Воля и ее воспитание
статья (3, 4 класс)

Воспитание воли для детей в начальной школе. Рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Воля и ее воспитание24 КБ

Предварительный просмотр:

Воля и её воспитание.

Воля не есть какой-то безличный агент,

распоряжающийся только движением, - это деятельная

сторона разума и морального чувства.

И.М. Сеченов.

Что же такое воля? Её значение велико в повседневной жизни, в любой профессии. Всякая трудовая деятельность связана с преодолением более или менее значительных трудностей, поэтому она не может быть в полной мере успешной, если человек не обладает устойчивостью, решительностью, целеустремлённостью.

На это специально обращал внимание великий русский композитор П.И. Чайковский. Он указывал, что упорной работой, напряжением воли можно всегда добиться своего.

Для того, чтобы написать свою “Историю геологических исследований Сибири” выдающийся русский учёный, геолог В.А. Обручев прочитал и просмотрел около 12 тысяч книг, статей, рукописей.

Итак, без воли и твёрдого характера нигде и ни в чём нельзя добиться настоящего прочного успеха.

“Характер” - слово греческое, в переводе означает “черта, особенность, признак”. Это отличающая человека своеобразная привычная манера его поведения, в которой проявляется его отношение к действительности.

Для характера самое главное значение имеют цели и задачи. Но этого мало. Необходимо не только ставить перед собой высокие благородные цели, но и уметь их претворять в жизнь, преодолевая трудности и препятствия на пути к этому. Сила воли является необходимым условием твёрдости характера человека.

Воспитание воли и характера неразрывно связано. Но характер определяется не только волевыми качествами. Положим, человек умеет добиваться своего, осуществлять поставленные цели и преодолевать препятствия на пути к ним. Но ведь могут быть поставлены разные цели. Человек может быть волевым, но всю волю он может направлять на достижение сугубо личных, эгоистических либо общественно вредных целей. Поэтому и говорят не просто о воле, а о морально воспитанной воле.

Подлинно волевым человеком, человеком с твёрдым характером можно назвать лишь того, что свои личные стремления и интересы согласует с общественными, кто ставит перед собой общественно полезные цели и достигает их, преодолевая все препятствия на пути к ним. Человек, который преодолевает разнообразные трудности, побеждает мешающие ему желания и добивается поставленной цели, доводит начатое, даже и скучное, дело до конца, представляется нам волевым.

Воля нужна и для того, чтобы заставить себя встать утром с постели, и для того, чтобы отлично овладеть предметом. Чем больше препятствие, которое преодолевает человек, тем сильнее его воля.

Волевая деятельность – сознательная, целенаправленная деятельность человека, связанная с преодолением препятствий на пути к цели. Эти препятствия могут быть внутренние и внешние. Внутренними препятствиями являются противоположные желания, пассивность, лень, страх, усталость, упрямство. Внешние – это объективные препятствия, возникающие в природных условиях со стороны других людей.

Возникает вопрос: как же воспитать у себя сильную волю и твёрдый характер? Человек должен иметь определённую цель в жизни. Чем прекраснее и благороднее этот идеал, тем полнее и ярче, интереснее становится жизнь. Большая доля педагогического успеха А.С. Макаренко несомненно определялась тем, что для окружающих он был образцом. “Красота личного поведения Макаренко, - писал заслуженный учитель РСФСР В. Терский, - очаровывала, нравилась, заражала. Все стремились ему подражать, поэтому люди отказывались от дурного тона, отрешались от претензий на выражении благодарности им лично и учились радоваться успехам других”.

Прекрасные возможности воспитания даёт учение. В.И. Ленин, обладая отличными способностями, усваивал школьные предметы без труда, и ему не приходилось вырабатывать в себе настойчивость. Он самостоятельно подметил этот свой недостаток. Наблюдая, какое упорство проявляет его сестра Оля в упражнениях на рояле, он сказал: “Вот чьей работоспособности можно позавидовать!” И гимназист Володя начал успешно вырабатывать у себя настойчивость.

Воля и характер – это продукты самовоспитания. Самовоспитание – одно из важных условий формирования воли и характера человека. Это сознательная самостоятельная работа человека над формированием своего характера, воспитанием у него желательных качеств и искоренением нежелательных.

Некоторые люди склонны считать, что для воспитания воли нужны какие-то   особые упражнения и поэтому выдумывают искусственные приёмы, часто отражающиеся на здоровье. Вспомним Саню Григорьева из повести В. Каверина “Два капитана”, который договорился со своим сверстником Ромашовым, чтобы тот порезал ему руку ножом, уверяя, что не отдёрнет руки. Разумеется, подобные “упражнения” ни к чему не привели.

Нет, для развития воли и характера не нужны какие-то специальные упражнения. Воля и характер выковываются в процессе преодоления реальных будничных препятствий, в борьбе с жизненными трудностями, в повседневном труде, ученье, общественной работе.

Однако необходимо иметь ввиду, что воспитание в себе воли и характера – нелёгкая задача, выполнение её требует длительных систематических усилий. Рассчитывать на быстрый и лёгкий успех нельзя. Воспитание – это сложный процесс, где происходит внутренняя борьба, срывы. Не сразу преодолеваются те или иные трудности, не сразу укрепляется воля. Не следует сразу ставить перед собой очень трудные задачи и цели. При неудаче часто опускаются руки, и дальнейшая работа над собой прекращается.

Верность своему слову – лучший показатель воли. Однако также важны самоконтроль, критичность своих поступков; нужно задавать сбе вопрос: “Правильно ли я сделал?” Важна  постоянная тренировка в преодолении препятствий. Хочешь научиться преодолевать препятствия – не беги от них, а иди навстречу к ним. Иногда говорят: сильные волей переплывают море жизни, а слабые в нём купаются.

Велика роль правильного режима, распорядка жизни и труда. Воля – это хорошо организованный труд.

Упражняются воля и характер и в борьбе с искоренением дурных привычек. В самовоспитании большое значение имеет каждый отдельный поступок. Как говорится в китайской пословице: “Посеешь поступок – пожнёшь привычку; посеешь привычку – пожнёшь характер; посеешь характер – пожнёшь судьбу”. Поэтому, задавшись целью воспитания у себя твёрдого характера, не следует уклоняться от этого ни на шаг. И в итоге этой работы над собой, искоренением своих недостатков и стремления к лучшему вы получите нового себя, на которого захотят равняться и окружающие вас люди.


Список использованной литературы

1. Алякринский Б.С. О таланте и способностях / Б.С. Алякринский. - М.: Знание, 1971. - С. 25-58

2. Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа. - 1981. - № 1.

3. Крутецкий В.А. Воспитание воли / В.А. Крутецкий. - М.: Учпедгиз, 1957. - 48 с.

4. Платонов К.К. Занимательная психология / К.К. Платонов. - М.: Молодая гвардия, 1986. - С. 283-300.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чудо - волы" А.Вахрушев

Разработка урока и презентация по теме "Чудо-волны" А.Вахрушев, УМК "Школа 2100"...

Родительское собрание на тему "Воспитываем силу воли""

Вы, наверно, слышали иногда от своих детей «Не умею…», «Не знаю как…» Это не страшно, если это Вы слышите редко. Но если постоянно… То тогда нужно задуматься над вопросом, а не безвольным и безответст...

Воля и волевые качества учащихся. Как их развить?

Материал для родителей , желающих развить потенциал своих детей....

Родительское собрание "Воля и труд человека дивные дивы творят"

Цель данного собрания привлечь внимание родителей к проблеме трудового воспитания ребенка; познакомить с формами трудового участия ребенка в жизни семьи....

СИЛА ВОЛИ.

Родителям на пользу!!!...

Статья на тему: «Особенности произвольной активности и воли младших школьников и ее воспитание».

Статья посвящена исследованию особенностей произвольной активности и воли младших школьников, а также преодолению проблем в ее воспитании, поскольку, чем больше развита воля у ребенка, тем большего ус...

Игра "Волчок". Построение механизма для раскручивания волчка

РобототехникаПередаточное отношение. Ведущая и ведомая шестерня. Повышающая передача.Игра "Волчок". Построение механизма для раскручивания волчка....