РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "ЛЮБИМАЯ ЗЕМЛЯ"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Афонина Галина Викторовна

Накапливая опыт познания  мира и себя в  мире, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. «Знакомство  с  географией   родного  края, с  одним  из  уголков  земли  ведет   к  сознательному  изучению  географии  всех стран,  также  помогает  тому, чтобы  любовь к  Родине  была  еще  более  живой   и содержательной»,- М.И. Калинин.   «Интерес  к  тому, что  ближе  всего,- основа  интереса   ко  всему  остальному. Краеведение  -  это  школа  познания, школа  воспитания  культурой,  школа  становления   и  закрепления  представлений  о  природе  и  обществе……»,- Л.И. Соловьев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_kraeved._lyubimaya_zemlya.doc320.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                            Утверждаю

                                                                  Директор МБОУ

                                                                  «МБОУ Школа – интернат №1 г. Томска»

«____» _______________ 2018г.

                                                                   _____________ Р.Г.Бичикашвили

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

НА 2019 – 2023 г.

ЛЮБИМАЯ ЗЕМЛЯ

                

                                                                        Автор-составитель:

                                                                     ___________ Г.В.Афонина, воспитатель

«МБОУ Школа – интернат №1 г. Томска»                                                                      

                                                                 

г. Томск – 2019 г.

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………...3-5

Цели и задачи………………………………………………………………………………………………………………….. 5        

Принципы программы…………………………………………………………………………………………………………5-8        

Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Любимая земля»………………………………………8-9

Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами……………………………………………………………………………………………………………………..11–15

Разделы программы…………………………………………………………………………………………………………….15-23

Учебно-тематический план…………………………………………………………………………………………………….24-39

Перечень ключевых слов………….……………………………………………………………………………………………40-41

Список литературы…………………………………………………………………………………………………………...…42

Приложение…………………………………………………………………………………………………………………......43

Пояснительная записка

« Если  ты  планируешь  будущее  всего  на  один  год,

 то  сей  зерно.

Если  ты   рассчитываешь  на десять   лет,

сажай   дерево.

Если  ты  рассчитываешь  на  сто  лет,  

обучай  народ.»

(Китайская  мудрость)

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Невозможно воспитать духовно-нравственного  человека  без   знания своих   исторических  корней, законов истории  и   природы,  сформировавших нашу  Землю.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться  к  событиям, к  людям  и учится  анализу,  оценке  событий.

Одной из приоритетных целей духовно-нравственного воспитания младших школьников является - воспитание ценностного отношения  к прошлому  своего  народа и  к  природе  своей  Родины. Краеведческий принцип позволяет  более  глубоко  понять  и  осознать  свое  Я  в  этом мире.

В духовно-нравственном  воспитании детей  через  краеведение важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия  среды в сочетании с практической деятельностью. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального  и  частного.

Связь краеведения и культуры почти прямолинейна: состояние краеведения в  обществе отражает тот уровень культуры, носителем которого  оно же является.

    Накапливая опыт познания  мира и себя в  мире, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. «Знакомство  с  географией   родного  края, с  одним  из  уголков  земли  ведет   к  сознательному  изучению  географии  всех стран,  также  помогает  тому, чтобы  любовь к  Родине  была  еще  более  живой   и содержательной»,- М.И. Калинин.   «Интерес  к  тому, что  ближе  всего,- основа  интереса   ко  всему  остальному. Краеведение  -  это  школа  познания, школа  воспитания  культурой,  школа  становления   и  закрепления  представлений  о  природе  и  обществе……»,- Л.И. Соловьев.

   Программа «Любимая земля » составлена в соответствии с нормативными документами::

•        ФЗ  от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

•        Приказ Минобр. и науки РФ от 6.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 15785)

•        Приказ Минобр. и науки РФ от 18.12.2009г № 1060 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобр. и науки РФ от 6 октября 2009 г.  № 373»

•        Приказ Минобр. и науки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в приказ Минобр. и науки РФ  от 6 октября 2009 г.  № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»

•        Приказ Минобр. и науки РФ от 29.12.2014г № 1643 «О внесении изменений в приказ Минобр. и науки РФ от 6 октября 2009 г.  № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»

•         Приказ Минобр. и науки РФ  от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобр. и науки РФ от 6 октября 2009 г.  № 373» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016г. № 40936)

•        Фундаментальное ядро содержания общего образования/под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 2-е изд. – Москва, «Просвещение», 2010. (Стандарты второго поколения).

•         Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России/ под ред. А.Я.Данилюка, А.М.Кондакова, В.А.Тишкова; Москва, «Просвещение», 2009 (Стандарты второго поколения)

•        Письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 №03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования

         Цель  программы  «Любимая земля»:

- формирование осознанного отношения к истории  своего  края, к  людям,  живущим  в  нем, к  окружающей  нас  природе.

        Задачи программы:

Обучающие:

-  расширять представления о малой  Родине;

-  формировать опыт участия в  краеведческо  - исследовательской  деятельности;

- познакомить с  разными  способами  получения  информации.

-научить  оформлять  поисковые  работы.

Развивающие:

- развивать интерес к судьбам  тех,  кто причастен  к  судьбе  Родины.

-развивать  потребность в  познании   себя  в  мире.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к  Родине через любовь к  малой  родине, чувство  патриотизма.

- формировать  активную  жизненную позицию

- воспитывать  уважение  к  нашим  истокам,  к  родной  земле,  ее  природным  особенностям  и  преданиям.

