Рабочая программа кружка "Мир вокруг нас" 2 класс
рабочая программа (2 класс)
Программа может использоваться во внеурочной деятельности учащихся 2 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_vokrug_nas.docx | 36.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с.Полевое»
СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
Зам. директора по ВР Приказ директора школы
______Р.М. Михайличенко «_11__»_06_2019 г .№ 174__
«_11_»__06__2019 г.
Программа внеурочной деятельности
«Мир вокруг нас»
для учащихся 2 класса
на 2019-2020учебный год
Составитель: Яхонтова Е.П. – учитель начальных классов.
с. Полевое, 2019 г
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Мир вокруг нас» была разработана на основе Примерной программы по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения / под ред. Горского В.А. - М.: Просвещение, 2011)
Рабочая программа по внеурочной деятельности: " Мир вокруг нас " составлена с учетом следующих нормативных, инструктивных и методических документов, обеспечивающих организацию образовательного процесса:
- "Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (редакция от 23.07.2013).
- "Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
- "О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
- "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях" / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
- "Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.
- Приказ Комитета образования ЕАО от 28.03.2019 №14-1339"Об организации образовательной деятельности в 2019-2020 учебном году"
- Приказ МКОУ "ООШ с.Полевое" от 11.06.2019 г №174 "Об утверждении ООП на 2019-2020 учебный год" Программа «Мир вокруг нас» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы . Программа рассчитана на проведение занятий во внеучебной деятельности во 2 классе - 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
В связи с праздничными днями и неполными рабочими неделями произошло уплотнение материала: объединены занятия №32 и №33 «Практическое занятие по уходу за растениями» и «Практическое занятие по уходу за растениями»
Цель программы «Мир вокруг нас» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Содержание программы
34 ч.
- Вода – источник жизни (12 ч)
Вода в моём доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека? Как расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
2. Солнце и свет в нашей жизни (10 ч)
Солнце, Луна, звёзды – источники света. Влияние тепла и света на комнатные растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Как животные относятся к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Освещённость рабочего места. Глаз – орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз. Влияние ТЭЦ, АЭС, газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла. Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Источники света и тепла в русской избе.
3. Воздух и здоровье (2 ч)
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.
4. Мой край (3 ч)
Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области.
5. Весенние работы (7 ч)
Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке. Разбивка грядок. Посадка растений. Уход и наблюдение за всходами.
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Вода – источник жизни | 12 |
2 | Солнце и свет в нашей жизни | 10 |
3 | Воздух и здоровье | 2 |
4 | Мой край | 3 |
5 | Весенние работы | 7 |
Календарно– тематический план
№ | Тема | Теория | Практика | Дата по плану | Дата по факту |
Вода – источник жизни | 7 | 3 | |||
1 | Вода в моём доме и в природе | 1 | 03.09 | ||
2 | Стихи, рассказы о воде и природе | 1 | 10.09 | ||
3 | Экскурсия к водоёму | 1 | 17.09 | ||
4 | Осень в нашем селе | 1 | 24.09 | ||
5 | Экскурсия в лес | 1 | 01.10 | ||
6 | Вода в жизни растений | 1 | 08.10 | ||
7 | Вода в жизни животного мира | 1 | 15.10 | ||
8 | Вода и здоровье человека | 1 | 22.10 | ||
9 | Личная гигиена | 1 | 05.11 | ||
10 | Практическое занятие «Как правильно чистить зубы» | 1 | 12.11 | ||
11 | Защита проекта «Вода – источник жизни на Земле» | 2 | 19.11 | ||
12 | Защита проекта «Вода – источник жизни на Земле» | 26.11 | |||
Солнце и свет в нашей жизни | 7 | 3 | |||
13 | Солнце, Луна, звёзды – источники света | 1 | 03.12 | ||
14 | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения | 1 | 10.12 | ||
15 | Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света | 1 | 17.12 | ||
16 | Отношение к свету и теплу различных животных | 1 | 24.12 | ||
17 | Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи» | 1 | 14.01 | ||
18 | Электрический свет и тепло в моём доме | 1 | 21.01 | ||
19 | Откуда приходит свет и тепло в мой дом | 1 | 28.01 | ||
20 | Телевизор в моём доме | 1 | 04.02 | ||
21 | Сколько стоят свет и тепло | 1 | 11.02 | ||
22 | Итоговое занятие | 1 | 18.02 | ||
Воздух и здоровье | 1 | 1 | |||
23 | Воздух и здоровье человека | 1 | 25.02 | ||
24 | Практическое занятие «Уборка в классе» | 1 | 03.03 | ||
Мой край | 3 | 2 | |||
25 | Растительный мир области | 1 | 10.03 | ||
26 | Животный мир области | 1 | 17.03 | ||
27 | Исчезающие растения и животные родного края | 1 | 31.03 | ||
Весенние работы | 7 | ||||
28 | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву | 2 | 07.04 | ||
29 | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву | 14.04 | |||
30 | Практическое занятие по посадке растений и уход за ними | 4 | 21.04 | ||
31 | Практическое занятие по посадке растений и уход за ними | 28.04 | |||
32 | Практическое занятие по уходу за растениями | 12.05 | |||
33 | Практическое занятие по уходу за растениями | ||||
34 | Итоговое занятие | 1 | 19.05 | ||
Итого: 34 часа |
Лист наблюдения
1-я ступень | Ставит цель исследования с помощью учителя | Следует плану, предложенному учителем | Использует источники информации, рекомендованные учителем |
2-я ступень | Ставит цель исследования самостоятельно | В целом представляет, как достичь цели | Пытается обнаружить способы получения информации |
3-я ступень | Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели | Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент | Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения |
Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
Вопросы для самоанализа могут быть следующими:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что_______________________________________________________________
Наиболее трудным мне показалось__________________________________________
Я думаю, это потому, что ________________________________________________
Самым интересным было _________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее __________________________________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________
Методическое обеспечение:
- Компьютер - 1.
- Проектор - 1.
- Экран - 1.
- Альбом .
- Цветная бумага .
- Картон .
- Краски .
- Клей .
- Ножницы.
- Пластилин.
- Глобус – 1.
- Карта ЕАО – 1.
- Атлас ЕАО - 7
Литература:
1.Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2006
2.Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
3.Интернет-ресурсы
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Экономика - вокруг нас"
Предназначина для учащихся начальной школы 4 класс. Срок реализации программы 1 год....
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа. «Мир вокруг меня» "коррекционно-развивающей занятия в группе с детьми имеющих нарушение слуха"
Создание оптимальных условий для обеспечения адекватного воспитания и обучения детей с нарушением слуха....
Рабочая программа "Геометрия вокруг нас"
Настоя программа «Геометрия вокруг нас» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом обра...
Рабочая программа Математика вокруг нас 4 класс
Рабочая программа Математика вокруг нас 4 класс...
Рабочая программа "Мир вокруг нас"
Рабочая программа "Мир вокруг нас"...