла названа креативностью (творческостью).

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности к дивергентному мышлению.

Следует отличать креативный продукт от креативного процесса. Продукт творческого мышления можно оценивать по его оригинальности и по его значению, креативный процесс—по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, способности к воссозданию недостающих деталей, по дивергентности мышления (не следовать по избитому пути), по беглости мысли и пр. Эти атрибуты креативности являются общими как для науки, так и для искусства.

Проблемы творчества широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мыш-' ления и творческого мышления (А.В. Брушлинский).

Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли такие психологи, как Б.М. Теплов, С Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лей-тес, В. А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и др.

Зарубежные ученые также глубоко изучали творческое мышление. Некоторые люди, по мнению Брунера, имеют определенные способности для нового и необычного кодирования информации.

Гэллах и Коган установили, что креативные дети имеют более высокие оценки в тестах на широту категоризации. Познавательная сфера креативных индивидов характеризуется наличием широких категорий, синтетичностью в восприятии окружающего мира и высоким уровнем когнитивной гибкости.

При работе с применением теста Баррона—Уэлша было установлено, что творческие личности при выполнении теста выбирают более сложные комплексные и асимметричные фигуры.

Джексон и Мессик выделили критерии для оценки продуктов творческой деятельности. Одним из рассматриваемых ими критериев является «конденсация»: творческие продукты проявляют устойчивость во времени, раскрывая все новые и новые свои стороны, а также сочетают в себе простоту и сложность. Считается, что личность, создающая подобные продукты, должна обладать разнообразным и даже противоречивым сочетанием когнитивных и эмоциональных качеств. .

Гилфорд предложил рассматривать три основные характеристики творческой личности —оригинальность (способность предлагать свой, необычный способ мышления), чувствительность и интеграцию. Последняя интерпретируется как способность одновременно учитывать и/или объединять несколько противоположных условий, предпосылок или принципов.

По данным Мак-Коннена, с оригинальностью связаны еще три характеристики личности—доминантность, отзывчивость к эмоциям, проявление фемининности у мужчин. Раскин обнаружил связь между творческими способностями и такой чертой личности, как нарциссизм. Делла считает, что творческие личности часто идентифицируют себя с другими личностями и легко меняют роли.

Торренс провел изучение креативного мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие несколько лет и затем получает толчок к развитию.

Креативность неоднозначназависит от образования. Большинство детей теряют свое спонтанное бесстрашие, если они становятся «окультуренными». Как писал Водсворт: «Обычаи (правила) давят на детей — крепкие, как мороз, и почти такие же глубокие, как жизнь».

В первых трех классах школы учителя более спонтанны, детоцентричны. В старших классах учителя становятся более критичными по отношению к детям.

Гетзелс и Джексон разработали батарею тестов, с помощью которой можно дифференцировать высококреативных (творчески мыслящих) и высокоинтеллектуальных детей. Авторы установили, что высокоинтеллектуальные дети равнялись на достижения, стандарты, нормы взрослых.

Высококреативные предпочитали особые достижения, отличающиеся от общепринятых. Это дети нонконформные, мятежные, бунтующие. Гетзелс и Джексон установили, что учителя предпочитают детей с высоким общим интеллектом и низкой креативностью. Креативные дети—фантазеры, любят юмор, проявляют его в ответах при исследовании неструктурированной ситуации, любят идти в новых направлениях. Учителя и одноклассники часто так характеризуют креативных детей: «Они выдвигают дикие и глупые идеи и агрессивно ведут себя».

Тесты дивергентного мышления являются частью общей системы тестов, нацеленных на раскрытие творческого потенциала личности, и связаны в основном с именем Дж. Гилфорда. Гилфорд  различает дивергентное и конвергентное мышление:

—дивергентная продукция—поиск и генерирование новых информационных объектов;

— конвергентная продукция — поиск вполне определенных ответов на вполне определенные вопросы.

Конвергентная продукция требует аналитического типа мышления, которое необходимо в тех случаях, когда проблема определена. Дивергентная продукция требует более открытого типа мышления. Тесты творческих способностей за рубежом разрабатывались в основном Гилфордом. Применялись и модифицированные тесты для детей, разработанные Торренсом.

Батарея тестов для изучения творческого мышления

Большинство современных тестов являются модификацией тестов Гилфорда и Торренса.

В нашем исследовании мы опираемся на следующие факторы, установленные в исследованиях Гилфорда.

  1. Беглость (легкость, продуктивность)—этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.
  2. Гибкость—фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.        ...  -
  3. Оригинальность—фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.
  4. Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Отметим несколько моментов, связанных с процедурой проведения тестов. Тесты можно проводить как индивидуально, так и в группе. Для того чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, работу с тестами называют занятиями. Часто эти занятия проводятся в игровой форме.