     Программа  «Любимая земля»  основывается на принципах:

         Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного  процесса, внеучебной  и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

         Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя  со  значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

        Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного  межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

         Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание,  направленное  на духовно-нравственное развитие обучающихся, и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной,  внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

        Основная идея программы  состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятия исторических  законов существования человечества. осознанное выполнение правил поведения в детском и взрослом обществе; воспитание  чувства  патриотизма , элементарной исторической  культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность;  позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.  

        Новизна программы «Любимая земля» состоит в том,  что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу  ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения различных проблем.  К восприятию нового, удовлетворению от  проделанной  работы  по  созданию  своего краеведческого   материала .Поиск  своего  места  в  социокультурной среде. 

 Содержание программы «Любимая земля», реализуется через посещение  краеведческих  музеев  города  Томска.. Возможности данного учебно – методического комплекса позволяют обеспечить  духовно-нравственное и общеинтеллектуальное развитие и воспитание обучающихся, а само содержание интегрируется в основные  виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.

Содержание программы «Любимая земля»  соответствует целям и задачам  основной образовательной программы, реализуемой в  школе - интернате  для обучающихся 7-11 лет (1-4 класс).

Место проведения занятий – учебные кабинеты, краеведческий музей и учреждения дополнительного образования, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки,  предприятия города.

 Достижение цели осуществляется через  беседы, краеведческие  игры,  тематические линейки, викторины, круглые столы. экскурсии, заочные путешествия и другие мероприятия.

 Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Любимая земля»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

 Содержание программы «Любимая земля», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество; 

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью  информационно-коммуникационных технологий, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

-установление причинно-следственных связей.

Результатом  будет  папка  с  первым  собственным  опытом  по  краеведению.

Для оценки результативности учебных занятий применяются следующие виды и формы контроля.

Вид контроля

Форма контроля

Вводный контроль

Собеседование, наблюдение

Текущий контроль

(по итогам занятий)

Опросы, собеседование, наблюдение

Тематический контроль (по итогам завершения каждой темы)

Викторины, тестирование, опросы, тематические кроссворды, филворды, краеведческие конкурсы

В конце каждого полугодия проводится промежуточная аттестация, выявляющая результативность обучения (викторины, тестирование, опросы, конкурсы).

Форма организации занятии – индивидуально-групповая:

​ Беседы (желательно использовать презентацию);

​ Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев: краеведческого, музея, музея – заповедника «Томская писаница», музея – заповедника «Красная горка» и др.);

​ Встречи с людьми, прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);

​ Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);

​ Игры с использованием компьютерной техники (Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Окружающий мир 1- 4 класс, «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая советская энциклопедия» и т.д.;

​ Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу);

​ Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);

​ Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);

​ Конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и т.п.

Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы «Любимая земля» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

В результате обучения по программе «Любимая земля» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Предполагается, что в результате формирования личностных универсальных – учебных действий (УУД) к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:

Личностные действия:

Выпускник научится и приобретет:

​ научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

​ приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

​ научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

​ приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

​ основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Томска, чувства сопричастности и гордости за свой край.

​ мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние и внутренние мотивы;

​ эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Томской области;

​ чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;

​ эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

Выпускник научится:

​ планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

​ выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

​ проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

​ самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

​ использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Выпускник получит возможность:

​ уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

​ в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

​ самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

​ вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:

Выпускник научится:

​ используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

​ на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

​ узнавать символику Томской области, города;

​ описывать достопримечательности города Томска и родного края;

​ использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

​ осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

​ использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Томской области и атласом;

​ работать с атласом, глобусом и картой;

​ находить на карте свой регион и его главный город;

​ устанавливать причинноследственные связи;

​ строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

​ устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:

​ самостоятельно подбирать литературу по теме;

​ осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

​ работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

Выпускник научится:

​ понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

​ ориентироваться на позицию партнера в общении;

​ учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:

​ готовить и выступать с сообщениями;

​ формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

​ наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

​ аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и  систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Любимая земля» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Программа внеурочной деятельности «Любимая земля» в начальной школе включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование на четыре года обучения, формы подведения итогов, учета знаний, перечень ключевых слов, хронологическую таблица важней событий Томской области.

Отслеживание результатов

Подведение итогов деятельности по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

​ викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;

​ создания и защиты собственного проекта;

​ создания презентаций - представлений по изученной теме;

​ конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;

​ участия в конференциях разного уровня.

Программа «Любимая земля» относится  к  духовно-нравственному направлению,  рассчитана на 4 года занятий, объемом в 33 - 34 часов, 1 час в неделю.

Программа содержит четыре раздела: «Наш город», «Наша область», «Мифы и легенды Томска»,  «Люди нашего края».

Название раздела

Всего часов

1.

Наш город

7 часов

2.

Наша область (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир).

14 часов

3.

Мифы и легенды Томска

6 часов

4.

Люди нашего края

5 часов

5

Итоговое занятие

2часа

Итого

34 часа

1 класс (33ч)

«Моя маленькая родина»(5ч).

Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы. Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. Достопримечательности нашей улицы. За что люблю, что бы изменил. Мой район.

«Наш город» (5ч).

Где мы живем (Россия, город Томск  Имя моего города). Символы нашего города. Культурно – просветительные учреждения нашего города. Профессии города. Где работают родители. Конкурс рисунков «Наш город».

«Наша область» (18ч).

