Играем в театр
презентация к уроку (2 класс)

Пономарева Татьяна Валентиновна

«Что такое театр? Это лучшее средство общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребенка…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_v_teatr-1.docx23.05 КБ
PDF icon ponomarevatv_19042018-1.pdf2.47 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый городской фестиваль

по игре «Что? Где? Когда?

среди учащихся 1-4 классов

«Мудрый совёнок»

«Играем в театр»

Городской семинар для педагогов, сопровождающих команды:

«Использование театрализации в интеллектуальных играх для младших школьников»

Выступление на семинаре по теме:

«Театральные игры как средство всестороннего развития ребёнка»

Воспитателя ГПД ГБОУ лицея № 470

Пономаревой Татьяны Валентиновны

Санкт – Петербург

2018

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Хотелось бы поговорить сегодня о такой теме, как «Театральные игры как средство всестороннего развития младшего школьника» и немного поделиться своим личным опытом из школьной практики.

Слайд 2

Такую можно начинать со слов русского театрального режиссера, актера и педагога Константина Сергеевича Станиславского.

«Что такое театр? Это лучшее средство общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребенка…»

Слайд 3

Часто мы стараемся предложить своим детям то, чего не было у нас, то, что отражает последние достижения технического прогресса: компьютерные и электронные игры, игровые приставки, интерактивные игрушки.

Но нужно ли всё это нашим детям? Способствуют ли эти новые занятия их умственному, душевному и общему психическому развитию? Единого мнения о вреде новомодных игрушек пока не существует, а вот то, что есть польза от многих традиционных игр, известно давно.

Слайд 4

Каждый человек проводит своё детство в мире ролевых игр, которые помогают ребёнку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребёнок играет по-своему, но все дети копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Поэтому, работая с детьми, мы часто используем различные виды игр. Широко применяются игры с элементами театрализации.

Театрализованная игровая деятельность направлена на развитие чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти.

Главное-чтобы игра оставалась игрой, приносила детям радость, а не была запланированной, заорганизованной деятельностью, направленной только на результат.

Использование приёмов театрализации в игровой деятельности младших школьников с успехом может помочь в реализации задач воспитания, развития и обучения детей.

Слайд 5

Игры с использованием приёмов театрализации.

Такие игры могут быть самыми разнообразными, поскольку и сам театр представляет собой синтез слова, движения, музыки, взаимодействия с партнёром.

Игра в театр– занятие удивительное и уникальное тем, что знания, навыки, информацию, пищу для размышлений и впечатления получаешь не извне, от учителя или из книжки, а в основном черпаешь из себя самого. И – в равной степени – от своих «коллег», если таковые имеются (в идеале – это коллективное дело). То есть, это отличный способ познакомиться с самим собой – разным, контрастным, непривычным, осознать свою творческую смелость, попробовать быть режиссёром своих же придумок, и, конечно же, воплотить их в жизнь здесь и сейчас.

Слайд 6

Позвольте поделиться личным опытом применения театральных игр на примере моих учеников

Слайд 7

Через театральные постановки можно знакомиться с традициями и особенностями разных стран. Так, например, мы знакомились с Грузией и дети играли грузинскую сказку«Про блоху и муравья»о крепкой дружбев стиле национального грузинского театра масок – «Берикаоба».

Слайд 8

Через театрализованные представления можно знакомиться с особенностями жизни в разное время, с трудностями, которыми сталкиваются взрослые. Так, например, на одном из внеклассных мероприятий дети менялись ролями с родителями и перемещались во времени, чтобы узнать, как раньше учились в школе, какие раньше слушали сказки. Сами дети представили одну из известных сказок, которая передается из поколения в поколение.

Слайд 9

Через театрализованные представления можно знакомиться с традициями русской культуры. Так, например, мы всем классом встречали Масленицу. Детям надо было изучить что означает кукла, как ее делать, сами пекли блины, учили стихи, готовили игры.

