Серия уроков доброты "Путешествие в страну добрых поступков"
классный час

Толстогузова Екатерина Александровна

Данный материал содержит методические разработки для проведения внеклассных занятий по темам доброта, вежливость, здоровье , честность и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seriya_urokov_dobroty.docx71.61 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Зеленогорская СОШ

Серия уроков доброты

«Путешествие в страну добрых поступков»

Разработала и провела

Учитель начальных классов

МБОУ Зеленогорской СОШ

Степанова Екатерина Александровна

Внеклассное занятие

Уроки доброты № 1

Тема: Планета доброты. Страна добрых людей.

Форма: Путешествие

Цели:

  1. Воспитывать в детях такие качества как : отзывчивость, доброта, вежливость.
  2. Развивать: логическое мышление, культуру речи, память, внимание, воображение.
  3. Познакомить детей с понятиями: доброта, добрый человек, вежливость, отзывчивость, благодарность, терпение, раздражение.

Тип урока: Внеклассное занятие

Литература:

А. Лопатина, М.  Скребцова «Вершины мудрости» или 50 уроков о смысле жизни»

Оборудование: карта путешествия, шифровка, альбомные листочки, кружки, тема, советы доброты, сказка «Тише пожалуйста», карточки.

Ход занятия:

Этапы

Содержание

Примечание

1

2.

3.

Вступительная часть

  1. Орг. момент.
  2. Беседа. Знакомство с планетой.

Скажите, какие уроки у вас проходят  каждый день по расписании?

Чему вы учитесь на уроках математики?

Чему на уроках русского языка?

Что интересного узнаёте на уроках чтения?

С сегодняшнего дня у вас после уроков, раз в неделю, будут проходить необычные уроки, они называются уроками доброты и будут проходить в виде путешествия.

Вы любите путешествовать?

На чём можно путешествовать?

Куда отправимся мы, вы узнаете, если разгадаете шифровку.

  1. Разгадывание шифровки

Прочитайте слова ходом шахматного коня.

Кто-нибудь играл в шахматы?

Кто знает, как ходит такая фигура как конь?

Верно, буквой Г на счёт 1, 2,3,1.

А

Д

П

Т

О

Ы

Л

Е

Б

Т

А

Н

Р

О

  1. Постановка цели занятия

Верно, мы отправляемся на планету доброты, где узнаем: какого человека называют добрым, какие поступки называют добрыми, попытаемся поучиться с вами добрым отношениям, а так же будем учиться проявлять доброту, узнаем к кому проявлять доброту.

  1. Знакомство с картой

Мы отправляемся на планету доброты. Какой вид транспорта нам лучше всего использовать? (Ракету).

Кто знает, скажите какой формы наша планета Земля?

А какой формы планета доброты? (Овальная, похожа на яйцо).

Кто догадался, что это за островки на этой планете? (Страны)

Верно, страны и мы отправимся в страну добрых людей.

Ну что отправляемся. Мы сели в ракету. Пристегните ремни. Идёт отсчёт запуска: 3-2-1-0. Поехали! Мы вышли за пределы земной атмосферы. Вот наша земля уже кажется маленькой звёздочкой. Вокруг нас темнота и видится лишь одна звёздочка в дали. Это и есть наша планета. Отстегните ремни, мы выходим из ракеты. Мы в стране добрых людей.

Основная часть

  1. Вступительная беседа.

Как вы думаете, какого человека называют добрым? (Отзывчивый, милосердный, вежливый, хороший, делающий добро другим)

Какого человека называют отзывчивым? (Легко отзывается на чужие нужды, готовый помочь)

Можно ли назвать этого человека добрым?

Какого человека называют вежливым? (Умеет себя вести, имеет хорошие манеры)

Можно ли его назвать добрым?

Верно, человек, который обладает такими качествами как: отзывчивость, милосердие, вежливость, делает добрые дела, называется добрым.

  1. Рисование лица доброго человека.

Ой, ребята, смотрите, в стране, которую мы попали, лиц то у людей не видно, как вы думаете, какие у них лица? (Добрые, т.к. страна добрых людей)

Давайте поможем жителям этой страны приобрести выражения лиц, которые соответствовали бы названию их страны.

На рисование у вас 1 минута.

Нарисовав лицо доброго человека подходите к доске и прилепляйте лицо, которое вы нарисовали к человечку на карте.

Видите на нашей планете только добрые люди. А бывают другие люди?

Какие? (Грустные, хмурые, злые)

  1.  Беседа о злых людях

Как вы думаете, с какими людьми легче общаться с добрыми или злыми? Почему?

Какие черты характера характеризуют злого человека? (Плохой, грубый, не воспитанный, не вежливый, вспыльчивый, хмурый, обидчивый, делает плохие поступки)

  1. Чтение сказки «Тише, пожалуйста.»

Теперь прочитаем сказку «Тише, пожалуйста.» И скажем о чём нам говорит сказка.

Теперь скажите,  о чём сказка?(О том, что не нужно выходить из себя)

Если бы вы оказались возле речки до того, как она вышла из себя, что бы вы ей сказали? (Попытались успокоить добрым словом)

Что происходит с человеком когда он выходит из себя? (Злится, хлопает дверью, говорит не хорошие слова, грубит)

Кто из вас бывал в таком состоянии? Как бороться с раздражением?

 Я открою вам один секрет, как бороться с раздражением. Если вас кто-нибудь разозлил, пожелайте ему чего-нибудь доброго. Кто помогает вам справиться с таким состоянием?

  1. Физминутка.
  2. Рисование солнышка доброты.

Садитесь, ребята, во время физминутки к нам приходило солнышко с планеты, на которой мы находимся.

Как вы думаете, на планете доброты какое солнышко? (Доброе)

Как выглядит солнышко доброты? Давайте нарисуем солнышко доброты.

  1. Законы доброты.

Ребята, чтобы быть добрыми этому нужно учиться. Поэтому, давайте с вами подумаем, какие правила и законы нужно соблюдать, чтобы  научиться доброте.

Давайте прочитаем 4 правила, которые нам нужно будет соблюдать.

  1. Учиться быть добрыми.
  2. Прощайте обиды людям.
  3. Решайте споры мирным путём.
  4. Совершайте  добрые поступки от всего сердца.

Легко нам будет следовать этим законам? Если вы будете придерживаться этим законам, то станете добрыми, не будете выходить из себя, будете справедливыми людьми.  

Заключительная часть

  1. Итог урока

Итак, ребята, скажите, куда мы с вами сегодня путешествовали?

Что нового вы узнали о жителях этой планеты?