Географическое положение Томской области. Наша область на карте России. История возникновения Томской области. Символика Томской области. Коренные жители нашей области. Богатства нашей земли. Традиционные ремесла моего края. Растительность. Растительность нашего края. Разнообразие растений. Растительность нашего края. Значение растений в жизни человека. Животный мир. Животный мир Томской области. Разнообразие животного мира. Животный мир Томской области. Охрана и значение животного мира. Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки и озера. Водоемы нашего края. Растительный и животный мир водоемов. Полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые добывают в нашей области. Полезные ископаемые Томской области. Сельское хозяйство. Сельское хозяйство в Томской области. Что растет на полях нашей области. Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства. Викторина «Почемучек».

«Люди нашего края» (4ч).

Томск – край нефти и газа. Труд людей нашего  края. Люди, прославившие Томск. (Герои – земляки). Предприятия города. Профессии и предприятия, на которых работают наши родители.

«Итоговое занятие» (1ч).

Мы хотим Вам рассказать…

Формы и виды деятельности:

  • кружковые, факультативные занятия;
  • краеведческие экскурсии;
  • викторины;
  • квесты;
  • детские исследовательские проекты.

2 класс (34ч)

«Наш город» (8ч).

Томск - столица Томской области. Из истории образования города. Главные исторические и культурные памятники. Достопримечательности нашего города. Главные исторические и культурные памятники, виртуальная экскурсия по городу. Знакомство с районами города. Район, в котором я живу. Предприятия города. Значение для области и страны (рассказ обучающихся о профессии своих родителей). Игра – викторина.

«Наша область» (18ч).

Географическое положение Томской области. Наша область на карте мира. Символика области (флаг, гимн, герб). Томская Земля в древности. История создания и исследования Земли Томской. Народы Томска. Национальный состав Томской области. Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества. Города Томской области. История возникновения городов. Водные ресурсы. Реки Томской области на карте России и Томской области. Реки Томской области. Откуда берут начало и где заканчиваются. Озера Томской области. Флора и фауна. Рельеф. Уникальность рельефа Томской области. Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое тайга. Растения тайги. Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга». Растения нашей области, которые занесены в «Красную книгу». Животный мир. Животный мир Томской области Птицы нашего края. Перелетные и зимующие.Насекомые нашей области. Охрана и значение животного мира. Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае. Значение для области и страны. Игра «Цветик - семицветик».

«Люди нашего края» (5ч).

Первооткрыватель Земли Томской. Герои – томичи в годы Великой Отечественной войны. Труд нефтяников и газовиков. Поэты, писатели Томска. Художники нашего края.

«Итоговое занятие» (3ч).

Игра – викторина «Это было интересно». «Город будущего». Выставки и защита проекта  «Город будущего».

Формы и виды деятельности:

  • кружковые, факультативные занятия;
  • краеведческие экскурсии;
  • викторины;
  • квесты;
  • походы выходного дня;
  • детские исследовательские проекты.

3 класс (34ч)

«Наш город» (7ч).

История возникновения Томского острога. Истории названий улиц и площадей города. Храмы и церкви нашего города. Просмотр и обсуждение  документального фильма о Томске и Томской области. Брейн - ринг «Мой город». Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своего города, если бы был мэром города».

«Наша область» (14ч).

Томская Земля в древности. История создания и исследования Земли Томской. Рельеф. Особенности рельефа Томской области. Полезные ископаемые. Знакомство с полезными ископаемыми о Томской области. Значение полезных ископаемых в народном хозяйстве.Вклад области в хозяйство страны. Крупные предприятия  нашей области. Значения для области и страны. Водные ресурсы. Реки, озера, водохранилища на территории нашей области. Характеристика основных водных объектов. Растительность. Разнообразие растительного покрова в нашей области. Мир растений тайги и лесов. Мир растений тайги, лесостепи. Животный мир. Разнообразие животного мира в нашей области. Распространенные и редкие животные нашей фауны. Самое интересное о природе Томской области.

«Путешествие вглубь веков» (6ч).

Палеонтологические находки на территории  Томской области. Рисунки в пещерах, на скалах. Коренные жители - кочевые племена. Жилища народов, проживающих на территории края. Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта коренных жителей Томской области.

«Люди нашего края» (6ч).

Первые исследователи земли Томской. Люди, основавшие город и внесшие большой вклад в его развитие. Томичи в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу). Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи. Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи». Почетные граждане нашего края.

«Итоговое занятие» (1ч).

Составление и разгадывание кроссвордов «Наш край», «История земли Томской".

Формы и виды деятельности:

  • кружковые, факультативные занятия;
  • краеведческие экскурсии;
  • викторины;
  • квесты;
  • походы выходного дня;
  • природоохранные и природовосстановительные экспедиции;
  • детские исследовательские проекты;
  • деловые игры.

4 класс (34ч).

«Наш город» (7ч).

Этапы становления города Томска. Томской области. Путешествие в средневековый город. Районы города. Социальный паспорт районов. Индивидуальность каждого района города. Основные производственные предприятия города. Заводы и фабрики города. Фонтаны в нашем городе. Улицы,  названные в честь великих людей и великих событий. Памятные места нашего города.

«Наша область» (14ч).