Слайд 10

Вариантов игр огромное множество, но приведу примеры наиболее удачных, которые можно рекомендовать использовать как в урочное время, так и во внеурочное.

Слайд 11

Театральная игра «Угадай, что я делаю?»

Дети встают в круг.

Каждый ребенок принимает определенную позу и оправдывает ее:

  • стоит с поднятой рукой (кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в шкафчике, вешаю куртку, украшаю елку, …);
  • стоит на коленях, руки и корпус устремлены вперед (ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка, натираю пол, …);
  • сидит на корточках (смотрю на разбитую чашку, рисую мелом, …);
  • наклонился вперед (завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок, …).

Педагог предлагает ребятам повторить игру в движении.

Дети ходят свободно по залу под музыку.

Как только музыка заканчивается, ребята останавливаются, принимают определенные позы, затем оправдывают их (собираю цветы, наклонился за грибом и т.д.).

Слайд 12

Театральная игра «Превращение предмета»

Цель: развивать воображение, фантазию детей.

Педагог: «В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение — это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение».

Берется какой-либо предмет и кладется на стол или передается по кругу от одного ребенка к другому. Ребенок должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

  • карандаш или палочка: ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа, …;
  • маленький мячик: яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок, …;
  • записная книжка: зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, ….

Слайд 13

Театральная игра «Алгоритм Цицерона»

Цель: развивать «писательские способности».

Обязательное условие – «круглый стол», т.е. помещение играющей группы в круг, который обеспечивает равенство всех участников и тем самым – их психологический комфорт).

Сев удобно в кружок, группа получает задание: рассказать совершено любую историю, опираясь на знаменитый «Алгоритм Цицерона», т.е. на серию последовательных вопросов:

Кто? Что? Где? Чем? Зачем? Как? Когда?

Можно вести эту игру в несколько раундов. Через несколько раундов игры, после серии неудачных и незначительных реплик, игроки начнут «творить», вот тогда и начинайте записывать то, что говорят участники игры – такими «плодами» коллективного драйва нельзя пренебрегать!

Слайд 14

Театральная игра «Море волнуется!»

Цель: развивать краткосрочную память и быстроту телесных реакций.

Стулья расставляются в ряд (как в театре), игроки занимают стулья. Ведущий становится напротив игроков, лицом к ним. В комнате выбирается «база», некоторое удаленное от основного пространства игры место, куда Ведущий будет отводить игроков.

  • Начало. «Слова»

Каждый игрок придумывает одно слово (имя существительное) и по цепочке громко называет свое слово вслух – Ведущему. Самый последний в ряду игрок называет свое задуманное слово и становится Рассказчиком.

  • Продолжение. «Рассказ Рассказчика»

Последний игрок, который стал Рассказчиком, начинает плести небылицу – т.е. рассказывать связный рассказ. В этот рассказ должен вставить поочередно все прозвучавшие в игре слова. Как только звучит «его слово», игрок, это слово произносивший, поднимается со своего места и идет, держась за руку Ведущего к «базе» – т.е., подальше от основного пространства игры. Так, все игроки выстраиваются Ведущим в «Цепочку-очередь».

  • Последний аккорд. «Море волнуется!»

Перебрав все прозвучавшие слова, включая и свое слово, Рассказчик логически завершает свой выдуманный рассказ фразой: «Море волнуется!» Как только звучит эта фраза, все игроки, отведенные к базе, должны броситься к своим стульям, чтобы успеть занять свои места, потому что Ведущий бежит вместе с ними, стремясь занять место опоздавшего к своему стулу игрока. Тот, чей стул занят Ведущий, становится Ведущим в следующем раунде игры.

Главную интригу создает Рассказчик. Он должен путать слушателей своим рассказом: заставлять вначале долго ждать «ключевое слово», а затем выдавать несколько слов подряд, чередуя тем самым томительное ожидание и радостную суету.

Слайд 15

Театральная игра «Театр аббревиатур!»

Цель: развивать воображение, комбинаторные функции интеллекта, ассоциативное мышление.

