конспект занятия и доклад
план-конспект занятия (4 класс)

Конспект открытого занятия "Зимние забавы" (4 класс). Цели и задачи.  Этапы проведения занятия.

Доклад на тему "Возможности личностно-развивающего обучения в воспитательной работе".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия

по теме «Зимние забавы» в 4 «Б» классе

Место проведения:ГКОУ СКОШИ № 52

Председатель м/о воспитателей:Рождественская И.Б.

Провела воспитатель группы 4 «Б» класса

Ушкова Ю.А.

Москва, 2017 г.

Уровень образования: начальное общее образование

Контигент учащихся: группа учащихся 4 Б класса.

Дата проведения – 17 января 2017 г.

План.

  1. Организационный момент.
  2. Рассказ о Новом годе и истории его празднования.
  3. Вопросники.
  4. Загадки.
  5. Игры.
  6. Кроссворд.
  7. Мультфильм.
  8. Подведение итогов.

Вид занятия: групповое занятие с помощью презентации.

Тема: Зимние забавы.

Цель: Познакомить воспитанников с зимними забавами, понимать значение проведения Нового года, развивать познавательную активность детей, коммуникативность.

Основные задачи:

  1. Образовательная: объяснить детям, как проводят Новый год, укрепить знания о загадках о Новом годе и проведении праздника.
  2. Воспитательная: развивать качества - положительные стороны межличностного отношения, создать атмосферу для сплочения классного коллектива, воспитывать культуру общения, умение слушать своего оппонента, уважение к праздникам.
  3.  Развивающая: развивать словесную память, речь, внимание, логическое мышление, творческое воображение и наблюдательность.
  4. Коррекционная: наполнить словаря учащихся новыми словами и понятиями на данную тему, развивать речь и исправлять ошибки в речи.

Оборудование: доска, маркеры, компьютер, экран, карточки с рисунками, мольберт.

Словарь: гирлянда, клюшка, хлопушка, хоккеист, снегирь.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сейчас будет внеклассное мероприятие.

Дети садятся и слушают воспитателя. Воспитатель через компьютер показывает на экране презентацию на тему: «Зимние забавы».

Воспитатель: Мероприятие называется «Зимние забавы». Посмотрите на название занятия (показывает на название презентации – первый слайд).

Воспитатель: Что такое забавы?

Ученик: Забавы – это когда играют в разные игры и веселятся.

Если ученики могут отвечать на вопрос, то один из них ответит, что забавы– это когда играют в разные игры, например, в снежки. Если ученики не могут отвечать на вопрос, то воспитатель объясняет, что такое забавы.

  1. Проведение занятия.

Воспитатель задаёт учащимся вопросы «Какое сейчас время года?», «Какой сейчас месяц?», «Когда давно отмечали Новый год?» «Почему мы любим Новый год?» Учащиеся отвечают на вопросы.

Воспитатель переводит через компьютер на другой слайд презентации. Слайд «Картинка Пётра Первого» и рассказывает историю празднования Нового года.

  1. Знакомство с новым материалом.

Воспитатель переводит через компьютер на слайд «Вопросы».

Воспитатель:(показывает на слайд с вопросом «Январь»). Ребята, вы прочитайте вопрос. Поняли? Кто может отвечать?

Воспитатель: Посмотрите на картинку. Что это? Посмотрите на вопрос. Кто может отвечать?

Ученик: Об январе.

Воспитатель: Давайте проверим. Правильно или нет?

Если ученик правильно ответил, то воспитатель показывает на слайде ответ.

Воспитатель: Молодец! Правильно ответил. Почему это январь?

Ученик: Потому что первый месяц – декабрь, а второй – январь. Поэтому он в середине зимы.

Воспитатель: Молодец!

Следующие слайды «Пётр Первый», «Ёлка».

Дальше ученики отвечают на вопросы, опираясь на слайды с картинками.

  1. Проверка материала.

Слайд «Загадки».

Воспитатель: Ребята, давайте проверим, хорошо ли вы знаете загадки. Посмотрите на следующий слайд (слайд «Загадки» - показывает на первую загадку). Вместе прочитаем первую загадку. (Ребята хором читают её). Нужно отгадать её.

Если ученики не могут отгадывать загадку, то воспитатель показывает подсказку-рисунок.

Ученик: Это, наверное, шишка.

