Программа воспитательния младших школьников
материал (1 класс)

О.Н. Володина

В данной разработке представлена программа воспитания младших школьников с 1 по 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitatelnoy_deyatelnosti_volodina_o.n.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 54 города  Челябинска»

 454018 г. Челябинск, ул. Двинская, 7 т. 731-11-30

 

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ        

младших школьников

«Учимся вместе»

Составитель: Володина Ольга Николаевна,

учитель МБОУ «СОШ №54 г. Челябинска»

        

Челябинск, 2019

Содержание программы.

1. Пояснительная записка                                                                                стр.

2. Приоритетные направления воспитательной работы                               стр.

3. Работа классного самоуправления                                                              стр.                                                        

4. Социальное взаимодействие                                                                        стр.

5. Система работы с родителями                                                                     стр.

6. Мониторинг эффективности реализации программы                               стр.

        

7. Список используемой литературы                                                              стр.

        

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.

Макаренко А. С.

  1. Пояснительная записка

Социальный заказ государства образованию состоит в воспитании личности гражданина России: творческого, инициативного, компетентного, высоконравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию.

Сегодня ощущается острая необходимость снизить напряженность, агрессивность среди детей.  Для этого необходима систематическая работа по вовлечению учащихся в активные, значимые для них виды деятельности, формирование в процессе обучения и воспитания жизненных ценностей, организация досуга. Именно в школе необходимо формировать положительные общественные стереотипы, культуру здоровья, прививать нравственные  ценности. В нашем образовательном учреждении  сложился свой уклад школьной жизни, есть свои положительные и отрицательные факторы, влияющие на результативность задач воспитания:

  • факторы, положительно влияющие на решение задач воспитания: сложившиеся школьные традиции и законы, функционирование ОУ в режиме  «школы полного дня», развитая система дополнительного образования.
  • факторы, отрицательно влияющие на решение задач воспитания: сложные экономические и общекультурные явления общества, утрата многих национальных ценностей, низкий воспитательный потенциал семьи.

Все это убеждает в необходимости проводить воспитательную работу с детьми программными методами. При написании программы я использовала следующие документы: Закон « Об образовании», Конвенцию ООН о правах ребенка, Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ, Устав и Воспитательную программу МБОУ «СОШ №54 г.Челябинска».

Для эффективной реализации данной программы планируется строить воспитательный процесс на следующих подходах.

Гуманизация воспитания предполагает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, на развитие и проявление его способностей, индивидуальности. Воспитательная среда при таком подходе характеризуется доминированием субъект - субъектных диалоговых отношений.

Личностный подход   к воспитанию означает признание ребенка активным субъектом воспитательного процесса, а его личности - высшей ценностью воспитания. Законы духовного и физического развития: процессы изменения, происходящие во внутреннем мире личности, служат главным ориентиром в воспитательной деятельности. Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешного воспитания, а ее саморазвитие, формирование субъектных свойств - высшим показателем его эффективности.

Деятельностный  подход  -  опирается на то, что воспитание осуществляется в процессе активного взаимодействия субъекта с миром: с окружающими людьми, с предметами объективной действительности. В интенсивной деятельности образуется личностный опыт каждого воспитанника, происходит становление его личностной культуры

Цель программы: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.         

Задачи программы:

1. Формирование у учащихся гражданско-патриотического и правого сознания,  формирование личности, способной ориентироваться на общечеловеческие ценности, способной к сотрудничеству и межкультурному общению;

2.  Формирование у учащихся физиологической и мотивационной потребности в сохранении и творении своего здоровья;

3. Формирование у  учащихся волевых качеств личности, психо-эмоциональной устойчивости к стрессовым состояниям и негативному влиянию социосреды;

4. Содействие становлению и развитию интеллектуального, нравственного, коммуникативного потенциала школьников; пробуждение личности ребенка к самоанализу, самовоспитанию, самосовершенствованию;

Этапы реализации программы:

1этап – проектный (1 класс)

На данном этапе классный руководитель:

- изучает интересы детей, знакомится с коллективом;

- анализирует запросы родителей;

- выстраивает, планирует систему работы с учетом возможностей школы.

2 этап – деятельный (2 – 4 класс)

На данном этапе осуществляется:

- реализация воспитательной программы;

- мониторинг развития личности и классного коллектива;

- корректировка программы на основе полученных результатов.

3 этап – аналитический (4 класс)

    На данном этапе продолжается реализация программы и  осуществляется анализ успешности реализации программы. 