В предварительной инструкции, 'которая дается в свободной форме, мы просим испытуемых предложить как можно больше разнообразных ответов на наши вопросы, проявить свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой.

Данная батарея тестов была предложена автором этой работы. Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса.

Время проведения процедуры - около 40 минут.

Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение .и в индивидуальной форме).

Воспользовавшись данными рекомендациями, я проводила тесты в групповой форме (группа 2 «Г» класс – проходили исследования 25 учащихся)

Субтест 1. Использование предметов

(варианты употребления)

Задача

Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.

Инструкция для испытуемого

Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?.-

Инструкция зачитывается вслух. Время выполнения субтеста—3 минуты. При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются психологом. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

Оценивание

Результаты выполнения теста оценивались в баллах. Имеются три показателя.

  1. Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов. За
    каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.

Следует обратить особое внимание на.термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, — очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д.

2)        Гибкость — число классов (категорий) ответов.

Все ответы можно отнести к различным категориям. Например, ответы типа «из газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т.д. относятся к одной категории— создание поделок и игрушек.

Категории ответов

  1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).
  2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).
  3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка).
  4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).
  5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).
  6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).
  7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).
  8. Сдача в макулатуру.        ..,--"
  9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу ТВ и т.д.).

  1. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).
  2. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).

12.        Создание поделок, игрушек (сделать кораблик, шапку, папье-маше).
Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка,

затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз.

Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий.

  1. Оригинальность—число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 25 человек. Один оригинальный ответ:— 1 балл.

                                Результаты исследования по 1-му тесту.

     Суммируя баллы за все 3 категории – максимальное количество – 16 баллов было получено 2 учащимися, средний балл – 9.

Самые распространеннее ответы: «Газета нужна для чтения новостей, розжига огня, изготовления поделок (шапок, самолётиков, оригами) для ремонта и рекламы».

Редкие (оригинальные ответы): «Газета нужна для мытья окон, упаковка цветов в морозную погоду, как одежда для игрушек, для убийства насекомых, в качестве подстилки, закладки для книг, а также можно вырезать текст для проектов».

Субтест 2. Последствия ситуации

Задача

Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Инструкция для испытуемого

Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Время выполнения субтеста—3 минуты.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах. Имеются два показателя.

1)        Беглость (беглость воспроизведения идей)—общее число приведенных последствий. 1 ответ (1 следствие)— 1 балл.

2)        Оригинальность—число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на выборке в 25 человек).

        

Результаты исследования по 2-му тесту.

       В среднем дано было по 2 ответа за 3 минуты. Максимальное количество баллов (3) заработал 1 учащийся. В среднем ребята получили по 2 балла.

       Самые распространённые ответы: «Люди и звери будут разговаривать, понимать друг друга и дружить; будет очень шумно, что плохо скажется на настроении и здоровье людей»

       Редкие, оригинальные ответы « Люди перестанут общаться друг с другом, а будут дружить только с животными; звери смогу выдать секреты, произносимые людьми в слух; звери постепенно превратятся в людей».

Субтест За. Слова

Задача

Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.

Инструкция для испытуемого

1 -я часть. Придумай слова, которые начинаются на слог «по», например «полка».

На ответ дается 2 минуты.

2-я часть. Придумай слова, которые оканчиваются слогом «ка», например «сумка».

На ответ дается 2 минуты.

Время выполнения всего субтеста—4 минуты.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах. Имеются два показателя.

1)         Беглость—общее число приведенных слов. 1 слово — 1 балл.

     2)        Оригинальность — число оригинальных слов, приведенных один раз на вы
борку 25 человек.

Результаты исследования по 3а тесту.

Максимальное количество баллов. Полученных за этот тест – 18 было дано одним учащимся. 7 учащихся получили от 17 до 15 баллов. Это достаточно высокий результат. 7 ребят получили от 14 до 10 баллов.

Самые распространённые ответы: пожалуйста,  пора, подарок, пока, потолок, пол, пот, пост, поза, пожар, Полина; кошка, птичка, собачка, нянька, картошка.

Оригинальные ответы: понедельник, победа, поминки, подушка, познания, подножка, постель, подвеска, подсвечник; хлопушка, штукатурка, шоколадка, библиотека, фуражка.

Субтест 36. Выражение

Задача

Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы.

Инструкция для испытуемого

Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы).

Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм».

А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими буквами.

Время выполнения субтеста—5 минут.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются по трем показателям.

1)        Беглость—число придуманных предложений. 1 предложение— 1 балл.

