Рабочая программа внеурочной деятельности "Маленькие Россияне"
рабочая программа (4 класс)

Китова Светлана Павловна

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции учащегося, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malenkie_rossiyane.doc268.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал «Вечкенинская  средняя общеобразовательная школа» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Парапинская  средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Маленькие Россияне»

для 1-4 классов

        Составила:

учитель начальных классов

Китова С.П.

Вечкенино 2019


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Программа “Маленькие Россияне” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских учащихся, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции учащегося, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

          Программа “Маленькие Россияне ”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у учащихся постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Программа   включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендуется привлекать родственников ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности  “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка .

         Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания учащихся;

- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах учащихся гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Беседы
  • Предметные уроки (литературное чтение, русский язык,         окружающий мир, музыка, ИЗО)
  • Классный час
  • Сообщения
  • Встречи с интересными людьми
  • Литературно – музыкальные композиции
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала
  • Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)

Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Творческие конкурсы
  • Выставки декоративно-прикладного искусства
  • Коллективные творческие дела
  • Соревнования
  • Показательные выступления
  • Праздники
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Трудовые дела
  • Тренинги
  • Наблюдение учащихся за событиями в стране
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Заочные путешествия
  • Акции благотворительности, милосердия
  • Творческие проекты, презентации
  • Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания  (урочная, внеурочная, внешкольная)

Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.

Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Программа “Маленькие Россияне” используется с 1-4 классы. Она включает  шесть  направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитывать у учащихся понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности:

высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

-формировать уважение к членам семьи;

-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

-формировать у учащихся понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности:

-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.

Задачи:

-воспитывать у учащихся чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Предполагаемый результат деятельности:

умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие учащихся одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

- формировать у учащихся осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность учащихся к сознательному выбору профессии;

- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности:

осознание учащимися роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и

возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами учащегося, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи:

- развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи:

- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;

- формировать эстетическое отношение учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Предполагаемый результат деятельности:

учащиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

Система контроля и оценки достижения планируемых результатов

С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится  2 раза в 1-2 классах (декабрь, май).

Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО учителей начальных классов.

Формы и средства контроля

Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;

Анкета «Необитаемый остров»;  «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);

Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л.И.Лаврентьева);

Изучение самооценки личности младшего школьника;

Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн);

Проектная методика «Автопортрет»;

Конкурс рисунков «Я и мой класс»;

Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике А.А. Андреева;

ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Организация работы по программе “Маленькие Россияне” в 1-4 классах рассчитан на 1 час в неделю и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:

1 ступень – 1 класс «Маленькие Россияне»;
2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»;
3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»;
4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России».

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Ценностные установки:

любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,

долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

родная земля, заповедная природа, планета Земля;

красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

Критерии

Индикатор

Измеритель

Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Имеет четкое представление о принадлежности к РФ

Анкета

Испытывает чувство гордости за родную страну

Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ

Имеет представление о понятии «гражданин»

Анкета

Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека

Анкета, анализ творческих работ, собеседование

Сформированность моральных норм и правил поведения

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей

Ценностное отношение к учебному труду; сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности

Имеет ценностную установку «Учение», «Труд»

Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио учащихся, результаты выполнения проектных работ

Участвует в общественно-полезной деятельности

Мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях

Ценностное отношение к природе, окружающей среде

Имеет ценностную установку «Природа»

Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио учащихся, результаты выполнения творческих и проектных работ

Ценностное отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах

Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке.

Методика изучения ценностных установок и ориентаций, педагогическое наблюдение, портфолио учащихся, результаты выполнения творческих и проектных работ

Ценностное отношение к  семье, старшему поколению

Имеет ценностную установку «Семья»,   начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями

Анкета, анализ творческих  и проектных работ, собеседование, отзывы родителей

Развитое социальное партнерство

Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования

Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения учащихся

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные общеучебные действия

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Коммуникативные УУД

  • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
  • умение выражать свои мысли;
  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

  • волевая саморегуляция;
  • оценка;
  • коррекция.

Личностные УУД

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • осознание ответственности за общее благополучие;
  • развитие этических чувств;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • самооценка.

Планируемые результаты:

Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,

неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

Учащиеся обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

У учащихся накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

В результате реализации программы ожидается:

  • развитие творческих способностей;
  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности гражданина России.