Ожидаемые результаты

При достижении  цели воспитательной работы проектируются следующие характеристики личности ученика:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
  • обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
  1. Приоритетные направления  воспитательной работы

Направление «Моя семья»

Целью работы классного руководителя в этом направлении является максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи работы классного руководителя в направлении «Моя семья»:

- Формировать отношение к семье как основе российского общества; формировать  уважительное отношение детей к своим родителям, осознанное заботливое отношение  к старшим и младшим;

- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, родителей, детей.

месяц

1 класс

2 класс

3класс

4 класс

сентябрь

Классный час «Я, ты, он, она – вместе целая страна!»

Подготовка материалов  к проекту «Моя родословная»        

Экскурсия «Улицы родного города»

Час ученичества

« Семья и семейные ценности»

октябрь

Беседа «Дорогие мои старики» (ко Дню пожилого человека)        

Исследовательская работа «Моя родословная»        

Участие в акции «Подарки детям» (детский дом к 1 сентября)

Проект « Герб и гимн моей семьи»

ноябрь

Конкурс  рисунка Портрет  для мамы (ко дню матери)

Праздничная программа « Таланты моей семьи»

Презентация « В нашей семье работают все»

Сочинение – рассуждение

« Почему моя семья самая лучшая?»

декабрь

Классный час «Что означает моё имя?»

Исследовательская работа «Что означает моя фамилия?»

Устный журнал «Загляните в семейный альбом»

Участие в акции

«Рождественский подарок»

январь

Беседа «Новый год в моей семье»        

Сочинение « Как я отдыхал в каникулы»

Анкетирование «Главное в семье - это…»

Организация выставки «Бабушкин сундук»

февраль

Конкурс рисунков «Кем служил мой папа?»

Соревнование «Папа, мама, я- спортивная семья»

Сбор экспонатов  для  школьного краеведческого музея        

Поисковая операция  «Как образовалась моя семья»        

март

Подготовка открыток для мам

Утренник для мам «Мамин день»        

Встреча с бабушками и мамами «Как трудно быть мамой»

Подготовка литературно-музыкальной композиции

« Женский день»

апрель

Семейные посиделки «Мы за чаем не скучаем»

Классный час « Как ваша семья отмечает Пасху»

Участие в акции «Чистый город»

Проект «Подарок школе»

май

Игровая программа  «Посвящение в индейцы» ( с родителями)

Игровая программа « Дети шпионов» (с родителями»

 Семейные игры на природе «Веселые забавы»

« До, свидания начальная школа» (выпускной вечер)

Направление «Моё  Отечество»

Целью работы классного руководителя в этом направлении является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством.

Задачи работы классного руководителя в направлении «Моё Отечество»:

- Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.

- Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.

- Формирование гуманистического мировоззрения.        

Месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

сентябрь

Игра – викторина «Знаю ли я свою страну»

Праздник «Щи да каша пища наша»

Беседа «Символы Российского государства»

Экскурсия  в Ильменский заповедник. Творческий отчет.

октябрь

Классный  час «С чего начинается Родина»        

Экскурсия «Купола над городом»

Сочинение- рассуждение «Россия-родина моя»

Творческий конкурс «Символы Российского государства»

ноябрь

Праздник песни «Люблю тебя Россия»

Поэтическая тетрадь «Родина любимая моя»

Поездка в Москву. Фотоотчет.

Поездка в г. Кунгур, Пермь. Творческий отчет.

декабрь

Классный час «Как встречали Новый год на Руси»

Игровая программа «Колядки»

Исследовательская работа «Герои Отечества - наши земляки»

Конкурс сочинений «Я  –человек и гражданин»

январь

Классный  час «Города  Урала»        

Знакомство с бытом народов Севера (поездка в центр «Аквилон»). Викторина.

Беседа-диспут  «О чем мы узнаем из газет?»

Поездка в Санкт- Петербург. Творческая работа над стенной газетой.

февраль

« Из чего же сделаны наши мальчишки?» КВН

Игровая программа « Богатыри русские»

Презентация

« Чем может гордиться Россия»

Экскурсия в ОМОН.

март

Беседа «Праздники весны»

Экскурсия в краеведческий музей

Проект «Фольклор родного края»        

Проект « У войны не женское лицо»

апрель

 Игра - путешествие «Знай и люби Челябинск»

Заочное путешествие «Чем богат наш край»

Праздник русской березки        

Классный час «Ими славен наш край»

май

Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов

Инсценировка военной песни

Участие в конкурсе «Смотр песни и строя».Поездка в г. Сысерть.

Проектная работа « О чем нам расскажет памятник?»