Какого человека называют добрым?

По каким правилам живут добрые люди?

И на память о сегодняшнем занятии я дарю вам солнышки, которые всегда будут напоминать вам о доброте. Как вы видите на планете доброты мы побывали только в одной стране, а в остальных вы побываете на следующем занятии, поэтому из этой планеты мы не улетаем, а остаёмся.

Занятие подошло к концу. Спасибо за внимание.

Благоприятная атмосфера, положительный настрой

беседа

Шифровка на доске

Развитие мышления

Целепологание  

Карта на доске

Полёт

Расширение  словарного запаса

Микроитог

Листки на парте

Расширение словарного запаса

Чтение сказки учителем

(сказку смотрим в приложении далее)

Беседа по содержанию сказки

Здоровье сберегающая технология

Листы на парте

Правила постепенно вывешивать на доску

Подарки


Внеклассное занятие

Уроки доброты № 2

Тема: Уроки доброты. Вежливость.

Форма: Путешествие.

Цели:

  1. Способствовать воспитанию внимательности, доброты, отзывчивости, доброго отношения к окружающим людям, эмпатию.
  2. Развивать внимание и внимательность, долговременную память, связную речь.
  3. Углубить представления детей о понятиях: доброта, вежливость; расширить кругозор детей о культуре поведения.

Тип урока: Внеклассное занятие

Оборудование: карта путешествия, воздушный шар, альбомные листы, карандаши, тема, словарные слова, советы, ТСО.

Литература: М.А. Андронова «Философия для детей», Ю. Куклачёв «Школа доброты», А. Лопатина, М. Скребцова «Азбука мудрости», «Я познаю мир. Культура», «Читаем, учимся, играем» / 2003 № 6.

Ход  занятия:

Этапы

Содержание

Примечание

1.

2.

3.

Вводная часть

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний.

Ребята, какие не обыкновенные уроки у вас начались? (Уроки доброты)

О чём вы говорите на этих уроках? (О доброте, добрых людях, о поступках)

На какую планету вы улетели?

В какой стране на этой планете,  вы уже побывали? (В стране добрых людей)

Что вы узнали о жителях этой страны? (Какие люди называются добрыми, милосердными, какие лица у доброго человека, какими качествами обладает добрый человек)

Мы были в гостях  в стране добрых людей целую неделю. Кто из вас совершил что-то доброе? По отношению к кому?

  1. Сообщение темы и постановка цели.
  1. Шифровка.

Ребята,  а на чём мы добирались до планеты доброты? (На ракете)

А сегодня мы начнём путешествие по этой планете, но уже в другую страну и путешествовать мы будем на воздушном шаре.

А в какую страну мы полетим вы узнаете, если разгадаете шифровку.

Веник-ник+ж+ливень-ень+оса-а+ть=

Кто догадался? Как узнали?

Верно, сегодня мы начинаем путешествие по стране «Вежливости». Знаете ли вы какие люди там живут? (Т.К. они вежливые их прозвали вежи)

Сядьте по удобнее, закройте глаза, представьте, что мы на воздушном шаре, отрываемся от страны добрых людей и поднимаемся выше пушистых белых облаков, нас ласкают лучи доброго солнышка, внизу сверкает голубое море, зелёные луга и вот мы подлетаем к нашей стране Вежливости, воздушный приземляется, откройте глаза.

Наша задача сегодня познакомиться с  жителями страны, их правилами и порядками; поучиться быть внимательными и добрыми.

Основная часть

  1. Вступительная беседа.

Какого человека называют вежливым? (который  умеет вести себя и имеет хорошие манеры). Который умеет вести себя не только дома, но и в школе, транспорте, магазине, театре. Который пользуется вежливыми словами.

Какие слова называют вежливыми? Какие вежливые слова вы знаете? Когда вы пользуетесь словом «извините»? (когда вам что-нибудь нужно подать, помочь и др.)

Когда вы говорите слово «спасибо»?

Зачем пользоваться вежливыми словами? (Чтобы люди хотели вам помочь)

  1. Работа с пословицей.

Ребята, послушайте русскую пословицу и подумайте, что она обозначает.

«Доброе слово и кошке приятно»

Конечно же, слова добрые, ласковые приятны всем без исключения, они должны звучать от самого сердца, вот тогда мы можем считать их добрыми.

  1. Беседа о силе доброго слова.

Как вы думаете, словом можно обидеть? Как можно назвать слова, которыми можно обидеть? (Плохие, не добрые)

Какими словами можно успокоить человека? (Приятными,  добрыми)

Как вы думаете, с каким человеком хочется общаться, который говорит плохие слова или хорошие?

С тем, кто говорит хорошие слова, общаться приятнее, так это при разговоре попытайтесь не употреблять плохих слов, что бы не обидеть собеседника. Не стесняйтесь быть вежливыми.

  1. Игра «Можно, нельзя».

Жители страны Вежи, предлагают нам поиграть в игру «Можно, нельзя». Встаньте, пожалуйста, из-за парт так, чтобы не мешать друг другу. Я буду читать высказывания, если это можно делать, вы должны присесть, если нельзя делать, подпрыгнуть.

  • Поздороваться при встрече? +
  • Помочь подняться упавшему. +
  • Не извиняться, когда наступил на ногу. –
  • Не встать при ответе на уроке. –
  • Не слушать взрослых.-
  • Взять билеты в транспорте. +
  • Переходить дорогу, где хочется. –
  • Брать без очереди что-нибудь в магазине. –
  • Уступить место старшим. +
  • Приходить в гости без приглашения.-

Молодцы, ребята, вы очень внимательные и знаете как себя можно вести, а как нельзя.

  1. Работа  с правилами вежливости.

Жители страны  Вежливости живут по своим правилам и предлагают нам ознакомиться с ними.

  1. Будь вежлив с людьми.

Как вы понимаете? Что это значит?

  1. Не обижайте других людей.

Как вы понимаете? Как можно обидеть?

  1. Думай об окружающих?

Как понимаете? Что значит думать об окружающих?

Какие правила у жителей страны «Вежливости»? Давайте их ещё раз прочитаем.

  1. Стихотворение.

Ребята, послушайте стихотворение Валентина Давыдова «Наоборот» и подумайте, как можно называть действия Андрея?

Поди, поди пойми,

Что слало с парнем лет восьми?

Он всех в один прекрасный день

Чуть не довёл до слёз.

Его зовут, стоит, как пень.

Как будто в землю врос.

Смотри не пей воды сырой-

Советует сосед.

Один стакан, потом второй

Андрюша пьёт в ответ.