2)        Гибкость—число слов, используемых испытуемым. Каждое слово учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении учитываются
только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее и не повторяют слова
в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи, считаются
одинаковыми, например: «веселый, весело».

3)        Оригинальность

Подсчитываегся число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Оригинальным считается предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 25 человек.

Результаты исследования по 3б тесту.

Субтест обладает большой различительной силой. Среднее число придуманных предложений 3. Максимальное количество баллов, полученных за тест – 20 (1 ученик), 15 баллов  – 1 ученик, 4 ученика – 8, 9, 11 баллов. Остальные в среднем 2 балла.

Примеры оригинальных, грамматически верно построенных предложений: «Валера Савенков может кувыркаться. Маша взяла клубничный сок. Маленькая Варя кушает сосиску. Витя сделал маленький кулич. Мне купили самокат, велосипед. Саша купил маме вазу. В Москве сегодня карнавал».

Субтест 4. Словесная ассоциация

Задача    

Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Инструкция для испытуемого        

Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга?

Время выполнения субтеста—3 минуты.

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по трем показателям.

1)        Беглость—суммарное число приведенных определений. Одно определение — 1 балл.

2)        Гибкость—число категорий ответов.
Категории ответов

  1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).
  2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).
  3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).
  4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).
  5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).
  6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).
  7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).
  8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).
  9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).

  1. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).        .
  2. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).
  3.  Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).

3) Оригинальность — число оригинальных определений. Определение считается оригинальным, если оно приведено всего один раз на выборке в 25 человек.

Результаты исследования по 4-му тесту.

       Среднее число приведённых  ответов – определений к слову «книга» составляло 7. Разброс ответов от 1 до 10. Максимальное количество баллов -17 дал 1 ребёнок. От 10 до 16 баллов получили 9 учащихся.

         Наиболее часто повторяющиеся определения: большая, маленькая, тонкая, бумажная, красивая, иллюстрированная, интересная, познавательная, любимая, весёлая, скучная, сказочная, учебная.

       Среди оригинальных определений: страшная, волшебная, приключенческая, интеллектуальная, военная, детская, дорогая.

Субтест 5. Составление изображений

Задача

Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур.

Инструкция для испытуемого

Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

В первом квадрате нарисуй лицо, во втором дом, в третьем — клоуна, а в четвертом—то, что ты хочешь. Подпиши четвертый рисунок.

Испытуемому предъявляется набор фигур, изображенный на рис. 1

Время выполнения всех рисунков — 8 минут.

Длина стороны квадрата — 8 см (для тестового бланка).

Примеры представлены на рис. 2.

Оценивание

Оценивание производится по двум показателям.

  1. Беглость

В данном показателе учитываются:

число изображенных элементов (деталей

2)        Оригинальность

Число оригинальных элементов рисунка.

Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга.

Один оригинальный элемент—1 балл

В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов.

Результаты исследований по 5-му тесту.

Большинство ребят нарисовали максимальное количество изображений. С учетом оригинальных изображений от 7до 12 баллов получили 20 человек.

Получились следующие оригинальные изображения. Рисунок 2.

                                                  Субтест 6. Эскизы

Задача

Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги).

Инструкция для испытуемого

Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку.

Время выполнения задания — 5 минут.

Оценивание

Проводится по трём показателям.

  1. Беглость – число адекватных задаче рисунков.
  2. Гибкость – число изображённых классом категорий рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию.

Категории ответов

  1. Война (военная техника, солдаты, взрывы).
  2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна).
  3. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.
  4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы).
  5. Игрушки, игры (любые).
  6. Космос (ракета, спутник, космонавт).
  7. Лицо (любое человеческое лицо).
  8. Люди (человек).
  9. Машины. Механизмы.

10.        Посуда.

. 11. Предметы домашнего обихода.

  1. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние).
  2. Растения (любые—деревья, травы, цветы). .
  3. Спортивные снаряды.
  4. Продукты питания.
  5. Узоры, орнаменты.
  6. Украшения (бусы, серьги, браслет).

Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая ' категория.

  1. Оригинальность

Оригинальным считается рисунок; сюжет которого использован один раз (на выборке в 25 человек).

Результаты исследования по 6-му тесту.

По данному заданию было максимально выполнено 10 изображений. В среднем детьми было нарисовано от 6 до 9 изображений. С учётом гибкости и оригинальности максимальное количество баллов -17 получили 3 ребёнка. От 16 до 10 баллов получили 13 учеников. Самые оригинальные рисунки приведены на рисунке 3.

Субтест 7. Спрятанная форма

Задача

Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.

Инструкция для испытуемого

Цайди какможно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?

Время выполнения субтеста—3 минуты.

