Внеклассное мероприятие "Азбука нравственности"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
« Азбука нравственности»
Цель: расширить знания детей о правилах культурного поведения в повседневной жизни в коллективе, обществе.
Задачи:
- знать о категориях добра и зла;
- развивать умение правильно оценивать себя и других, анализировать, обобщать;
- воспитывать культуру общения друг с другом.
Форма проведения: поисковые, дискуссионные.
Ход занятия
1.Организационная часть. .Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы, мы все здоровы. Вдохните в себя свежесть и красоту дня. Выдохните обиду, злобу, беспокойство.
Я рада приветствовать вас на воспитательском часе «Азбука нравственности». Если человек первые буквы, слоги сливает, слова читает с азбуки, букваря, то мы с вами сейчас узнаем, что изучает азбука нравственности. Цель нашей встречи: какие нормы поведения в коллективе, обществе, правила общения друг с другом нужно знать, также знать категории добра и зла.
- Все мы считаем себя мыслящими людьми, личностями. Я личность? Какие качества присущи мне, как личности? 4. Выберите те качества характера, которые присущи вам.
-Какая я Личность?
- творческая
-милосердная
- справедливая
- честная
- целеустремленная
- вежливая
- умная
- доброжелательная
- доверчивая
- трудолюбивая
- спокойная
- злая
- мечтательная
-слабая
- терпеливая
- расчетливая
- агрессивная
- Это качества личности определяющие поведение.
- Что такое “Нравственность” . Как вы понимаете значение слова нравственность? Нравственность – это качества личности, которые определяют поведения, поступки человека.
- Сколько в нашей азбуке нравственности хороших качеств!
- Мы перечислили хорошие качества личности, которые определяют поведение человека. Есть качества характера противоположные этим качествам. Назовите какие? Злость, лень, враждебность, грубость, безответственность, глупость, жадность и т.д.
- Что такое поведение? Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик» Гёте.
- Молодцы! Перечислили хорошие и плохие качества характера человека. Сейчас, представьте перед вами зеркало - подумайте, посмотрите на себя со стороны: какие качества в вашем характере преобладают.
Народная мудрость гласит: Ни стыда ни совести; Покраснел от стыда
- Как вы думаете что такое “совесть”? Совесть – это психический механизм самооценки и самоконтроля с позиции добра и зла в том понимании, которое он для себя принял.
- Сейчас я предлагаю вашему вниманию ситуации из повседневной жизни: определите свое отношение к нравственным нормам поведения. Как бы вы поступили, оказавшись в каждой из них?
1. Во время каникул, когда вы собрались ехать отдохнуть, мама неожиданно попросила помочь привести в порядок учебный комнату. Как вы поступите?
- а. Скажите, что согласны помочь, и отложите свой отъезд;
- б. Соберете ребят и вместе с ними сделаете всю работу за один день;
- в. Пообещаете выполнить работу после возвращения;
- г. Посоветуете привлечь на помощь того, кто остается в городе;
- д. Или...
2. Вам дали поручение, которое не по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу класса. Как вы поступите?
- а. Добросовестно выполните поручение;
- б. Привлечете к выполнению поручения товарищей;
- в. Попросите дать вам другое, более интересное для вас поручение;
- г. Найдете повод для отказа;
- д. Или...
3. Вы случайно услышали, как группа одноклассников высказывала справедливые, но неприятные замечания в ваш адрес. Как вы поступите?
- а. Постараетесь объяснить ребятам свое поведение;
- б. Переведете разговор в шутку, но постараетесь поскорее исправить те недостатки, о которых шла речь;
- в. Сделаете вид, что ничего не слышали;
- г. Скажете ребятам, что они сами не лучше вас, особенно потому, что говорят о вас в ваше отсутствие;
- д. Или ...
4.В трудовом лагере труда и отдыха во время прополки овощей у вас на руках образовались болезненные мозоли. Как бы вы поступите?
- а. Будете, превозмогая боль, выполнять норму, как все;
- б. Обратитесь к друзьям с просьбой помочь выполнить норму;
- в. Попросите освободить вас от этой работы и перевести на другую;
- г. Оставите работу незаконченной и пойдете отдыхать;
- д. Или ...
5. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Как вы поступите?
- а. Потребуете от обидчика извинений в адрес пострадавшего;
- б. Разберетесь в причинах конфликта и добьетесь его устранения;
- в. Выразите соболезнования тому, кого обидели;
- г. Сделаете вид, что вас это не касается;
- д. Или ...