Приди обедать к трём часам

Ему сказала мать.

Он пробурчал я знаю сам,

А сам явился в пять.

Ну что с тобой, Андрюшка

И сам признался ей:

Когда я вас не слушаю,

То выгляжу взрослей.

Как можно назвать действия Андрея? (Не послушание, не уважение к старшим)

Правильно Андрей понимал поступки взрослых людей?

Как поступают взрослые? (Они прислушиваются к советам и никогда не делают на оборот)

  1. Рисование цветка вежливости.

А сейчас, ребята, возьмите  альбомные листы и изобразите цветок вежливости так, что бы было понятно, что это цветок вежливости. (Или подпишите, или раскрасьте разноцветно)

Молодцы, давайте покажем друг другу наши цветы вежливости. 1,2,3. Молодцы!

Заключительная часть

  1. Итоги урока.

В какой стране мы побывали сегодня?

Кто что узнал сегодня?

Мы с вами остаёмся в гостях у «Веж», жители страны «Вежливости» дарят вам цветок- вежливости. На каждом лепестке цветка написаны вежливые, добрые слова, которые вы запомните и будете говорить друг другу и окружающим людям.

Спасибо за внимание. Занятие окончено.

Доброжелательная атмосфера, положительный настрой

Беседа

Шифровка на доске

Развитие мышления

Полёт

Целепологание

Расширение словарного запаса

Пословица на доске

Расширение словарного запаса

Снятие нагрузки

Здоровье сберегающая технология

Правила на доске

Чтение стихотворения учителем

Беседа по содержанию

Листы на парте

Во время работы звучит спокойная музыка

Подарок

Внеклассное занятие

Уроки доброты № 3

Тема: Путешествие в страну «Здоровляндию».

Форма: Путешествие

Цели:

  1. Воспитывать позитивное мышление, умение управлять своими эмоциями.
  2. Развивать кратковременную и долговременную память, внимание, грамотную речь, логическое мышление, воображение.
  3. Познакомить детей с основами нравственности.

Тип урока: Внеклассное занятие

Литература: Ю. Куклачёв «Школа доброты»

Оборудование: листы с 7 видами чистоты, пакет для дурных мыслей.

Ход занятия:

Этапы

Содержание

Примечание

1.

2.

3.

Вводная часть

  1. Орг.момент.
  2. Актуализация знаний.

Чему посвящены уроки доброты?

На какую планету вы улетели?

Ребята, давайте вспомним в каких странах этой планеты вы уже побывали?

Чему научили вас жители «Веж»?

Покажите на карте страну «Веж»?

Молодцы, в прошлый раз вы побывали в стране «Веж», жители этой страны показали вам, что нужно быть вежливыми не только со старшими людьми, но и со своими ровесниками.

  1. Сообщение темы  и цели.

А сегодня мы с вами отправимся в очередное путешествие по планете Добрых людей. И чтобы узнать, как называется страна, в которую мы отправимся, вы должны ответить на мои вопросы.

Ребята, что говорят друг другу люди, когда встречаются?

Верно, при встрече люди говорят друг другу «Здравствуй».А как вы думаете что обозначает слово «здравствуй»?

Слово «здравствуй» обозначает, что мы желаем здоровья тому, кому это слово говорим. Послушайте как оно звучит: Здравствуй, от слова здрав – здоров.

И сегодня мы с вами поговорим о здоровье. И страна, в которую мы отправимся так и называется «Здоровляндия», где живут жители, которых называют «чистюльки».

Основная часть

  1. Вступительная беседа.

Ребята, что записано у меня на доске?

Прочтите эту пословицу.

Чистота залог здоровья.

Как вы её понимаете?

Верно, когда мы содержим себя в чистоте, нам меньше приходиться думать о болезнях.

  1. Виды чистоты.

Жители страны Здоровляндии знают  секреты своего здоровья. Они пообещали нам их раскрыть. У них есть 7 видов секретов чистоты, от которых зависит здорокье.

  1. 1 Вид чистоты – чистота тела.

Итак, первый вид чистоты- чистота тела. Что вы понимаете под чистотой  тела?

Как человек должен соблюдать чистоту тела?

Верно, мыть тело, умываться по утрам, чистить зубы и многое другое.

А от чего зависит чистота тела?

Правильно, нужно носить чистую одежду.

А как надо ухаживать за одеждой?

Верхнюю одежду нужно чистить после улицы, стирать. Мыть и чистить обувь. А что из этого вы можете сделать сами, без помощи мамы?

Верно, всё можно делать самостоятельно, кроме больших, серьёзных стирок.

  1. Игра «Кто как умывается».

Чистоту любят все, даже животные и насекомые.

Теперь давайте поиграем в игру «Кто как умывается».

Ваша задача – изобразить как можно точнее, как умываются животные. Если вы не знаете, то смело фантазируйте. Чтобы вам было удобнее, встаньте и выйдите из-за парт.

Внимание! Как умывается кошка? Хомячок? Попугай? Обезьянка? Слоник? Муха? Собачка? А как умываетесь вы?

Молодцы, вы очень интересно изобразили, проявили фантазию.

Итак, чистоту любят все: животные, насекомые, люди. Потому что, когда мы содержим своё тело в чистоте, нам приходится меньше думать о болезнях, мы меньше болеем.

  1. Чистота мыслей.

Следующий секрет чистоты – чистота мыслей.

Что такое мысли?

Как вы думаете, что такое чистота мыслей?

Оказывается, наши  мысли делятся на 2 вида – одни создают прекрасную жизнь, а другие разрушают. Добрые мысли создают, а не добрые – разрушают. Значит, ребята, какие мысли в вашей голове возникают, как вы думаете, такие поступки и совершаете, так и живёте. Возникла мысль подраться – вы дерётесь.

А как сделать так, чтобы мысли всегда были добрые?

Верно, нужно уметь создавать у себя хорошее настроение, ведь когда нам хорошо о плохом думать не приходится. А как можно создать хорошее настроение?

Сейчас я вам покажу один из примеров, как можно создать хорошее настроение. Плечи расправьте, спину выпрямите, голову чуть-чуть приподнимите. Улыбнитесь. Все-все! А сейчас посмотрите друг на друга. Нравитесь себе? Оказывается, если спину держать прямо вы никогда не будете в плохом настроении. А если сгорбиться, лечь на парту, то настроение сразу падает.

И если в голову пришла плохая мысль, поправьте спину и подумайте о чём-нибудь хорошем.

Как же  чистота мыслей связана со здоровьем?

Когда у нас в голове хорошие мысли мы не совершаем поступков, способных навредить нашему здоровью.