Тестовые стимульные материалы (изображения) приведены на рисунке 4

Оценивание

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:

1)        Беглость—суммарное число ответов Один ответ — 1 балл.

2)        Оригинальность—число оригинальных, редких ответов. В данном случае
оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке в 25 человек.

Результаты исследования по 7-му субтесту.

Среднее число ответов – 4. Максимальное количество баллов по этому тесту – 15 баллов заработал один ребёнок. Самые распространённые ответы: олень, дерево, вода, ягоды, цветы, меч (шпага, нож), ванна (тазик, бассейн).

Оригинальные ответы: гитара, тюлень, зубы, огонь, зомби.

Вывод.

    С помощью данных тестов изучались

- вербальное творческое мышление (1,2,3,4 тесты)

- образное творческое мышление (5.6,7 тесты)

     На основе этого я сравнила результаты в классе у 5-и девочек очень высокие баллы получены за 1-е четыре теста, но только у трёх из них высокие баллы за 3 последних теста. У большинства девочек в классе очень хорошо развито вербальное мышление. В то время, как у мальчиков соотношение вербального и образного мышления склоняется в пользу второго.

       Субтесты 2,3,4,7 обладают наибольшей различительной способностью: наилучшим образом дифференцируют испытуемых. В целом можно отметить, что вербальные субтесты обладают большей различительной способностью, чем образные, а показатель оригинальности обладает большей различительной способностью, чем показатель беглости.

        Была изучена корреляция субтестов между собой и интегральными показателями творческости. Вербальные тесты (1,2,3,4) значимо коррелируют между собой и со всеми интегральными показателями и с образным тестом 7. Образные субтесты (5.6,7) не коррелируют между собой; субтесты 5 и 6 не коррелируют с вербальными субтестами, но значимо коррелируют с интегральными показателями. Следует выделить субтест 6, который коррелирует только с интегральными образными показателями.

       Если связать успешность в учёбе и результаты тестирования на определение творческих способностей, то следует отметить что большинство детей, которые имеют достаточно высокий балл по итогам тестирования учатся хорошо и отлично. У них так же выражена положительная мотивация к учёбе и направленность на приобретение знаний (по этим параметрам детей тестировал школьный психолог). Для сравнения самый высокий балл по результатам моего тестирования у Даниловой Марии (101 балл). Она же набрала 28 баллов из 30 по мотивации и 10 баллов из 12 направленность на приобретение знаний. У Розановой Дарьи соответственно соотношение баллов (95:26:10), у Александровой Анны (78:28:11).

 Но есть и небольшая группа детей, у которых есть проблемы в учёбе, но достаточно высокий творческий потенциал. Значит в совместной работе с родителями нужно будет постараться развить творческие способности и помочь ребёнку раскрыть себя.

Используемая литература:

  1. Диагностика творческого мышления: креативные тесты/ Е. Туник.- М.:Чистые пруды, 2006 – 32с.

2. Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона. — СПб.: СПбУПМ, 2003.

3.ТуникЕ.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности.—СПб.: Иматон, 1998.

4. Лук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей.—М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативная помощь педагогам "Методика проведения артикуляционной гимнастики"

Рекомендации педагогам по проведению артикуляционной гимнастики с дошкольниками включают: отбор артикуляционных упражнений, количество, последовательность и способы их выполнения....

Консультативная работа учителя-логопеда в специальных (коррекционных) классах V вида

Статья была опубликована в сборнике "Ребёнок с ОВЗ- в школе и дома"(материалы научно- практического семинара), г.Волгоград, 27 марта 2014г....

Положение об организации консультативной, просветительской деятельности, в том числе деятельности в сфере охраны здоровья граждан

Положение  об организации консультативной, просветительской деятельности, в том числе деятельности в сфере охраны здоровья граждан...

Специфика консультативной деятельности учителя-логопеда ресурсного центра «Шаг навстречу»

Наибольшей эффективности в коррекционной работе с детьми, имеющими различные нарушения речи можно добиться только при тесном взаимодействии учителя-логопеда с родителями....

Организация консультативного сопровождения родителей школьным учителем-логопедом.

В данном материале кратко представлен опыт организации консультативной работы учителя-логопеда на базе массовой школы....

Взаимодействие учителя воспитателя и логопеда как метод работы по консультативному сопровождению ребенка в условиях фгос

Содержание коррекционной работы в соответствии с Федеральными Государственными требованиями и стандартами образования в настоящее время направлено на создание системы комплексной помощи детям с умстве...

Взаимодействие учителя, воспитателя и логопеда как метод работы по консультативному сопровождению ребенка в условиях ФГОС.

Взаимодействие учителя, воспитателя и логопеда как метод работы по консультативному сопровождению ребенка в условиях ФГОС....