ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И ПРИУМНОЖЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА
статья

Костенко Анна Александровна

В статье дан краткий обзор педагогических технологий, часть из которых автор рекомендует к использованию урочной и внеурочной деятельности в образовательной школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И ПРИУМНОЖЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Костенко Анна Александровна

учитель начальных классов ГБОУ школа № 497

г. Сант-Петербург

Ключевые слова: культурное наследие, педагогические технологии, жизненный опыт, методика преподавания.

В статье дан краткий обзор педагогических технологий, часть из которых автор рекомендует к использованию урочной и внеурочной деятельности в образовательной школе.

Культурное наследие – это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Традиция духовного воспитания приучали детей к систематическому труду, передавая все известные навыки, знания и умения, способствовали формированию ответственности за порученное дело.

Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.

Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значимым периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст.

Рассмотрим задачи воспитания духовно-нравственной личности на основе приобщения младшего школьника к национальному наследию русской культуры:

  1. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
  2. Способствовать осознанию своих культурных и родовых корней;
  3. Развивать гражданское самосознание;
  4. Приобщать детей к великому русскому искусству;
  5. Поднимать уровень музыкальной и художественной культуры детей, развивать сознательное отношение к творческому процессу;
  6. Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение массовых мероприятий.

Постижение младшими школьниками народной художественной культуры происходит как стихийно в процессе взаимодействия с окружающей средой, так и целенаправленно в процессе обучения и воспитания в образовательных учреждениях. Изучения народной художественной культуры должно осуществляться в системе, опираясь на возрастные особенности учащихся. Элементы необходимо включать как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Учащиеся должны:

  1. Дорожить доброй молвой о семье;
  2. Раскрывать связи между прошлым и настоящим на основе знаний о родословной семьи;
  3. Находить отличительные черты между городской жизнью и деревенской;
  4. Использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

Так, например, на уроках русского языка в качестве текстового образца подбирать материал этнокультурной направленности, способствующий усвоению лексики. Ведь язык тесно связан с национальной культурой. Осваивая язык своего народа, школьник постигает параметры своей культурной идентичности.

На уроках окружающего мира в рубрике «Путешествие в прошлое» необходимо таким образом подбирать материал, чтобы школьники не только знакомились с историческим прошлым своей страны, но и углубляли знания о народной художественной культуре. Чтобы у младших школьников не только формировались чувство прекрасного, но и закладывались определенные моральные принципы, установки.

Наиболее обширно представлен материал в учебниках по литературному чтению, где школьники знакомятся с разнообразным фольклорным материалом. Народные произведения с их щедрой фантазией и поэтическим видением мира наиболее близки к детям.

Русский народ всегда славился своей музыкальностью, любил петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. А народные умельцы изготовляли различные музыкальные инструменты: дудочки, гармошки, трещотки, колокольчики.

Человек, который не знает своих корней, не любит свою Родину, не гордится славой и культурой своих предков, не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа. Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство в современной  жизни, требует активного и творческого труда.

Этими мотивами самосохранения объясняется тяга к таким традиционными художественными проявлениями как фольклор, ремесло, праздники.

Традиция жива, пока ее чтут, берегут.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Мы обращаемся к истокам русской культуры не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наша история. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения определяют основы духовно-нравственной культуры России и дают направление на формирование целостной образовательной среды, включающей внеурочную и внешкольную деятельность, учитывая историко-культурную, этническую и региональную специфику. Важно вести военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, чтобы не было помыслов для переписывания нашей истории.

В заключении хотелось бы сказать, что только общими усилиями, проводя активную работу с учащимися и их родителями, вовлекая во все урочные и внеурочные мероприятия, можно охранить, приумножить и гордиться нашим культурным потенциалом. Тогда мир будет в наших руках.

Список использованной литературы:

  1. http://www.grandars.ru/
  2. http://www.do.teleclinica.ru/
  3. http://www.rph-expo.ru/
  4. http://www.base.garant.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проблема сохранения зрения у младших школьников"

С помощью специальных упражнений можно улучшить работу зрения....

Статья "Проблема сохранения здоровья"

На сегодняшней день очень остро стоит проблема сохранения здоровья  школьников...

Внеурочная деятельность: проблемы организации, и её образовательный потенциал в аспекте требований ФГОС.

Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты новог...

Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья младшего школьника.

Статья для учителей начальных классов: "Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья младшего школьника."...

Доклад: "Педагогические условия сохранения и приумножения здоровья детей дошкольного возраста"

Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей....

«Сохранение духовных и культурных традиций в полиэтнической среде через обучение русскому языку посредством бумагопластики»

laquo;Если ребенок – мигрант намерен обучаться в общеобразовательной школе России, прежде всего он нуждается в помощи по изучению русского языка»...

Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала обучающихся и воспитанников

В статье поднимается важная тема, как приумножить интеллектуальный и творческий потенциал обучающихся....