Направление «Моё здоровье»

Цель  работы классного руководителя:  использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи работы классного руководителя в направлении «Моё здоровье»:

- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохра- нению физического и психического здоровья;

месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

сентябрь

« Правильная осанка-залог здоровья». Практическое занятие

Кл. час «Здоровье сгубишь - новое не купишь»        

Беседа «Азбука безопасного поведения»        

Что такое ЗОЖ?» Семинар-практикум

октябрь

Классный час «Твой режим дня»

 Тренировочная эвакуация. Как действовать по сигналу « Тревога»

 Беседа « Что такое терроризм?»

 Практическое занятие « Как не стать жертвой преступления»

ноябрь

Утренник «Откуда берутся грязнули?»        

 Инструктаж      « Осторожно, тонкий лед!»

Участие в акции

« Скажи наркотикам - нет»

Участие в акции «Спорт-альтернатива вредным привычкам»

декабрь

Классный час «О пользе закаливания»

История возникновения Правил дорожного движения»

Зимние игры на свежем воздухе

(конкурс)

Практическое занятие «Тормозной путь автомобиля»

январь

«Зимний мяч» чемпионат по футболу

Виды перекрестков

Игра-викторина «Почему важно не забывать о гигиене»        

Сочинение-рассуждение « Как уберечь свое здоровье»

февраль

«Дорога и её главные составные части»        

«Дорожные знаки и их виды»

Участие в конкурсе «Сам себе спасатель»

« Как подружиться с огнем»

март

 Беседа «Прививка- польза или вред?»

Беседа со стоматологом « Береги зубы смолоду»

 Игра-практикум «Болезни зубов»

Встреча с врачом «Генномодифицированные продукты и их влияние на организм человека»

апрель

Беседа «Мы-пассажиры!»        

День здоровья

Веселые старты!

«Веселый урок  здоровья»        

Игра-викторина «Олимпийские игры»        

май

 Инструктаж« Летом  укрепляй свое здоровье»

 Практическое занятие «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!»        

Кл.час «Огонь- друг и враг человека»

Защита проектов « Я выбираю здоровый образ жизни»

Направление «Моя  учеба»

Целью  работы классного руководителя в этом направлении является оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи работы классного руководителя в направлении «Моя учёба»»:

- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития (мониторинг познавательной деятельности)

- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

-Формировать интеллектуальную  и информационную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.

Месяц

1 класс

2класс

3 класс

4 класс

сентябрь

 Праздник «Мы  теперь не просто дети, мы теперь ученики!»

Праздник поэзии

Стихи о школе

Игровая программа «Огонек»

Подготовка к конкурсу «Шаг в будущее»

октябрь

 Викторина «Секреты Азбуки»

КВН по русскому языку

Литературный ринг «Смеяться , право, не грешно …»

Краеведческий марафон

Игра - путешествие « Знатоки природы»

Краеведческий марафон

ноябрь

Участие в олимпиадах образовательного портала учи.ру (по графику)

Участие в олимпиадах образовательного портала учи.ру (по графику)

Участие в олимпиадах образовательного портала учи.ру (по графику)

Участие в олимпиадах образовательного портала учи.ру (по графику)

декабрь

 Конкурс веселых математиков»

Игра «Что нам стоит дом построить»

« Шаг к Парнасу»подготовка к конкурсу чтецов.

Сочинение-рассуждение «Кем я хочу быть?»

январь

Олимпиада по русскому языку «Русский медвежонок»

Олимпиада по русскому языку «Русский медвежонок»

Олимпиада по русскому языку «Русский медвежонок»

Олимпиада по русскому языку «Русский медвежонок»

Февраль

Олимпиада по математике

« Кенгуру»

Конкурс специалистов ЭМУ

Олимпиада по математике

« Кенгуру»

Конкурс специалистов ЭМУ

Олимпиада по математике

« Кенгуру»

Конкурс специалистов ЭМУ

Олимпиада по математике

« Кенгуру»

Конкурс специалистов ЭМУ

март

Праздник «Прощание с Азбукой»        

Конкурс команд Эму

Конкурс команд Эму

Конкурс команд Эму

апрель

КВН «По дорогам сказок»

Читательская конференция

Читательская конференция

Читательская конференция.

май

Предметно-тематический праздник «5+5»        

Классный час «В гостях у дедушки Корнея»

Устный журнал «У лукоморья»        

Итоговая аттестация «Мои достижения» Конкурс на лучшее портфолио

           

Направление «Мой досуг»

    Целью работы классного руководителя в этом направлении является создание условий для проявления учащимися класса своей индивидуальности и уникальности, инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

    Задачи работы классного руководителя в направлении «Мой досуг»:

- Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.

- Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения.