Границы  Томской области. Причины ее образования. Какие «пути – дороги» связывают нашу область с другими регионами России и зарубежными странами. Население  Томской области. Народности  Томской области. Томская Земля в древности до наших дней. Освоение Земли Томской. История заселения и освоения Земли Томской. Памятники древности. Рельеф. Чем наши равнинные  территории отличаются друг от друга. Водные ресурсы. Как образуются пороги и водопады. Пороги и водопады на реках нашей области. Типы питания рек Определение типа питания рек нашего края. Растительность. Растительный мир степи, горной тундры и альпийского луга. Растительный мир. Охрана  и  восстановление  лесов  и растительности. Роль  заповедников  и  ботанических  садов. Животный мир. Таежные животные. Пресмыкающиеся. Охрана и восстановление животного мира  Томской области.

«Мифы и легенды Томска» (6ч).

О наличии на территории нынешнего города Томска ещё более древнего города Грустина. Легенды о Томи. Проектная деятельность. Мифы нашего края: миф о Старце Феодоре Кузьмиче.«Семь чудес Томской области».

«Люди нашего края» (5ч).

Знакомство с поэтами и писателями Томска и их произведениями для детей. Заслуженные  и известные артисты  Томской области. Знакомство с художниками и их работами. Мастерская художника. Трудовые династии строителей, врачей, учителей и др.  Профессии и предприятия, на которых работают наши родители.

«Итоговое занятие» (2ч).

Научно – практическая конференция «Томск – мой край родной». Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своей области, если бы был губернатором».

Формы и виды деятельности:

  • кружковые, факультативные занятия;
  • краеведческие экскурсии;
  • викторины;
  • квесты;
  • походы выходного дня;
  • природоохранные и природовосстановительные экспедиции;
  • детские исследовательские проекты;
  • деловые игры.

Тематическое планирование

1 класс.

№ занятия в учебном  году

Кол во часов

Тема занятия                                              

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения

Моя маленькая родина (5ч)

1.

Моя школа – мой дом

Рассказ - экскурсия о нашей школе. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.

2.

Из истории школы. Традиции школы

Беседа о школе, история школы, символика. Правила поведения, бережного отношения.

3.

Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа.

Фронтальная беседа. Проект «Наш дом» (нарисовать и придумать сказку о том, кто в теремочке живет)

4.

Достопримечательности нашей улицы. За что люблю, что бы изменил

Беседа по содержанию. Практическая работа: викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» Работа в группах.

5.

Мой район

Дать  представления  об  истории  названий  улиц нашего района. Практическая работа:  индивидуальная, самостоятельная работа по составлению безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой.

Наш город (5ч)

6.

Где мы живем (Россия, город Томск  Имя моего города

Заочное путешествие по городу. Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой.

7.

Символы нашего города

Беседа. Наблюдения. Практическая работа: раскрашивание герба города  Томска.

 Работа в парах.

8.

Культурно – просветительные учреждения нашего города

Беседа. Работа в парах: вопросы по содержанию.

9.

Профессии города. Где работают родители

Беседа по содержанию. Работа в парах: где работают мои родители. Практическая работа: Общение с родителями как способ получения информации об их профессии.

10.

Конкурс рисунков «Наш город»

Практическая работа: организация конкурса рисунков. Проектная деятельность. Подведение итога конкурса

Наша область(18 ч)

11.

Географическое положение Томской области. Наша область на карте России

Беседа. Сформировать  представление   о  территории  области, городах  и  поселках. Практическая работа: Томск на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте. Практическая работа: раскрашивание герба, флага нашей области (на усмотрение учителя)Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

12.

История возникновения Томской области

Сформировать  представление   об  истории возникновения Томской области. Работа в парах: вопросы по содержанию

13.

Символика Томской области

Практическая работа:  раскрашивание герба Томской области. Работа в парах.

14.

Коренные жители нашей области

Беседа: первичное представление о коренных жителях нашей области. Познакомить  с  национальным  составом  населения  Томской области. Работа в парах: «Какими ты представляешь коренных жителей нашей области?»

15.

Богатства нашей земли.

Беседа:  важнейшие   богатства нашего края. Как  добывают,  где  используют. Практическая работа: рассматривание  образцов  полезных  ископаемых.

16.

Традиционные ремесла моего края

Беседа:  познакомить  с  народными  и   художественными  промыслами  края.

Практическая работа: расписывание посуды национальным орнаментом нашего края.

17.

Растительность. Растительность нашего края. Разнообразие растений

Беседа: создать  у  учащихся  представление  о  флоре  и  фауне  области. Разнообразие  растений. Практическая работа: рассматривание  гербарных  экземпляров  растений  встречающихся  на  территории  области.

18.

Растительность. Растительность нашего края. Значение растений в жизни человека

Беседа: значение  растений  в  жизни  человека. Практическая работа: передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах

19.

Животный мир. Животный мир Томской области. Разнообразие животного мира

Беседа: животные, обитающие на территории Томской области.

Практическая работа: игра «Крестики-нолики»

20.

Животный мир. Животный мир Томской области. Охрана и значение животного мира

Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу Томской области, обитающие на её территории. Практическая работа: организация конкурса рисунков о животных нашего края. Конкурс рисунков Подведение итога конкурса.

21.

Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки и озера

Фронтальная беседа. Обучение работы с картой умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа:  составление правил  поведения  на  водоемах.

22.

Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Растительный и животный мир водоемов

Беседа: значение  и  охрана  водоемов. Практическая работа: работа с энциклопедией, составление рассказа о растении или животном нашего края. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

23.

Полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые добывают в нашей области

Беседа: первичные  сведения  о  полезных  ископаемых  края.  Рассматривание образцов полезных ископаемых. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

24.