Требует от участников «актёрского мастерства», а значит раскованности каждого, сплоченности группы в целом, т.е. предварительной разминки.

Водящий выходит за дверь. Игроки, посоветовавшись, придумывают сообща слово. Это слово должен будет отгадать Ведущий, когда вернется. Буквы, из которых состоит это слово, распределяются между игроками.

Каждая буква должна соответствовать определенному типу поведения, черте характера, социальному типу. Лучше, если Вы будете играть во что-нибудь одно, например, только черты характера или только типы или профессии людей.

З – зависть, Ж – жадность, О – озорство, Э – эрудированность и т.д.

Когда ведущий возвращается в комнату, участники игры представляют ему пантомимы. Водящий должен угадать, что же ему пытаются показать, а из первых букв угаданных слов – сложить и разгадать задуманное  вначале игры СЛОВО.

Слайд 16

Значение интеллектуальных театральных игр

Говорят, детство – время интуиции: ребенок интуитивно чувствует, что ему нужно для его развития и стремится к этому всеми силами своей чистой души.

Играя, маленький человек познает мир, мир взрослых отношений. Познает себя в этом мире, и не только познает, он примеряет на себя различные роли.

Сказки и игры теперь сложнее – они требуют иной связи с культурой. Более глубокой, более продуманной и… профессиональной. Теперь для развивающих игр ребенку нужен взрослый. Взрослый, который будет представителем мира культуры в сознании ребенка, мира культуры – мира нравственности. Мира социальных норм, знаний…. И, в то же время, он будет проводником, другом и помощником в этом мире -  мире взрослой игры.

Где же найти ребенку такой игровой и сказочный мир? Где найти такого взрослого сказочника?

Слайд 17

Правильно! Этот мир – театр. Этот взрослый – педагог-режиссер. Причем, цивилизованный мир давно понял эту великую магию театра. Недавно в «Культурной революции» (Канал «Культура») М.Е. Швыдкой озвучил интересные цифры: около тысячи американских университетов имеют у себя факультеты актерского мастерства. Но только 3% выпускников по окончании, занимаются актерской профессией. А остальные? Остальные – менеджеры, консультанты, учителя, психологи, политики, бизнесмены… Им театр нужен для успеха в жизни!

Так вот почему детская душа, не подавленная взрослым авторитаризмом, интуитивно так стремится в театр! Она стремится к успеху в жизни!!! И это стремление, с одной стороны, подкрепляется тем, что попадая в театр, ребенок попадает снова в мир того детства, где игра и сказка были его законным правом и главным делом жизни.

И мы, учителя, не можем изменить систему нашего образования, но с помощью интеллектуальных театральных игр можем помочь обрести маленькому человеку веру в себя и свой успех!

Слайд 18

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!

Слайд 19

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевые игры, школьный театр на уроках английского языка "Time to act is time to learn"

      Ролевые игры - давно и хорошо зарекомендовали себя как комплексный метод обучения иностранному языку, который активизирует лексику и коммуникативные навыки ребенка. Ее знач...

Образовательная программа "Играем в театр" для детей 7-10 лет

Данная программа рассчитана на детей младшего школьного  возраста 7 – 10 лет (1-4 классы).Востребованность и актуальность данной программы обусловлена не только  требованиями современного об...

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени общего образования "Играем в театр"

Образовательная программа внеурочной деятельности «Играем в театр» разработанав соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Образ...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для школы I ступени «Играем в театр»

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для школы I ступени  «Играем в театр»...

«Играют в театр взрослые и дети»

Цель:Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих задач через реализацию проекта.Задачи:1.Привлечь всех участников проекта к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправл...

Урок литературного чтения( чтение). Играем в театр

Урок для 1 класса по Азбуке Нечаевой ( Программа Л.В.Занкова)...

Конспект занятия кружка "Играем в театр".

Разработка занятия в кружке "Играем в театр" в рамках внеурочной деятельности в школе. Тема занятия: Техника речи (дикция, голос, интонация). Ритмопластика и хореография (этюды в театральных упра...