месяц

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

сентябрь

Конкурс Мой веселый, звонкий мяч!»

Праздник «Учебный день, которого нет в расписании»        

Игровая программа по ПДД

Развлекательная программа «Школьная страна»

октябрь

Утренник «Здравствуй, осень!»        

Праздник «Хлеб –всей жизни голова»

Конкурс поделок из природного материала        

Конкурс стихов и сочинений об осени

ноябрь

Викторина «Герои любимых мультфильмов»        

Выпуск газеты «Мои любимые игрушки»

Кл. час «Мир моих увлечений»

Посещение Дома бабочек

декабрь

Игровая программа «В гости к Бабе-Яге»

Игровая программа «Новый год по-русски»

Игры на КТВ

Танцевально-игровая программа

январь

Зимние праздники «Рождество. Святки. Крещение»        

Поездка в Великий Устюг

«Путешествие по телепередачам»        

Экскурсия в краеведческий музей «Как на масляной неделе»        

февраль

Праздник «Папа может»

«Строим снежный город»        

День святого Валентина, изготовление мыла в виде сердечка

Рыцарский турнир

март

Праздник девочек и мам         «Весенняя мимоза»

Праздник «В светлый день 8 марта»        

Игровая программа «Девичья коса-русская краса»

Подготовка литературно-музыкальной программы «Нежность. Любовь. Доверие»

апрель

Кл. час «Мы весну встречаем»        

Литературно-музыкальная композиция «Полюбуйся, весна наступает»        

Праздник «Чаем угощаем»        

Праздник «Картофельный банкет»        

май

Игровая программа «Стали мы на год взрослее!»

Игровая программа «Здравствуй, Лето!»        

 КВН

Утренник «До свиданья, начальная школа!»        

Работа по направлениям более полно отражена в календарно-тематическом планировании на 2011-2012, 2012-2013 учебный год (Приложение 1,2)

  1. Классное ученическое  самоуправление.

Самоуправление в классном коллективе – это действие детей, осуществляемые как самостоятельно, так и совместно со взрослыми членами классного общества по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для развития духовно богатой личности каждого учащегося, для оптимального общения друг с другом.

Система ученического самоуправления в МОУ представлена двумя ступенями:

 1 ступень – начальная школа;

 2 ступень – среднее и старшее звено;

Задачи развития детского самоуправления  на начальной ступени определены следующие:

•        воспитание самостоятельности, ответственности за порученное дело;

•        обучение принципам равноправия, выборности, открытости и гласности;

•        обучение совместной деятельности;

    Организация работы строится через работу по поручениям (постоянным, временным, разовым) и совместную работу. Рабочими органами являются классное собрание и совет дела – Малый олимпийский совет. Организация работы строится на классном уровне   через работу по секторам. (Приложение 3)

                                           IV.Социальное взаимодействие

Жизнедеятельность класса значительно обогащает наличие социального окружения. Воспитательная среда должна быть открытой – это является важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.  Взаимодействие классного руководителя с учреждениями социума представлено в таблице:

Виды совместной деятельности

Социальный партнер

Предмет взаимодействия

Медико-профилактическая деятельность

Детская поликлиника № 7

Проведение профилактических осмотров и прививок

Физкультурно-спортивная деятельность

Бассейн «Планета Ариант»

Организация занятий плаванием

ООО «Горнолыжный центр «Солнечная долина»

Оказание услуг по предоставлению сооружения, инвентаря и проведению занятий по обучению катанию на горных лыжах

Совместная досуговая деятельность

ООО «Челябинское бюро международного туризма «Спутник», « Каникулы»

Оказание услуг по организации учебно-тематических экскурсий, детского летнего отдыха

Областной краеведческий музей

Оказание услуг по организации учебно-тематических экскурсий, игровые занятия

Городская детская библиотека им. В.В.Маяковского

Оказание услуг по проведению тематических занятий

Челябинское концертное объединение концертный зал им. С.С.Прокофьева

Оказание услуг по проведению музыкальных занятий

Челябинская картинная галерея

Оказание услуг по проведению тематических экскурсий

Образовательная деятельность

Образовательна платформа учи.ру

Индивидуальная работа по освоению образовательной программы, участие в олимпиадах

                   

  1. Система работы   с  родителями

Права и обязанности родителей (законных представителей) в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Важнейшее  направление  деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях формирования нравственного уклада жизни обучающихся. Работа с родителями строится по следующим направлениям:

Направление работы с родителями

Формы организации работы

1. Повышение педагогической культуры родителей

- Родительский лекторий «Университет родителей»;

- Презентация опыта родительского воспитания;

- Выпуск информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы;

- Вечера вопросов и ответов;

- Конференции по обмену опытом воспитания детей;

- Консультации родителей специалистов;

-Тематические родительские собрания;

2. Совершенствование межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей.