Описание личных качеств учащихся в результате реализации программы:

доброжелательный;

порядочный;

самодисциплинированный;

уверенный;

терпимый (толерантный);

самостоятельный;

ответственный;

целеустремленный (особенно к знаниям);

внимательный к сверстникам;

аккуратный;

уважительный;

любящий;

интеллектуальный;

здоровый;

общительный;

любознательный;

сопереживающий;

воспитанный;

трудолюбивый;

открытый;

активный;

коммуникабельный;

социально зрелый и др.

В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 класс «Маленькие Россияне» - 33ч

Общий годовой план работы составляет -33ч, из них: теоретических -12, практических -21

1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.

Я, ты, мы. Мой сосед по парте.

Кто что любит делать.

Антиреклама вредных привычек. Диагностика

2.“Я и семья”(6ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?

Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.

Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.

Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки

3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.

Дары природы. Мисс осени.

История моего города.

Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу.

Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала.

4.“Я и школа”(8ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости.

Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.

Экскурсии по школе, по школьной территории. Акции.

5.“Я и мое Отечество”(6ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Мои права и обязанности.

Они защищают Родину.  Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина?

Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Планета просит помощи. Маленькая страна.

Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.

Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.

2 класс «Моя Малая Родина» - 34ч

Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -13, практических -21
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.
Я – ученик. Мой портфель.
Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
 Диагностика. Сбор игр.
2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
Я помощник в своей семье.
Моя любимая мамочка.  Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.
Конкурсы рисунков, сочинений.
3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего края.      
Что посеешь, то и пожнешь.
Широкая Масленица.        
Экскурсия в краеведческий музей.
4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений. Трудовой десант.
5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.  
Моё село.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном крае. Знай и люби свой край.
Экология. День добрых волшебников.
Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.  
Вывешивание кормушек, выставки рисунков.

3 класс «Россия – Родина моя» - 34ч

Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -9, практических -25

1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.
Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.
Диагностика.
2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.  
Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.
Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.
3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.
Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.   
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли русской.     
Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.
Новогодние зарисовки.
4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем. Вежливая улица.  По каким правилам мы живем.
Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. Выставки поделок. Трудовой десант. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Село, в котором я живу. Наша страна. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества.  Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории .Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!
6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень . Сад на окошке.
Животные из Красной книги. Чем живет планета  Земля? Судьба Земли – наша судьба.   
4 класс «Я – гражданин России» - 34ч
1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кто я? Какой я? Откуда я родом. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов.
2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилого человека. Песни  бабушек. Панорама добрых дел.
Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.   Мини – проект.      
3.“Я и культура”(4ч) – формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты.  Образ русской женщины.
О красоте, моде и хорошем вкусе. Масленица.
4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать Школьный Устав.
Школьный двор. Десант чистоты и порядка.   
Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о толерантности.  Символика  России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.
Права ребенка.  Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России. Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне. Победа деда – моя победа.
6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.    Растения из Красной книги.  Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Изготовление кормушек, поделок из бросового материала.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс «Маленькие Россияне»  - 33ч

№ п/п

№в теме

Тема по программе. Тема и номер урока.

Основные виды деятельности учащихся

4

Я и я

Личностные

– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

– быть толерантным в играх, организуемых педагогом;

-  в предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка;

- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей.

Познавательные

– «читать» и объяснять информацию;

– понимать и объяснять цель задания, данную педагогом;

– понимать заданные педагогом правила игры.

Коммуникативные

– слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты;

- договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе;

–участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе игры.

Регулятивные

– принимать цель задания, заданную педагогом;

– выполнять заданные педагогом правила игры;

–корректировать (изменять) правила игры в соответствии с её развитием;

– участвовать в оценке полученного общего результата.

1

1

Я, ты, мы.

2

2

Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием.

3

3

Мой сосед по парте. Час откровенного разговора.

4

4

 Кто что любит делать. Конкурс викторина.

6

Я и семья

5

1

Моя семья – моя радость.

6

2

Моя красивая мама. Конкурс рисунков.

7

3

Загляните в мамины глаза. Праздник.

8

4

Фотографии из семейного альбома.

9

5

Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?

10

6

Слушаем сказки моей бабушки.

5

Я и культура

11

1

Праздник осени.

12

2

Дары природы. Конкурс поделок из природного материала.

13

3

Откуда пришли елочные игрушки. Изготовление игрушки.

