Организация деятельности классного руководителя по сплочению группы младших школьников
статья

Труфанова Надежда Сергеевна

Статья на тему "Организация деятельности классного руководителя по сплочению группы младших школьников".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация деятельности классного руководителя по сплочению группы младших школьников

Современные общественные изменения, отраженные в системе образования, нацелены на развитие у детей самостоятельность, индивидуальных способностей, формирование собственной жизненной позиции. В то же самое время возникает необходимость создания детского коллектива, выбора адекватных и эффективных методов и средств по сплочению группы детей. Эта необходимость обусловлена тем, что в процессе всей жизнедеятельности человеку необходимо вступать в контакты с окружающими, выбирать стратегии взаимодействия с другими людьми. Во многом от умения детей налаживать взаимоотношения со сверстниками будет зависеть их дальнейшее самоощущение в детском коллективе.

От того, как складываются отношения со сверстниками и социально-психологический климат в классе зависят не только успехи ребенка в учебе, но и формирование его как личности. Причем ведущая роль принадлежит начальному звену общеобразовательной школы. В педагогической науке раскрываются различные признаки коллектива, которые определяют и отличают группу спонтанно объединенных людей от команды с общими установками, целями деятельности [2, с. 263].

Классный коллектив – это сложная социально-педагогическая система, выполняющая заказ общества – формировать интеллектуальную, творческую личность, способную жить и творить в условиях, которые постоянно видоизменяются и развиваются, обеспечивая прогресс культурного развития страны. Классный руководитель является ответственным субъектом воспитания учащихся, а, следовательно, должен разумно и критически отнестись к участию класса и отдельных учащихся в различных мероприятиях. Задача классного руководителя заключается в том, чтобы разумно использовать предлагаемые возможности, сохраняя собственную стратегическую линию [3, с. 103].

В процессе организация деятельности классного руководителя по сплочению группы младших школьников. В частности, педагог должен учитывать моменты, которые удалось и не удалось реализовать с детьми класса, при решении каких проблем удалось достигнуть определенных результатов, то есть в работе с коллективом обучающихся, классный руководитель должен постоянно анализировать собственную педагогическую деятельность.

Таблица 1 – Учет классным руководителем положительных и отрицательных аспектов работы с классом

Положительные аспекты проведенного дела (что удалось реализовать и благодаря чему)

Что удалось в содержании, форме и способу

организации совместной деятельности, как

проведенное мероприятие способствовало

развитию личности ученика, коллектива, в

решении каких проблем удалось достичь

результатов

Негативные аспекты проведенного дела (что не удалось реализовать и почему)

Что не удалось, кто не смог - справиться со своим поручением, какие педагогические и организационные задачи не удалось решить;

Что нового удалось получить в результате

подготовки, проведения и подведения итогов совместного дела. Какие педагогические последствия возможны после проведенного мероприятия.

Какие проблемы могут обостриться в ближайшее время, проявиться в перспективе в коллективе

Следует также классному руководителю учитывать следующее:

  • характер влияния участия и позиции учителей на результативность дела;
  • выводы и предложения о перспективах и путях совершенствования совместной деятельности [5, с. 571].

Успешному проведению такого анализа способствуют коллективный анализ жизнедеятельности со стороны самих школьников, который предполагает активное участие в аналитической работе всех субъектов воспитательного процесса: педагогов, родителей, друзей класса. Можно выделить следующие формы коллективного анализа: устный опрос, анкетирование, заполнение «открытой страницы мыслей», выпуск разнообразных информационных писем (фотогазет, стенгазет, летописи, изготовление рисованного фильма «Наши Дела», разнообразные формы коллективного творческого анализа (устный журнал, «живая газета», «телепрограмма» и др.), обзор достижений, классные часы, посвященные подведению итогов совместных действий и жизнедеятельности класса в течение года.

В качестве примера рассмотрим мой опыт сплочения школьного коллектива. В моём классе есть традиция – обмен настроением, обсуждение новостей в начале каждого рабочего дня. «Не остаются без внимания и новые научные открытия, и удивительные явления в природе, и новости спорта, успехи и неудачи российских команд, и просмотренные фильмы, телепередачи и многое другое – все, что взволновало и вызвало интерес ребят» [4].

В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. Для воспитания коллектива нужны как торжественно-праздничные традиции, так и будничные, побуждающие учащихся к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения.