6. Случайно, не желая того, вы нанесли небольшой ущерб или причинили зло другому человек. Как вы поступите?
- а. Сделаете все возможное для устранения зла, ущерба;
- б. Извинитесь, объясните пострадавшему, что не хотели этого;
- в. Постараетесь, чтобы никто не заметил нанесенного вами ущерба, сделаете вид, что вы не виноваты;
- г. Свалите вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват.
- Вот мы прослушали ваши мнения, поступка, ведь каждый поступок неосознанный ведет и несет за собой ответственность, поэтому будьте очень внимательны и бдительны по отношению к окружающим – это прописывается в азбуке нравственности.
- Я желаю, чтобы у каждого были хорошие качества характера, развивайте в себе эти качества, работайте над собой, трудитесь над собой, от этого зависит ваша жизнь, какой она будет: успешной или неудачной.
Вспомним зиму. Представте снежинку в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь, обязательно от души, подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза. Мы знаем, что от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство - ДОБРОТА. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в зале стало светлее. Это, наверно, потому что вы такие добрые сердечные ребята.
- И в завершении классного часа послушаем маленький рассказ “Осколки доброты” неизвестного автора: Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развеивались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
-Какое у вас ощущение, что вы чувствуете после прочтения рассказа?
-Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?
- Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали?
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке.
- Представьте себе что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?
- Ребята, кто скажет, что такое добро?
В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова «Добро это - все положительное, хорошее, полезное, противоположное злу». Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий, для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Давайте мы все вместе прочитаем слова М. Пришвина. «Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека».
- Вы согласны с этим высказыванием?
- Как вы его понимаете? (Конечно, же солнце согревает землю, все растет и цветет, а человек своими хорошими и добрыми поступками делает жизнь лучше.)
Конфуций: древний мыслитель и философ Китая «Только добро ведет к счастью».
Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.
- Добро помни, а зло забывай.
- Добрые дела красят человека.
- Делай добро и жди добра.
- Доброе дело без награды не остаётся.
- Добрые дела дороже богатства.
Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте - это доброе слово.
- Ребята, как вы думаете: А легко ли быть по - настоящему добрым, внимательным, отзывчивым?
Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием.
- А сейчас я хотела бы вам прочитать одну известную, восточную притчу.
«Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка. улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”
Как вы думаете, как ответил мудрец?
Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”
Как вы думаете, почему так ответил мудрец? (Ответы детей)
Золотое правило нравственности:
Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Твори добро, чтобы любя,
Добро тебя нашло.
Зла не сверши, чтоб и тебя
Не погубило зло.
- Действительно все в наших руках. Добро сотворенное нашими руками принесет чудо.
Итог занятия: вот такие элементарные правилами поведения в азбуке нравственности множество. Знайте и выполняйте.
- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Возьмитесь руками, сожмите, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с классного часа. Будьте в жизни добрее и терпимее друг к другу, находите то доброе и хорошее, что есть в душе каждого из вас. Я хочу, чтобы вы были сплоченные и дружные, чтобы дружеские отношения у вас остались на долгие годы.
Используемая литература:
- Щуркова Н В. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников, М., 2002.
- Декларация принципов толерантности. ЮНЕСКО. 1995.
- Конвенция о правах ребенка. 1989.
- Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме, Ростов–на–Дону, 2002.
- Права человека. Книга для чтения. М., «Права человека», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/29/picture-147-1580326715.jpg)
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию учащихся "Единство души и земли" (Великие православные праздники)
В настоящее время актуальным является вопрос о преподавании основ православной культуры. Нужно это в школе или нет? Споров много, но все-таки перевес в положительную сторону. Школа должна дать ребенку...
Внеклассное занятие.Урок нравственности «Сад доброты»
Урок нравственности «Сад доброты»...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/23/picture-33899-1350995713.jpg)
Программа внеклассного кружка "Уроки нравственности"
Внеурочная деятельность. 600 игр по нравственности. Насыщенный, интересный материал....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/05/picture-71504-1396721020.jpg)
Внеклассное мероприятие по ОРКСЭ "Род и семья - исток нравственных отношений"
Данное занятие проведено в малочисленном классе после открытого урока с родителями по предмету "основы светской этики", тема "Род и семья - исток нравственных отношений". Считаю, что в большом ...
Духовно-нравственное воспитание на уроках лит. чтения (из опыта работы). Внеклассное мероприятие по экологии.
Во все века люди высоко ценили духовность и нравственность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её...