14

4

Маленькие герои большой войны. Урок Мужества.

15

5

Встречаем Масленицу.

8

Я и школа

16

1

Правила поведения в школе. Урок – игра.

17

2

Законы жизни в классе. Урок – игра.

18

3

Самый красивый школьный двор. Акция.

19

4

Игра. Праздник первого звонка.

20

5

Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков.

21

6

Они защищают Родину. Конкурс стихов.

22

7

Мой школьный дом. Экскурсия по школе.

23

8

Школа вежливости. Беседа.

6

Я и моё Отечество

24

1

Экскурсия по достопримечательностям села.

25

2

История моего села.

26

3

Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина.

27

4

Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен.

28

5

Мои родные – защитники Родины.

29

6

С чего начинается Родина? КВН

4

Я и планета

30

1

В гости к зеленой аптеке.

31

2

Экскурсия в природу. Десант чистоты и порядка.

32

3

Маленькая страна. Экологическая акция.

33

4

Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли.

2 класс «Моя Малая Родина» - 34 ч

№ п/п

№в теме

Тема по программе. Тема и номер урока.

Основные виды деятельности учащихся

4

Я и я

Личностные

- ценить и принимать следующие базовые ценности:  "добро", "терпение", "родина", "природа", "семья", "мир", "настоящий друг";

- проявлять уважение к своему народу, к своей родине;

- оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Познавательные

- определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания;

- отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию ;

- определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

-наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

-  оформлять свои мысли с учетом своих жизненных речевых ситуаций.

- сотрудничать в совместном решении проблемы.

Регулятивные

- следовать режиму организации внеурочной деятельности;

- определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

1

1

Я – ученик. Беседа с творческим заданием.

2

2

Подумай о других. Игры.

3

3

Мой портфель. Игра – экспромт.

4

4

Игры на развитие произвольных процессов.

5

Я и семья

5

1

Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений.

6

2

Моя любимая мамочка. Презентация.

7

3

Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование.

8

4

Здесь живет моя семья. Заочное путешествие.

9

5

Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.

4

Я и культура

10

1

Родной край в древности. Экскурсия в музей.

11

2

Поэты и писатели нашего края. Выпуск буклетов.

12

3

Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры.

13

4

Широкая Масленица. Игра.

6

Я и школа

14

1

Обязанности ученика в школе. Беседа.

15

2

Школьная символика (гимн, герб, флаг)

16

3

Самый уютный класс. Конкурс.

17

4

Подумай о других.  Беседа с элементами игры.

18

5

Я люблю свою школу. Конкурс сочинений.

19

6

По каким правилам мы живем в школе? Игра.

9

Я и моё Отечество

20

1

Урок Мира.

21

2

Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

22

3

Мы и наши права. Урок – игра.

23

4

Мой любимый край.  Беседа.

24

5

Наше село. Конкурс визиток.

25

6

О чем шепчут названия улиц. Конкурс рисунков.

26

7

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей.

27

8

Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества.

28

9

Открытка ветерану. Акция.

6

Я и планета

29

1

Осень в родном селе. Фотоконкурс.

30

2

Знай и люби свой край. Викторина.

31

3

Экология.

32

4

День добрых волшебников. Вывешивание кормушек.

33

5

Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие. День птиц. Выставка рисунков.

34

6

Десант чистоты и порядка.

3 класс «Россия – Родина моя» - 34ч

№ п/п

№в теме

Тема по программе. Тема и номер урока.

Основные виды деятельности учащихся

4

Я и я

Личностные

– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

– быть толерантным в играх, организуемых педагогом;

-  в предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка;

- воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей;

- ценить и принимать следующие базовые ценности:  "добро", "терпение", "родина", "природа", "семья", "мир", "настоящий друг", "справедливость", "желание понимать друг друга", "понимать позицию другого".

Познавательные

- определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

- определять круг своего незнания;

- планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения

1

1

Кому нужна моя помощь. Разведка добрых дел.

2

2

Мы все такие разные. Конкурс рисунков.

3

3

Для чего я рожден? Беседа с творческим заданием.

4

4

Мои любимые книги. Выставка книг.

5

Я и семья

5

1

Почему меня так назвали.

6

2

Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа.

7

3

Мамины помощники. Ролевая игра.

8

4

У моих родителей золотые руки. Выставка семейных поделок.

9

5

Народный лечебник. Бабушкины секреты.