Полезные ископаемые. Томской области

Беседа: о  местах  и способах   угля добычи,  о   практическом  значении. Просмотр и обсуждение фрагмента документального фильма о Томске и Томской области

25.

Сельское хозяйство. Сельское хозяйство в Томской области.

Фронтальная беседа. Практическая работа: рассматривание  гербарных  экземпляров  культурных растений  встречающихся  на  территории  области

26.

Сельское хозяйство. Что растет на полях нашей области.

Практическая работа: разгадывание загадок о растениях, которые выращивают на полях и огородах  нашего края. Устное описание растения (по выбору обучающих)

27.

Сельское хозяйство. Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства.

Фронтальная беседа: труд  людей на селе  в  разное  время  года. Организация конкурса рисунков. Конкурс рисунков. Подведение итога конкурса.

28.

Викторина «Почемучек»

Викторина «История города Томска»

Люди нашего края (4ч)

29.

Томск – край нефти и газа. Труд людей нашего  края

Фронтальная беседа: Дать  первичные  сведения  о крупных нефтяных и газовых  предприятиях области, о людях, работающих на буровых. Просмотр и обсуждение фрагмента документального фильма о Томске и Томской области. Работа в парах: вопросы по содержанию.

30.

Люди, прославившие Томск. (Герои – земляки)

Знакомство с людьми прославивших наш край. (Пригласить, почетных тружеников)

31.

Предприятия города

Знакомство с предприятиями нашего края. Беседа запомнилось, о чем узнали. Наблюдения.

Практическая работа: организация конкурса рисунков о предприятия   нашего края. Подведение итога конкурса.

32.

Профессии и предприятия, на которых работают наши родители

Индивидуальная (подготовка сообщений, презентаций на тему:«Моя мама (папа) работает - …) Защита проекта.

Итоговое занятие (1ч)

33.

 Мы хотим Вам рассказать…

Индивидуальная (подготовка сообщений, презентаций на тему, показавшуюся самой интересной). Выступление.

2 класс.

№ занятия в учебном  году

Кол- во часов

Тема занятия

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения

Наш город (8ч)

1.

Томск - столица Томской области.

Фронтальная беседа: продолжить знакомство   и  углубить  знания учащихся  об  истории  города,  в котором  живут. Практическая работа: конкурс рисунков «Мой любимый уголок города»

2.

Из истории образования города

Просмотр  и обсуждение фрагмента фильма о Томске. Работа в парах: вопросы по содержанию.

3.

Главные исторические и культурные памятники

 Беседа: «Памятники нашего города». Диспут: «Если я был бы мэром, то кому поставил памятник?»

4.

Достопримечательности нашего города

Беседа, сопровождающая слайд презентацией «Достопримечательности нашего города».

Практическая работа: выставка книг и фотографий достопримечательностей  нашего города.  Рассматривание и обсуждение.

5.

Главные исторические и культурные памятники, виртуальная экскурсия по городу

Практическая работа: картинные описания – устное изложение материала для воссоздания картин исторических и культурных памятников города.

6.

Знакомство с районами города. Район, в котором я живу

Создание целостного представления о расположении районов города, улиц и площадей. Познакомить с архитектурой города, историей появления тех или иных архитектурных объектов.

Социальный  паспорт  районов. Практическая работа: показать  индивидуальность  каждого  района  города.

7.

Предприятия города. Значение для области и страны (рассказ обучающихся о профессии своих родителей)

Знакомство  с  крупными   предприятиями  области, дать  представление  об  их  роли  в  экономике  страны.    Познакомить  с  продукцией  предприятий. Практическая работа: рассказ обучающихся о профессии своих родителей.

8.

Игра – викторина

Практическая работа: Викторина «Почемучек»

Наша область (18ч)

9.

Географическое положениеТомской области. Наша область на карте мира. Символика области (флаг, гимн, герб)

Фронтальная беседа об истории своего  края, символах  области. Сформировать  представление   о  территории  области, географических  объектах

Практическая работа с контурной картой: обозначить Томск  на  карте  России, наших  соседей.

10.

Томская Земля в древности

Фронтальная беседа: Какая была наша область в прошлом. Практическая работа: сравнить Томскую землю в древности и до наших дней.

11.

История создания и исследования Земли Томской(проектная деятельность)

Индивидуальная работа (подборка литературы, сбор информации, подготовка сообщений презентаций). Групповая работа (выступление обучающихся на уроке города)

12.

Народы Томска. Национальный состав Томской области

Фронтальная беседа. Практическая работа: рисование элементов национального костюма одежды.

13-14.

Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества

Беседа по содержанию. Практическая работа: разучивание игр.

15.

Города Томской области. История возникновения городов

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая  деятельность; работа,  в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции). Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

16.

Водные ресурсы. Реки Томской области на карте России и Томской области

Фронтальная беседа. Практическая работа:  обучение работы с картой и умению находить и показывать на физической карте реки, озера

17.

Водные ресурсы. Реки Томской области. Откуда берут начало и где заканчиваются

Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Защита собственных исследовательских проектов.

18.

Водные ресурсы. Озера Томской области. Флора и фауна

Практическая работа: Описание и определение флоры и фауны озер. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Меры, предпринимаемые местным населением  по охране водных объектов

19.

Рельеф. Уникальность рельефа Томской области

Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Практическая работа: извлечение (по заданию учителя) необходимую информацию из словарей, хрестоматий, справочников об уникальности гор Томской области

20.

Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое тайга. Растения тайги

Знакомство  учащихся  с  яркими  представителями  растительного  мира  тайги.

Практическая работа: рассматривание  гербарных  экземпляров  растений  встречающихся  на  территории  области.

21.

Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга». Растения нашей области, которые занесены в «Красную книгу»

Знакомство  с  «Красной  книгой»,  заповедниками  области. Оценка своего и чужого поведения в природе. Как  сохранить  растения.  Отрицательное  влияние  людей  на  природу, сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток.

Практическая работа: придумать и нарисовать обложку для Красной книги Томской области.

22.

Животный мир. Животный мир Томской области Птицы нашего края. Перелетные и зимующие.

Знакомство  учащихся  с птицами нашего  края.

Практическая работа: описание и определение  перелетных и зимующих птиц обитающих на территории Томской области.

23-24.

Животный мир. Насекомые нашей области. Охрана и значение животного мира

Фронтальная беседа о насекомых, обитающих на территории нашей области. Практическая работа: описать внешний вид, характерные особенности насекомых.

25.

Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае. Значение для области и страны

Практическая работа: работа с контурной картой. Обучение  умению  находить  и  показывать  на  физической  карте  Томской области месторождения  полезных  ископаемых места  и  способы  добычи. Выделить  основные  свойства  полезных  ископаемых. Значение   полезных   ископаемых для  области  и  страны

26.

Игра «Цветик - семицветик»

Игра «Цветик - семицветик»

Люди нашего края (5ч)

27.

Первооткрыватель Земли Томской.

Беседа по содержанию. Практическая работа: просмотр фрагмента документального фильма о Томске.  Работа в парах: вопросы по содержанию.

28.

Герои – томичи в годы Великой Отечественной войны

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа,  в группах, в парах (выступление обучающихся на уроке города)

29.

Труд нефтяников и газовиков

Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о труде нефтяников и газовиков.

30.

Поэты, писатели Томска(участие обучающихся в классной конференции)

Познакомить  со  знаменитыми  людьми  Томска. (Желательно пригласить на занятие) Практическая работа:  конкурс стихов поэтов Томска.

31.

Художники нашего края

Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о художниках Томской области.

Итоговые занятия (3ч)

32.

Игра – викторина «Это было интересно»

Викторина «Страницы истории родного края»

33.

«Город будущего». Организация исследовательской работы

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа,  в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции)

34

Выставки и защита проекта  «Город будущего» (пригласить  родителей, учителей школы)

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

3 класс.

№  занятия в учебном  году

Кол –во часов

Тема занятия

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения

Наш город (7ч)

1

История возникновения Томского острога

Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о появлении первых томских поселений.

2

Истории названий улиц и площадей города

Практическая деятельность по созданию иллюстративного текста об истории названий улиц и площадей нашего города. (выступление обучающихся на уроке города)

3-4

Храмы и церкви нашего города

Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о храмах и церквях Томска и Томской области.

5

Просмотр и обсуждение  документального фильма о Томске и Томской области (фрагментально)

Практическая работа: просмотр фрагмента документального фильма о Томске и Томской области. Работа в парах: вопросы по содержанию.

6

Брейн - ринг «Мой город»

Практическая работа:  Брейн - ринг «Мой город»

7

Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своего города, если бы был мэром города»

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа,  в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции)

Наша область (8ч)

8

Томская Земля в древности

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о Томской Земле в прошлом.

9

История создания и исследования Земли Томской

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

10-11

Рельеф. Особенности рельефа Томской области.

Беседа по содержанию. Практическая деятельность по созданию рельефа Томской области. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

12

Полезные ископаемые. Знакомство с полезными ископаемыми о Томской области

 Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых.

13

Полезные ископаемые. Значение полезных ископаемых в народном хозяйстве.

Беседа по содержанию. Практическая работа: умение находить и показывать на физической карте Томской области месторождения полезных ископаемых.

14

Полезные ископаемые. Вклад области в хозяйство страны. Крупные предприятия  нашей области. Значения для области и страны

Беседа по содержанию.Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

15

Водные ресурсы. Реки, озера, водохранилища на территории нашей области

Практическая работа над проблемой: чем загрязняется вода. Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы.

16

Водные ресурсы. Характеристика основных водных объектов

Практическая работа: Тест «Реки, озера нашей области». Работа в группах: дать характеристику о водных объектах.

17

Растительность. Разнообразие растительного покрова в нашей области. Мир растений тайги и лесов

Фронтальная беседа. Практическая работа: Игра «Аукцион».

18

Растительность. Мир растений тайги, лесостепи.

Формирование  представлений об особенностях природных комплексов области. Лесостепь. Тайга.

19

Животный мир. Разнообразие животного мира в нашей области

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

20

Животный мир. Распространенные и редкие животные нашей фауны

Фронтальная беседа. Практическая работа: причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны. Работа в группах.

21

Самое интересное о природе Томской области

Беседа по содержанию. Практическая работа: конкурс «Самое интересное о природе Томской области» Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа,  в группах, в парах

Путешествие вглубь веков (6ч)

22

Палеонтологические находки на территории  Томской области

Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презентация) на тему: « Палеонтологические находки на территории  Томской области»

23-24

Рисунки в пещерах, на скалах

Беседа по содержанию.Практическая деятельность по созданию иллюстративного текста рисунков в пещерах, на скалах.

25

Коренные жители - кочевые племена.

Беседа по содержанию. Практическая работа: найти и показать на карте первые кочевые племена.