  1. Рисование злых мыслей.

Ребята, чистюльки хотят помочь вам избавиться от злых мыслей. Для этого вы сейчас их нарисуете. Нарисуйте чёрные, злые мысли, как вы их себе представляете. Возьмите карандаши или фломастеры, я даю вам 2 минуты( пройти по классу и прокомментировать)

Ребята, у вас получились очень страшные и злые мысли. Все они разрушают нашу жизнь и наше здоровье. Сомните листок с рисунком злых мыслей. Я пройду по класса и соберу ваши чёрные мысли, а чистюльки затем уничтожат их.

Вот мы и освободились от злых мыслей, теперь старайтесь не подпускать их к себе в голову. И они никогда не смогут разрушить вашу жизнь и здоровье.

  1. Чистота чувств.

А вот ещё одна чистота, о которой вы, наверное, знаете мало.

Ребята, какие бывают чувства?

Значит чувства добрые и не добрые. К мкаим поступкам побуждают добрые чувства? Не добрые?

Итак, 3 правило чистоты это чистота чувств. Каждый человек должен контролировать свои чувства и уметь создавать добрые чувства. Т.к. добрые мысли- добрые чувства- добрые поступки, которые не вредят здоровью. А как создать добрые чувства?

Конечно, нужно научиться видеть вокруг себя хорошее, доброе, а не только плохое и стараться поступать по доброму. Посмотрите на окружающий мир и почувствуйте его красоту, силу, мудрость. Или вспомните что то приятное.

Итак, ребята, запомните – добрые мысли, добрые чувства, добрые поступки – добрая судьба.

  1. Чистота языка.

Но особенно жители страны «Здоровляндии», «чистюльки», борются за чистоту языка.

Как вы думаете,  что это значит?

Ребята, очень важно следить за своей речью. Это значит, что нужно говорить не только добрые слова, но и не загрязнять свою речь лишними, не нужными словами. Многие из вас говорят такие не красивые и не нужные слова, как например «Ну ваще» и др., а они загрязняют нашу речь.

А какие ещё не нужные слова вы говорите?

Всё это не красивые и не нужные слова, их не должно быть в нашей речи. Но чистота языка ещё состоит в том, что мы говорим и другим людям , и о других людях. Например, встали с утра: «Какой прекрасный день! У меня всё получится», пожелали доброго утра своим близким. И силы сразу прибавились. Или наоборот: «Опять в школу… Погода плохая» какое настроение появляется? Никакого. Делать ничего не хочется.

  1. Чистота ушей.

Ребята, а чтобы узнать следующий секрет чистоты отгадайте загадку.

С помощь. Чего мы слышим звуки, окружающие нас?

Верно, следующий аспект, чистота ушей.

Ребята, что именно имеют ввиду чистюльки, говоря  о чистоте ушей?

Верно, во- первых, уши должны быть всегда чистые, их нужно каждый день мыть и чистить. Но чистота ушей связана не только с чистотой тела, но и с чистотой языка. Слушайте только хорошее, не слушайте сплетни, ругань, не добрых слов. Ведь когда мы что то слышим, мы начинаем думать об этом. Если мы слышим плохое, какие мысли у нас возникают?

Злые, а от сюда, не добрые чувства, поступки, которые вредят нашему здоровью.

  1. Чистота глаз.

И последний секрет здоровья – чистота глаз. Как вы понимаете, что значит чистота глаз?

Конечно, глазки нужно не только мыть, но и оберегать от всего дурного. Нужно смотреть на всё хорошее, доброе и видеть в людях только хорошее и доброе. Вы много смотрите телевизор, какие передачи и фильмы вы любите?

Многие из нас смотрят боевики, ужасы, а они загрязняют наши глаза, наши мысли. Когда мы много смотрим плохое, хотим мы этого или нет, но мы начинаем совершать дурные поступки, которые вредят нашему здоровью.

Итак вот мы и рассмотрели все секреты здоровья жителей страны Здоровляндии. Они надеются на то, что все эти секреты мы будем учитывать . А значит будем здоровыми.

Заключительная часть

В какой стране мы с вами побывали?

С чем связана чистота? Что мы должны иметь в виду?

Какие 6 правил чистоты нам рассказали чистюльки?

Доя чего нужна вся эта чистота?

Верно, это залог здоровья и счастливой жизни.

Я желаю вам быть здоровыми, соблюдать чистоту, а чтобы вы не забывали о правилах, которые мы сегодня узнали, «чистюльки» дарят их нам.

Постарайтесь воспитывать в себе чистоту. Спасибо за работу. Занятие окончено.

Положительный настрой

Беседа

Микро итог

Выяснение лексического значения слова

Пословица на доске

Работа над смыслом пословицы

Виды чистоты на доске

Формирование гигиенических навыков

Здоровье сберегающая технология

Микро итог

Беседа

Звучит спокойная музыка

Микро итог

Микро итог

Загадка

Микро итог

Фронтальная беседа

подарок

Внеклассное занятие

Уроки доброты № 4.

Тема: Поляна честных людей.

Форма: Путешествие.

Цели:

  1. Воспитывать в детях нравственные качества: честность, ответственность, доброжелательность, позитивное мышление.
  2. Развивать творческое воображение , грамотную речь, долговременную память.
  3. Сформировать представления детей о правде и лжи, о честности, честных людях и честных поступках.

Тип урока: Путешествие.

Литература: А. Лопатина, М. Скребцова «Вечная мудрость».

Оборудование: плакат с названием темы, карта путешествия, альбомные листы, шифровка, карточки со словами «справедливчики», «честность», «кривда», плакат с пословицей и стихотворением.

Ход занятия:

Этапы

Содержание

Примечание

1.

2.

3.

Вводная часть

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний.

Какие интересные занятия у вас проходят?

Чем вы занимаетесь на этих занятиях? Куда путешествуете?

В какую страну путешествовали на прошлом занятии?

Что нового узнали от жителей этой страны?

  1. Сообщение темы и цели.

У вас проходят уроки доброты, вы путешествуете в разные страны и для того, чтобы узнать в какую страну мы совершим путешествие сегодня, вы узнаете, если разгадаете шифровку: ЬТСОНТСЕЧ

Так чему будет посвящено наше занятие?

Как догадались? Что нужно было сделать?

Сегодня мы совершим путешествие на «Планету честных людей» и тема нашего занятия «Поляна честных людей».

Задача нашего сегодняшнего путешествия, узнать каких людей называют честными, почему нужно быть честным.

Основная часть

  1. Путешествие на «Поляну честных людей».