4

Я и культура

10

1

Знакомства с символами Российского государства.

11

2

Пожилые люди – мудрые люди. Фотовыставка.

12

3

 Раз - словечко, два – словечко – будет песенка. Конкурс песен.

13

4

Спешите творить добро. Ситуативный практикум.

6

Я и школа

14

1

Мой класс – моя семья. Беседа.

15

2

Мои права и обязанности. Школьный устав.

16

3

Наша школа в будущем. Конкурс мини-проектов.

17

4

Каков я в школе. Сценки из школьной жизни.

18

5

Новогодние зарисовки. Конкурс стенгазет.

19

6

Богатыри земли русской. Урок – вернисаж.

9

Я и моё Отечество

20

1

Дорогая моя столица. Заочное путешествие.

21

2

Село, в котором я живу. Экскурсия.

22

3

Откуда я родом. Архивные раскопки..

23

4

Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием.

24

5

Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие.

25

6

Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков.

26

7

Они служили в армии. Сочинения о службе в армии родных.

27

8

О подвигах женщин в военное время.

28

9

Вам, защитники Отечества! Акция.

6

Я и планета

29

1

Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Конкурс стихов.

30

2

Вежливая улица. Викторина.

31

3

Мастерская по изготовлению сувениров. Операция «Сувенир».

32

4

Десант чистоты и порядка.

33

5

День экологических фантазий. Выставка детских поделок «Отходы потребления».

34

6

Мои домашние животные. Животные Красной книги.

4 класс «Я – гражданин России» - 34ч

№ п/п

№в теме

Тема по программе. Тема и номер урока.

Основные виды деятельности учащихся

4

Я и я

Личностные

- ценить и принимать следующие базовые ценности:  "добро", "терпение", "родина", "природа", "семья", "мир", "настоящий друг", "справедливость", "желание понимать друг друга", "понимать позицию другого", "народ", "национальность" и т.д;

- уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов;

- освоение личностного смысла воспитания;

- оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Познавательные. - ориентироваться в книгах: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; - определять круг своего незнания;

-  планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

- отбирать необходимые  источники информации среди предложенных;

- сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников;

- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- оформлять свои мысли с учетом своих жизненных речевых ситуаций;

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; - аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

- критично относиться к своему мнению;

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

- понимать точку зрения другого;

- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

- предвидеть последствия коллективных решений.

Регулятивные

- самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;

- использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

1

1

Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием.

2

2

Правила жизни. Правила счастливого человека.

3

3

Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием

4

4

Панорама добрых дел.

5

Я и семья

5

1

День пожилого человека. Акция «Доброта души».

6

2

Песни  бабушек. Конкурс песен.

7

3

Моя семья. Мини – проект « Древо семьи».

8

4

Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов.

9

5

Я и моя семья. Фотовыставка. Забота о родителях – дело совести каждого.

4

Я и культура

10

1

Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина.

11

2

Правила жизни. Беседа с элементами игры.

12

3

Путешествие в страну Законию. Викторина.

13

4

Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо.

6

Я и школа

14

1

Я и мой класс. Конкурс рисунков.

15

2

Наши классные обязанности. Выпуск буклетов.

16

3

Мой лучший школьный друг. Письмо другу.

17

4

18

5

Зачем нужно учиться в школе. Диспут.

19

6

Десант чистоты и порядка.

9

Я и моё Отечество

20

1

Поговорим о толерантности.

21

2

Символика  России.

22

3

Символы нашего края. Основной закон жизни нашего государства. Беседа.

23

4

Государственный праздник– день Согласия и примирения.

24

5

 Права ребенка.  Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети».

25

6

Откуда я родом. Презентация.

26

7

Мой посёлок. Конкурс сочинений.

27

8

Есть такая профессия – Родину защищать. Конкурсная  познавательная программа.

28

9

Победа деда – моя победа. Мини – проекты о своих героических родственниках.

6

Я и планета

29

1

В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры.

30

2

Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

31

3

Растения из Красной книги. Просмотр видеофильма.

32

4

Я - житель планеты Земля. Круглый стол.

33

5

Берегите природу. Конкурс экологических сказок.

34

6

Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала.


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран

Экранно-звуковые пособия: диски, фильмы, презентации, Интернет ресурсы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.

2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.

5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

6.Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.

7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. -№17. -  9 - 13с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...