26

Жилища народов, проживающих на территории края

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

27

Обрядовые праздники, национальная одежда, предметы быта коренных жителей Томской области

Фронтальная беседа. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

Люди нашего края (6ч)

28

Первые исследователи земли Томской. Люди, основавшие город и внесшие большой вклад в его развитие

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о первые исследователи земли Томской.

29-30

Томичи в годы Великой Отечественной войны (на фронте и в тылу)

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

31

Великая Отечественная война в истории моего края, моего города, моей семьи (выступление обучающихся на уроке города), (участие обучающихся в классной конференции)

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа,  в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции)

32

Защита проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (участие обучающихся в классной конференции)

Определение и выбор темы собственного исследования (обмен литературой, рассматривание, обсуждение)

33

Почетные граждане нашего края.

Фронтальная беседа. Практическая работа: Викторина «Люди нашего края»

Итоговое занятие (1ч)

34

Составление и разгадывание кроссвордов «Наш край», «История земли Томской"

Практическая работа: составление и разгадывания кроссвордов. Кроссворд «Наш край» . Игра "История земли Томской"

4 класс.

№  занятия в учебном  году

 Кол- во часов

Тема занятия

Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения

Наш город (7ч)

1

Этапы становления города Томска. Томской области.

Фронтальная беседа. Практическая работа: просмотр фрагмента документального фильма о Томске и Томской области. Работа в парах: вопросы по содержанию.

2

Путешествие в средневековый город

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с энциклопедической литературой.

3

Районы города. Социальный паспорт районов. Индивидуальность каждого района города

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) об одном из районов нашего города.

4

Основные производственные предприятия города. Заводы и фабрики города.

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

5

Фонтаны в нашем городе

Фронтальная бесед Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий, презентация) об одном из фонтанов нашего города.

6

Улицы,  названные в честь великих людей и великих событий

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) об улицах  названных в честь великих людей и великих событий (выступление обучающихся на уроке города)

7

Памятные места нашего города.

Фронтальная беседа. Практическая работа: собрать и оформить информацию о памятных  местах нашего города. (работа в группах)

Наша область (14ч)

8

Границы  Томской области.Причины ее образования

Фронтальная беседа о причинах образования  Томской области.

Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой.

9

 Какие «пути – дороги» связывают нашу область с другими регионами России и зарубежными странами.

Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Практическое занятие (работа с атласом, контурной картой)

10

Население  Томской области. Народности  Томской области

Беседа по содержанию. Практическая работа: Конкурс «Что лишнее?»

11-12

Томская Земля в древности до наших дней. Освоение Земли Томской.

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов.

13-14

История заселения и освоения Земли Томской. Памятники древности

Практическая работа: найти и извлечь необходимую информацию об истории заселения и освоения Земли Томской, памятниках древности. Конкурс «Узнай город»

15

Рельеф. Чем наши равнинные  территории отличаются друг от друга

Практическая работа: фронтальная и индивидуальная работа с картой,  нахождение на физической карте  Томской областиравнинные  территории. Работа с контурной картой. Найти отличие.

16

Водные ресурсы. Как образуются пороги и водопады. Пороги и водопады на реках нашей области

Формирование  представлений об особенностях водопадов, об образовании порогов.

Практическая работа: обозначение водопадов на контурной карте .

17

Водные ресурсы. Типы питания рек Определение типа питания рек нашего края

Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Определение проблемы и выбор собственного исследования. Работа с контурной картой.

18

Растительность. Растительный мир степи, горной тундры и альпийского луга

Беседа по содержанию. Практическая работа: сделать сравнительную характеристикурастительного мира степи, горной тундры и альпийского луга.

19

Растительность. Растительный мир. Охрана  и  восстановление  лесов  и растительности. Роль  заповедников  и  ботанических  садов

Беседа по содержанию. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских проектов на тему» «Как мы можем защитить леса».

20

Животный мир. Таежные животные.

Беседа по содержанию. Практическая работа: сделать сравнительную характеристику таежных, горно-таежных, степных и лесостепных животных.

21

Животный мир. Пресмыкающиеся. Охрана и восстановление животного мира  Томской области

Фронтальная беседа. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Работа в группах.

Мифы и легенды Томска (6ч)

22

О наличии на территории нынешнего города Томска ещё более древнего города Грустина

Фронтальная беседа Практическая работа: моделирование ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации. Работа со свежей прессой. Обзор периодической печати по теме.

23

Легенды о Томи

Фронтальная беседа. Практическая работа:

работа со свежей прессой. Дискуссия.

24

Проектная деятельность (сочинение, рисунки, поделки «Каким ты представляешь  древний город Грустина»)

Практическая работа: найти и извлечь необходимую информацию по заданной теме.            Обзор периодической печати по теме. Защита проекта.    

25

Мифы нашего края:миф оСтарце Феодоре Кузьмиче.

Беседа по содержанию.Практическая работа: (работа в парах) пересказать миф нашего края. Обзор периодической печати по теме.

26-27

«Семь чудес Томской области»

Фронтальная беседа. Наиболее интересные научные открытия, Работа со свежей прессой.  Обзор периодической печати по теме.

Люди нашего края (5ч)

28

Знакомство с поэтами и писателями Томска и их произведениями для детей (выступление обучающихся на уроке города).

Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презентация) на тему: «Поэты и писатели нашего края».

29

Заслуженные  и известные артисты  Томской области

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о заслуженных  и известных артистах  Томской области

30

Знакомство с художниками и их работами. Мастерская художника.