Ребята, сейчас мы находимся в стране «Здоровляндия», но нам предстоит путешествие. И путешествовать мы будем на вертолёте.

Сядьте поудобнее, закройте глаза. Мы на вертолёте поднимаемся всё выше и выше, но нам не страшно, ведь мы честны друг с другом, значит и доверяем друг другу. Мы пролетаем мимо пушистых белых облаков. И вот мы увидели в дали не обычную поляну. Вертолёт начинает снижаться. Виднеются разноцветные крыши домов. Вертолёт приземлился, мы открываем глаза и попадаем на «Поляну  честных людей». Жители этой поляны, «справедливчики», говорят только правду.

  1. Вступительная беседа.

Ребята, сегодня мы будем говорить о честности, кто знает, что значит быть честным?

Да, честность связана с поступками,  мыслями.

Кто-нибудь из вас совершал нечестные поступки, врал?

В этом очень трудно признаться и те кто это сделали очень храбрые и честные.

  1. Работа со стихотворением.

Ребята, послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю и ответьте на вопрос: по каким признакам можно узнать, что человек поступает честно, или нет?

Правда колит говорят,

 Щёки от неё горят,

Глазки прячутся куда – то,

Закрываясь виновато.

Что на правду обижаться?

Надо честным быть стараться,

Чтобы правда не кололась

И не подавала голос.

Так по каким признакам можно узнать, что человек поступает не честно или лжёт?

Ребята, а почему люди иногда говорят не правду?

Как вы думаете, есть на свете человек, который ни разу в жизни не сказал не правду?

Каждый человек может сказать не правду, главное, признаться в своей не честности и ответить, почему он говорит не правду.

  1. Работа по сказке «Правда и кривда».

Ребята, счастливчикам попалась сказка «Правда и кривда».

А вы знаете, что такое кривда? Кривдой раньше называли ложь. Справедливчики хотят, чтобы мы помогли им разобраться: почему Правда всё таки не погибла, а стала править царством? Слушайте меня внимательно.

Ребята, так почему же Правда не погибла, а стала править царством?

Что произойдёт с царством, если править будет кривда?

Ребята, справедливчики спорят по вопросу: а можно ли правдой обидеть? Давайте поможем им. Так можно ли правдой обидеть?

Да, можно и обидеть поэтому нужно научиться преподносить правду так, чтобы никого не обидеть. А в каких случаях?

Например, если ты старался писал в тетради, но у тебя плохо получается, а к тебе подошли и сказали, что ты не старался. А как сказать об этом, чтобы не обидеть?

Вот сегодня у тебя не получилось красиво написать, но ты старался и если будешь продолжать стараться, у тебя обязательно получится.

Ребята, вы помогли справедливчикам ответить на вопрос и в благодарность они предлагают поиграть.

  1. Игра «Правда - кривда».

Вам нужно встать, выйти из-за парт. Я буду называть утверждения, если вы считает, что оно правильное, то покружитесь вокруг себя 2 раза, если не правильно присядьте 1 раз.

  1. 2+2=4 +
  2. Чу, щу пишу с буквой у –
  3. Зубы не надо чистить –
  4. Перед едой нужно мыть руки +
  5. Не нужно помогать родителям –
  6. Нужно уступать место пожилым людям место в автобусе +
  7. Не нужно мыться –
  8. 3+2=6 –
  9. Жи, ши пиши с буквой и +
  10. Нужно делать домашнюю работу +
  11. Нужно переходить через дорогу по пешеходному переходу +

Молодцы, сядьте тихонечко на свои места. Справедливчики увидели, что вы можете отличить правду от кривды.

  1. Рисование дерева правды.

Давайте покажем «справедливчикам», как мы представляем себе правду. Возьмите листы, которые лежат у вас на столах и нарисуйте дерево Правды. Такое дерево, чтобы его красота затмила всю лож на земле, а корни спрятали всё не хорошее в людях так глубоко, чтобы никто не смог это достать. На работу вам даётся 5 минут.

Давайте посмотрим, что получилось. Может кто то хочет показать, какой он представляет себе правду.

Молодцы, ребята, отложим листки на край стола.

Заключительная часть

1.Итог.

Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним о чём мы сегодня говорили?

Вы все были активными и «справедливчики» вами очень довольны, мы остаёмся  в этой стране на неделю, постарайтесь никого не обманывать, а один из справедливчиков проследит за этим. А так же они дарят нам стихотворение, котрое всегда будет напоминать нам о том, что лгать не хорошо.

Спасибо за занятие!

Положительный настрой

Фронтальная беседа

Шифровка на доске

Развитие мышления

Полёт

Чтение стихотворения учителем

Беседа

Чтение сказки учителем (сказку смотрим далее)

Беседа по содержанию сказки

Здоровье сберегающая технология

Физ.мин.

Практическая работа

Внеклассное занятие

Уроки доброты № 5.

Тема: Путешествие в страну Семьляндию.

Форма: Путешествие.

Цели:

  1. Восптывать любовь к семье, уважительное отношение к взрослым.
  2. Вызывать эмпатические чувства к близким; понимание и умение с ними общаться, совершать добрые поступки; позитивное мышление, речь.
  3. Сформировать представление детей о семье, о родственных связях, об отношениях, о роли каждого члена семьи в жизни в жизни ребёнка.

Тип Урока: Внеклассное занятие.

Литература: А. Лопатина, М. Скребцова «Вечная мудрость сказки», энцеклопедический словарь.

Оборудование: Карта путешествия, тема, стихотворение, альбомные листы, карандаши, музыка для отдыха, сказка.

Ход занятия:

Этапы

Содержание

Примечание

1.

2.

3.

Вводная часть

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний.

Ребята, какие не обычные уроки у вас проходят?

Куда вы совершали путешествия на этих занятиях?

В какую страну вы путешествовали на прошлом занятии?

Что нового узнали от жителей этой страны?

  1. Сообщение темы и цели.

У вас проходят уроки доброты, вы путешествовали в разные страны и для этого, чтобы узнать в какую страну, мы совершим путешествие сегодня, вам нужно прослушать стихотворение и догадаться о ком идёт речь.

На свете выбирают всё:

Еду по вкусу и питьё,

Одежду, время провождение,

Надежды, цель и стремленье.

Но данность есть одно на свете,

Её прекрасно знают дети:

Не выбирают пап и мам-

Они даны в подарок нам!

О ком идёт речь в стихотворении?

Когда папа, мама и я – это что?

Правильно! Наше занятие будет посвящено семье. И сегодня мы совершим путешествие в страну Семьляндия.