Воспитатель: Правильно! Давайте проверим (показывает отгадку на слайде). Дальше посмотрим следующую загадку. Что это? И переходит на следующие слайды тоже с загадками о снежинках, гирлянде. Показывает карточки с рисунками и спрашивает, что это.

Если ребята правильно называют отгадки, то воспитатель говорит: «Молодцы! Всё правильно отвечали! Умницы!»

Слайд «Новогодняя анаграмма слов».

Воспитатель: Поделитесь на две команды по три человека. Я сейчас раздам вам конверты. Там перемешаны буквы названий, подходящих празднику Нового года. Нужно правильно и по порядку из букв составить слово и сказать, что это. Все поняли?

Ученики: Мы поняли, как выполнить задание.

Воспитатель:(раздаёт конверты командам) Составьте слово из букв. Потом я проверю, как вы составляете слово.

Если ученики понимают, как выполнить задание, то можно делать. Они составляют первое слово – снегурочка.

Воспитатель:(показывает на слово) Молодцы! Быстро составили! Команда победила!

Потом снова раздаёт конверты с последующими словами.

И дальше команды составляют слова и правильно называют их, например, снежинка, хлопушка и сосулька.

Воспитатель говорит: «Молодцы! Всё правильно назвали слова! Умницы!»

Слайд «Игра «Снежинка».

Воспитатель:  Теперь поиграем. Игра называется «Снежинка» (показывает на   слайд). Сейчас я раздам ножницы и листы белой бумаги. Вот задание: нужно быстро и красиво вырезать снежинки из бумаги. (раздаёт ученикам ножницы и листы белой бумаги). Начинайте выполнять.

Ученики вырезают ножницами снежинки из белой бумаги.

Воспитатель: (взяв у ученицы готовую снежинку) Молодец! Вика красиво вырезала снежинку. Умница! (вешает снежинку на доску) и т.д.

Когда все ученики закончат вырезать снежинки, то воспитатель похвалит их за хорошо выполненное задание.

Слайд «Игра «Четвёртый лишний».

Воспитатель: Игра называется «Четвёртый лишний» (показывает на слайд с игрой). Нужно в строке слов найти лишнее слово и вычеркнуть его. (вывешивает первую строку на слайде)

 Дети читают первую строку слов.

Воспитатель: Какое слово лишнее? (показывает на строчку слов на слайде).

Ученик: Вот щука. Это лишнее.

Воспитатель: Правильно! Почему уберём слово щука?

Ученик: Потому что щука-рыба, и это не подходит новогоднему празднику.

Потом воспитатель показывает на другие слова и спрашивает, какое лишнее слово.

Если ребята не могут назвать лишнее слово, то воспитатель объясняет, какие слова относятся к новогоднему празднику.

Если ребята правильно называют лишние слова, то воспитатель говорит: «Молодцы! Всё правильно отвечали! Умницы!»

Слайд «Кроссворд с пустыми клетками».

Воспитатель показывает на кроссворд, закреплённый на доске, и говорит, что это кроссворд, и там нужно отгадать по вопросам и рисункам на слайде и сказать названия, записать их в клетки по горизонтали и по вертикали.

Воспитатель: Что такое горизонтали? Что такое вертикали?

Ученик: Горизонтали – это слева – справа, а вертикали – это сверху – внизу.

На доске и мольберте пишутся цифры, за которыми нужно написать ответы на вопросы.

Воспитатель: Нужно поделить на две команды по три человека. Один человек от каждой команды подойдёт к доске или мольберту, читает вопрос и напишет ответ. Максим, подойди к мольберту и напиши ответ.

На слайде «Вопросы к кроссворду», например, по горизонтали – 1. Как называется птица с красной грудкой? и  т. д.

Ученик: (подходит к мольберту и пишет) Снегирь. Если ученик не может писать ответ, то другой ученик помогает ему: подходит к мольберту и пишет следующий ответ.

Воспитатель: Помоги ему! Данил, подойди к мольберту и пиши ответ.

Воспитатель проверяет ответы и исправляет ошибки в них.

Воспитатель: Правильно! Молодцы! А теперь один ученик подойдёт к доске и напишет ответы в кроссворде. Матвей, подойди к доске и пиши слово в клетки.

Ученик подходит к доске и пишет ответы в кроссворде, потом другой ученик делает то же самое и т.д.

Когда ученики уже правильно разгадали кроссворд, то воспитатель говорит: «Кроссворд разгадан! Молодцы! Всё правильно отвечали!»

Слайд «Мультфильм».

Воспитатель: Теперь посмотрим мультфильм. Он называется «Зимняя сказка» (включает мультфильм). Посмотрите, о ком говорится.

Ученик: Это говорится о медведе.

Воспитатель: Какое время года? Какая погода? Что делает медведь? Что случилось  с ним? О чём он вспомнил?

Ученики: Зима. Погода солнечная, холодная, снежная. Медведь гуляет по лесу. Потом он заболел. Ему помог ёжик и варенья готовил и т.д.

Когда закончится просмотр мультфильма, то воспитатель спрашивает учащихся, о чём этот мультфильм, понравился ли он им или нет, почему.

Ученики: Мультфильм шёл о медведе, ёжике, как медведя лечили. Очень понравилось! Он показывает добро, желает веселья и здоровья.

  1. Итог занятия.

Воспитатель: О чём мы говорили? Что нового вы узнали? Кто может ответить?

Ученик: Мы узнали, что такое забавы. Мы говорили о Новом годе.

Воспитатель: Что мы сейчас делали?

Ученики: Мы ответили на вопросы о Новом годе, отгадали загадки, поиграли, разгадывали кроссворд, смотрели мультфильм.

Воспитатель: Молодцы! (показывает на слайд «Молодцы!»). Ребята работали хорошо и правильно отвечали. Умницы! Ответьте на вопрос, пожалуйста, какой будет праздник.

Если ученики не могут отвечать на вопрос, то воспитатель подсказывает, что будет большой православный праздник – Крещение Господне.

Воспитатель: Это будет 19 января. Что такое Крещение Господне? Что происходит в этот праздник?

Ученики: Понятно. Люди идут купаться три раза в холодной воде.

Воспитатель: Молодцы! Теперь я раздам сладкие конфеты. Вы хорошо работали! Я желаю вам успехов в учёбе, удачи и хорошего поведения.



Предварительный просмотр:

ГКОУ СКОШИ № 52

Методическое объединение воспитателей

Доклад на тему «Возможности использования личностно-развивающего обучения в воспитательной работе»

Подготовила  воспитатель  группы 4б класса

Ушкова Ю.А.

Москва, 2017 г.

    Развивающее обучение - а) процесс организации педагогом учебно-познавательной деятельности учащихся, в которой обеспечивается не только полноценное усвоение содержания образования, но и формируются способы учебно-познавательной деятельности (общеучебные и специальные умения и навыки), осуществляется умственное, духовно-нравственное, физическое развитие ученика;

б) ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию; в концепции развивающего обучения ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения.

    Личностное обучение - взгляд на личность как на субъект процесса обучения и на интересы ее развития – личность является не средством, а целью педагогической деятельности; такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения. Личностно-ориентированное обучение – это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методологическая организация условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно личностных функций.

Ориентация школы в конце 1980-х — начале 1990-х гг. на личностно-развивающее обучение была под руководством учёных -  психологов В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина, который пытался установить роль и значение младшего школьного возраста в психическом развитии человека. Было выявлено, что в современных условиях в этом возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития у учащихся абстрактно-теоретического мышления и произвольного управления поведением.

    Обучение и развитие – тождественные процессы.

    Развитие создает возможности – обучение их реализует,то есть развитие опережает обучение, которое идет как бы «в хвосте развития» (Дж. Дьюи, Ж. Пиаже. Основное кредо Дж. Дьюи и его последователей: «Ребенок – это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом обучения и воспитания»).

    Возможности – б) последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному ответственному субъекту воспитательного взаимодействия;

в) индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.

     Обучение должно быть направлено на создание необходимых зон ближайшего развития, которые превращались бы со временем в психические новообразования.

    В основе развивающего обучения школьников, по мнению В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина, лежит теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии. Суть в следующем: выявление и понимание учащимися недостаточности ранее усвоенных знаний и способов действий, постановка учебной задачи, оценка, обоснование найденного способа и самооценка собственной деятельности. Другими словами, не показ способа действий, а поиск, «выращивание» этого способа. Носитель учебной деятельности — ее субъект. Младший школьник в этой роли выполняет учебную деятельность первоначально вместе с другими и с помощью учителя. Развитие субъекта происходит в самом процессе становления этой деятельности, когда школьник постепенно превращается в учащегося, т. е. в ребенка, изменяющего и совершенствующего самого себя. Для этого он должен знать о своих ограниченных возможностях в чем-либо, стремиться и уметь преодолевать свою собственную ограниченность. Это означает, что ребенок должен рассматривать основания своих собственных действий и знаний, т. е. рефлексировать.

     Основной формой деятельности учащихся является диалог, в ходе которого определяется содержание очередной учебной задачи, анализирует пути ее решения. Он работает через осмысление учащимися своей деятельности, он обращен к способностям человека перестраивать свои действия, свой наличный опыт, свои мотивы и потребности. Он обращен к обмену не только мыслями, но и чувствами, переживаниями. На время проведения воспитательного занятия должен быть диалог. Например, на этапе просмотра мультфильма «Зимняя сказка». В течение действия мультфильма воспитатель задаёт вопросы учащимся: Кто это? Что он делает? Какое настроение? Какое время года? Какая погода? Что с героем случилось? О чём он вспомнил? Кто ему помог? Чем это закончилось? и другие, чтобы учащиеся понимают главную мысль и закрепляют знания о содержании мультфильма.

Данная система развивающего обучения отвечает следующим принципам:

 Принцип обучения на высоком уровне трудности.

 Принцип ведущей роли теоретических знаний.

 Принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом с сопутствующим непрерывным повторением.

 Принцип осознанного школьниками собственного учения, осознание самого себя как субъекта учения.

 Принцип работы над развитием всех учащихся.

Ученик

·       участвует в постановке новой учебной задачи, ее переопределении, в выявлении противоречия, проблемы; пытается вместе с учителем и другими учащимися выявить идею, гипотезу ее решения, предлагает свои варианты решения, свое видение проблемы (учитель при этом – ценный источник познания ученика);

·       при объяснении учителя живо участвует репликами, вопросами, мысленно ведет диалог с ним, критически осмысливая слова учителя;

·       учится в каждой учебной задаче выявлять метод решения, ход получения знания, учится отделять способ решения от результата;

·       выполняет задания дифференцированного типа, стремясь выделить обобщенные способы действия;

·       охотно анализирует свою учебную работу, свое психологическое состояние, открыто демонстрирует свои «плюсы и минусы», открыто демонстрирует свои способности;

·       имеет право на ошибку, на собственное мнение, отличное от мнения учителя и других учеников.

     Первоначально младшие школьники выполняют учебную деятельность совместно, поддерживают друг друга в принятии и решении задачи, проводят обсуждение путей поиска. Именно в этих ситуациях и возникают зоны ближайшего развития. Например, во время самоподготовки по русскому языку на темы «Склонение имён существительных» и «Именительный и винительный падежи имён существительных», «Падежные окончания имён прилагательных». Например, дети часто путают падежные окончания имён существительных и прилагательных. Во время самоподготовки по русскому языку они допускают ошибки в склонении имён существительных. Воспитатель помогает им исправлять ошибки так, что она ставит вопросы к именам существительным: кто? что? какого рода? и какое склонение?,  опираясь на окончания, чтобы дети понимают суть вопросов и правильно выполняют задание склонять имена существительные. Учащиеся могут путать падежные окончания имён прилагательных, и воспитатель подсказывает – ставит вспомогательные слова, например, родительный падеж – нет какого? чего? (синего моря) или дательный падеж -  подошёл к какой? кому? (красивой девушке)

     Концепция развивающего обучения В. В.Давыдова и Д. Б.Эльконина нацелена прежде всего на развитие творчества как основу личности. Ее развитие и апробация продолжаются и в настоящее время. Однако эта концепция пока недостаточно реализуется в массовой образовательной практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

Дополнительное образование. Занятие на тему : "Цирк" . Конспект занятия.

Дополнительное образование по факультативному курсу "Театр", ориентировано на развитие творческих способностей ребёнка через приобщение его к миру театра....

Конспект занятия в комнате релаксации «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации»

Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками как новые возможности школы по здоровьесбережению детей...

Конспект занятия"В гостях у Светофора «занятие по профилактике ПДД»

Занятие по ПДД "В гостях у светофора" позволит вам повторить правила дорожного движения. Конспект составлен для детей школы-интернат 1 вида, все доступно, так же может подойти для детского сада. Так ж...

Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.

Конспект занятия  в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...

Конспект занятия по коррекционно-развивающему курсу ( формирование речевого слуха и произносительной стороны речи)Конспект занятия

Конспект занятия по рассказу В.Катаева "Грибы". Составление пересказа с опорой на сюжетные картинки....