Беседа по содержанию. Практическая работа: собрать и оформить информацию (текст, набор фотографий) о заслуженных  и известных художниках  Томской области

31-32

Трудовые династии строителей, врачей, учителей и др.  Профессии и предприятия, на которых работают наши родители (участие обучающихся в школьной конференции)

Беседа по содержанию. Практическая работа: создание иллюстративного текста (лист, электронная презентация) на тему: «Трудовые династии» Тест «Люди земли Томской»

Итоговые занятия (2ч)

33

Научно – практическая конференция «Томск – мой край родной»

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа. Защита собственных исследовательских работ.

34

Защита проекта на тему «Что я бы сделал для своей области, если бы был губернатором»

Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа,  в группах, в парах.Защита проектов.

Перечень ключевых слов

Аналитическое описание - прием рассказа, в котором дается описание составных частей, деталей, их функционального назначения

Архитектура - (лат. architectura - от греч. architekthon - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др.

Город - крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр.

Деревня - от слов деру, драть (подготовка участка земли, выдирали кусты, деревья);

Заимка - в старину: земельный участок, занятый кем-нибудь по праву первого владения, обычно вдали от других поселений.

История - (от греч. historia - рассказ о прошедшем - об узнанном), 1) процесс развития природы и общества. 2) Комплекс общественных наук изучающих прошлое .

Томск - город в России, административный центр одноимённых области и района. Расположен на востоке Западной Сибири на берегу реки Томь.

Старейший в Сибири крупный образовательный, научный и инновационный центр: 9 вузов, 15 НИИ, особая экономическая зона технико-внедренческого типа и 6 бизнес-инкубаторов. Город богат памятниками деревянной и каменной архитектуры XVIII—XX веков.В городе проживает 524,3 тыс. человек (на 1 января 2011 года)[1], на территории муниципального образования — 545 700 чел. (на 2011 год[1]). Томск, его город-спутник Северск и пригороды формируют Томскую городскую агломерацию с населением около 728 тыс. человек (2011). город, центр Томской области.

Краеведение - изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения.

Микрорайон - микро… - первая часть сложных слов, обозначающая малые размеры.

Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов, памятников естественной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Область – 1).Часть страны, государственной территории. 2).Крупная административно-территориальная единица.

Областной центр - город с административными, промышленными и другими учреждениями.

Переселенцы – человек, переселившийся с постоянного места жительства в новые, обычно необжитые места.

Площадь - незастроенное большое и ровное место (в городе, селе), от которого в разные стороны расходятся улицы.

Почетный гражданин города - почетный - пользующийся почетом (уважением, оказываемым обществом, окружающими людьми), заслуживающий его; гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

Процесс – последовательная смена состояний в развитии.

Разрез - открытая горная разработка.

Район - административно-территориальная единица большого города.

Рельеф – франц ( relief - от лат. relevo - поднимаю), совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту.

Улус – у некоторых народов Сибири: селение.

Юрта – у некоторых кочевых народов Южной Сибири: переносное конусообразной формы жилище, крытое звериными шкурами.

Явления - общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников.

Литература

​ Кирюшин Ю. Ф. Панкратова Л. В. Нововасюганское городище. // —Томск: ТМАЭСТомГУ, 2002. —- Т.1. —- С.67-96 .

​ Археологические исследования в Среднем Приобье. — Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1993. — 174 с — Тираж 1000 экз. — Электронный ресурс

​ Ожередов, Юрий Иванович. Археологическая карта Томской области / Ю. И. Ожередов, Я. А. Яковлев. —- Томск: изд-во Том.ун-та, 1993. — Т.2. —- 207 с.: карт. —- Библиогр. —-

​ «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».(Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского.-М.: Просвещение, 2011.

​ АндриановА.А. В прошлом и настоящем. – Томск, 1980г.

​ Бояршинова З.Я. Население томского уезда в XVII веке — Томск, 1950 г.

​ Головачёв П,М Томск в XVII веке.

​ Гордость Томска – Новосибирск. 1982 г.

​ Дюсекин В. Томичи в боях за Родину. – Томск, 1959 г.

​ Дмитриенко Н.М. Сибирский город Томск. – Томск,» 2000 г.

​ Егоров И.В. Учёные Сибири в годы Вов – Новосибирск, 1947г.

​ ЗаплавныйС. Рассказы о Томске. 1980 г.

​ История названия томских улиц . 2004 г.

​ Кузнецов И.И. Золотые звёзды: Томичи – Герои Советского союза. 1960г.

​ Шепелев Ю.И. ,Зайцева З.А. Деревянная архитектура Томска. – М., 1987 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся"

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта на...

Рабочая программ "Духовно-нравственное развитие" 4 класс

Рабочая программ "Духовно-нравственное развитие" 4 класс...

Рабочая программа духовно-нравственного воспитания детей 7 - 8 лет "Мой дом - моя крепость"

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются друг с другом не только дальние, но и близкие родственники. Изучени...

рабочая программа духовно-нравственного воспитания обучающихся 1 класса

рабочая программа духовно-нравственного воспитания...

Адаптированная рабочая программа: "Духовно-нравственное воспитание", 1-4 класс

Рабочая программа: "Духовно-нравственное воспитание", 1-4 класс...

Рабочая программа духовно-нравственного развития по курсу внеурочной деятельности "Мой край" с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЙ КРАЙ» С УЧЁТОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ...