Формирование экологической культуры у детей с сочетанными нарушениями через игровую деятельность
статья (3 класс)
Работа по экологическому воспитанию младших школьников с применением игровой деятельности в интересной, занимательной форме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование экологической культуры у детей с сочетанными нарушениями через игровую деятельность
«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь,
открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках»
В. А. Сухомлинский.
Как показывают наблюдения, беседы, в большинстве семей недостаточно прививается детям нравственного отношения к природе, у детей скудный запас знаний об окружающей действительности. Поэтому важная задача начальной школы – знакомство детей с природой, экологическое воспитание, формирование экологической культуры.
У детей с ОВЗ, имеющим сочетанные нарушения (нарушения в интеллектуальной, двигательной, нервно-психической и эмоциональной сфере) наблюдаются трудности в общении друг с другом, со взрослыми и низкая познавательная активность. У таких детей недостаточная сформированность внимания, памяти, но у них, как правило, хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные образы и события. Поэтому необходимыми принципами экологического воспитания младших школьников с ОВЗ является обеспечение наглядности, доступности игровой деятельности.
Ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста является- игровая. Игры способствуют развитию познавательных способностей, расширению имеющихся у них представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных, развитию памяти, внимания, наблюдательности. В игре происходит познание взаимоотношений между объектами живой и неживой природы.
Классификация экологических игр:
-ролевые;
-соревновательные;
-дидактические;
-игры-путешествия.
Особенности ролевых экологических игр
В процессе ролевых экологических игр ребенок имеет возможность моделировать социальное содержание экологической деятельности. Например, целью ролевой игры «Строительство города» является формирование у детей представление о том, что строительство осуществляется только при условии соблюдения экологических норм и правил.
Особенности соревновательных экологических игр
Соревновательные экологические игры такие как: КВН, конкурсы, «Поле чудес», Экологические викторины стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений и навыков.
Особенности экологических игр-путешествий
В практической деятельности школьных образовательных учреждений часто применяются игры-путешествия.
В экологических играх-путешествиях школьники с помощью ТСО (технических средств обучения) попадают на морское дно или Северный полюс и т.д.
Особенности экологических дидактических игр
Дидактические игры в экологическом воспитании занимают одно из главных мест в работе с детьми.
Узнать об особенностях приспособления животных к среде обитания помогут игры: « Летает, бегает, прыгает», «Кто где живет?»;
усвоить знания об экосистемах поможет игра: «У кого какой дом»;
способствовать усвоению знаний о росте и развитии живых организмов будут игры: «Что сначала, что потом», «Птицы-рыбы-звери», «Живое - неживое»; о правилах поведения в природе расскажет игра «Выбери правильно дорогу».
Критериями выбора и подбора игр являются:
-программа, по которой ведется работа в ОУ;
-возможности образовательного учреждения;
-предпочтения педагога;
-уровень подготовленности детей.
Эффективность применяемых игровых приемов зависит от разнообразия и интересного содержания игровых действий.
Игровые приемы обучения, так же как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии.
Педагог, играя с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры. В игре детям просто необходимо быть внимательными к стремительно развивающемуся сюжету. Игра требует от детей запоминать множество обозначений и быстро принимать решение, как поступать в неожиданно возникающих ситуациях, соблюдая при этом правила игры.
Экологическое воспитание детей в процессе игры наиболее эффективно. Играя, ребенок выполняет весь комплекс умственных и практических действий, причем, не осознавая это как процесс преднамеренного обучения.
В экологических играх целесообразно применять художественно оформленный наглядный материал, придумывать интересные игровые сюжеты, привлекать детей к совместному решению единой задачи, прибегать к помощи сказочных героев и музыкального сопровождения.
Дидактическая игра «Звездный зоопарк»
Цель игры: знакомство детей с созвездиями, формирование умения составлять созвездия; дать представления о взаимосвязи человека с окружающим миром, что наблюдение за звездным небом заставило объединить звезды в группы (если обвести их контуры можно увидеть силуэты птиц, животных).
Оборудование: набор для каждого ребенка, включающий в себя лист бумаги с наклеенными квадратиками из бархатной бумаги в форме созвездия и небольшие звездочки из цветной бумаги для составления созвездий.
Ход игры: Детям раздаются наборы для игры. Далее детей просят составить созвездия, опираясь на квадратики бархатной бумаги и угадать его название. Выигрывает тот, кто правильно выполнит задание и скажет правильное название созвездия.
Дидактическая игра «Исправь ошибку»
Игра построена таким образом, чтобы дети смогли сами понять и объяснить, как среда обитания животных влияет на их внешний вид, питание и повадки.
Оборудование: фигурки (картинки) животных, карта мира, фишки.
Ход игры: педагог намеренно с ошибками располагает игрушки (картинки) животных на карте мира. Задача детей найти и исправить ошибки. За каждый правильный ответ выдается фишка. Победителем становится ребенок, правильно нашедший и исправивший большее количество ошибок.
Выводы
Опыт моей работы показал, что целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию младших школьников с применением игровой деятельности в интересной, занимательной форме помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть ее тайны и законы, развить в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом, развить познавательную активность детей.
Дети все больше понимают, что человек и природа неразрывно связаны. И оттого, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/13/picture-200618-1360769226.jpg)
Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики
Формирование прочных вычислительных навыков у детей младшего школьного возраста через игровую деятельность на уроках математики Методическая цель: познакомить присутствующих на мастер-клас...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/14/picture-91974.jpg)
Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных и...
Формирование экологических представлений у младших школьников с ДЦП через проектную деятельность.
Одной из важнейших задач современной школы является повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной г...
Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
данная статья раскрывает роль экскурсий в формировании экологической культуры и в пробуждении познавательного интереса к объектам окружающей среды.Характеризует этапы становления познавательного интер...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/30/picture-541587-1417342244.jpg)
Формирование экологической культуры воспитанников с ограниченными возможностями здоровья через воспитательную работу с элементами проектной деятельности
Все уже давно осознали, что школа должна не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько уметь научить пользоваться этими знаниями для решения различных жизненных задач. Научить приоб...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/11/picture-1314230-1613055051.jpg)
Разработка системы работы «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Данная методическая разработка описывает принцип организации и проведения работы по формированию коммуникативных умений с детьми на основе активизирующего общения с использованием игр и игровых упражн...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/18/picture-1030922-1545151379.jpg)
Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность»
Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность»...