Традиции развивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют границы деятельности трудящихся, что оказывает на них большое воспитательное влияние, укрепляет их сплоченность. К таким традициям относится коллективное творческое дело. Внеклассные мероприятия способствуют сплочению коллектива, активное участие принимают не только дети, но и родители.

В школьном коллективе в процессе организации совместной деятельности, в том числе и коллективных творческих дел, осуществляется обмен информацией, согласование общих целей и задач, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояние и мотивы поступков других и адекватно на них реагировать. Именно в опыте коллективных отношений формируется эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами.

Целесообразно регулярно проводить изучение школьного коллектива. Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально – психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. В свою очередь, информация, полученная в ходе диагностических исследований, позволяет не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками, эффективно построить воспитательную работу по формированию коллектива в целом. Для этих целей можно использовать социометрию и другие методики. В случае необходимости, можно изменить процесс формирования коллектива младших школьников.

Коллектив является средством нравственного и духовного развития ребёнка, поэтому педагогу особенно важно владеть приемами и разнообразными формами управления детским коллективом. На стадии младшего школьного возраста учитель является старшим помощником, наставником и другом. Учитель играет большую роль в формировании детского коллектива, оказывает существенное влияние на развитие, воспитание. Он является одним из главных взрослых людей для детей этого возраста [1, с. 76].

Для развития детского коллектива можно использовать разнообразные формы организации работы: индивидуальная работа с учащимися, часы общения, этические беседы и тренинги, экскурсии, викторины, конкурсы, развлекательные вечера, уроки памяти, диспуты, презентации, традиционные классные и школьные мероприятия. Каждая из рассмотренных нами форм работы с коллективом определяет развитие детского коллектива, каждая форма определяет изменение чего-то в структурно-организационном, эмоционально-ценностном, операционно-деятельностном компонентам сформированности коллектива младших школьников.

Подводи итоги, отметим, что процесс формирования классного коллектива в начальной школе имеет свои особенности, которые обусловлены психологическими характеристиками младших школьников, их взаимоотношением с педагогом. При этом роль классного руководителя в управлении процессом формирования детского коллектива в рассматриваемый период очень важна. В зависимости от того, какое место в коллективе займет тот или иной ученик, будет зависеть его общественное самочувствие, психологический и мотивационный настрой, наличие дружеских связей.


Список литературы

  1. Казанцева В.А., Карпенко А.В. Формирование межличностных отношений младших школьников в процессе учебной деятельности / В. А. Казанцева, А. В. Карпенко // Успехи современной науки. – 2016. – №3. Том 1. – С. 75-79
  2. Каргополов И.С. Формирование классного коллектива // Молодой ученый. – 2019. – №12. – С. 263-265
  3. Кудимова Т. В. Формирование комфортных взаимоотношений в классе как основа воспитания толерантной личности // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). – М.: Буки-Веди, 2017. – С. 102-104
  4. Фокина Н.Н. Сплочение детского коллектива (из опыта работы) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://uchportfolio.ru/articles/read/1138
  5. Шкарин Д. Ю. Классное руководство как целенаправленная система воспитания // Молодой ученый. – 2015. – №2. – С. 570-573.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа классных руководителей по формированию Портфолио младшего школьника.Взаимодействие с родителями.

Создание Портфолио младшего школьника - длительная трудоёмкая работа, основная нагрузка которой ложится на классного руководителя.В данной презентации отражена система работы по формированию Пор...

«Система взаимодействия семьи и классного руководителя в процессе воспитания младшего школьника».

В статье представлены матермалы о взаимодействии родителей и классного руководителя направленные на создание классного коллектива....

Роль классного руководителя в формировании личности младшего школьника коррекционной школы 8 вида.

Роль классного руководителя  в развитии личности младшего школьника посредством   постоянного изменения содержания и форм работы с детьми, планирования содержания работы детского коллек...

Роль классного руководителя в формировании коллектива младших школьников

Статья опубликована в электронном научно-практическом журнале: «СОВУШКА» 2015. №1Публикация доступна по ссылке (выходные данные статьи):Ласкова О.В. Роль классного руководителя в формировани...

Роль классного руководителя в формировании коллектива младших школьников

Статья опубликована в электронном научно-практическом журнале: «СОВУШКА» 2015. №1Публикация доступна по ссылке (выходные данные статьи):Ласкова О.В. Роль классного руководителя в формировани...

Современные подходы в организации деятельности классного руководителя

В материале отражены основные проблемы работы классного руководителя, трудности и способы их преодоления....