Формирование экологической культуры у детей с сочетанными нарушениями через игровую деятельность
статья (3 класс)

Дерябина Раиса Егоровна

Работа по экологическому воспитанию младших школьников с применением игровой деятельности в интересной, занимательной форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры у детей с сочетанными нарушениями через игровую деятельность

«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь,

открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках»

В. А. Сухомлинский.

Как показывают наблюдения, беседы, в большинстве семей недостаточно прививается детям нравственного отношения к природе, у детей скудный запас знаний об окружающей действительности. Поэтому важная задача начальной школы – знакомство детей с природой, экологическое воспитание, формирование экологической культуры.

У детей с ОВЗ, имеющим сочетанные нарушения (нарушения в интеллектуальной, двигательной, нервно-психической и эмоциональной сфере) наблюдаются трудности в общении друг с другом, со взрослыми и низкая познавательная активность. У таких детей недостаточная сформированность внимания, памяти, но у них, как правило, хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные образы и события. Поэтому необходимыми принципами экологического воспитания младших школьников с ОВЗ является обеспечение наглядности, доступности игровой деятельности.

Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является-  игровая. Игры способствуют развитию познавательных способностей, расширению имеющихся у них представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных, развитию памяти, внимания, наблюдательности. В игре происходит познание взаимоотношений между объектами живой и неживой природы.

Классификация экологических игр:

-ролевые;

-соревновательные;

-дидактические;

-игры-путешествия.

Особенности ролевых экологических игр

В процессе ролевых экологических игр ребенок имеет возможность моделировать социальное содержание экологической деятельности. Например, целью ролевой игры «Строительство города» является формирование у детей представление о том, что строительство осуществляется только при условии соблюдения экологических норм и правил.

Особенности соревновательных экологических игр

Соревновательные экологические игры такие как: КВН, конкурсы, «Поле чудес», Экологические викторины стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков.

Особенности экологических игр-путешествий

В практической деятельности школьных образовательных учреждений часто применяются игры-путешествия.

В экологических играх-путешествиях школьники с помощью ТСО (технических средств обучения) попадают на морское дно или Северный полюс и т.д.

Особенности экологических дидактических игр

Дидактические игры в экологическом воспитании занимают одно из главных мест в работе с детьми.

Узнать об особенностях приспособления животных к среде обитания помогут игры: « Летает, бегает, прыгает», «Кто где живет?»;

усвоить знания об экосистемах поможет игра: «У кого какой дом»;

способствовать усвоению знаний о росте и развитии живых организмов будут игры: «Что сначала, что потом», «Птицы-рыбы-звери», «Живое - неживое»; о правилах поведения в природе расскажет игра «Выбери правильно дорогу».

Критериями выбора и подбора игр являются:

-программа, по которой ведется работа в ОУ;

-возможности образовательного учреждения;

-предпочтения педагога;

-уровень подготовленности детей.

Эффективность применяемых игровых приемов зависит от разнообразия и интересного содержания игровых действий.

Игровые приемы обучения, так же как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии.

Педагог, играя с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры. В игре детям просто необходимо быть внимательными к стремительно развивающемуся сюжету. Игра требует от детей запоминать множество обозначений и быстро принимать решение, как поступать в неожиданно возникающих ситуациях, соблюдая при этом правила игры.

Экологическое воспитание детей в процессе игры наиболее эффективно. Играя, ребенок выполняет весь комплекс умственных и практических действий, причем, не осознавая это как процесс преднамеренного обучения.

В экологических играх целесообразно применять художественно оформленный наглядный материал, придумывать интересные игровые сюжеты, привлекать детей к совместному решению единой задачи, прибегать к помощи сказочных героев и музыкального сопровождения.

Дидактическая игра «Звездный зоопарк»

Цель игры: знакомство детей с созвездиями, формирование умения составлять созвездия; дать представления о взаимосвязи человека с окружающим миром, что наблюдение за звездным небом заставило объединить звезды в группы (если обвести их контуры можно увидеть силуэты птиц, животных).

Оборудование: набор для каждого ребенка, включающий в себя лист бумаги с наклеенными квадратиками из бархатной бумаги в форме созвездия и небольшие звездочки из цветной бумаги для составления созвездий.

Ход игры: Детям раздаются наборы для игры. Далее детей просят составить созвездия, опираясь на квадратики бархатной бумаги и угадать его название. Выигрывает тот, кто правильно выполнит задание и скажет правильное название созвездия.

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Игра построена таким образом, чтобы дети смогли сами понять и объяснить, как среда обитания животных влияет на их внешний вид, питание и повадки.

Оборудование: фигурки (картинки) животных, карта мира, фишки.

Ход игры: педагог намеренно с ошибками располагает игрушки (картинки) животных на карте мира. Задача детей найти и исправить ошибки. За каждый правильный ответ выдается фишка. Победителем становится ребенок, правильно нашедший и исправивший большее количество ошибок.

Выводы

 Опыт моей работы показал, что целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию младших школьников с применением игровой деятельности в интересной, занимательной форме помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть ее тайны и законы, развить в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом, развить познавательную активность детей.

 Дети все больше понимают, что человек и природа неразрывно связаны. И оттого, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики

Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики Методическая цель: познакомить присутствующих на мастер-клас...

Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных и...

Формирование экологических представлений у младших школьников с ДЦП через проектную деятельность.

Одной из важнейших задач современной школы является повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной г...

Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

данная статья раскрывает роль экскурсий в формировании экологической культуры и в пробуждении познавательного интереса к объектам окружающей среды.Характеризует этапы становления познавательного интер...

Формирование экологической культуры воспитанников с ограниченными возможностями здоровья через воспитательную работу с элементами проектной деятельности

Все уже давно осознали, что школа должна не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько уметь научить пользоваться этими знаниями  для решения различных жизненных задач. Научить  приоб...

Разработка системы работы «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Данная методическая разработка описывает принцип организации и проведения работы по формированию коммуникативных умений с детьми на основе активизирующего общения с использованием игр и игровых упражн...

Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность»

Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность»...