Задача нашего сегодняшнего путешествия: узнать что такое семья? Какие люди составляют семью? Какие отношения должны быть между членами семьи?

Чтобы оправиться в новую страну нам нужно совершить путешествие на весёлом паровозике.

Итак сядьте по удобнее.Закройте глаза. Представьте, что мы находимся в нутрии нашего весёлого паровозика. Он постепенно набирает скорость, мы смотрим в окно и видим красивые красочные луга, проезжаем мимо густых лесов,  и вот в дали ведется страна Семьляндия. Мы подъезжаем всё ближе и ближе, И вот мы оказались в стране  Семьляндия.

Жители этой страны очень добры, вежливы и живут они дружной семьёй: вместе учатся, играют, отдыхают. Они согласились помочь нам в вопросах, которые нас интересуют.

Основная часть

  1. Вводная беседа.

Ребята, а кого называют семьёй?

Какими словами можно назвать отношения между членами семьи?

Какую роль выполняет в семье мама? А какую папа?

Какую роль выполняют дети?

  1. Работа с притчей.

По этому поводу есть такая притча, которая называется «Долг отдаю, в долг даю».

Ребята, как вы понимаете, что означает слово притча?

В притче собрана народная мудрость, поучение.

А теперь внимательно прослушайте и скажите, кто и кому долг отдавал? И кто к кому в долг давал?

Спросили одного крестьянина:

Как ты живёшь?

- Прекрасно: долги плачу, в долг даю, а на остальное сам живу.

- Что ты этим хочешь сказать?

- Отца и мать кормлю – им долг отдаю. Детей кормлю – им в долг даю, а на остальное сам живу.

Почему крестьянин сказал, что он кормит своих детей в долг?

Должны ли дети возвращать свои долги родителям? Как вы сейчас помогаете своим родителям?

Как вы будете помогать своим родителям, когда выростите?

Только в материальной поддержке нуждаются родители?

Ребята, помогли ли нам жители страны Семляндии ответить на вопросы и разобраться в притче?

Физминутка

  1. Работа по сказке «Водяной».

Ребята, в стране Семляндия жители очень любят сказку, которая называется «Водяной».

Сейчас внимательно прослушайте сказку.

Так каким же был водяной царь? Почему он решил наградить мальчика несмотря на то, что тот отверг все сокровища морского царства?

Какими можно назвать отношения мальчика к семье?

Как вы думаете, если бы мальчик остался в морском царстве, как бы могла сложиться его жизнь?

Да, мальчик стал бы одиноким, он грустил, скучал по родителям, из-зи этого у него испортился аппетит, не играл.

Что заставило мальчика отказаться от всех сокровищ? Почему?

За что вы должны благодарить своих родителей?

Конечно же, ребята, помните притчу.

Да, ребята, для мальчика семья – это самое главное драгоценное сокровище в мире. У водяного не было таких чувств к семье и он отпустил мальчика, дав ему в знак ценной любви к семье сокровища.

  1. Рисование «Моя семья».

Ребята, жители страны Семьляндии хотят посмотреть на ваши семьи.

Возьмите листы, которые лежат у вас на столах и нарисуйте свою семью. На работу вам даётся 5 минут.

А сейчас мы с вами сделаем выставку.

Молодцы, ребята!

Заключительная часть

  1. Итог.

Ребята, наше занятие подошло к концу.

Куда мы сегодня путешествовали?

Что нового узнали о семье?

В память  о себе счастливчики дарят нам стихотворение о семье, а так же рекомендуют не забывать притчу.

Занятие окончено, всем спасибо.

Положит. Настрой

Беседа

Введение темы через стихотворение

Полёт

Выяснение лексического значения слова семья

Чтение притчи учителем

Работа по содержанию притчи

Фронтальная беседа

Здоровье сберегающая технология

Чтение сказки учителем

Работа по содержанию сказки

Микро итог

Практическая работа

Использование ТСО

Фронтальная беседа

Подарок

Внеклассное занятие

Уроки доброты № 5.

Тема: Любовь – главное слово вселенной. Правила Жизни.

Форма: Путешествие.

Цели:

  1. Воспитывать у детей доброе отношение к старшим, близким и товарищам, воспитывать качества личности: честность, любовь к окружающему миру.
  2. Развивать мыслительные операции (сравнение, обобщение, умозаключение),долговременную память, позитивное мышление, воображение.
  3. Обобщить и расширить кругозор детей о стране доброты.

Тип урока: Внеклассное занятие.

Литература: Ю.Д. Куклачёв, А.И. сташкевич Методические рекомендации для педагогов и психологов по проведению уроков доброты и самопознания. : А. Лопатина, М. Скребцова «Вечная мудрость сказки», Н.А. Андрианова «Философия для детей».

Оборудование: Карта путешествия, тема, альбомные листы, словарные слова, медаль, кроссворд.

Ход урока:

Этапы

Содержание

Примечание

1.

2.

3.

Вводная часть

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний.

В какой стране вы побывали на прошлом уроке?

Что интересного вам поведали жители этой страны?

  1. Сообщение темы и цели.

А чтобы узнать тему сегодняшнего занятия, вам нужно из слов на карточках составить предложение.

Вселенной, слово, главное, Любовь-

Ребята, у кого получилось это сделать? Какие предложения получились?

Верно, Любовь – главное слово Вселенной.

И тема нашего занятия именно так и звучит : «Любовь – главное слово  Вселенной. Правила жизни ».

  1. Путешествие.

Сегодня мы совершим путешествие в последнюю страну, и путешествовать мы будем на ковре- самолёте. Отправимся мы на облако любви. Где узнаем, что такое любовь, где живёт любовь, кому может проявляться любовь, а так же познакомимся с некоторыми правилами жизни.

А людей, которые там живут, называют «влюбляйки», т.к. их сердца наполнены чистой и светлой любовью.

Сядьте по удобнее, закройте глаза, представьте, что мы высоко летим на ковре самолёте. Вот мы пролетаем страну добрых людей приближаемся к стране Веж, люди этой страны приветствуют нас, машут нам в след, а вот мы уже пролетаем над Здоровляндией, летим-летим и наконец, прилетаем на облако любви.

Надеюсь, что жители этой страны помогут нам разобраться в наших вопрсах.

Основная часть

  1. Вводная беседа.

Ребята, какие чувства вы знаете? А какие добрые чувства вы знаете?

Ребята, как вы думаете самое главное доброе чувство какое?

Правильно, самое главное доброе чувство – любовь!

А как вы понимаете слово любовь?

Любовь – это самое чистое, прекрасное, светлое чувство сердечной привязанности людей друг к другу. Любовь – главная энергия жизни. Её не возможно видеть глазом, потрогать руками. Её можно только ощутить сердцем. Благодаря любви возродилась жизнь во Вселенной.

Ребята, как вы понимаете слово Вселенная?

Вселенная – это весь мир, всё что находиться вокруг нас, всё окружающее нас пространство: Земля, небо, звёзды, луна, космос.

Наша планете является частью Вселенной, значит и мы, и любовь тоже является частью вселенной, но, не смотря на это, любовь является главным словом во Вселенной.

Как вы думаете почему?

Потому, что любовь помогает видеть нам всё самое удивительное, хорошее в мире, она помогает нам жить, с уважением относиться к себе и всему окружающему.

  1. Беседа «Где живёт любовь?»

Ребята, как вы думаете, где живёт любовь?

Вспомните, куда люди прикладывают свою руку, когда искренне говорят о своих чувствах?

Правильно к груди там, где находится наше сердечко. Оказывается,  чувство любви живёт в сердце каждого из нас! Положите свою руку себе на грудь – там рождается ваша любовь ко всему, что окружает вас и там она живёт. Наше сердце – дом для любви.

Ребята, как вы думаете, что лучше любить, или когда вас любят?

Вот видите, кто то из вас считает, что лучше любить, а кто то что лучше быть любимым.А кто то считает, что хорошо и то, и другое. Я вам раскрою великую тайну!

Оказывается счастлив тот человек, который любит, который научился любить. А тот кто стремится быть любимым вечно будет искать любовь. А как проявляется любовь, через что?

Ребята, вы видели как любит кошка своих котят?

Она их облизывает, кормит, играет, защищает от опасности, тем самым проявляет свою любовь к ним.

  1. Игра «Я люблю в себе…»

Ребята, а к кому может проявляться любовь?

А к себе любовь может проявляться?

А кто знает, что значит любить себя?

Это значит заботиться о своём здоровье, стремиться только к хорошему, радоваться, верить в себя, говорить себе добрые слова.

И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Что я люблю в себе?». Мы будем по очереди называть то, что вы в себе любите. Например, я люблю в себе мои волосы, глаза. У меня в руках сердечко и мы будем передавать его друг другу по очереди и тот, у кого сердечко будет в руках называет то, что в себе любит. Т.к. сердечко сейчас у меня в руках я начну игру.

Молодцы, поаплодируйте себе, как много вы любите в себе.

  1. Работа с правилами жизни.

Ребята, человеку сердце которого наполнено таким чувством, как любовь важно, чтобы что то направляло его в сторону счастья и для этого существуют правила жизни. И жители «облака любви»хотели бы познакомить вас с некоторыми из них.

С одним из них мы с вами уже познакомились. Это:

  1. Любите себя и окружающих вас людей.
  2. Не завидовать.

Ребята, а что значит завидовать?

Это значит испытывать чувство зависти к кому-нибудь или чему- нибудь.

А что такое зависть?

Зависть это когда человек злиться потому что, другому человеку живётся лучше, чем ему самому. Или у кого то игрушек больше и они новее, красивее.

А сейчас послушаем рассказ, который называется «Как новые игрушки испортили настроение.» И подумайте, может ли завистливый человек быть настоящим другом.

Как вы думаете, права ли мама, сказав, что из завистливого человека не получиться верного друга? А вы бы хотели дружить с завистливым человеком?

А на самом деле каждый человек может иметь абсолютно всё, что захочет, но только с помощью своего труда.

Физминутка

Продолжаем знакомиться с правилами жизни.

3.Всегда говорить только правду.

Ребята, а что значит говорить правду?

Это значит не врать, уметь признаться в своих ошибках, плохих поступках.

А как по другому называют не правду?

А как вы думаете, что значит лживость?

Лживость – это желание постоянно обманывать. Лживый человек с лёгкостью говорит не правду, с удовольствием обманывает. Как вы думаете, может ли присутствовать в человеке одновременно лживость и любовь?

Конечно же нет, т.к. любовь на столько сильное чувство, которое способно искоренить в человеке любые пороки, в том числе и лживость.

Ребята. Послушайте стихотворение, которое называется «Правду не скроешь» и подумайте, правильно ли поступили дети.

Мы вазу мамину разбили.

Осколки в мусор положили, а правду спрятали в мешок,

Чтоб посидела там часок.

Соврали маме: «Кошка Мурка играла с твоей вазой в жмурки!»

И на это мама нам сказала,

Что Мурка во дворе гуляла.

Как можно назвать этих детей?

Как вы думаете дети правильно поступили?

Безусловно нет.

Ребята, а кто-нибудь из вас когда-  нибудь говорили не правду?

Видите, ребята, с какими хорошими и важными правилами нас познакомили жители «облака любви». Эти правила,  они оставляют вам. Соблюдая их.  вы сохраните в себе все хорошие качества и добрые чувства, а всё плохое исчезнет само по себе.

Заключительная часть

  1. Итог занятия.

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня поработали. Куда мы сегодня путешествовали?

На чём  мы путешествовали?

Кто что нового узнал?

  1. Кроссворд.

А сейчас, мне бы хотелось, чтобы вы решили кроссворд. По вертикали – ключевое слово, по горизонтали слова, разгадав которые мы получим ключевое слово.

  1. Ответ на первый вопрос состоит из 7 букв.

Внимание вопрос: когда человек злится потому, что другому человеку живётся лучше, чем ему самому?

  1. Ответ на второй вопрос состоит из 6 букв.

Внимание вопрос: слово противоположное слову ложь ?

  1. Ответ на третий вопрос состоит из 7 букв.

Внимание вопрос: какое чувство самое лучшее лекарство для сердца?

  1. Ответ на четвёртый вопрос состоит из 6 букв.

Внимание вопрос: внимание, попечение, уход?

  1. Ответ на пятый вопрос состоит из 9 букв.

Внимание вопрос: жители облака любви - ?

  1. Ответ на шестой вопрос состоит из 4 букв.

Внимание вопрос: тоже самое что не правда?

А теперь прочитайте сверху вниз какое слово получилось?

л

о

ж

ь

в

л

ю

б

л

я

й

к

з

а

б

о

т

а

р

а

д

о

с

т

ь

п

р

а

в

д

а

з

а

в

и

с

т

ь

Молоцы, ребята!

  1. Завершение путешествия.

Мы с вами сегодня завершаем путешествие по планете Добрых людей.

Чему вы научились у жителей стран этой планеты?

Жители планеты Добрых людей принимают вас в свое общество и хотят вам дать медаль, т.к. считают вас добрыми людьми.

Наше занятие подходит к концу. Жители планеты прощаются с вами. Занятие окончено.

Благоприятная атмосфера

Введение темы через шифровку

Полёт

Фронтальная беседа

Выяснение лексического значении е слова любовь

Слово на доске

Выяснение лексического значения слова Вселенная

Слово на доске

Фронтальная беседа

Игра

Инструктаж

Правила на доске

Расширение словарного запаса

Чтение рассказа учителем

Беседа по содержанию рассказа

Расширение словарного запаса

Чтение стихотворения учителем

Беседа по содержанию

Микро итог

Кроссворд на доске

Как новые игрушки испортили настроение.

Пришёл к Пете домой его весёлый приятель Митя и увидел, что у Пети появилось много новых хороших игрушек.

Почему это ему столько много игрушек дарят, а мне нет? – подумал Митя.- Почему ему всё, а мне ничего?

Настроение у Мити незаметно испортилось  и ему даже захотелось сделать Пете что-нибудь плохое, например взять и как – будто бы нечаянно сломать игрушку. Затем Петя, что его всегда весёлый друг, почему то стал грустным, недовольным и капризным.

- Что с тобой случилось? – спросил он Митю. А тому и ответить нечего стыдно признаться в своей зависти. Когда Митя ушёл Петя подошёл к маме и спросил.

- Мам, почему когда Митя увидел мои игрушки,  перестал быть весёлым и стал вредничать, ведь мы же не ссорились?

Обняла мама сына и ответила:

- Наверное, у Мити при виде твоих новых игрушек проснулась зависть и испортила ему настроение. Он просто не знает, что ты очень хороший, послушный, мне всегда много помогаешь по дому. Поэтому я тебе тоже хочу много приятного сделать, и денег на новые игрушки не жалею. А он, наверное , подумал, что тебе новые игрушки дарят просто так, ни за что.

- Так что мне прятать игрушки?

- Нет, прятать не надо. Ты просто знай на будущее, что из завистливых людей не получается верных друзей. Рона или поздно зависть разбивает дружбу и делает её не настоящей.

Правда и Кривда.

Русская народная сказка

Однажды спорили Кривда  с Правдою: чем лучше жить кривдой или правдой?

Кривла говорила: лучше жить кривдою, а Правда утверждала: лучше жить правдою.

Спорили, спорили, никто не переспорит. Говорит Кривда:

- Пойдём к писарю, он нас рассудит!

- Пойдём, - отвечает  Правда.

Вот пришли к писарю.

- Реши наш спор, - говорит Кривда,- чем лучше жить: кривдою али правдою?

- О чём вы бьётесь? – спросил писарь.

О ста рублях.

- Ты, Правда, поспорила; в наше время лучше жить кривдою.

Правда вынула из кармана сто рублей и отдала Кривде, а сама всё стоит на своём, что лучше жить правдою.

-

Пойдём к судье, как он решит? – говорит Кривда. – Коли по твоему, я тебе плачу тысячу рублей, а коли по моему, ты должна оба глаза отдать.

- Хорошо, пойдём.

Пришли они к судье, стали спрашивать: чем лучше жить?

    - В наше время лучше жить кривдою,  - сказал судья.

- Подавай кА свои глаза! – говорит Кривда Правде; забрала глаза и ушла,  куда знала.

Осталась правда безглазая, пала лицом на земь и поползла на ощупь. Доползла до болота и легла в траве. В самую полночь собралась туда неверная сила. Главный стал всех спрашивать: кто и что сделал? Кто говорит – я душу загубил; кто говорит – я того то на грех смутил; а Кривда в свой черёд похваляется:

- Я у Правды сто рублей выспорила да глаза забрала!

- Что глаза! – говорит главный. – Стоит потереть травкою опять будут!

Правда лежит да слушает. Вдруг крикнули петухи, и неверная сила разом пропала. Правда нарвала травки и давай тереть глаза; потёрла один, потёрла другой – и стала видеть по – прежнему; захватила с собой этой травки и пошла в путь дорогу.

В это время у одного царя ослепла дочь, и сделал он клич: кто вылечит царевну, за того отдаст её замуж. Правда приложила ей к очам травку и вылечила. Царь обрадовался, женил правду на своей дочери и взял к себе во дворец.

Тише,  пожалуйста

Н. Абрамцева

Где  - то в лесу жила – была речка. Чистая – чистая, прозрачная  - прозрачная. Весь свой лес поила холодной водой. Каждому позволяла смотреть в себя,  как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Весёлая добрая речка. Так было долго. Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидала, то ли ещё что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела вода. Заметило это солнце. Решило развеселить речку. Пощекотало её своим длинным лучиком, да как то не удачно: сломался луч и уколол без того поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно: «Что за глупые шутки?» - подумала она обиженно. А тут ещё не приятность: кто то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосёнок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришёл попить. Запутался в речной в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя. Да. Расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, разозлилась, фыркнула и … вышла из себя. Из берегов своих… Сначала осторожно.  на прибрежную траву. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны дальше, дальше, дальше растекается речка … И понимает, что не то делает, а вернуться не может. И коряга не хотела царапаться, и солнечный луч нечаянно уколол, и лосёнок, конечно же, не нарочно упал в воду. Всё понимает бывшая речка, а теперь бесформенная мелкая лужа. Всё понимает, а вернуться не может … Сорвалась … Вышла из себя. И вперёд бежать не может, сил больше нет…

Качается почти стоячая вода между кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьёт из бывшей речки, никто в неё не смотрится. Мутной, грязной, вязкой трясиной стала чистая, светлая речная вода …

Болото … Неровные кочки … Ползучие стебли … Страшные чёрные оконца … Болото … А была речка. Была … Добрая, весёлая лесная речка.

Только вот из себя вышла. Выйти каждый может. Всегда может. Выйти легко… Очень … Слишком даже…

Не надо кричать … И дверью хлопать не стоит … Спокойно …Зачем бить посуду!? Тише, пожалуйста… Тише…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой

Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...

В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...

От добрых слов – к добрым поступкам.

Расширять знания учащихся о вежливых и добрых словах и учить применять  их в жизненных ситуациях....

урок литературного чтения "Влияние доброго поступка на героев произведений" 3 класс система Занкова

на примере изученного материала проследить за влиянием доброго поступка на  эволюцию развития образов героев рассказов В.П. Железникова, Ю.Я. Яковлева...

Урок по теме: «От добрых правил – добрые слова и поступки»

Урок в 4 классе по теме «От добрых правил – добрые дела и поступки» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И....