- Организация совместных праздников, акций (День здоровья, «Папа, мама, я – спортивная семья», День матери и др.)

- Классные часы, подготовленные совместно с родителями или проводимые родителями («Семейные традиции», «Страницы семейного альбома», «Моя родословная»).

- Создание семейного Портфолио;

- Совместная трудовая и общественно полезная деятельность по озеленению школьной территории, благоустройству кабинета, игровых зон.

3. Расширение партнерских взаимоотношений, участие родителей  в решении вопросов школьной жизни

- Привлечение к деятельности в составе Совета школы, родительских комитетов классов;

- День открытых дверей;        

- Совместные акции  в микрорайоне школы

          В школе осуществляется работа по педагогическому просвещению родителей  «Университет для родителей» (Приложение 4). Примерная тематика родительских собраний (Приложение 5).

  1. Мониторинг эффективности реализации программы

Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации программы.

Основные принципы организации мониторинга: системность, личностно- социально-деятельностный подход, объективность.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания обучающихся предусматривает использование следующих методов: тестирование, опрос,  анкетирование, беседа,  психолого-педагогическое наблюдение.

    Цели и задачи мониторинга:

Цели:        

  1. Определить эффективность деятельности педагогов начальной школы по конкретным результатам развития личности младших школьников;
  2. На основе теоретического анализа выявленных тенденций построить систему работы по эффективному обеспечению актуализации, развития и проявления младшими школьниками своих личностных качеств, развитию их творческой индивидуальности, субъектности, способностей к самоопределению и самореализации.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

  • проследить динамику развития личности в младшем школьном возрасте в соответствии с диагностируемыми параметрами;
  • оценить «траекторию» развития личности каждого ученика;
  • сформировать информационную базу личностного роста учащихся;
  • выявить возможные отрицательные тенденции в развитии личности  младшего школьника, наметить пути их предупреждения и преодоления;
  • определить благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности  младшего школьника, его самопознания, самоопределения и саморазвития, наметить пути их реализации.        

Мониторинг воспитательного процесса строится в направлениях:

Личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания

Детский коллектив как условие развития личности школьника

  • Направленность личности (мотивы, ценностные отношения)
  • Социальный опыт (учебные и творческие достижения)
  • Здоровье и физическое развитие; валеологическая культура.
  • Уровень развития детского коллектива;
  • Межличностные отношения в детском коллективе;
  • Психологический климат в детском коллективе;

План мониторинга представлен (в Приложении 6). Результативность воспитательной деятельности представлена в графиках и таблицах (Приложения  7)

  1. Список используемой литературы

1.Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.

2.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007.

3.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №4. М.,2007.

4.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №8. М.,2007.

5.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2007.

6.Классный руководитель \ научно-методический журнал №3. М.,2007.

7.Классный руководитель \ научно-методический журнал №8. М.,2007.

8.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2007.

9.Классный руководитель \ научно-методический журнал №2. М.,2008.

10.Классный руководитель \ научно-методический журнал №1. М.,2006.

11.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2006.

12.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2008.

13.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека.

14.Отечество: гражданское и патриотическое воспитание \ Т.М. Кумицкая, О.Е.Жиренко.-М.:ВАКО,2009.

15. http://www.aforism.su/9_3.html

16. https://uchi.ru/teachers/stats/main


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа для младших школьников «Веснушки»

Игровая программа состоит из 8 "веснушек" - заданий. В каждой "веснушке" участвует  разное количество детей. (его можно варьировать исходя из количества детей в классе, чтобы все ребята могли поу...

Сборник программы обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству "Мы вместе"

Можно ли быть невоспитанным? Можно. Но только это очень неудобно, унизительно, а порой и рискованно: вдруг последствия какого-либо поступка будут иметь серьезные проблемы, неприятные для человек...

Комплексная программа воспитания младших школьников "Я познаю мир"

Как воспитывать сегодня? Мои мысли и взгляды на воспитание личности младшего школьника....

Воспитательная программа для младших школьников по краеведению "Мы маленькие граждане своей большой страны"

Данная программа построена из трех блоков, связанных между собой: экологическое краеведение, историческое краеведение, литературное краеведение. Программа призвана изучать историю родного края, формир...

Презентация целевой воспитательной программы для младших школьников

Система воспитательной работы "Солнышко".Презентация целевой  воспитательной программы для младших школьников....